EN
Меря, история и культура
Меря, история и культура
16 subscribers

«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 5. Неолит. Культуры Ямочно-гребенчатой керамики. Льяловская культура.

Культурно-историческая общность Ямочно-Гребенчатой керамики (англ.: Pit-Comb Ware culture / PWC / CCC) охватывает обширные пространства лесной части Восточной Европы. Для неё характерны традиции изготовления круглодонной посуды, орнаментированной рядами гребенчатых полос, ямок и их сочетаниями. Обычно орнаментация плотная, реже – зональная.
Культуры с ямочно-гебенчатой керамикой – выделены цветом. По своему происхождению наиболее близки Льяловская, Каргопольская и Карельская культуры. Балахнинская, Рязанская и Деснинская – под определяющим влиянием Льяловской.
Облик керамики этих культур ярко выделяется на фоне соседствовавших с ними культурных комплексов. Поэтому они объединены в общий ареал. Однако, это ещё не говорит об этническом единстве оставивших их племён. Внутри общего ареала выделаются три группы культур, более тесно связанных между собой в проявлениях материальной культуры, а так же, скорее всего, и этнически. Это Прибалтийско-Верхнеднепровская группа с гребенчато-ямочной и гребенчатой керамикой, Поволжско-Каргопольская группа с преимущественно ямочной керамикой и Камско-Печорская группа с собственным типом гребенчатой керамики. Внутри Поволжской группы выделяются Льяловская, Рязанская, Балахнинская и Мстинская неолитические культуры. Ранние формы орнаментации керамики Карельской культуры преимущественно «ямочные». (Ошибкина С.В. Неолит Карелии. // Археология. Неолит Северной Евразии. М., 1996. с.217.).
Льяловская культура
Названа так по стоянке у села Льялово на берегу Клязьмы в Подмосковье. Первым характеристику этой культуре дал археолог и этнограф Б.А. Куфтин. (Куфтин Б.А. Льяловская неолитическая культура на реке Клязьме в Московском уезде. Рязань, 1925.).
Схемы из книги Б.А. Куфтина.


