EN
Алиса Апрелева
Алиса Апрелева
110 subscribers
goals
35 of 42 paid subscribers
Когда "Лёгкую подписку" оформят 42 человека, я проведу бесплатный вебинар-консультацию с ответами на ваши вопросы :) - Алиса

Анти-стрим: Ответы на вопросы. Язык музыкальной терапии

Привет! Я очень, очень рада новым подпискам, которые происходят несмотря на "ленивое" летнее время. Спасибо за интерес к этому блогу и вашу поддержку. Без неё этих текстов и видео точно не было бы.
Сегодня попытаюсь стряхнуть с себя летнюю тишину и отвечу на вопросы Irma Irma и Amina в Телеграме и на комментарий Natalya к недавнему посту про работу в группе с людьми старшего возраста.
Назову этот процесс анти-стрим. Это примерно как стрим в YouTube, Инста или ВК, только я не люблю стримы и не пользуюсь ВК :) 
Язык музыкальной терапии (лингвистическое наблюдение)

Интересное открытие, которое я сделала для себя, пока писала ответы (точнее - сформулировала наконец-то, в чём дело): в русском языке постепенно складывается специализированный дискурс, особый словарь, действующий в сфере музыкальной и мультимодальной экспрессивной терапии. (Я же лингвист по первому образованию, и не могу пройти мимо, простите!)
Когда в 2012 я работала над МузТерапевт.Ру - образовательный проектом о терапевтическом применении музыки на русском языке, перевод идей и материалов с английского на русский оказался задачей невероятной сложности. Многие термины и понятия приходилось буквально изобретать, создавать с нуля. Когда я произносила их в лекциях или интервью, было ощущение неестественности, корявости, искусственности (как вот сейчас прямо в русский язык входят феминитивы - "режиссёрка", "авторка" и т.д.: для кого-то уже естественно, кому-то пока трудно). В какой-то момент мы сотрудничали с факультетом перевода РГГУ - и это сотрудничество, к сожалению, не оказалось продуктивным, потому что студентам-переводчикам просто не хватало словаря.
За последние десять лет понятия и процессы музыкальной терапии активно ищут себе словесную форму в русском языке - и успешно находят её. Катализаторы этого процесса - конференции, курсы, научные работы, общение в социальных сетях. Это, конечно, удивительно наблюдать. Мне - и как терапевта, и как лингвиста - это невероятно вдохновляет. Но есть проблема: поскольку я не участвую в МТ-процессах в России с 2018 года и вообще веду отшельнический образ МТ-жизни, я теряю контакт с этой языковой реальностью. И часто мне проще дать англоязычный термин и перевести его буквально, чем пытаться найти аналог, привычный русскоязычной МТ-аудитории. 
В общем, это такое длинное извинение за множество англицизмов, "калек" (дословных переводов, ударение на первый слог) и описательных фраз в моих текстах о музыкальной и экспрессивной терапии. Надеюсь, содержание компенсирует несовершенства формы :)
А теперь - ответы на вопросы.
Вопрос #1
Irma Irma: "Ко мне привели мальчика с РАС. Высокофункциональный. Мама хочет, чтобы он пел :) Мы стали развивать мелкую моторику, внимание. Но он стал петь шёпотом и по слогам. В чём причина? Может быть, я делаю что-то не так? Или в мозговой функции что-то меняется?"
Дорогая Ирма, у меня, к сожалению, недостаточно информации, чтобы ответить на Ваш вопрос. Давайте объясню, почему.

