EN
Меря, история и культура
Меря, история и культура
16 subscribers

«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 4: Неолит — Верхневолжская культура.

Около 8,2 тыс. лет назад (6, 2 тыс. лет до н.э.) произошло резкое похолодание, связанное, возможно, со спуском в северную Атлантику холодных вод одного из крупных (ранее – приледниковых) озёр вблизи Гудзонова залива в Канаде и, как следствие, с временной приостановкой Гольфстрима. На 200 лет климат стал более суровым, чем в средневековый Малый ледниковый период. До нового оледенения дело не дошло, но хозяйственная стабильность племён была подорвана основательно.
Численность населения заметно уменьшилась. Выжившие оставили насиженные места в поисках лучшей доли. Депопуляция Верхневолжья длилась порядка 400 лет (8,1 – 7,7 т.л.н. / 6,1 – 5,7 т.л. до н.э.). Навряд ли бутовцы уходили куда-то сильно далеко. Скорее, они сосредоточились в наиболее увлажнённых низменных районах, возможно – в Поочье.
Когда климат вернулся к прежним параметрам, – численность населения вновь возросла. Ожило и Верхневолжье. В то же время, в Прикаспийской зоне произошло опустынивание. В этой связи можно предположить наплыв населения из Прикаспия на Нижнюю Волгу. А отдельные группы прежнего средневолжского населения могли достигнуть и Верхневолжья.
Вместе с тем, отсутствие различий между каменными индустриями финального мезолита и начального неолита на Верхней Волге показывает, что массового притока людей в регион не было. Цветкова А.Н. Начало неолитической эпохи на Верхней Волге. // Вестник СПбГУ. История. 2019. Т. 64. Вып. 2. с.714.)
Отличительной особенностью неолита является появление керамической посуды. До этого люди пользовались посудой из кож, берёсты, дерева и камня. Употребление же злаковых требует варки. В «Плодородном полумесяце» керамика появилась ранее всего, примерно 8,5 тыс. лет назад. Идея её изготовления распространились довольно быстро, вне прямой зависимости от передачи технологий её изготовления. Разные народности вырабатывали свои способы и использовали различное сырьё. Спустя недолгое время, на Дону, Южном Урале и в Поволжье появился новый очаг керамического производства. В дальнейшем, распространение керамических традиций сбавило темпы. Воспринимаясь через натуральный обмен, гостевые вояжи и брачные связи соседствующих племён.
Глиняную посуду с готовностью восприняли не только земледельцы, но и охотники и собиратели. Варёное мясо и рыба мягче и питательнее. К тому же, дикие злаки охотничьи в основе популяции тоже собирали. Глиняный горшок стал благословением в условиях тогдашней жизни. Не удивительно, что трепетное отношение к нему выразилось в изобильном украшении его стенок различными узорами и символами.
ВЕРХНЕВОЛЖСКАЯ культура
Стоянки Верхневолжской культуры располагаются на высоких террасах озёр и рек. Уровень воды в водоёмах был тогда заметно выше нынешнего. Наиболее важные поселения обнаружены на суходолах нынешних торфяников – на бывших островах среди озёр. Это Кухмарь, Ивановское, Сахтыш. Глубина залегания керамики – ок. 60 - 70 см. Возраст культурного слоя – 7,7 - 6,4 тыс. лет (сер.VI – сер.V т.л. до н.э.). Сравнение костяных и кремнёвых орудий указывает на формирование Верхневолжской культуры на основе предшествующей Бутовской. Форма и орнаментация глиняной посуды разнообразны. Выделяются три типа: горшки с тычково-накольчатым орнаментом, остродонные сосуды с длинно-зубчатым орнаментом и переходный тип с ложношнуровым, прочерченным и короткозубчатым орнаментом.
Каменная индустрия характеризуется господством технологии изготовления орудий на заготовках – пластинах и отщепах. И, так же, широким использованием составных орудий с кремнёвыми вкладышами.
