RU
Алиса Апрелева
Алиса Апрелева
99 подписчиков

Мультимодальные экспрессивные техники и музыкальная терапия

Сегодня хочу поговорить с вами об отношениях музыкальной терапии и “экспрессивной терапии”. Последний термин часто переводят на русский язык более красивым словосочетанием: “терапия искусствами”. Оно очень точно отражает суть метода: любые формы искусства используются в терапевтических целях, при поддержке квалифицированного терапевта.
Большой разноцветный зонт
“Экспрессивные терапии” - это такое понятие-зонтик. Я понимаю, что я сейчас пользуюсь возмутительно очевидной калькой английского “umbrella term” (обычно переводится как “общий термин”). Но именно в случае с экспрессивными терапиями мне очень нравится представлять этот набор терапий визуально именно как большой многоцветный зонт, укрывающий и защищающий участников терапии от боли, потерянности и одиночества. 
Среди “красок” этого зонта:
танцевально-двигательная терапия
аутентичное движение
арт-терапия (визуальные искусства: рисование, лепка, коллажи и т.д.)
драматерапия
игротерапия
фототерапия
музыкальная терапия
терапия словом (поэзия, дневники, проза, цитирование)
кулинарная терапия
хортикультурная терапия
фототерапия*
“Краски” - модальности разные, а принцип общий: каждый вид искусства даёт возможность проживать терапевтические изменения не напрямую (когнитивно, рассудительно, логически, “головой”), а метафорически - через тело, через образ, через воображение, через эмоции, через мифологическое опосредование реальности.
Почему это важно? 
Наш “сознательный” разум часто сопротивляется проработке травмы, трудного опыта, горя - блокирует их, уводит на периферию, в бессознательное, в забвение, в телесные симптомы, в необъяснимые паттерны разрушительного поведения.
Или ещё бывает так: “головой всё понимаю, знаю, как нужно жить, чтобы не раниться, но с эмоциями не справляюсь и вот напряжение из тела не уходит, всё болит”. Понимать - одно, поменять восприятие, реакции, поведение - совсем другое.
Покидая (на время) территорию слов, грамматики и логики языка, мы высвобождаем огромную стихийную силу метафорического проживания мира, невербального самовыражения клиента. Это как размеренное движение шлюзов и дикое, естественное, меняющееся в разные сезоны течение реки. Шлюзы нужно методично и регулярно чистить, чинить и контролировать. Река сама очищает себя и сама знает, куда ей нужно, где её море.
“Waiting patiently for the river flow to clear the log jam,” - описывала наши медленные полимодальные сессии одна моя клиентка. Терпеливо ждать, пока река своим естественным течением унесёт брёвна, блокирующие её русло.
“Низкий навык - высокая чувствительность”
Возможно, вы помните эту формулу из курса “Целеориентированная музыкальная терапия”. Автор её - Паоло Нилл (Paolo Knill). “Низкий навык - высокая чувствительность” - это один из подходов к практике экспрессивной терапии. Напомню, о чём речь.
Если ваша основная специальность - музыкальный терапевт, то музыка - ваша стихия. Вы неплохо играете на нескольких (или многих) инструментах, поёте, умеете импровизировать в разных жанрах, писать песни, записывать музыку нотами и в программах типа GarageBand. Вы умеете применять музыку и её элементы для работы над терапевтическими целями из разных сфер здоровья человека - от горевания до развития речи. У вас огромная библиотека терапевтических треков на все случаи жизни и много плэйлистов, собранных для разных клиентов. 
Ваш “навык” (в классификации Паоло Нилла) - супервысокий.
“Чувствительность” же ваша к психоэмоциональному состоянию клиента может очень сильно варьироваться, в зависимости от вашего терапевтического стиля и подхода. Например, в неврологической музыкальной терапии постулируется приоритет цели: если вы работаете над улучшением координации движений рук с пациентом, у которого диагностирован паркинсонизм, вы не должны обращать внимание на его эмоциональное состояние или желание поделиться воспоминаниями.
В вокальной психотерапии, наоборот, “чувствительность” - высочайшая. Психоэмоциональное состояние, рефлексии, инсайты клиента - приоритет для терапевта. (В качестве практического упражнения: попробуйте вспомнить, какие бывают подходы к музыкальной терапии, и с какими целями и ситуациями вы сталкиваетесь в своей практике, - и подумайте, какой “навык” и какая “чувствительность” нужны в каждой ситуации).
Подход “низкий навык - высокая чувствительность” подразумевает, что экспрессивный терапевт - это, прежде всего, мощный психотерапевт. Он может работать в разных психотерапевтических подходах (хотя чаще всего экспрессивные терапевты опираются на психодинамический подход и юнгианство). Он очень хорошо владеет искусством психотерапевтического диалога, активного слушания, невербального “считывания” клиента - “высокая чувствительность”.
К этой (вербально-психотерапевтической) основе добавляются разные модальности искусства в терапевтическом применении. Клиентка затрудняется рассказать словами о том, что она чувствует? Берём лист с пустым кругом внутри, разноцветные карандаши и пытаемся “нарисовать эмоции”. Ни терапевт, ни клиента не должны для этого быть суперхудожниками: рисунок может состоять из нескольких штрихов - серый, красный, чёрный - в середине круга. Что этот рисунок означает? Почему клиентка выбрала эти цвета? Почему штрихи такие короткие и аккуратные? Почему они так далеко от окружности?
