EN
Меря, история и культура
Меря, история и культура
16 subscribers

«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 9. Бронзовый век. Сеймино-Турбинский транскультурый феномен.

В археологии и ранней истории лесной полосы Восточной Европы выделяется особый период, ознаменованный яркой вспышкой металлообработки и развитием форм металлических орудий. Едва ли в истории народов Бронзового века северной Евразии возможно отыскать культурный феномен столь же яркий и самобытный, как Сеймино-Турбинский. С ним связаны судьбоносные инновации в металлургии и металлообработке на большей части континента. Производство изделий из бронзы в их обществе стало доступно многим. По сути, они стали зачинателями не одной какой-то культуры или этноса, а целой цивилизации на севере Евразии. Формы их оружия достигли совершенства и даже изящества. Упор на коневодство в сочетании с превосходством в вооружении позволили сеймино-турбинцам доминировать среди окрестных племён Алтая. А затем, в союзе с ними, распространить своё влияние из Сибири в Поволжье и даже до Финляндии и Прибалтики. Отдельные группы сейминцев вступали в союзы с индо-европейскими вождествами и участвовали в их походах на юг Европы. В одной из двух «царских» усыпальниц в Микенах вождей сопровождает сейминское оружие. На восток сеймино-турбинское влияние распространилось до Маньчжурии и центральных областей Китая.
Возраст сеймино-турбинских древностей определяется в промежутке от 2,5 до 1,7 тыс. лет до н.э. В Поволжье – с 2,1 до 1,7 тыс. лет до н.э. При этом, наиболее яркий всплеск металлургических технологий и расселение их носителей на обширных пространствах Евразии происходили в довольно сжатый промежуток времени: приблизительно одно столетие, с 2,1 до 2,0 тыс. лет до н.э.
Подосновой ядра Сеймино-Турбинской культуры в Кузнецком Алтае является Афанасьевская культура, которая происходит от групп Ямной культуры в Поволжье и Приуралье. Афанасьевцы принесли с собой на Алтай культуру коневодства. Так же, они были знакомы с обработкой меди. Со временем, значительная часть из них вступила в союзнические отношения с соседними азиатскими народностями. Этот процесс отражается в появлении Окунёвской культуры в Минусинской котловине на Ениесее и Елунинской в предгорьях Алтая. 
Состав мужского населения ядра сеймино-турбинцев в Западной Сибири был смешанным. Антропологический облик индивидов из могильника Ростовка (возле Омска) определяется как промежуточный европеоидно-монголоидный. Черепа сходного облика обнаружены в могильниках того же времени Буланово I в Приуралье и Зуево-Ключевский II в Прикамье.
Наиболее значимые могильники: Сейма и Решное в Поочье, Юрино в Марий Эл, Турбино в Прикамье, Ростовка под Омском, Сатыга в Югре.
В могильнике Ростовка обнаружены носители Y-гаплогруппы R1a1a1-M417, R1a1a1b-Z645, R1bM73, Q1b-M346, Q1b-L940 (M-242), N1a1a1a-L392, N-L102, C2a, С2-М217. В могильнике Сатыга-16 в Кондинском р-не Ханты-Мансийского округа – R1a-Z93>R1a-Z94>R1a1a1b-Z2122. Одних из них можно определить, как потомков ямников и афанасьевцев. Других, как потомков абашевцев и синташтинцев. Третьих – как прото-финно-угров. Прочих – как представителей местных сибирских народностей, предков кетов и северо-западных эвенков.
Субклады гаплогруппы N индивидов из Ростовки происходят от общей с якутской ветви гаплогруппы N и родственны финно-угорским субкладам N в целом. А ближе всего – прибалто-финским. Гаплогруппа Q1b встречается с низкой частотой в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Европе. Индивиды из Ростовки с Q несли в себе восточно-балтийский, степной и восточно-азиатский аутосомные компоненты.