Согласно точке зрения Д.А. Крайнова, Е.Л. Костылевой и А.В. Уткина предки носителей льяловской культуры пришли с территории Каргополья и Карелии, откуда они расселялись в разных направлениях, прежде всего – в Восточно-Балтийский регион и на Верхневолжье. Этот «северный след» отмечен появлением керамики «северных типов», каменных орудий подромбической формы, глиняных эмбрионовидных фигурок, графических изображений птиц на керамике и в глиняной пластике. Он так же маркируется появлением родовых кладбищ, в более раннее время характерных для Карелии и Чудьского Севера. (Костылева Е.Л., Уткин А.В. Ещё раз о происхождении Льяловской культуры. // Верхнедонской археологический сборник. Вып.11. Липецк, 2019.)
Антропологический облик льяловцев характеризуется как смешанный монголоидно-европеоидный либо как лапоноидный. На приток населения в Волго-Очье именно с Севера указывает близкий антропологический тип индивидов с северных неолитических стоянок (Оленеостровский могильник, Караваиха) и собственно льяловцев (Сахтыш II, Сахтыш IIA и Ловцы I).
Реконструкция людей эпохи неолита (выполнены М.М. Герасимовым - 1,2; Г.В. Лебединской - 3,4) стоянка Модлона и Сахтыш.
Наиболее значимыми для характеристики Льяловской культуры являются стоянки:
- Сахтыш I, II, VIII в Тейковском районе
- Ивановское II, III, V, VII в Переславском районе
- Луково озеро I и Маслово болото в восточном Подмосковье
Возраст Льяловской культуры определяется с 6,5 до 5,0 тыс. лет (2-я пол.V – кон.IV тыс.-летий до н.э.).
Поселения Льяловской культуры сосредоточены по Москва-реке, в Волго-Клязьминском междуречье и в бассейне реки Кострома. Всего насчитывается около 300 поселений, 80% из которых тяготеют к берегам рек и озёр. Некоторая часть расположена на мысовинах у впадения или истока рек. По сравнению с памятниками Верхневолжской культуры площадь и мощность слоёв льяловских поселений более значительна. Многочисленнее инвентарь и керамика.
В глине примесь дресвы и песка. Орнамент сплошной, с коническими ямками, в шахматном порядке. Встречается гребенчатый штамп и полулунный (ногтевой) орнамент. Зональность орнамента горизонтальная. В поздний период появляются крупные котлообразные, а так же миниатюрные сосуды. Гребенчатый орнамент приобретает разнообразные формы, появляются отпечатки шнура, намотанного на палочку.
Основными видами сырья для формовочного теста сосудов были глина и илистая глина. В разных пропорциях добавлялись дресва, песок, дроблёная раковина, шамот, помёт водоплавающих птиц и трава (Толпыгина И.Г. предварительные итоги технико-технологического анализа ямочно-гребенчатой керамики стоянок Льяловская и Языково. //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Том 19. N. 3. 2017. с.181 – 183.).
Группой энтузиастов была предпринята реконструкция процесса изготовления ямочно-гребенчатой керамики. Выработаны следующие рекомендации.
1) Сухая и тёплая погода;
2) Сухое место для разведения костра: лучше песок, лучше в среди леса, а не на берегу;
3) Достаточное количество топлива: лучше мелкие дрова;
4) Место кострища и сосуды должны быть прогреты не менее часа;
5) Сосуды на углях должны быть сухими: следует их заспать хворостом;
6) Костёр раздувать не нужно, только подкладывать дрова, – пусть обжигается своим путём, равномерно;
7) Следует постоянно прикрывать посуду хворостом;
8) Спустя три часа обжига можно прекратить поддерживать огонь. Вынимать посуду из золы тогда, когда она остынет.
(Акулов А., Ефимова Н. Некоторые результаты реконструкции технологии обжига неолитической керамики северо-запада России. Культурная антропология и этносемиотика. CAES. Том 5. №2. Июнь 2019.).
Кремнёвые орудия по форме и технике изготовления отличаются от каменной индустрии Верхневолжской культуры. Преобладают орудия на отщепах, наконечники стрел и дротиков обработаны двусторонней ретушью. Характерны крупные (10 – 20 см) листовидные подтреугольные и ромбические наконечники дротиков, скребки, ножи, скобели, проколки, свёрла. Появляются ложкарные орудия для изготовления деревянных ложек и ковшей. Встречаются топоры, тёсла, долота. Обнаружено множество костяных и деревянных наконечников стрел с тупыми концами для охоты на мелкого пушного зверя. На приозёрных поселениях (Сахтыш, Ивановское, Языково) обнаружены гарпуны и рыболовные крючки.
На фото ниже:
- ножевидная пластина
- наконечник дротика
Образцы вкладышевой технологии 
В Подмосковье кремневая индустрия раннельяловского периода сохраняет черты предшествующей эпохи. На среднем этапе появляются общельяловские формы. Любопытны гарпуны и ножи из клыков кабана.
На стоянке Луково озеро I обнаружено жилище 20*7 м с пятью очагами. Под очагами была постелены куски бересты и насыпаны песчаные подушки, что оберегало подлежащий сухой торфяник от возгорания.
На стоянке Сахтыш I обнаружено жилище, врезанное в береговой склон перпендикулярно реке. Прослежены остатки стен и центральных столбов. С восточной стороны к реке выходит коридорообразный тамбур 4*2 м со ступенями. В среднельяловское время площадь жилища составляла 120 кв.м., в нём находилось два очага. В сосудах для варки пищи обнаружены рыбья чешуя и кости бобров. Найдены мотыги из рогов лося, череп медведя, черепа бобров, деревянные изделия. Выше слоя песка от наводнения расположен второй горизонт жилища в тех же размерах и с тем же инвентарём. Третий горизонт приурочен ко времени регрессии озёрных вод. Длина жилища была увеличена в сторону озера, его площадь выросла до 200 кв.м. Выход к реке заканчивается бревенчатой платформой (мостками) на сваях. Здесь найдены вёрши и грузила от сетей. Инвентарь позднельяловский. Четвёртый горизонт относится к Волосовской культуре.
Здесь впервые на Верхневолжье появляются деревянные ложки и ковши с навершиями ручек в виде гусиных голов. Найдены так же деревянные лопатки, мутовки-мешалки, крюки для подвешивания, колотушки для орехов, обломки лыж, вёсел, лука, копьё. Обнаружены берестяной кошель, сшитый жильной нитью, и шляпа из лыка.