“Низкого навыка” в любой модальности искусства достаточно, чтобы инициировать или развить терапевтическую беседу. Главное здесь - экстернализация (выведение на поверхность) глубоко спрятанного, недоступного или непонятного переживания: вот оно, на бумаге, в поэтическом образе, в выборе музыкального инструмента… А теперь давайте поговорим об этом.
Зонты у всех разные 
Если вы практикующий музыкальный терапевт, вы почти наверняка пользуетесь полимодальностью. Картинки-подсказки для импровизации, движение под музыку, написание текстов песен, “натуральные материалы” и рисование на детских музыкальных занятиях (работая с малышами, я постоянно собирала шишки-листики-цветочки и держала бумагу и мелки наготове) - всё это разные элементы “терапии искусствами”, разные цвета вашего терапевтического “зонта”. 
Зонты эти у всех разные, непохожие друг на друга. И ещё они всё время меняются, как волшебный зонт Оле-Лукойе. Чем больше мы открыты новым опытам, обучению, экспериментам, тем красочнее и интереснее наш зонт, тем больше возможностей у нас помочь самым разным клиентам - и тем интереснее работать нам самим!
А дальше?
Думаю, этот пост вызовет много вопросов - практических, в первую очередь. Я готова рассказывать и делиться, и могу добавить элементы экспрессивной терапии в видео “Подсказки терапевта”. Спрашивайте в комментариях о том, что вам интересно. 
Я заинтересовалась экспрессивной терапией во время прохождения интернатуры, после того, как окончила бакалавриат в Беркли по музыкальной терапии. Мне повезло работать с целой командой арт- и музыко- и экспрессивных терапевтов, и я поняла, что уже давно пользуюсь похожими методами интуитивно - и хочу научиться более глубокому погружению в полимодальность. В течение следующего года я прошла несколько курсов магистерского уровня в Университете Лесли. Там раньше работал Паоло Нилл и даже обучение музыкальной терапии там изначально базируется на психодинамическом подходе. Это дало мне очень много свободы - и в музыкальной терапии и за её пределами. 
В 2015 и 2016 (кажется) годах мы провели в Москве две школы творческих волонтёров для фонда помощи людям с БАС “Живи сейчас”. Первая основывалась полностью на музыке. Вторая называлась “Добрый экспресс” и, по сути, были интенсивным тренингом в “лайковых” методах экспрессивной терапии для людей с БАС. Разница погружения была колоссальная, а главное - и волонтёры, и благополучатели “без музыкальных талантов” теперь тоже находили общую почву, и радость, и смыслы. 
Я очень люблю музыкальную терапию. Но полимодальность даёт огромные дополнительные возможности - не пропустите этот ценный “инструмент”!
________
*Я думаю, что клоунада должна быть здесь же, но традиционно это отдельный жанр. В терапевтическом смысле, она ближе всего драматерапии. 
Главное отличие - это, конечно, магия красного носа. Я не специалист, никогда не училась клоунаде, но друзья-клоуны из самых разных стран говорили мне одно: красный нос преображает, даёт свободу, меняет ситуацию уже один своим появлением на лице клоуна. (У меня предметы на лице - маски, носы и т.д. - вызывают клаустрофобию, но я бесконечно восхищаюсь клоунами и надеюсь, что когда-нибудь до этой философии тоже дорасту, даже если нос придётся красить помадой; и полосатых носков у меня полно).
Второе отличие, как мне кажется, в том, что в клоунаде всегда очень активен (даже при минимальном действии) ведущий (клоун). В драматерапии ведущий (терапевт) работает от участника (или от группы) - и, в основном, держит пространство и поддерживает и помогает развивать (а не инициирует) процесс. Но, вообще, что именно происходит в драматерапии, сильно зависит от каждого отдельного терапевта и его любимых техник. Подозреваю, что в некоторых случаях это очень близко клоунаде. Только вместо носа могут быть блестящий плащ или перья в волосах.
Дорогие клоуны, жду вас в комментариях, очень интересная тема для меня :)


💕 Спасибо за то, что подписываетесь, читайте, комментируйте, делитесь ссылками на блог - именно ваша регулярная поддержка и обратная связь позволяют мне продолжать эту работу.   Удобная навигация по тематическим разделам блога и информация о курсах - в разделе "Об авторе". А ещё у нас есть телеграм-канал с новостями и общением и бережный чат для подписчиков.
avatar
Алис, с носом легче, но внутреннее состояние клоуна мы сначала выращивали без него. Правда я больничной клоунадой не занималась - это была клоунада для внутренней свободы. Я бы сказала, что у клоуна тонкий, искренний взгляд с возможностью всегда найти способ прищурить глаз, замедлиться. Клоун - существо с короткой памятью, очень любопытный, живой и реагирующий на входящие снаружи, как будто всё время заново открывающий мир, людей, предметы, и находящий оригинальные и актуальные сейчас способы взаимодействия с ними. Имеющий право на ошибку. Он не веселит. Он находит свои смыслы происходящего в контакте с человеком и это может быть очень смешно.

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх