RU
Мария Комарова
8
подписчиков

Об авторе

Мария Анатольевна Комарова — редактор, учитель русского языка и литературы.

Двести пятьдесят тысяч рублей

В своём последнем романе «Третий человек» Константин Анатольевич Крылов описал два мира: Русские владения (утопия) и Российская федерация (антиутопия). Из РФ в РВ попали трое россиян. Эти люди — собирательные образы: как Базаров, или Печорин, или Петя Трофимов.
Так как Константин Анатольевич — писатель-реалист, собирательные образы в его произведениях очень яркие и точные.
Первый человек: Лиза Фасмер — прогрессивная чайлдфри-либералка-журналистка — выучилась на права, успешна в карьере, но у неё уже «тикают часики» — она не может устроить личную жизнь. Кто из нас такую не знает?
Второй человек: Саша Пилюшин — тюфяк, радующийся телевизору и пиву, когда разрешит жена.
Третий человек — Вахид.
Остановимся на этом персонаже подробнее. Приведу цитаты из романа в хронологическом порядке.
1. Вещества.
... Банча ничего не слышал. Он сидел на продавленном диване и мотал головой. Глаза его были закрыты, с бороды свисали слюни. В последнее время Банча подсел на что-то. Шакир пытался его образумить, как брата по вере. Банча чуть не убил Шакира.
2. Заветная мечта.
Читать далее

Литературный почерк Лорченкова

Читатель, столкнувшийся с произведениями Владимира Владимировича Лорченкова, первым делом примечает монодиалоги автора. Затем в литературных журналах появляется всё больше и больше текстов с этим приёмом. Это однозначно визитная карточка писателя, однако, как и усы, не единственная его хорошая сторона. В. В. Лорченков — прекрасный стилист, и его текст, если он захочет, можно узнать среди тысячи других. Даже если там не будет диалогов.
В этой статье рассмотрим стилистические приёмы В. В. Лорченкова на примерах «Бессарабского романа», «Самосвала», рассказов, публицистики и дневника писателя (в телеграм-канале и на бусти), а также перевода «Диалога „побеждённых“» Кусто и Рёбате. 
-------------------------------------
Стилистика — наука о таких элементах языка, которые присоединяются к «чистому», непосредственному выражению мысли и сопровождают собственно семантическое содержание высказываемого, внося в него разного рода эмоционально-оценочные моменты.
-------------------------------------
Исходя из определения стилистики, все приёмы В. В. Лорченкова, описанные в этой статье, несут экспрессивный характер.
1. Парцелляция в диалоге
Начну всё же с диалогов — чтобы те читатели, которые ещё не знакомы с В. В. Лорченковым, могли понять, о чём речь, и чтобы те, кто знаком, узнали побольше о любимых диалогах.
Читать далее

Максимка

— Макс, беги сюда! — кричали они.
— Сюда, сюда! — кричали они.
— Давай сюда, скорее! — кричали они.
Максимка родился в Ч — бывшем сталинском лагере. Здесь жили славяне — в основном, русские. Максимка был светленьким и белокожим. Долговязым и гибким, как верёвочка. Похожим на лягушонка. А ещё Максимка был терпеливым и добрым.
Жизнь в Ч на пятнадцать лет отставала от жизни в средних провинциальных городах. Максимка не лазил по стройкам в детстве, потому что строек в Ч не было. Он играл в двенадцать палочек, катался на велике, ходил на речку — купался и ловил рыбу.
В школе Максимку шлёпали учебниками по голове, а он корчил рожицы и всех смешил. Пока один раз кто-то не переборщил — Максимка заплакал. Это был первый раз, когда мы видели его слёзы. Никто больше не смеялся.
В двадцать один у Максимки появились супруга с сыном, а позже дочь. Дочка, как и он, была светлая и весёлая. Максимке нужно было кормить семью — жизнь в Ч была дорогой и скудной. Продукты долго шли, были невкусными, сельское хозяйство не развито из-за холода и вечной мерзлоты, доставка дорогая. Цены на еду в Ч были в три раза выше, чем в столице. А одежда была только китайской — такую в -50 не поносишь.
В двадцать девять Максимка смог устроиться на ТЭЦ, главное предприятие в Ч. Туда так просто не попадёшь, если ты не Рыжов — там целыми династиями работают, а у Максимки не было на ТЭЦ родственников. Зарплаты на ТЭЦ высокие. Максимка радовался: «Заживём!»
Читать далее

Как я учу и учусь

Всё о моём учебном опыте: про университеты, репетитора по французскому и видеоблог о столярном деле.
Три года назад я сделала репетиторство своей основной профессией, а в этом году отказалась в пользу него от всех коммерческих проектов. Я работаю в онлайн-школе полный рабочий день и веду уроки по русскому и литературе: готовлю к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, олимпиадам, переводным экзаменам, вступительным экзаменам в вузы (ДВИ) и престижные лицеи и школы (Летово, РАНХиГС, ВШЭ). Учу писать сочинения, стихи и рассказы, просто помогаю по школьной программе, веду русский как иностранный. Это так прекрасно!
Читать далее

