EN
Konstantin Kropotkin
Konstantin Kropotkin
63 subscribers
goals
5 of 1 000 paid subscribers
И это даст мне надежду, что пишу не напрасно.
1 of 2

Пузыри манящие и кровавые

Сенсационный боди-хоррор «Субстанция»: и блеск фальшив, и кровь —  как кетчуп.
Элизабет с говорящей фамилией Спаркл уже не пузырится юностью. Бывшая звезда, —  соответствующий знак на голливудском бульваре давно потрескался, —  зарабатывает телевизионной аэробикой, являя и в свои зрелые годы достаточно ухоженной красоты. Но продюсеру с говорящим именем Харви этого уже недостаточно, —  чавкающий красномордый мужчина срочно ищет замену. Его похотливому мужскому глазу подавай юный женский сексапил. В отчаянии Элизабет решается на сомнительный эксперимент, —  принимает некое вещество, которое создает ее молодую сущность. И вот, пока старая оболочка валяется на кафельном полу в ванной, новая, свежая малышка Сью, скачет на телеэкране. Все, казалось бы, довольны, —  до поры, до времени.  
В свой первый и едва ли последний голливудский фильм Корали Фаржа принесла все то, чем ранее впечатлила в полнометражном французском дебюте: как и в Revenge (2017) —  в центре внимания женщина, как и в том «феминистском боевике», мужчина —  существо отвратительное, но влиятельное достаточно, чтобы присутствовать, даже якобы отсутствуя. Режиссерка переиначивает расхожий сюжет о Пигмалионе, Франкенштейне, Дориане Грее, добавить нужное, но мужским делает сам визуальный код, скрупулезно воспроизводя пресловутый «male gaze». Это кино, в котором женщины, оставшись одни, не разгуливают в старых, растянутых майках и бесформенных носках, —  они и в одиночестве, как на витрине. 
Выбравшись из старого тела, бойкая Сью запросто получает телевизионное шоу и шансы на стремительную карьеру, однако, увлеченная новой жизнью, нарушает правило эксплуатации «субстанции» —  живет и действует и в дни, которые нужны на восстановление Элизабет, ее матрице. Все грубее нарушая хрупкий баланс, себялюбивая юница принуждает к отпору. Так вместо добрососедства эти джекил и хайд получают созависимость, отравляя друг другу существование все больше, а там недалеко и до драки с кровопусканием. 
И снова фейерверк киноцитат: трагикомическая метаморфоза а-ля «Смерть ей к лицу» представлена в гнетущей, широкоугольной броскости Стэнли Кубрика; солнечная спелость кадра —  родом из «Шоугерлз» Верховена, «Муха» Кроненберга, канонический боди-хоррор, говорит «здравствуйте» и хлюпающей фантастической жути «Чужого», и кровавой бане «Кэрри», —  и все это под жуткий саундтрек, в котором бытовое искусно смешивается и взбалтывается с инфернальным, вызывая ассоциации с «Зоной интересов». 
Кастинг выше всяких похвал. Дэннис Куэйд в роли плотоядного продюсера пародийно отвратителен. Маргарет Куолли, сыгравшая Сью, замечательно лжива как красавица, и убедительна как чудовище. Но весь этот аттракцион держится, по существу, на Деми Мур, которая играет свою Элизабет с самоотверженностью большой актрисы, понимающей, что ей выпал шанс вернуться в первые голливудские ряды. Она не боится быть ни голой, ни уродливой, и, доверившись режиссеру, не проиграла —  после «Субстанции» 61-летней артистке гарантированы контракты и лавры, восставшей из пепла, примадонны. 
С логикой не дружный, в допущениях размашистый, это не столько хоррор, сколько саркастичная и, увы, чрезмерно затянутая комедия положений, где форма и есть содержание. Пастиш как прием, калейдоскоп очевидных заимствований создает комфортное чувство узнавания, —  распознав сосуд, хочется, конечно, продлить удовольствие от умного себя, вложить в расписную емкость фильма и какое-то оригинальное содержание (манипуляция удалась: в Каннах фильм получил премию за лучший сценарий).  
Картину Фаржа называют «боди-хоррором», и некоторые крупные планы телесных деформаций действительно вынуждают зажмурить глаза. Однако в омерзительном Корали Фаржа уклончива, давая возможность вздрогнуть, но не тревожа рецепторы настолько, чтобы обеспечить потом зрителю бессонную ночь. «Субстанция» существует только в двух регистрах, красивое-глянцевое у нее соседствует бесформенно-ужасным, —  и в этом отстранении она самым фешенебельным образом не дает зрителю почувствовать своим ни то, ни другое. Ясно, что и блеск фальшив, и кровь —  как кетчуп. 
Я рассказываю об интересном из мира квира - без ограничений, без цензуры и не приписанный к какой-либо редакции. Поблагодарить меня за работу можно донатами
Boosty: https://boosty.to/kropotkin/donate (Россия и весь мир)
PayPal: на мейл kropotkind@googlemail.com (весь мир, кроме России)

Subscription levels

Чашка кофе квир-обозревателю.

$ 2,12 per month
Пусть кофе попьёт, пока думает, что же мне квирного посмотреть и почитать. 

Чашка дорогого кофе квир-обозревателю.

$ 5,3 per month
Пусть попьёт кофе в кафе подороже, может это сделает его квир-обзоры еще лучше. 

Пусть квир-обозревателю будет хорошо.

$ 32 per month
Он рассказывает о том, о чем в России теперь запрещено рассказывать: о квире в культуре. Чтобы такой контент не исчез, за работу лучше платить. 

А потому что я человек хороший...

$ 106 per month
...и почему бы  мне не помочь уникальной частной, независимой квир-просветительской инициативе. 
Go up