EN
Меря, история и культура
Меря, история и культура
16 subscribers

«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 10. Бронзовый век. Чирковская культура.

Чирковская культура представляет собой переходную генерацию от форм и традиций ряда культур ранней Бронзы к формам и традициям поздней Бронзы Волго-Вятского региона и Средней Волги. Основные составляющие культуры – поздне-волосовские, балановские и урало-сибирские (суб-сейминские) традиции. Названа по деревне Чирки в Марий Эл. Выявлено более 40 её памятников.
Основные памятники расположены в Марий Эл, а так же в нижегородском Поветлужье, на Вятке и в Чувашии: Галанкина гора, Кубашевское, Чирковское, Оленья Гора, Васильсурское, Сомовское, Юринское, Ройский Шихан, Макарьевское, Чутайские городища, Лобань, Заячий городок и Атрать. Керамика чирковского типа обнаружена так же в Сейминском могильнике, в Зуево-Ключевском комплексе и среди предметов Галичского клада.
Памятники
Чирковского типа: карта из монографии А.Н. Халикова.

Возраст культуры оценивается с 2,1 до 1,7 тыс. лет до н.э. На раннем (Галанкиногорском) этапе характеризуется смешением балановских (Атликаинского периода) и поздне-волосовских традиций. Так же, появляются памятники с урало-сибирскими (кротовскими, ташковскими и др.) традициями. На среднем «симбиозном» (Сеймино – Кубашевском) этапе происходит интеграция урало-сибирских традиций в культуру местного населения. На позднем «синкретическом» (Юрино – Чирковском) этапе культура приобретает завершённый вид, с усилением «сибирских» элементов и сохранением ряда «местных» форм.
Выделена А.Х. Халиковым в начале 1960-х годов как «чирковско-сейминская». В дальнейшем, исследована рядом отечественных археологов. В научной литературе закрепилось название Чирковская. Некоторые авторы отрицают самостоятельное значение этой культуры, видя в ней периферийный вариант какой-либо из культур, первоначально её составлявших. Так же, не было подтверждено тождество чирковцев с сеймино-турбинцами. Когда-то это была смелая гипотеза, попытка объяснить сейминский феномен традиционными для археологии подходами. Теперь же мы понимаем, что сейминцы и кротовцы были союзниками, но не одним народом.
Скрин
из издания по археологии Нижегородской области

Появление в Поволжье «валиковой» керамики маркирует приход сюда групп населения сибирского происхождения.
Поселения выявлены на высоких местах – мысах, приречных дюнах и т.п. На позднем этапе появляются поселения на низких местах (Юрино и др.). Жилища на раннем этапе – волосовского типа: соединённые узкими проходами цепочки полуземлянок с общей площадью до 140 кв.м. На среднем этапе соседствовали полуземлянки и наземные жилища. На позднем преобладали изолированные друг от друга наземные жилища площадью от 17 до 90 кв.м., близкие по типу балановским. На всех этапах жилища строили в форме прямоугольных (от подквадратных до вытянутых) бревенчатых срубов либо срубно-столбовых конструкций. В полуземлянках волосовской традиции крупные кухонные очаги устраивали в середине комнаты. Небольшие отопительные очаги – вдоль стен и у входов. Встречаются ниши, крытые коридорообразные переходы, пристрои-тамбуры. Внутри помещений немало ям от столбов - как для поддержания крыши, так и как элемент перегородок.
На Васильсурском городище выявлены оборонительные сооружения эпохи бронзы в виде рва и вала со следами частокола. На Чирковском поселении – ритуальный комплекс, связанный с культом медведя.
Керамика представлена формами, характерными как для поздне-волосовской (от 36% до 84% сосудов на разных поселениях), так и балановской культур. При возрастающей роли орнаментации «сибирского» (кротовского) типа с зубчатым штампом в виде «шагающей гребёнки» и с налепными горизонтальными валиками. На позднем этапе характерны круглодонные горшки и чаши. Глиняное тесто – с примесью органики и толчёной раковины. Пропорции несколько «вытянутые». Орнамент геометрически-зонального характера. Со временем узоры становятся всё более пышными: со штрихованными треугольниками, зигзагами, выполненными мелкозубчатым штампом, с защипами по венчику и волнистыми валиками (элемент «змейка»).
Цитата
из автореферата диссертации Б.С. Соловьёва «Чирковская культура Среднего
Поволжья (вопросы формирования)».
Основные типы форм керамики поздне-волосовского типа: 1) горшковидные с резко отогнутой короткой шейкой и слабо выпуклым туловом, 2) горшковидные с короткой плавно отогнутой шейкой, 3) горшковидные с вертикальной шейкой, плавно переходящей в слабо выпуклое тулово, 4) горшечно-баночные со Г-образным отворотом венчика безвыраженных плечиков и 5) чашевидные. Сосуды плоскодонные, с монотонным ногтевидным, гребенчатым, линейным орнаментом.
Горшковидные сосуды – характерная черта поздне-волосовской культуры. Появились они ещё на её среднем этапе.
Балановско-атликасинская керамика – амфорного и бомбовидного типов. Амфорная редка. Среди бомбовидных выделяются с вертикальной и с резко отогнутой шейкой. Сосуды круглодонные.
Валиковая керамика.
На Чирковской стоянке обнаружено 24 сосуда «чирковского» типа. В Ройском шихане – 10. В Макарьевском – 20. В Носельском – 20. Сосуды с волнистым валиком («змейкой») составляют одну пятую в их числе. Это характерная черта посуды сибирской Кротовской культуры.
Из других глиняных поделок найдены пряслица, зооморфные фигурки, чашевидные тигли и т.д.
Кремнёвый инвентарь (скребки, тёсла, скобели) аналогичен поздне-волосовскому. Часть изделий (сверлёные топоры, клиновидные пластинчатые ножи, треугольно-черешковые наконечники стрел) сопоставимы с образцами балановской культуры.
На Чирковской стоянке встречены черешковые наконечники с шипами
сейминского типа. Серия подобных наконечников найдена и на Кубашевском поселении, где также есть керамика со «Змейкой» и валиком. Обнаружена здесь и балановская керамика.
«Сейминские» наконечники стрел найдены на поселении Васильсурское V и на Юринской стоянке. На Юринской стоянке также найдены фрагменты от нескольких абашевских сосудов. Наконечники с треугольным черешком и пером, с боковыми шипами встречаются на большинстве памятников, где есть керамика с валиком и «Змейкой». На некоторых из них найдена также поздневолосовская и балановская керамика. Но есть веские основания связывать наконечники стрел сейминского типа именно с керамикой со «змейкой» и валиком. Наконечники с треугольным черешком и шипами сейминского типа встречаются на памятниках кротовской культуры Прииртышья, где они найдены вместе с керамикой со «змейкой» и валиком.
Известны изделия из кости: наконечники стрел, долотца, амулеты из клыков медведя.
Мифологические представления чирковских племён характеризуются следующими примерами. На сосудах из средневолжского абашевского могильника Пеленгер I встречены орнаментальные композиции, состоящие из трех зон орнамента. Первая зона представлена цепочкой штрихованных ромбов, символизирующих рисунок у некоторых разновидностей змей. Вторая зона состоит из двенадцати символов, в которой четыре различных символа повторяются по три раза. Этот орнаментальный пояс, возможно, символизирует земной мир с цикличной сменой времен года. Третья орнаментальная зона состоит из горизонтального ряда кругов и полукруга, также образованного кругами с отходящими от них линиями - лучами. Эта зона может символизировать небесную сферу с движением солнца от горизонта к зениту и вновь к горизонту (Большов Сергей Владимирович. Лесная полоса Среднего Поволжья в эпоху Средней Бронзы...
с.26.)
На Майданской стоянке были найдены черепа лосей, помещенные в отдельные специальные ямы, которые находились либо рядом с выходом из жилища, либо в самом выходе. Челюсти и зубы лося найдены рядом с выходом из жилища поселения Мазарское I. К культовым объектам поселения Мольбищенское III относятся ямы в жилище № 1 и № 3, в которых найдены две фигурки медведя, фигурка женщины, изображение лося на фрагмеmе керамики и фигурка уточки. С течением времени, культовые объекты из жилищ стали перемещаться на отдельные площадки вблизи жилищ, а позднее стали занимать и отдельные постройки на поселениях.
На поселении Галанкина Гора появляется культовый объект в виде отдельной постройки, расположенной в центре поселения и соединенной переходами, практически, со всеми жилищами поселения. В этой постройке, в самом центре, находился один очаг. Пол постройки, ограниченный системой столбов, покрыт мощной углистой прослойкой и сильно прокален. В очажной яме вместе со жжёными костями животных найдена ритуальная ладьевидная чаша с зооморфным налепом (вероятно, голова медведя). Еще один сосуд ладьевидной формы, украшенный валиками и орнаментированными ручками найден на полу постройки, рядом с очагом.( Большов Сергей Владимирович. Там же... с.27.)
На ряде поселений обнаружены жертвенники со следами культа лося и медведя. На Чирковском поселении найдено скопление сосудов, клыков и челюстей медведя, перемешанных с золой и углями. В богатом женском погребении Виловатовского II могильника, совершённом по абашевскому обряду, обнаружены многочисленные медные украшения на кожаных лентах, сосуд, три браслета (один в серебряной обкладке) и шило.
Обнаружены следы металлообработки: капли и выплески меди, шлаки, обломки тиглей, четырёхгранные шилья, заготовка ножа, стержень, пробойник. Металл выплавлялся из местных медистых песчаников. Плиты из твёрдого песчаника так же связывают с металлообработкой.
Наряду с металлическими изделиями балановского круга, обнаружены изделия (бляшки-розетки, очковидная подвеска), характерные для Абашевской культуры.
С.В.
Большов о вероятных причинах появления ранних индо-европейцев в северном
Заволжье на рубеже средней и поздней бронзы. Скрин из  автореферата его диссертации.
В хозяйстве отмечается сочетание присваивающих (охота на лося, бобра, медведя и птицу, рыболовство, собирательство) и производящих (скотоводство) укладов в условиях лесной зоны. Было развито придомное скотоводство с разведением мелкого и крупного рогатого скота, свиней и лошадей. На Васильсурском поселении в ранний период преобладают кости диких животных. Из домашних больше костей крупного рогатого скота и свиней. Присутствуют кости лошади. На позднем этапе костей домашнего скота уже 2/3. Преобладают кости свиньи. Увеличилось поголовье лошадей. Появился мелкий рогатый скот. В то же время, в лесных районах животноводство оставалось не столь развитым. Так, в Чирковском поселении при преобладании костей лося, медведя, бобра и птицы там отмечено небольшое число костей свиньи и лошади.
Земледелие отмечено в зачаточном виде. Скорее, в виде сбора дикоросов, прежде всего для изготовления тканей. На это намекает обнаружение серповидных ножей.

Зуево-Ключевской могильник расположен на правом берегу Камы напротив устья реки Белой. Здесь обнаружено 25 могильных ям глубиной около 50 см. Ориентировка костяков: ю.-з. – с.-в. Головой в одну из сторон. Такая же ориентировка характерна для Сейминского и турбинского могильников. Здесь обнаружено большое число керамики «сибирского» (кротовского) / ранне-чирковского типа. Что говорит в пользу этно-культурной близости сибирской составляющей чирковцев и сеймино-турбинцев.
На позднем этапе дисперсное распространение элементов Чирковской культуры охватило часть Верхневолжья, особенно район Сахтыш - Кострома - Галич. На восток они распространились по Каме до устья Белой, где стали одним из компонентов Ананьинской культуры. Отдельные группы чирковцев вновь переселились на Средний Урал и в Зауралье, где под их влиянием в Гамаюнской культуре появляется элемент керамики «змейка». Не исключено, что воспринятые чирковцами и.-е. лексические заимствования при этом переселении были переданы древним угорским народностям.
Керамика чирковского типа и связанное с ней население в поздний период существования культуры распространились и дальше на запад, а так же на север: вплоть до южного Прионежья, Приладожья, окрестностей озера Ильмень, бассейна Северной Двины и верховьев Печоры. А.М. Жульников трактует Чирковские древности как «фатьяноидные», хотя и признаёт роль в их появлении волосовских и сейминско-кротовских плёмён.
Население с асбестовой керамикой Палайгубского типа вероятнее всего было теми самыми палео-европейцами, что стали подосновой саамов. В районе озёр Белое, Воже, Лача и Онега в способах изготовления и орнаментации керамики отмечается взаимовлияние чирковских и «асбестовых» традиций.
Стоит отметить, что если в Среднем Поволжье чирковская керамика несёт на себе больше проявлений сибирского характера (валики – змейки и т.п.), то в Волго-Окском междуречье (Воронин, 2000, с.44 – 48) появляются сетчатые отпечатки, ставшие в дальнейшем визитной карточкой последующей культуры Сетчатой керамики.
В этническом отношении, формирование Чирковской культуры отражает становление ядра финно-пермских народов, прежде всего марийцев. Включившем в себя компоненты культуры как древнего северо-европейского населения, так и раннего индо-европейского, но в особенности – сибирского, лингвистически финно-угорского.
Литература
Большов Сергей Владимирович. Лесная полоса Среднего Поволжья в эпоху Средней Бронзы (проблемы культурогенеза 1-й половины II-го тыс.-летия до н.э.). Автореферат диссертации. Казань, 2011. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005089095.pdf
Жульников А.М. О контактах населения с Чирковской и асбестовой Палайгубской керамикой. / Поволжская археология. АН респ.Татарстан. МарГу. Казань, 2022. https://cb81905.tmweb.ru/ru/archive/41/809/
Кузьминых С.В. О некоторых дискуссионных проблемах Бронзового века Среднего Поволжья (в связи с работами 1970-х -90-х гг.). / Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2001. с.14-29.
Соловьев Б.С. Чирковская культура Среднего Поволжья (вопросы формирования). Автореферат диссертации. УдГУ. Ижевск, 1994.
Соловьёв Б.С. О чирковских памятниках Прикамья. / Труды КАЭЭ. Вып.8. Пермь, 2012. с.121-127. https://cyberleninka.ru/article/n/o-chirkovskih-pamyatnikah-prikamya/viewer
Халиков А.Н. Чирковская культура // Серия «Археология СССР»:
Том 8. Эпоха бронзы лесной полосы. М, 1987, с. 136 – 139.
Видео
Видео от Чирковский Сельский Дом Культуры
Можете здесь сами оценить: что у нынешних жителей тех самых Чирков от местных древних лапонидов, что от ранних индо-европейцев, а что – от выходцев из Сибири, принёсших финно-угорский язык.


