Любовь и смерть
Сегодня третья годовщина нашей с мужем свадьбы, и я хотела бы поговорить о любви.
Именно три года назад я поняла, что любовь для меня граничит со смертью. Найдя в 31 год свою судьбу, я боюсь потерять её не из-за измен, разногласий, родственников, ссор, скандалов, предательства и чего там ещё (слава богу, это не в нашем духе), а из-за смерти. В 2022 году это ощущение многократно усилилось.
Однажды мой супруг заметил, что я слушаю и пою песни, отнюдь не вдохновляющие и не оптимистичные (звучит так, как будто мне пора к психиатру). А поскольку я мало что слушаю и пою, кроме романсов по стихам известных поэтов, как-то так совпало, что все произведения довольно печальны. Ну вот я и решила поделиться с вами подборкой текстов, которые трогают мою душу последние три года.
Турийский голубь, Федерико Гарсиа Лорка (в переводе А. Гелескула). Это стихотворение попалось моей ученице с Дальнего Востока на ЕГЭ по литературе в прошлом году, а благодаря Владимиру Владимировичу я смогла разобраться в деталях и содержании — казалось бы, всё так очевидно, а моих знаний и опыта не хватило, чтобы этого понять. Я нашла на ютубе романс, которые исполняют две женщины — они не смогли испортить песню даже своей цыганщиной. Когда мой друг Фёдор исполнит обещание, данное мне, и запишет свой вариант, я им обязательно поделюсь.
Сияла ночь. Луной был полон сад, Афанасий Фет. Вообще очень хорошее стихотворение для анализа. Во-первых, «лежали» в конце первой строки помогает распознать, насколько хорошо человек соображает: последнее время ученики мне часто говорят, что «лежали» именно влюблённые — и это настораживает (раньше такого не было). Во-вторых, здесь прекрасная зеркальная композиция, в центре которой — разлука, о причинах которой можно поразмышлять. В-третьих, самое время обсудить судьбу бедного Фета: его фамилию, утраченное дворянство, красотку Марию Лазич и её смерть в огне в кисейном платье...
Она говорила, Николай Гумилёв. Полное страсти, отчаяния, двоемирия и любви стихотворение ещё более прекрасно в исполнении академического вокала (есть на ютубе). «Она» страстно любит его и пытается достучаться до его сердца, а он упёрся в своё — страдают оба.
Платформа, Мишель Уэльбек. Это не стихотворение, но этот роман запустил череду всех моих мыслей о любви и смерти. Ученики, которые его читали, заговорщически шепчут, что «герои же в конце впали в какую-то „грязь“, которая не понравилась самим героям». Для них на первом месте, конечно, стоит сексуальная составляющая романа (это нормально, они же подростки). Но «жизни без любви не существует» — согласна с В. В. Лорченковым. «Жизнь, из которой ушла любовь, становится в определённой степени условной и противоестественной», — говорит бедный Мишель, лёжа на кровати, думая о возлюбленной, которую тоже обрёл в средние годы своей жизни и почти сразу её потерял.
Любите друг друга и берегите себя.