Пение "шёпотом и по слогам" может быть связано с психо-эмоциональными причинами: например, ребёнок пока стесняется Вас или не понимает, чего Вы от него хотите; или, может быть, он, как многие из нас, волнуется петь в присутствии "специалиста" - или вообще любого слушателям (кроме родных). В этом аутичный человек не сильно отличается от человека без диагноза. Причины могут быть и физиологическими: недостаточная дыхательная поддержка, пение на вдохе (вместо выдоха) и т.п..
Позволю себе задать Вам несколько вопросов - возможно, они помогут Вам найти причину такого поведения ребёнка.
А пел ли ребёнок до занятий? Если да, то так же - шёпотом и по слогам - или по-другому? А как он говорит - так же, как поёт, или по-другому?
Если трудности уже были, то с чем они связаны (не хватает дыхания? не хватает уверенности? что-то ещё?)?
Вы пишете, что целью занятия было - петь. Но причём тогда здесь развитие мелкой моторики и внимания? Это ведь совсем другие, отдельные цели терапии. Как они связаны с обучением пению?
Мама хочет, чтобы ребёнок пел. А хочет ли этого ребёнок? :) Откуда такое решение: чтобы ребёнок пел?
Что вы поёте на занятиях? Как? Знакома ли эта музыка ребёнку, нравится ли она ему? Подходит ли она ему по диапазону, темпу?
Как структурировано занятие? Сколько оно длится? Не устаёт ли ребёнок?
Где проходит занятие, когда (утро, день, вечер, после школы)? Комфортно ли ребёнку? 
Каков возраст ребёнка? Нет ли гормональных изменений? Принимает ли он какие-либо медикаменты, которые могут повлиять на его голос? 
Какова ситуация в семье? Безопасно ли ребёнок ощущает себя в повседневности - и на занятиях?
Какие шаги Вы предприняли для того, чтобы установить доверительный контакт с ребёнок? Как объяснили ему цели занятий? 
Какие активности и техники Вы уже попробовали, когда ребёнок начал шептать? Каким был результат? Что можно поменять и что ещё можно попробовать?
Вот такой "удалённый коучинг" могу предложить в ответ на Ваш вопрос :) Надеюсь, это поможет найти нужное решение. 
И хочу заверить Вас, что Вы не навредили ребёнку, не волнуйтесь! Просто нужно разобраться с причинами, постараться понять, что происходит, что чувствует ребёнок, в чём может быть проблема (и переносится ли она в повседневную жизнь или существует только в музыкальной терапии). Когда найдутся ответы, решится и сама проблема.
А ещё, возможно, Вам было бы полезно поучаствовать в супервизии. Если, конечно, есть такая возможность. Вот здесь подробнее о том, что это такое и как подготовить запрос на супервизию, чтобы получить максимальную пользу.
Вопрос #2
Natalya: "Пожалуйста, расскажите, какие вы использовали техники и почему. Из тех, что вы использовали на видео"
Наталья, это серьёзный вопрос :) Подробный ответ на него составил бы небольшой курс по практике музыкальной терапии (и, возможно, пришло время его создать). Но кратко рассказать-обозначить готова.
Аудиторией мастер-класса были люди с начальной степенью деменции и их партнёры (если таковые есть). Для меня это была новая группа - я видела их в первых и последний раз. Целью занятия, кроме самого музыкального опыта в группе, было рассказать им о том, как можно применять музыку в домашних условиях для улучшения физического и психического состояния при деменции. Поэтому я много говорю (простыми словами). При этом у каждой активности есть цель - обычно не одна (возможность работать одновременно над несколькими целями - одно из огромных секретных преимуществ музыкальной терапии!)
Вот что было на видео:
1) Активность: Play along / sing along - Подыгрывание и подпевание знакомой песне.
Цели: активация (телесная, эмоциональная) и установление терапевтических отношений терапевта с группой (доверие, интерес, диагностика группы).
Процесс: Терапевт раздаёт заранее специально подобранные инструменты и приглашает группу подыгрывать и подпевать знакомой песни - или просто слушать, если так комфортнее. (Это было незапланированное взаимодействие :) Я говорила о разном воздействии знакомой и незнакомой, энергичной и мелодично-медленной музыки  - и спела одну фразу из песни как пример. Участники немедленно её подхватили, и мне ничего не оставалось кроме как раздать инструменты и поиграть-попеть вместе. Очень, очень важна такая отзывчивость и гибкость терапевта при проведении МТ занятий, иначе занятие превращается в концерт).
2) Активность: Прослушивание знакомой песни.
Цель: эмоциональное погружение-рефлексия, работа с воспоминаниями, проживание эффекта знакомого музыкального произведения (обучение на практике), обсуждение в конце: эффект пассивного прослушивания музыки.
Процесс: Терапевт играет и поёт знакомую участникам песню; песня не самая простая (мелодия, текст), поэтому нет ожидания, что участники будут подпевать - но это и не запрещено, конечно.
3) Активность: Подпевание знакомой песне
Цели: самовыражение, общение (посредством музыки в группе), физическое упражнение (голос, дыхание)
Процесс: терапевт представляет, играет и поёт песню знакомую участникам: песня удобна для пения (не сложная, текст знаком участникам), участники подпевают (по желанию), обсуждение в конце: эффект активного участия в музицировании.
4) Активность: Звукопись
Цели: самовыражение, креативная работа над поставленной задачей, физическое усилие, невербальный "полилог", работа с воспоминаниями
Процесс: терапевт задаёт тему и параметры структурированной групповой импровизации, раздаёт подготовленные инструменты; участники работают с минимальными инструкциями, вместе создают звуко-образ (берег океана, в данном случае); сольный инструмент терапевта (флейта) работает на создание завершённой формы.
Если вам интересна работа с людьми старшего возраста (рекомендую, это очень благодарная работа!), вам сюда
Вопрос #3
Amina: "Алиса, здравствуйте! Как можно пройти Ваш курс по неврологической музыкальной терапии?"
Amina, здравствуйте. К сожалению, полный курс именно по НМТ сейчас прослушать негде - к нему оказалось слишком мало интереса и получается нерентабельно его запускать. Может быть, в течение академического 2024-2025 что-то изменится, тогда я обязательно сообщу об этом в t.me/apreleva

Пока я могу порекомендовать Вам пройти первую часть курса - она сейчас выделена в отдельный курс: "Целеориентированная музыкальная терапия" и даёт основу-систематизацию знаний по целеориентированной музыкальной терапии. ЦМТ существует полностью онлайн, для освоения в свободном графике и с возможностью получить (или не получать) авторский сертификат на русском и английском.
Надеюсь, что со временем у меня появится возможность добавить новые тексты и лекции. Всё зависит только от интереса и поддержки подписчиц и подписчиков блога!
____
  🌱  Дорогие подписчики и жертвователи - спасибо за то, что поддерживаете этот блог - ваша поддержка и обратная связь невероятно вдохновляют и позволяют мне продолжать эту работу! Удобная навигация по тематическим разделам блога - в разделе "Об авторе". А ещё у нас есть телеграм-канал с новостями и общением.  
Дорогая Алиса, спасибо за такой развёрнутый ответ! Активно изучаю ваши видеозаписи, рефлексирую и чувствую, как  потихоньку начинаю работать иначе...

Subscription levels

Лёгкая подписка

$ 8,4 per month
Ежемесячная подписка на блог с полезными материалами по музыкальной терапии, нейромузыкологии, психологии музыки от Алисы Апрелевой.
Закрытая группа поддержки в Телеграм.
Частичный бесплатный доступ к материалам курсов "Целеориентированная музыкальная терапия", "Навыки Терапевтического Общения" и материалам новых курсов.
Бережно модерируемое сообщество единомышленников.
Go up