В ходе формирования Сеймино-Турбинской культуры появилась генерация пассионарных метисов, освоившая производство оловянистой бронзы и достигшая серьёзных успехов в технологиях её обработки и изготовления из неё оружия совершенных форм. Наиболее типичные орудия их производства: реберчатые кельты, тонкостенные втульчатые наконечники копий, коленчатые ножи, кинжалы, нередко – с фигурными рукоятями.
В процессе продвижения сеймино-турбинцев и союзных им народностей, изделия из металла алтайского происхождения распространились по лесо-степной полосе Западной Сибири. Достигнув Среднего Урала, сеймино-турбинцы быстро освоили добычу уральской меди. В Поволжье и в других сеймино-турбинских памятниках восточной Европы как правило обнаруживаются орудия и оружие, в составе которого содержится уральская медь. Олово же, по-видимому, продолжало доставляться с Алтая.
Сейминцы ходили в бой в латах из костяных пластин и рёбер копытных животных. Носили украшения из светлого саянского нефрита. На навершиях их кинжалов изображены козлы и лошади алтайского типа.
Могильник Сейма расположен в веретьи (приречной дюне) возле впадения речки Сейма в одну из стариц Оки, ниже гор. Горбатов. Раскопки 1912 и 1914 – 16 гг. не отличались высоким уровнем. Коллекция находок богатая. Но научной информации о памятнике почти нет.
Предполагается, что здесь вскрыто около 50 погребений. Некоторые – головой на северо-восток, параллельно реке. В некоторых могилах – небольшие сосуды. Металлических изделий обнаружено более сотни. Зафиксированы следы янтарных украшений. До наших дней в музеях сохранилось порядка 70. В песчаном грунте частично сохранились лишь некоторые костяки.
Могильники у села Турбино расположены на высоком правом берегу Камы чуть выше города Пермь. Здесь выявлены десяток чётко фиксируемых погребений и до двух сотен условных (по находкам вещей) могил. Им повезло чуть больше сейминских. Материалы раскопок советского времени опубликованы частично.
В могильнике Турбино I обнаружено более трёх тысяч предметов. В том числе 44 кельта, 40 ножей и кинжалов, 13 наконечников копий, 5 чеканов, 3 втульчатых топора, 23 височных кольца, 9 браслетов. Костяки не сохранились.
В могильнике Турбино II найден знаменитый кинжал со скульптурными изображениями баранов в навершии рукояти.
Состав кремнёвых орудий так же многочислен и разнообразен: 189 наконечников стрел, 51 вкладышевый нож, 585 скребков и скобелей, 260 ножевидных пластин. Кроме того – 36 колец из саянского нефрита и прочие украшения.
Могильник Решное находится на правом берегу Оки в Выксунском р-не. Находился в высоком веретьи (песчаной гриве). Обнаружено 18 могил с единичными находками. Костяки не сохранились.
Могильник Ростовка под Омском даёт представление о поликультурности сеймино-турбинского феномена. Здесь выявлено 38 могил. Глубина могильных ям менее метра. Ориентация – восток-запад. Встречается частичное трупосожжение с помещением обгорелых костей в могильную яму. В Ростовке немало захоронений мастеров – литейщиков, которые сопровождаются наборами литейных форм. Любопытна находка пластинчатых лат из кости лося, аналоги которых встречаются на Енисее и в Прибайкалье. На древней поверхности и в засыпке могил много керамики – следы поминальных обрядов, тризн. Обнаружена керамика кротовского, окунёвского и самусьского типов. Многие могилы подверглись разрушению ещё в древности. Чаще всего нарушению подвергались грудная клетка и голова покойного.
Предполагается конфликт поздних сеймино-турбинцев с представителями культуры Самусь, чья этническая принадлежность предположительно связывается с енисейцами (предками кетов). Во всяком случае, именно они расселились по просторам Западной Сибири вскоре после исчезновения там сеймино-турбинцев. Впрочем, этот конфликт скорее всего имел локальный и единовременный характер. О длительных союзнических отношениях сейминцев с енисейцами (к-ра Самусь?) говорят не только следы совместного проживания на одних поселениях, но и включение в речь финно-угров, особенно марийцев и пермяков, ряда терминов «енисейского» происхождения. Мар. «Ен(г) / Йен(г)» = кет. «Ден(г)» = кит. «Жень» = рус. «Человек». Мар. «Юр» (дождь) = кет. «Уль» (вода, река).
Канинская пещера (верховья реки Печора в республике Коми) – один из наиболее северных пунктов, где обнаружены артефакты Сеймино-Турбинской культуры. Здесь обнаружены 43 намеренно поломанных предмета из меди и бронзы (в основном, ножи), обломки порядка 300 наконечников стрел разных типов (сто из них костяные), орудия рыбной ловли, проколки и подвески из кости, а так же орудия из камня (тесло, вкладыши, скребки). Памятник интерпретируется как святилище, место для ритуальных жертв.
Галичский клад – уникальный комплекс изделий, освещающий сакральные представления сеймино-турбинцев. Обнаружен на северном берегу Галичского озера у села Туровское. Особенно выразительны и динамичны медные статуэтки мужчин («солнечное божество» и «лунное божество»). В той же манере исполнены фигурки животных, ритуальный кинжал и маска жреца. Маску венчают фигурки медведей. В состав клада так же входят браслеты, топор, ножи.
Бородинский клад – богатый комплекс орудий: шесть изящных «парадных» топоров из полированного нефрита, наконечники копий из серебра и бронзы с золотым кольцами на втулке, кинжал из бронзы с золотой накладкой, крупная изящная серебряная с золотом булавка, а так же каменные навершия булав. Найден на юге Бессарабии – в нынешней Одесской области. 
На обширной территории от Алтая до Волги обнаружено два десятка малых местонахождений, связанных с Сеймино-Турбинской культурой. Предполагается, что это были малые, одиночные либо условные могилы. В них обнаружено более полусотни металлических изделий. Среди них можно выделить могильники Усть-Ветлуга (Юрино), Елунино, Клепиково, Усть-Гайва, Заосиново, Бор-Ленва, Соколовский (в устье Камы), Сатыга, Красный Яр, Бозяково, Мурзиха, Берёзовка-Омары, Сопка.
Случайные находки дали ещё несколько десятков предметов из бронзы.
Памятники Сеймино-Турбинского культурного сообщества локализуются по нескольким группам. Наиболее восточные – в предгорном Алтае и в верхнем Приобье. Третья – на среднем Прииртышье, особенно возле Омска. Самая крупная группа – в среднем Прикамье. С севера к ней примыкают локальные памятники на Печоре и Вычегде. А с юга – группа памятников в низовьях Камы и в Среднем Поволжье. Окско-Клязьминская группа представлена памятниками Сейма, Решное, Ибердус, Быки (Галичский клад) и несколькими случайными находками. Прибалтийская группа представлена рядом местонахождений на юге Финляндии и в Эстонии.
Среди сеймино-турбинских бронз преобладают кельты, наконечники копий, ножи-кинжалы и чеканы. В Сибири преобладают наконечники копий. В европейской части – кельты. В Сибири чаще встречаются орудия с ушками, наконечники копий с «вильчатым» стержнем, наконечники с широким пером, украшение кельтов треугольниками и ромбами. В европейской части – малоорнаментированные кельты, наконечники копий с разомкнутой втулкой, литые наконечники с ромбическим стержнем, пластинчатые ножи. Эти различия правомерно связать с заимствованиями форм и технологий европейскими популяциями сейминцев у соседних с ними народов, прежде всего у абашевцев. Не всегда подобные заимствования означали усовершенствование, скорее напротив – упрощение форм и приспособление производства сложных изделий к технологиям более низкого уровня.
Лезвия кельтов немного расширяются к острию и закруглены. Оформление и детали кельтов восходят к различным традициям балкано-карпатской и северо-кавказской металлургии предшествующего периода. Близкие сейминским по формам самусьско-кижировские бронзы подтаёжной полосы Зап.Сибири по всей видимости являются подражанием первым. В частности, ушки кельтов у них – без сквозных отверстий, не имеющие ни какой функциональности. 
У сеймино-турбинцев эти ушки под пером копий служили, вероятнее всего, для подвешивания нитяных / волосяных / перьевых / ленточных кистей (бунчук), что делало копьё так же штандартом, видом боевого знамени.
Характерной деталью сеймино-турбинских копий являются крюки типа багра. Вероятнее всего, они использовались для разрывания конской упряжи и, в особенности, креплений колесниц противника. А может, и для опрокидывания самих колесниц. Эта деталь даёт нам намёк, с кем прежде всего воевали сейминцы, – с абашевцами. Как это соотносится с заимствованиями форм орудий, а так же с прямым импортом абашевских изделий (до 25% в Сейме и 24% в Турбине)? По нашей гипотезе, изложенной в предыдущей главе, абашевцы пережили внутренний общественный кризис и разошлись на несколько враждующих вождеств. Характерно расслоение абашевских культурных типов в поздний период на собственно абашевские и срубно-абашевские. В Сейме преобладает срубно-абашевский импорт. Таким образом, с одними абашевцами сеймино-турбинцы были в союзе, а с другими воевали.
Некоторые абашевцы были инкорпорированы в сейминское общество. В целом, 15% сеймино-турбинских захоронений имеют «ранне-и.-е.» (абашевско-синташтинско-андроновский) облик и набор орудий. Керамика в сеймино-турбинских захоронениях европейской части так же зачастую средне-волжского абашевского типа. Что намекает на браки сейминцев с абашевскими женщинами. Встречаются и наконечники стрел с треугольным черешком, характерные для фатьяновцев и абашевцев.
Кованые наконечники копий с разомкнутой втулкой находят аналогии в соседних культурах, поддерживавших металлургические традиции предшествовавшего времени. Прежде всего, речь об Абашевской культуре. С освоением сейминцами тонкостенного (за счёт применения вымещающего стержня) литья настоящей (оловянной) бронзы, их наконечники копий приобретают свои оригинальные «изящные», технологически совершенные черты.
Характерны для сейминской бронзолитейной индустрии пластинчатые ножи-клинки с металлическими рукоятями. Навершия некоторых из них украшены фигурками людей, лошадей и баранов. После отливки лезвие дорабатывалось ковкой.
Металл сеймино-турбинских изделий имеет различный состав. Преобладают классические оловянные бронзы. Иногда – с примесью сурьмы и свинца. Встречаются мышьяковые, оловянно-мышьяковистые и мышьяково-сурьмянистые бронзы. Есть изделия из металлургически «чистой» меди. А так же – медно-серебряные и серебро-медные сплавы. В Ростовке найдены кольца из золота.
Оловянные и оловянно-мышьяковистые бронзы составляют 41% находок. Мышьяковые, мышьяково-сурьмянистые бронзы и медь – 36%. 3/4 изделий относятся к категории искусственных бронз. Остальные связаны с естественными примесями в медных рудах.