Предыдущие части книги «История мерянского народа». 
Часть I.
Археология Верхневолжья. Параграф 1: Верхний палеолит.https://boosty.to/merjamaa/posts/8a353f3d-8749-429e-9520-e07dd4a2242a
Параграф 2: Финальный палеолит.https://boosty.to/merjamaa/posts/775ff6c1-226b-425c-8f0b-6bcb3822959a
Археология Верхневолжья. Параграф 3: Мезолит.https://boosty.to/merjamaa/posts/c6fd451a-b46c-46ba-b020-476a2a1a02ab
Параграф 5. Неолит. Культуры Ямочно-гребенчатой керамики. Льяловская культура. https://boosty.to/merjamaa/posts/8aad4abe-73a4-413d-804c-abd4ac519c42
Археология Верхневолжья. Параграф 6. Неолит. Волосовская культура.https://boosty.to/merjamaa/posts/45889e9a-0995-46dd-a9b8-b8661ad55730
Археология Верхневолжья. Параграф 7. Бронзовый век. Фатьяновская и Балановская культуры.https://boosty.to/merjamaa/posts/18847927-7553-4e43-87fd-e91048bbfc65
Археология Верхневолжья. Параграф 8. Бронзовый век. Абашевская культура.https://boosty.to/merjamaa/posts/e3016d1e-8373-4432-9ba4-2244e2462e28
Археология Верхневолжья. Параграф 9. Бронзовый век. Сеймино-Турбинский транскультурый феномен. https://boosty.to/merjamaa/posts/ce44b988-3a12-4865-b092-ab0c9c18297c

Subscription levels

No subscription levels
Go up