Рукоять ковша в виде гусиной головки
Охотились жители Сахтыша на лося, кабана, оленя, медведя, бобра, куницу, барсука, зайца, косулю, волка, выдру. В нижних слоях доминируют кости бобра. Из боровой и водоплавающей дичи жители Сахтыша брали глухаря, тетерева, куропатку, гуся, утку, гагару, лебедя, цаплю и журавля. Ловили сома (до 2 м), осетров и стерлядь (1 м и более), щуку, язя, леща, окуня, плотву.
Льяловские поселения Костромского Поволжья расположены на небольших всхолмлениях среди заливных лугов (веретьях), у берегов рек и стариц. Культурный слой мощный. Наиболее выделяются поселения Борань, Фёдоровское, Половчинская, Водыш, Поповка. Обнаружены кости промысловых животных и кости собаки, что говорит о возросшем значении охотничьего промысла. Тем не менее, рыболовный промысел преобладал. Обнаружены обломки вёсел и рыболовных снастей.
Влияние Льяловской культуры в формах и способах обработки камня и кости, в орнаментации керамики и в образах деревянных поделок простирается на целый ряд соседних культур от Прикамья до Прибалтики и от верховьев Дона и Десны до Северной Двины. Вместе они образуют круг культур с ямочной и гребенчатой керамикой. Формы и орнаментация льяловской керамики являются ядром и основой для керамической традиции всего региона лесного севера Восточной Европы.
На позднем этапе в ряде мест происходит заболачивание озёр, и льяловцы приходят в движение в поисках новых мест для рыбной ловли. Через 100 - 200 лет происходит повторное обводнение торфяников, и озёра вновь появляются. Предполагается, что это привлекло сюда некие группы из Прикамья с развитой технологией строительства лодок, задавшие импульс формированию Волосовской культуры. На Оке льяловцы с волосовцами долгое время мирно соседствовали и многое у тех переняли. Те же льяловцы, которые не вошли в состав нового сообщества, разошлись в стороны от прежнего ареала обитания. Так, культурные традиции льяловцев с Клязьмы обнаруживаются… на реке Воронеж. Другие группы отчалили в Заволжье и дальше на север.
Образцы Рязанской культуры
Образцы Балахнинской культуры
Образцы Мстинской культуры
В Мстинской культуре встречаются изделия из янтаря: подвески, пронизки и пуговицы.
Образцы Каргопольской культуры
Образцы раннего этапа Карельской культуры
Происхождение и этническая характеристика популяций культур Ямочно-Гребенчатой керамики
У представителя Льяловской культуры (4,99 – 4,79 тыс. лет до н. э.) со стоянки Сахтыш II определили митохондриальную гаплогруппу K1b2. У представителей Льяловской культуры со стоянки Сахтыш IIA определили Y-хромосомные гаплогруппы R1b, Q1b и митохондриальные гаплогруппы U4a1, U5a1. У льяловца из могильника Берендеево (4,2 т.л. до н. э.) обнаружена гаплогруппа Q1-L54
Мито-днк гаплотип U5a1 выявлен так же у неолитического образца (V т.л. до н. э.) со стоянки Мергень VI на озере Мергень в Тюменской области. U5a1a обнаружили у представителей Днепро-Донецкой культуры. Ныне U5 чаще всего встречается среди саамов, финнов и эстонцев.
Y-хромосомный гаплотип Q1b наиболее часто встречается у кетов и селькупов. Нередок у жителей Норвегии, Венгрии, иранских туркмен и монголов. Предполагается, что он был характерен для гуннов. Встречается иногда среди русских, украинцев и американских индейцев. Обращает на себя внимание тесное соседство носителей R1b и Q1b.
Питерский лингвист Александр Акулов выдвинул гипотезу об этнической принадлежности культур круга Ямочно-Гребенчатой керамики к енисейским народностям. (Акулов А. Неолит Петербурга и ближайших окрестностей: Паджа Уль Дэнг – Люди Большой Воды.)
https://knigalit.ru/avtori/aleksandr-akulov/book1650041/chitat/?page=2#content
При всей малопроработанности этой версии, отметим всё же наличие некоторых перекличек в лексике марийского и кетского языков. Что может оказаться не только следствием заимствования её прото-финно-уграми на берегах Оби и Енисея, но и следом гипотетического субстрата на берегах Средней Волги. Впрочем, это тема будущих исследований, сейчас же достаточно определённые выводы делать пока рано.
По нашему мнению, народности круга культур Ямочно-Гребенчатой керамики в той или иной степени были носителями языков с неатрибутированной лексикой, встречающейся в качестве субстрата в финно-угорских языках. Возможно, это осколки лексикона древних охотников и рыболовов севера Восточной Европы. Вероятны так же проявления из лексики народностей более южных областей средней полосы неолитической «Старой Европы».
ЛИТЕРАТУРА
Крайнов Д.А., Гурина Н.Н. Льяловская культура. // Археология. Неолит Северной Евразии. М., 1996.
Костылева Е.Л., Уткин А.В. Ещё раз о происхождении Льяловской культуры. // Верхнедонской археологический сборник. Вып.11. Липецк, 2019.
Куфтин Б.А. Льяловская неолитическая культура на реке Клязьме в Московском уезде. Рязань, 1925.
Толпыгина И.Г. Предварительные итоги технико-технологического анализа ямочно-гребенчатой керамики стоянок Льяловская и Языково. //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Том 19. N. 3. 2017. с.181 – 183.
Акулов А. Неолит Петербурга и ближайших окрестностей: Паджа Уль Дэнг – Люди Большой Воды.
https://knigalit.ru/avtori/aleksandr-akulov/book1650041/chitat/?page=2#content
ВИДЕО
культура ямочно-гребенчатой керамики
лекция о ямочно-гребенчатой керамике
трехмерная реставрация лепного сосуда льяловской культуры
Предыдущие части книги«История мерянского народа».
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 1: Верхний палеолит.
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 2: Финальный палеолит.
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 3: Мезолит.
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 4: Неолит.
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 6. Бронзовый век.

Subscription levels

No subscription levels
Go up