Источники олова в виде касситеритовых руд находились на Рудном Алтае. Восточнее с ними соседствовали месторождения алтайской меди. Изделия из оловянной и оловянно-мышьяковистой бронзы встречаются на всех сеймино-турбинских территориях от Саяно-Алтая до Финляндии. Преобладают оловянные бронзы в Ростовке и в Канинской пещере.
Мышьяковые и мышьяково-сурьмянистые бронзы появляются западнее Урала. Месторождение медно-мышьяковых руд Таш-Казган в Зауралье эксплуатировалось сперва абашевцами, а затем и сеймино-турбинцами. На уральском руднике Никольское добывались медно-серебряные руды. Металлургически «чистую» медь можно связать с медистыми песчаниками Приуралья и Прикамья. Уральский металл сеймино-турбинцы несли в основном на запад. На западе уральское серебро встречается в сейминском Бородинском кладе под Одессой. На востоке уральская мышьяковая медь найдена в единичных предметах в Ростовке под Омском.
Инвентарь изделий из кремня соотносится с традициями восточно-сибирских архео-культур. Наиболее характерны наконечники стрел с прямым основанием и ножевые вкладыши. Изделия из нефрита, в особенности кольца, находят аналогии в культурах Алтая – Саян и Прибайкалья.
Об этнической принадлежности сеймино-турбинцев трудно судить определённо. Разброс мнений очень велик – от индо-европейцев до финно-угров, тунгусо-маньчжур и енисейцев. А.Х. Халиков усматривает вероятность принадлежности сеймино-турбинцев к ранним прото-тюркам.
Нам представляется, что ранняя индо-европейская составляющая в основе сеймино-турбинского культурного комплекса несомненна. Виды и формы сейминских орудий восходят к более ранним образцам Приуралья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Вместе с тем, культурный облик «сейминцев» Алтая в применении костяных лат, в типах украшений и в пристрастии к ажурным и витиеватым формам несёт в себе местные азиатские черты. Культурный облик сейминцев был смешанным.
Очевидно, и происхождение их носителей было различным. И сами они в большинстве случаев были метисами. Подобный облик характерен и для Одиновской культуры Алтая – Саян, предшествующей здесь Сеймино-Турбинской. В состав одиновцев влились группы предков нынешних северо-западных эвенков с реки Катанга. Производство оловянной бронзы впервые освоено представителями схожей по своему облику «метисной» Окунёвской культуры Минусинской котловины в верховьях Енисея.
Какова же роль прото-финно-угров в этой «сейминской» эпопее? Скорее всего, предками ядра финно-угров были носители Кротовской и Ташковской культур Алтая и Западной Сибири, восходящих к Китойской, Елунинской, Одино-Крохалёвской, Исаковской и Серовской архео-культурам Алтая – Саян. Кротовцы так же освоили металлообработку, хотя и не на столь высоком уровне как сейминцы. 