Я больше не пишу тексты на заказ

При переводе «Диалога „побеждённых“» Владимир Владимир Лорченков прокомментировал отрывок текста, закончив так: «Примечание В. Лорченкова, отсидевшего 25 лет в капиталистической тюрьме (стажёр в газете, криминальный репортёр, грузчик, установщик окон, водитель подпольного борделя, составитель путеводителей, подсобный рабочий на стройке, помощник библиотекаря и пр.) вместо того, чтобы писать книги и переводить». 
Я думаю об этих словах каждый день с тех пор, как прочитала. Из-за своей «капиталистической тюрьмы» я не могу заниматься тем, что мне нравится и что я считаю важным, в полной мере. Поэтому я решила от чего-то избавиться. И это что-то — коммерческие тексты, то есть тексты, которые у меня зачем-то заказывают компании, я зачем-то их пишу и они зачем-то висят на сайте («мне пох, висит да висит» ©), а потом правильно что удаляются.
Я не хочу, чтоб меня удаляли.
С 2011 года я написала тысячи текстов для нормальных компаний и не очень. Вот примерный список моих более-менее крупных клиентов:
— Яндекс.Карты — около 30 текстов про одно и то же;
Форм — 26 проектов и несколько десятков текстов для них (Спасибо, Павел);
— Jivo — 22 текста (привет, Serg);
— туристическая контора 211 — около 30 текстов за всё время (я тогда брала 400 рублей в час);
— медицинские услуги — 17 проектов и десятки текстов по ним;
— Эквид — 9 текстов;
Читать далее

Доброго дня, стà!

Пока блотрегеры и культурогеры выражают своё мнение по любому вопросу, сам Бог велел мне написать рецензию на роман М. Ю. Харитонова «Третий человек». Расскажу немного о себе, чтобы Даннинг и Крюгер меня не съели.
Меня зовут Мария Анатольевна Комарова. По образованию я лингвист, работаю редактором и учителем русского и литературы двенадцать лет. Помимо этого изучаю дизайн и вёрстку, четыре года подряд была организатором дизайн-лагеря на Байкале.
Последние семь лет сердечно интересуюсь творчеством современных русских писателей. Я была знакома с М. Ю. Харитоновым, вела с ним переписку, иногда созванивалась, обсуждала разные проекты, в том числе литературные курсы Харитонова, журнал «Буквы русского», легенду про ворота Кёнигсберга, «квас по-славянофильски». 
С 7 ноября 2015 года я занималась, по просьбе Михаила Юрьевича Харитонова, его книгой «Факап», а с 4 февраля 2019 — романом «Третий человек» — до мая 2019 года, пока М. Ю. не скончался. В конце 2022 года я купила у наследников обе эти книги, выпущенные ими из печати (хотя у меня были рукописи), и прочитала их.
Читать далее

Creatивность на уроках литературы

Посмотрела курс по преподаванию литературы. Его авторка ведёт словесность в лицее НИУ ВШЭ и является учителем года, по мнению лицеистов.
Она считает, что Пушкин с его «Евгением Онегиным» для девятиклассников скучен, поэтому нужно разнообразить уроки следующим образом. Начать нужно не с Пушкина, а с великого современного поэта из Бурятии Арпадия Глистата Керенова (Аркадия Перенова?):
Читать далее

Онегинская строфа

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» непосредственно связан с сонетами Шекспира.
Сонет — поэтическая форма со строго заданной структурой.
Строфа — группа стихов, объединённых чем-либо. Обычно, если речь идёт о стихе, а не поэме, то строфа будет равна четверостишию.
Здесь мы назовём четверостишие катреном.
Традиционные сонеты состоят из двух катренов и двух трёхстиший. Сонеты Шекспира — это три катрена и одно двустишие.
Пушкин заимствовал структуру шекспировского сонета, но поменял способы рифмовки. Шекспир использовал перекрёстную рифмовку в катренах и парную в двустишии. Пушкин же (как сказал мой ученик Иван) соригинальничал: для первого катрена применил перекрёстную рифмовку, для второго — парную, для третьего — кольцевую, но оставил парную в двустишии.
АБАБ — перекрёстная (рифмуются первая и третья строки, вторая и четвёртая);
ААББ — парная (первая и вторая, третья и четвёртая);
АББА — кольцевая (первая и четвёртая, вторая и третья).
Читать далее

Три стихотворения 20 века о любви

Уверена, что вы точно их слышали.
1. Марина Ивановна Цветаева, «Я тебя отвоюю», 15 августа 1916
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою, как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи!-
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого, что мир — твоя колыбель, и могила — мир!
1) Люди постарше слышали исполнение этого стихотворения у Ирины Аллегровой и Димы Билана. И одно, и второе — стыд.
2) Считается, что стихотворение перекликается с произведениями Блока: 
«Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой…» против «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…»
Читать далее

Дмитрий Евгеньевич Галковский в «Правилах жизни»

В этом году исполняется 95 лет роману «12 стульев». Ещё в этом году журнал «Эсквайр» превращается в журнал «Правила жизни». И в первом номере этого журнала появляется фрагмент книги Дмитрия Евгеньевича Галковского «Необходимо и достаточно» о романе «12 стульев». Всё бы ничего — наконец-то стали цитировать Дмитрия Евгеньевича, да ещё и в модном глянцевом журнале с тысячной аудиторией. Но Дмитрия Евгеньевича опять выставили сумасшедшим.
Читать далее

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх