EN
Алиса Апрелева
Алиса Апрелева
110 subscribers
goals
35 of 42 paid subscribers
Когда "Лёгкую подписку" оформят 42 человека, я проведу бесплатный вебинар-консультацию с ответами на ваши вопросы :) - Алиса

Флейта в музыкальной терапии

Хоть я по-прежнему отношусь к идеям квантовой психологии со сдержанным скептическим любопытством, квантовая запутанность иногда очевидно проявляет себя в моей жизни. А, может быть, это просто совпадения.
Собрание инструментов Дома Радио
Несколько недель назад, готовя к публикации два поста о терапевтической технике “музыкальное покрывало", в которой я использую флейту северо-американских индейцев, я снова размышляла о древней как древние греки дихотомии “флейта” / “лира” и о флейте вообще. И о том, как разная природа этих инструментов проявляется в современной музыке.
Это привело меня к мысли рассказать в блоге о флейте и я уже сделала план текста, когда мне написала Алина Белишкина - куратор Собрания инструментов Дома Радио в Санкт-Петербурге - и попросила написать комментарий о… флейте в музыкальной терапии. Конечно же, я согласилась.
Сегодня я рада поделиться с вами результатом этого сотрудничества: вот здесь можно прочитать материал целиком на сайте Дома Радио. Об истории возникновения первых флейт, об особенностях их строения и звучания рассказывают, кроме меня, этноинструментовед и хранитель музыкальных инструментов Шереметевского дворца – Музея музыки Варвара Летягина, преподаватель музыкальной школы имени Римского-Корсакова, музыкант и мастер по ремонту флейт Александр Зайцев. Вводное слово о своем инструменте представляет флейтистка оркестра musicAeterna Анна Комарова.
(Волки или хоминиды?)
Это фото из книги “The origin of music”. Drago Kunej и Ivan Turk рассказывают о своём исследовании костяных артефактов, найденных в пещере Divje babe I . Они приводят убедительные аргументы в пользу того, что это именно музыкальные инструменты, а не прогрызенные древними волками кости. А ещё у исследователей получилось воспроизвести звук этих флейт и их - очень непривычный уху современного западного человека - строй. Респект, в общем.
Флейта в музыкальной терапии
Приведу здесь полный текст своего комментария.
Флейта - один из древнейших инструментов, созданных человеком. Ещё 43000 лет назад - а, возможно, и раньше - люди вытачивали флейты из кости медведя, лебедя, из бивня мамонта. Мы навряд ли узнаем, какую роль играла музыка в жизни ранних Homo Sapience. Но для меня, музыкального терапевта 21 века, флейта - один из важных рабочих инструментов.Музыкальная терапия - это профессиональное использование музыки и её элементов с целью улучшения психического, физического и социального здоровья человека. Важно понимать, что не существует “магических” инструментов, ритмов или мелодий, которые обладают “исцеляющим” эффектом. Но музыкальный терапевт - это специалист, который знает, как правильно подобрать музыкальные техники, которые помогут каждому человеку в его конкретной ситуации. Согласно исследованию, 42% опрошенных музыкальных терапевтов используют флейту в своей практике (Burns, 2019).
У концертной оркестровой флейты красивый звук, но игра на ней требует большого мастерства, а ещё - во многих ситуациях её звучание будет слишком громким, и потому неуместным для терапевтического процесса. В своей работе я, как и многие мои коллеги, пользуюсь, в основном, простыми блок-флейтами разного размера, этническими деревянными флейтами и флейтой Северо-Американских индейских племён - по-русски её часто называют “пимак”.
Например, я нередко импровизирую на индейской флейте для пациентов во время сеанса химиотерапии или для женщин во время родов. Я со-настраиваюсь с дыханием человека и выбираю длинные, взбирающиеся вверх и плавно опускающиеся обратно, как волны, пассажи. Замедляя музыку, я замедляю дыхание пациентки - вызывая эффект релаксации (послушать).
В хосписе эта же флейта - один из самых любимых инструментов потому, что она без слов делает возможным, “разрешает” глубокое духовное переживание. Или, по словам одной моей клиентки, создаёт “мостик” между видимым и невидимым миром.
Флейты могут быть использованы и в “активной” музыкальной терапии - когда клиент не просто слушает, но и сам играет на инструменте. Игра на флейте может быть показана людям, у которых есть проблемы с дыханием: например, при астме. Или в ситуации нарушения речи, когда ребёнок говорит на вдохе или глотает концы фраз. Игра на флейте позволяет отработать здоровый выдох - и это транслируется в здоровую речь. 
Бывают и ситуации, когда флейта совсем не подходит для терапии: например, нередко высокочувствительные дети в инклюзивных классах закрывают ладонями уши, показывая, что тембр им неприятен. А у кого-то плавная мелодия флейты ассоциируется с печалью, тяжёлыми воспоминаниями, трауром. Это всё очень индивидуально, но музыкальный терапевт всегда знает, как бережно изменить ход занятия и какие инструменты подобрать взамен.
_______
Как всегда, рада ответить на ваши вопросы в комментариях. Пишите!
Курс-специализация "ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ” (для тех, кто хочет стать музыкальным терапевтом)
🌱  Дорогие подписчики и жертвователи - спасибо за то, что поддерживаете этот блог - ваша поддержка и обратная связь невероятно вдохновляют и позволяют мне продолжать эту работу! Удобная навигация по тематическим разделам блога - в разделе "Об авторе". А ещё у нас есть телеграм-канал с новостями и общением.

Subscription levels

Лёгкая подписка

$ 8,4 per month
Ежемесячная подписка на блог с полезными материалами по музыкальной терапии, нейромузыкологии, психологии музыки от Алисы Апрелевой.
Закрытая группа поддержки в Телеграм.
Частичный бесплатный доступ к материалам курсов "Целеориентированная музыкальная терапия", "Навыки Терапевтического Общения" и материалам новых курсов.
Бережно модерируемое сообщество единомышленников.
Go up