Очевиден союзнический характер отношений между сейминцами и кротовцами. Они прошли одним путём от Алтая до Поволжья. Кротовцы были более многочисленны. И, в итоге, стали наследниками совместных с сейминцами завоеваний. Вероятнее всего, значительная часть сейминцев влилась в состав финно-угров. Другая часть втянулась в дела индо-европейских народностей и растворилась в них. Не память ли о тех древних эпических богатырях запечатлелась в верхневолжских сказаниях о «панах» – великанах?
Кроме собственно финно-угорского компонента, у финно-угров Поволжья и Приуралья заметен «енисейский» пласт в составе лексики. И, так же, встречаются близкие к «енисейскому» типажи. Это несколько «долговязый» и относительно длинноносый типаж, ближе к северо-американским индейцам, чем к монголам. Видимо, это была одна из народностей из района Енисея, влившаяся в общее движение «вслед за солнцем».
Сами сеймино-турбинцы были схожего облика. В иконографии Галичского клада и изображениях на навершиях кинжалов пред нами предстают люди с умеренно выступающими скулами, относительно длинным носом, неширокой челюстью и достаточно выраженным подбородком.
Из региона Алтая и верхней Оби «сейминская коалиция» двигалась на запад вдоль границы леса и степи. Из района Омска она повернула на северо-запад вниз по Иртышу, избегая столкновений со степняками Петровской и Синташтинской культуры. Движение здесь осуществлялось в лодках. Благодаря скульптурному изображению в навершии одного из кинжалов мы знаем и о другом способе передвижения «сейминцев»: зимой на лыжах, на конской тяге, держась за длинные поводья. От Тобольска они повернули в сторону Тюмени и Екатеринбурга, перейдя Урал по невысокой седловине. Здесь одна из групп повернула на север, достигнув Печоры и Вычегды. Другие же пустились вниз по Каме, а дальше – вверх по Волге, Оке и Клязьме. Где вступили в разнообразные отношения с местными народностями: с абашевцами, балановцами, волосовцами и др. С одними вступали в союзы, с другими воевали. Отдельные группы через Верхневолжье достигли Прибалтики и Финляндии.
Переход сеймино-турбинцев, кротовцев и других сопутствовавших им племён из Сибири в Восточную Европу приходится на XXI – XX вв. до н.э. В начальный период после переселения предполагается сосуществование поздне-волосовских, балановских, абашевских, сеймино-турбинских, ташковских, кротовских и чирковских древностей.

По материалам из Пепкинского кургана и других абашевских захоронений известно о конфронтации сейминцев с абашевцами. Сейминские кремнёвые наконечники стрел находят в костяках абашевцев.
В Среднем Поволжье появляется западносибирская «валиковая» посуда. На высокий статус носителей культурного комплекса с «валиковой» керамикой указывает наличие ритуальных ладьевидных чаш с валиками в резиденции лидера общины на поселении Галанкина гора.
В саратовском Поволжье появляется культура Валиковой керамики со змейкой. Среди археологов ведутся дискуссии на предмет происхождения форм этой культуры. Одни предполагают прямое влияние Кротовской и Сейминской традиций. Другие указывают на оригинальное происхождение поволжских форм керамики с валиком. Нам же представляется, что здесь имела место инфильтрация некоторой элитарной группы из лесо-степного Поволжья («Сейминский» регион от Оки до Камы) в состав степного населения Средней и Нижней Волги.
В связи с этим, показательно появление богатого Бородинского клада «сейминского» оружия под Одессой в среде культуры Многоваликовой керамики Северного Причерноморья. С одной стороны, это «и.-е.» по облику культура. С другой – заметно влияние культурного комплекса «сейминского» круга. Эту культуру определяют как предшественницу Микен. «Сходство проявляется и в устройстве могил, и в погребальном обряде, и в инвентаре. ... В КМК известна каменная обкладка стен погребальных ям, характерная для Микенских гробниц. Аналогична манера перекрытия могильных ям бревнами или каменными плитами. ... Сходно положение погребенных на спине с руками на тазе, или на боку, с кистями рук у лица. Среди аналогичного инвентаря… — кремнёвые стрелы с выемкой в основании, выпрямители древков стрел, бронзовые наконечники копий с длинной несомкнутой втулкой. Общей чертой является распространенная как в КМК, так и в Микенах техника плакировки золота».