На первом этапе (сер. – 3-я четв.VI т.л. до н.э.), который можно так же рассматривать как финальный Бутовский, в районе Сахтыша появляется посуда с тычково-накольчатым орнаментом либо без орнамента. Орнамент размещен под венчиком, в придонной части и на днище. Сосуды плоскодонные и остродонные, с выпуклыми стенками. Поверхность сосудов лощеная, красновато-коричневого или розовато-желтого цвета. Примеси разнообразны: органика, раковина, шамот, песок.
Накольчатый орнамент наиболее распространён был в культурах Среднего Поволжья. Тип илистого теста керамики раннего этапа Верхневолжской культуры близок таковому в Елшанской, Волго-Камской и в Нижневолжской к-рах. Традиция изготовления ранней накольчатой керамики на Верхневолжье была заимствованной, не повлияла на общий облик воспринявших её культур и не была продолжительной.
На втором этапе (посл. четв. VI т.л. до н.э.) преобладает керамика с ложношнуровым, прочерченным и короткозубчатым орнаментом, которые возникли из подражания тычковой и являют её «скорописный» вариант. Орнаментальные композиции становятся более сложными: зигзаг, плетёнка, ромбическая решётка. Появляются ямки. Оригинальный ногтевидный орнамент наносился вероятно при помощи ёлочной шишки в качестве штампа.
На третьем этапе (1/3 V т.л. до н.э.) преобладает керамика с длиннозубчатым орнаментом.
Орнаментальные мотивы (1-26) и типы венчиков верхневолжской керамики (I-XII).
На финальном этапе (сер.V т.л. до н.э.) длиннозубчатой керамике сопутствует ямочно-гребенчатая. Происходит смена традиций не только в изготовлении керамики, но и в технологиях каменной индустрии. Что свидетельствует о частичной смене населения на Верхневолжье в этот период. (Цветкова А.Н. Начало неолитической эпохи на Верхней Волге… с.707.)
Внутри Верхневолжской культуры выделяется традиция изготовления керамики, в которой применялся илистый тип теста. Это т.н. Волго-Окская культура. Она характерна для раннего и отчасти для второго этапа Верхневолжской культуры. Связана она, вероятно, с аналогичной традицией Среднего Поволжья. Учтя значимость этой генерации, мы всё же будем считать её органической частью Верхневолжской культуры (Цетлин Ю.Б. О происхождении Верхневолжской культуры // МарНИИ. IV Халиковскте чтения. Й.-О. 2007.)
Среди кремнёвых орудий встречаются пластинки с ретушью, вкладыши для кинжалов, ножей и гарпунов, иволистные и черешковые наконечники стрел, скребки, скобели, проколки, микропилки, топорики, тёсла.
Большинство каменных орудий имеют сходство с орудиями позднего периода Бутовской культуры.
Среди костяных орудий встречаются игловидные, перовидные и биконические наконечники стрел, гарпуны с раздвоенными зубцами, пешни, проколки, шилья, кинжалы. Встречаются подвески из клыков мелких хищников с нарезками для подвешивания. 
Весьма изящен гребенчатый орнаментир в виде «петушка» / «глухаря». 
Среди деревянных орудий встречаются прямоугольные в сечении палочки от вёрш, колья и обломки различных предметов.
К предметам искусства культа относятся глиняные диски с орнаментом. Особо отметим диск диаметром 7,5 см со стоянки Сахтыш VIII с изображением головы оленя, нанесённым точечными наколами. На краю диска имеется отверстие для подвешивания. Это изображение связано, очевидно, с культом небесных оленей и лосей. Существование такого культа у населения лесной зоны в эпоху мезолита подтверждают находки рогового жезла в виде головы лосихи в могиле шамана Оленеостровского и деревянного скульптурного изображения "перевертыша" медведя – лося из мезолитического слоя стоянки Ивановское III.
Кроме того, найдены каменные плитки с нарезным орнаментом в виде ёлочного зигзага и ромбической решётки. 
