EN
creator cover Меря, история и культура

Меря, история и культура

Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья
Меря, история и культура
16
subscribers

About the creator

Блог ведут художник Андрей Малышев-Мерянин и историк Василий Малышев-Шёмтолгай, авторы книги "Мерянский язык" https://vk.com/meranjelma.

Верования и мифология финно-угорских народов. Культ животных.

Игрища ряженых на вогульском медвежьем празднике. На лицах артистов маски, чтобы их не опознал медведь. Фото И. А. Каннисто.
Как и почти все архаические народы, финно-угры относятся к охотничьим и рыболовным трофеям как к чему-то сакральному, поэтому все действия, связанные с добычей, у них строго регламентированы. Ее обозначают эвфемизмами, особенно это касается медведя: лопари называют его «лесным владыкой», «старцем гор», «мудрецом», «священным зверем», «псом Божьим», остяки – «меховым человеком», «обитателем диких земель», финны – «медовой лапой», «большим лесом» и т. д. Считается, что услышав свое настоящее имя, зверь может осерчать. На охоте и на медвежьих праздниках даже названия его отдельных частей и охотничьего снаряжения заменяются другими словами. Подобным образом ливы, выходя в море, предпочитают именовать свои рыболовные снасти тайными словами.
Show more

PDF Библиотека. "Залесская земля в IX-X веках. Историческая и археологическая панорама Северо-Восточной Руси".

Залесская земля в IX-X веках.pdf3.34 MbDownload
В. В. Седов выдвинул гипотезу о славянской основе мери в результате миграции в VI–VII вв. нового населения из Средней Европы, обусловившей значительные изменения всей этнической карты будущей древнерусской территории (Седов, 1999 а, с. 97–100; 1999 б, с. 147–158). Однако при всей важности фактов, положенных в основу предложенной концепции, нужно помнить, что летопись отрицает славянство мери, относя её к «иним языцам».
О веси более ничего не известно, а меря в событиях начальной русской истории отмечена как участник походов Олега на Смоленск и Киев, затем на Константинополь и, наравне со словенами и кривичами, получила «устав» Олега (или Игоря) о данях (ПВЛ, 1996, с. 14, 16; НПЛ, с. 107). После 907 г. этноним со страниц летописи исчезает.
Show more

«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 10. Бронзовый век. Чирковская культура.

Чирковская культура представляет собой переходную генерацию от форм и традиций ряда культур ранней Бронзы к формам и традициям поздней Бронзы Волго-Вятского региона и Средней Волги. Основные составляющие культуры – поздне-волосовские, балановские и урало-сибирские (суб-сейминские) традиции. Названа по деревне Чирки в Марий Эл. Выявлено более 40 её памятников.
Основные памятники расположены в Марий Эл, а так же в нижегородском Поветлужье, на Вятке и в Чувашии: Галанкина гора, Кубашевское, Чирковское, Оленья Гора, Васильсурское, Сомовское, Юринское, Ройский Шихан, Макарьевское, Чутайские городища, Лобань, Заячий городок и Атрать. Керамика чирковского типа обнаружена так же в Сейминском могильнике, в Зуево-Ключевском комплексе и среди предметов Галичского клада.
Show more

Мерянский этнографический реверс XIX века

Московские купцы.

Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е. потребность общества в освещении той или иной темы. Не будь такой потребности – записи диалектных слов так и остались бы в науке любопытным казусом, не более. Однако, в действительности, интерес к истории и наследию народа Меря на протяжении XIX века только рос. И это не случайно.
Катастрофические события Смуты начала XVII века размыли прежний русско-мерянский по виду культурный пейзаж Верхневолжья. Многие устремились прочь из старых разорённых городов и сёл – за Волгу: на Унжу, Керженец, Ветлугу, Вятку… Суздальский диалект со множеством мерянских терминов ушёл «в подполье», став тайным языком офеней – торговцев-ходебщиков. Всё реже стали встречаться вторые / третьи имена-прозвища мерянского происхождения, ранее характерные для значительной массы населения Верхневолжья. Гонения на старообрядцев и все их культурные проявления в конце XVII века ещё более подкосили пост-мерянский пласт культуры на Верхневолжье. Впрочем, в глухих старообрядческих углах по Унже, Керженцу, Ветлуге, Сухоне, Двине, Вятке и Каме ряд консервативных в своих культурных пристрастиях групп продолжали нести в себе элементы мерянской традиции.

Show more

Верования и мифология финно-угорских народов. Загробная жизнь.

Понять загробную жизнь позволяет похоронная обрядность. Лопари снабжают мертвых провизией и различными орудиями, «чтобы они могли утолить голод, порыбачить или наколоть дров, как делали это, когда жили на земле» [Харузин 1890, c. 324]. У черемисов умершие возделывают и засевают на том свете поля, разводят скот, охотятся, ловят рыбу, держат пчел, женятся и ездят друг к другу в гости. Как и при жизни, покойники страдают от холода и голода [Holmberg 1914, s. 12]. Чтобы защитить мертвых от мороза, вогулы, согревшись у костра, оставляют им несколько поленьев [Karjalainen 1918, s. 124].
Но даже на том свете существует смерть: мордва и черемисы верили, что покойники, пробыв некоторое время в преисподней, могут умереть вторично [Paasonen 5, p. 843; Смирнов 1889, c. 117–121].
Show more

Верования и мифология финно-угорских народов. Общие поминки.

Кроме поминок в честь одного умершего отмечаются и общие, посвященные всем покойным членам семьи. Черемисы называют их «свечными», потому что на них (как и на всяких поминках) зажигают восковые свечи. Поволжские финны устраивают поминовения весной на Пасху и осенью по завершении полевых работ. Общие поминки семья справляет либо в своем кругу, либо несколько родственных семей собираются у главы самой большой из них. Если деревня состоит только из родственников, то они возносят моления в память умерших сообща. В настоящее время поминки проводятся в семье, но традиция общих поминовений сохраняется.
Общие и частные поминки очень схожи. Умершим ставят по восковой свече и приносят в жертву мясо и напитки, забытым родственникам ставят одну свечу на всех. Вотяки крошат хлеб и наливают кумышку в корыто для мертвецов со словами:
Show more

Отец реалистического колониализма — Иван III

В тёмном подвале угличского монастыря скорчившись сидел маленький шестилетний мальчик и тихо плакал. Несмотря на май, в сырой келье было холодно. Была ночь, но мальчик не спал. Мальчику было страшно и очень хотелось есть. Мальчика охраняли. Он не знал, зачем, ведь убежать из этого подвала и монастыря невозможно. Охранники о чём-то громко говорили за дверью, и мальчик хотел было попросить их дать ему немного хлеба и воды, но испугался.
А вдруг это те самые охранники, что схватили и выкололи глаза его отцу? Или ещё хуже — вдруг это те охранники, что совсем недавно волокли его в мешке с маленьким братом к реке и хотели утопить?А вдруг опять потащат?
Как тогда выла мама, как она кидалась в ноги то тем самым людям, что тащили их, то епископу Ионе, что был рядом, и кричала, кричала ему, что он крест целовал на том, что ничего с малышами не сотворят, что милость будет от Великого князя…
Show more

Ареалы археологических культур и субстратной топонимии Рязанского Поочья

Карта 1. Топонимические ареалы среднего Поочья
Исторический фонд географических названий рязанской территории бассейна Оки (среднее Поочье) включает в себя мощный пласт неславянской топонимии. Исторические, этнографические и лингвистические данные позволяют уверенно говорить о финно-угорском происхождении части этих топонимов, другая часть более или менее надежно связывается с балтийским языковым материалом [см.: финно-угры и балты..., 67, 97; Топоров, 1997в, 325].
Show more

Верования и мифология финно-угорских народов. Частные поминки.

После похорон о покойниках нужно заботиться, иначе они разгневаются, вернутся и станут беспокоить живых. Умерших, часто посещающих свои семьи, эстонцы называют кодукяйя («посетителями дома»), – обычно при жизни отличавшиеся порядочностью, рачительностью и строгостью. Их редко увидишь, но временами они издают шум и даже могут ударить своих детей, если те не устроили подобающих поминок [Holzmayer, s. 81–82; Varonen, s. 34–35].
Поминки бывают либо общими – памяти всех умерших родственников, либо частными – в честь одного сродника.
Show more

«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 9. Бронзовый век. Сеймино-Турбинский транскультурый феномен.

В археологии и ранней истории лесной полосы Восточной Европы выделяется особый период, ознаменованный яркой вспышкой металлообработки и развитием форм металлических орудий. Едва ли в истории народов Бронзового века северной Евразии возможно отыскать культурный феномен столь же яркий и самобытный, как Сеймино-Турбинский. С ним связаны судьбоносные инновации в металлургии и металлообработке на большей части континента. Производство изделий из бронзы в их обществе стало доступно многим. По сути, они стали зачинателями не одной какой-то культуры или этноса, а целой цивилизации на севере Евразии. Формы их оружия достигли совершенства и даже изящества. Упор на коневодство в сочетании с превосходством в вооружении позволили сеймино-турбинцам доминировать среди окрестных племён Алтая. А затем, в союзе с ними, распространить своё влияние из Сибири в Поволжье и даже до Финляндии и Прибалтики. Отдельные группы сейминцев вступали в союзы с индо-европейскими вождествами и участвовали в их походах на юг Европы. В одной из двух «царских» усыпальниц в Микенах вождей сопровождает сейминское оружие. На восток сеймино-турбинское влияние распространилось до Маньчжурии и центральных областей Китая.
Show more

Subscription levels

No subscription levels
Go up