В одном из двух основных «царских» погребальных комплексов в Микенах обнаружено «сейминское» оружие. Тем самым, приходим к выводу о происхождении части высшей элиты Микен от сеймино-турбинцев.
Переклички между между ф.-у., в особенности марийской, и древней эллинской лексикой представляются так же не случайными. Есть подобные переклички и в латыни.
Грамматические системы эллинского, латинского и славянского языков относительно близки между собой. В части падежей, некоторых оборотов и употребления частиц они находят аналогии в финно-угорских языках. В целом, они представляются несколько упрощённой реализацией достаточно развитой и сложной финно-угорской грамматики.
В «ядерной» ф.-у. лексике так же немало и.-е. заимствований. Достаточно вспомнить марийско-мерянское ьУдыр / Йудор («девушка», «дочка»), которое аналогично германским формам Tochter, Dochter, Daughter, Dotter. Мы лишь акцентируем внимание на том, что подобные лингвистические влияния на ранних стадиях развития финно-угорских и индо-европейских этносов были взаимны.

Выработанные сеймино-турбинцами виды орудий и оружия станут основными для множества культур северных частей Европы и Азии в последующую эпоху Поздней Бронзы. Появятся они и в Микенах, и в центральном Китае эпохи Шань – Инь, и в культуре Сяцзядянь в Маньчжурии. И наконечники копий, кельтов и чеканов Железного уже века тоже будут нести на себе отпечаток всё тех же приёмов в металлургии и давно ставших стереотипными форм, что впервые открыли и творчески задали направление развития загадочные сеймино-турбинцы.
Литература
Серия «Археология СССР»:
Том 8. Эпоха бронзы лесной полосы. М, 1987.
Глава «Памятники Сеймино-Турбинского типа в Евразии»: с. 84 – 105.
Бадер О.Н. Второй Турбинский могильник. // Краткие сообщения института археологии. Вып.86. 1961.
Березанская, С.С., Отрощенко, В.В., Чередниченко, Н.Н., & Шарафутдинова, И.Н. (1986). Культуры эпохи бронзы на территории Украины. Киев: Наукова думка.
Громов В.Г. Марийский – старший брат латыни. Йошкар-Ола. 2011.
Кузьминых С.В. Сеймино-Турбинская проблема: новые материалы. //Краткие сообщения института археологии РАН. Вып.225. 2011.
Соловьёв Б.С. Сеймино-Турбинская проблема. // Научный Татарстан. 2009. №2. с.91–102.
Халиков А.Х. К вопросу об этносе носителей Сеймино-Турбинской культуры. // Поздний энеолит и эпоха ранней бронзы европейской части СССР Археология и этнография Марийского края Выпуск 19. Йошкар-Ола, 1991. с. 42 – 45.
Видео
Сеймино-турбинский пластинчатый костяной доспех.
Lost Civilization Sanxingdui: The Mystery of Sanxingdui & Chinese Metallurgy

Предыдущие части книги«История мерянского народа».


«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 1: Верхний палеолит.
https://boosty.to/merjamaa/posts/8a353f3d-8749-429e-9520-e07dd4a2242a 


«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 2: Финальный палеолит.
https://boosty.to/merjamaa/posts/775ff6c1-226b-425c-8f0b-6bcb3822959a  


«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 3: Мезолит.
https://boosty.to/merjamaa/posts/c6fd451a-b46c-46ba-b020-476a2a1a02ab  


«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 4: Неолит.
https://boosty.to/merjamaa/posts/5bc8b2da-a21a-49d7-a0d4-53a52b7d28e7
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 5. Неолит. Культуры Ямочно-гребенчатой керамики. Льяловская культура. https://boosty.to/merjamaa/posts/8aad4abe-73a4-413d-804c-abd4ac519c42
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 6. Неолит. Волосовская культура. https://boosty.to/merjamaa/posts/45889e9a-0995-46dd-a9b8-b8661ad55730
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 7. Бронзовый век. Фатьяновская и Балановская культуры. https://boosty.to/merjamaa/posts/18847927-7553-4e43-87fd-e91048bbfc65
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 8. Бронзовый век. Абашевская культура. https://boosty.to/merjamaa/posts/e3016d1e-8373-4432-9ba4-2244e2462e28

Subscription levels

No subscription levels
Go up