Creatивность на уроках литературы
Посмотрела курс по преподаванию литературы. Его авторка ведёт словесность в лицее НИУ ВШЭ и является учителем года, по мнению лицеистов.
Она считает, что Пушкин с его «Евгением Онегиным» для девятиклассников скучен, поэтому нужно разнообразить уроки следующим образом. Начать нужно не с Пушкина, а с великого современного поэта из Бурятии Арпадия Глистата Керенова (Аркадия Перенова?):
Почему авторка рекомендует начать с него? «Мы с вами прекрасно знаем, что читатель не сразу понял задумку автора [...] Пушкинский роман был произведением абсолютно новаторским, совершенно не отвечал горизонту своих читателей [...] Чтобы наш ученик почувствовал себя в роли этого читателя, я предлагаю начать [...] с того, что может сейчас вызвать у него похожую реакцию. Потому что тогда пушкинский роман вызывал такое же недоумение».
И далее демонстрирует «стих» Арпадия:
Электрический поезд-пёс ронял пену огней.
На безлюдных станциях выходили школьники,
Садились на коней.
Смотрела учительница, мигала им включённым сотовым,
Пока двери не сжимали упругое пространство.
Ей ехать ещё до Слюдянки,
Кормить кошку в крошечном домике
Своих умерших родителей.
Детки вздыхали и скакали домой спать, спать…
То были ягодники с коробами,
Рыбаки с мешками,
Каждый нёс свой запах, свою идентификацию, свой профильный металлосайдинг.
Ба, да это же наш Байкал с тайгой! Интересно, откуда авторка узнала про Арпадия? Я подумала, что она тоже из Бурятии, а нет — Ізмаїльський державний гуманітарний університет.
Но вернёмся к критике «Евгения Онегина» его современниками. Иван Васильевич Киреевский написал статью «Нечто о характере поэзии Пушкина», которая была опубликована в «Московском вестнике» в 1828 году. К этому моменту вышло в свет первые пять глав «Евгения Онегина»:
Недостатки «Онегина» суть, кажется, последняя дань Пушкина британскому поэту (М. А.: Киреевский имеет в виду Байрона). Но все неисчислимые красоты поэмы: Ленский, Татьяна, Ольга, Петербург, деревня, сон, зима письмо и пр. и пр. — суть неотъемлемая собственность нашего поэта. Здесь-то обнаружит он ясно природное направление своего гения; и эти следы самобытного созидания в «Цыганах» и «Онегине», соединённые с известною сценою из «Бориса Годунова», составляют, не истощая, третий период развития его поэзии, который можно назвать периодом поэзии русско-пушкинской. Отличительные черты его суть живописность, какая-то беспечность, какая-то особенная задумчивость и, наконец, что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу; ибо как назвать то чувство, которым дышат мелодии русских песен, к которому чаще всего возвращается русский народ и которое можно назвать центром его сердечной жизни?
Каковы выводы
1. В погоне за деньгами и славой легко подойти к абсурду. Этот курс для учителей подавался как сборник методических материалов, а получился сборником приёмов для шута. Учитель не тамада. Большинство «приёмов», интересных авторке (да и другим учителям), не будут интересны ученикам. С детьми нужно быть искренними. Стараясь казаться «прогрессивной» и привлекая «современного» бурятского писателя-неудачника, якобы близкого по духу подросткам, авторка выглядит ещё более нелепо.
2. В погоне за деньгами и славой легко обмануть читателя. Нет информации о том, что современники раскритиковали Пушкина, но есть совершенно иные литературные заметки того времени.
P. S. Девочка Глафира в 13 лет прочитала всего Достоевского, живя в Канаде. Вряд ли отец мотивировал её Глистатом.