На стоянке Сахтыш VIII жилища округой / овальной формы, размером в пределах от 2,2*2,5 м до 3,5*4,0 м, заглублены на 40 – 50 см в грунт. Расположены вдоль древнего берега реки. Отстоят друг от друга на 20 метром. Очаги, заполненные углём, камнем и костью, размером от 0,8*1,2 до 1,1*1,5 м, располагались в центре либо с боку жилища. Возле очагов – следы от столбов. По периметру жилища – следы от столбов и остатки стен. На стоянке Романово I обнаружены три жилища размером 3*7 м, с наклонными столбами по периметру и вертикальными столбами по центру жилищ. Там же обнаружен укреплённый столбами бревенчатый помост, выходивший к тогдашнему берегу озера.
Погребения Верхневолжской культуры пока что не обнаружены. Однако, близость её облика Днепро-Донецкой и Нарвской культурам, где погребения найдены, позволяет отнести носителей Верхневолжской культуры к северным европеоидам.
Представители Верхневолжской культуры охотились на кабанов, благородных оленей, косуль, лосей, зубров, бобров и боровую дичь. Возросла роль рыболовства.
К концу раннего неолита население Верхневолжья значительно возросло, о чём говорит появление групп поселений на сравнительно небольшой территории. Выделяются локальные (племенные?) варианты культуры:
- центрально-верхневолжский (район бореальных «Срединных озёр» от Плещеева и Нёро до Подозёрского и Сахтыша, – Ивановское III, V, VII, Торговище I, Сахтыш I, II, VIII, Языково I, Николо-Перевоз I, III, Берендеево II);
- московско-окский (Маслова Болота, Бисерово озеро, Владычинские стоянки, Колпь I, Фефелов Бор, Замостье II);
- западно-верхневолжский (верховья Волги от Ярославля до озера Селигёр, западную часть её иногда выделяют в т.н. Валдайскую культуру, – Ронское, Скрабы III, Романово I, Котчище II, Щепочник, Бологое, Репище);
- восточно-верхневолжский (низовья Оки и Клязьмы, река Лух – Завьялка, Боринка II, Голянин Бор I, Малая Ламна I).
Центральная группа была наиболее населённой и являлась генератором новшеств. Окраинные группы являли собой периферийные варианты Верхневолжский культуры и находились под некоторым влиянием соседних культур.
Литература
Крайнов Д.А. Верхневолжская культура // Неолит Северной Евразии / Москва. «Наука», 1996.
Костылева Е.Л. Ранненеолитический верхневолжский комплекс стоянки Сахтыш VIII. // Советская археология. №4. 1986.
Костылева Е.Л. Верхневолжская ранненеолитическая культура: к истории изучения. // Эволюция неолитических культур восточной Европы. СПб. 2019.
Костылева Е.Л., Уткин А.В. Неолитические скульптурные орнаментиры с Сахтышских стоянок. // Вестник ИвГУ. История. Вып.4 (12). 2012. – с.6 -
Лозовский В.М., Лозовская О.В. Исследования стоянки Замостье 2 в 1989—2013 гг. СПб. 2013.
Мезолитические и неолитические культуры Верхнего Поволжья: по материалам стоянки Ивановское VII / Москва : Наука, 2002.
Никитин В.В. К проблеме истоков неолита лесного поволжья. // Вопросы археологии Урала. Вып.26. Екб., Сургут. 2011.
Цветкова А.Н. Ранний неолит Верхневолжья: некоторые итоги изучения. // Российский археологический ежегодник. №1. 2011.
Энговатова А.В., Жилин М.Г., Спиридонова Е.А. Хронология верхневолжской ранненеолитической культуры. // Российская археология. №2. 1998.
И-нет ресурсы
Реконструкция ранненеолитических жилищ Верхневолжской культуры.
Видео
Первые керамические культуры эпохи неолита Восточной Европы – Александр Выборнов | Научпоп
Предыдущие части книги
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 1: Верхний палеолит.
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 2: Финальный палеолит.
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 3: Мезолит.

Subscription levels

No subscription levels
Go up