EN
Алиса Апрелева
Алиса Апрелева
110 subscribers
goals
35 of 42 paid subscribers
Когда "Лёгкую подписку" оформят 42 человека, я проведу бесплатный вебинар-консультацию с ответами на ваши вопросы :) - Алиса

Кто может называть себя музыкальным терапевтом?

Привет. Сегодня отвечаю на вопросы Екатерины (из Телеграм-канала):
1) С какого момента в России можно называть себя музыкальным терапевтом?
2) Какая база должна быть первоначально для прохождения обучения?
3) Можете ли Вы организовать обучение для русских заграницей?
4) Как называется специальность за границей, когда специалист обучает людей с особенностями развития играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь играть в ансамбле?
#1 С какого момента в России можно называть себя музыкальным терапевтом?
Самый простой и короткий ответ: когда угодно, кто угодно может называть себя музыкальным терапевтом в России. Это если формально. Потому что в России нет сертифицирующей организации, которая бы следила за набором квалификаций музыкального терапевта, выдавала бы cоотвествующий сертификат и добавляла бы такого специалиста в базу. 
В России, к сожалению, такой возможности пока нет (насколько я понимаю), поэтому когда именно начинать называть себя музыкальным терапевтом (и делать ли это вообще) - это личный выбор каждого специалиста. 
Теперь моё личное мнение о том, кто может называть себя МТ в России. 

Я уже поднимала этот вопрос когда-то давно (осторожно, эмоции искрят). Там интересно почитать комментарии.    
Моё мнение о том, кто может называть себя музыкальным терапевтом в России, эволюционировало за годы преподавания музыкальной терапии на русском языке и исследования профессионального поля - глобально и в пост-СССР. Это мнение отличается от того, которого я придерживалась во время работы МузТерапевт.Ру (2012 – 2018). Тогда я очень сильно верила в возможность построить в России вузовскую систему обучения музыкальной терапии, которая бы соответствовала мировым стандартам. Казалось, что это вот-вот произойдёт. Ну, лет 7-10, и всё. И поэтому мне казалось важным напоминать сообществу, что "музыкальная терапия - это профессия, для которой существуют мировые стандарты обучения, практики и сертификации". Если вы не соответствуете (пока) этим стандартам - вы (пока) не музыкальный терапевт. И предлагала называть промежуточные варианты "терапевтическим использованием музыки" (так и называлась конференция, которая проходила в 2015-2018 годах: ТИМ). Вот моё выступление о том, как я видела возможную систему вузовского обучения музыкальных терапевтов в России:
Со временем (мне, не забываем, что это личное мнение) стало понятно, что стандарты из других стран на российской почве не приживаются. И что, видимо, ещё долгое время называть себя музыкальным терапевтом сможет практически кто угодно. 
Поэтому остаётся критерий честной самооценки: каждый и каждая могут внимательно изучить, какие квалификации нужны музыкальному терапевту, оценить свой опыт, найти возможности обучения тому, в чём они чувствуют себя неуверенно, возможности супервизий или работы с ментором, и после этого называть (или не называть) себя музыкальным терапевтом. Иногда нужно сравнить свой уровень работы со стандартами и экспертами, и притормозить, не спешить называть себя музыкальным терапевтом. Но иногда важно и обратное: заставить внутренних перфекциониста и "импостора" замолчать и решиться называть себя терапевтом. Потому что очень важно, чтобы у людей в любой стране был доступ к услугам музыкального терапевта. 
Главный отличием от, например, американской системы сертификации может быть такой специфический момент: владея сильными знаниями и навыками в музыкальной сфере + в сфере психологии, понимая "механику" целеориентированной музыкальной терапии, и отлично зная из опыта специфику своей клиентской ниши (особые дети, старики, беременные, люди с психиатрическими заболеваниями и т.д.), специалист часто может считаться "музыкальным терапевтом". В американской же системе профессиональный музыкальный терапевт может одинаково эффективно работать с самыми разными группами клиентов; его терапевтический "инструментарий" - значительно шире. 
Но, кстати, в Англии, например, стандарты чуть более "расслабленные" - студентов чаще всего обучают работе с особыми детьми и со стариками, но не работе в медицинской среде. В других странах тоже бывает по-всякому, и ситуация постоянно изменяется. Поэтому я пишу только о том, о чём знаю точно. 
#2 Какая база должна быть первоначально для прохождения обучения?
Многие страны предлагают программы обучения музыкальной терапии в формате бакалавриата как первой ступени. То есть человек, который обладает базовыми музыкальными навыками (вокал, гитара, фортепиано, перкуссия - или хотя бы некоторые из этих элементов), поступает на программу "Музыкальный терапевт" после старшей школы и учится там сначала на бакалавра (4-5 лет), потом в магистратуре (2 года).  
Но есть и другой вариант. Когда музыкант, или психотерапевт, или педагог с опытом работы с людьми с особенностями, или социальный работник приходят целенаправленно доучиваться, чтобы стать музыкальным терапевтом. В этом случае у разных вузов разные требования, но для всех таких студентов обязательно "добрать" те предметы, которых у них нет в предыдущем дипломе, и "налетать" часы клинической практики. И, конечно, все всегда проходят музыкальной прослушивание и собеседование (на предмет человеческих качеств). 
Вот здесь (открытый пост) очень, очень подробно рассказывала об обучении музыкальных терапевтов. Здесь объясняю, почему я не могу посоветовать учебных программ в России. А ещё есть видео о том, должен ли музыкальный терапевт быть психологом
#3 Можете ли Вы организовать обучение для русских заграницей?
К сожалению, нет. Даже если бы у меня было время этим заниматься, логистически это практически невозможно. Почему?
1) Обучение очень дорогое. Даже если речь идёт только о магистратуре (2 года после бакалавра) и только об обучении онлайн (что невозможно, поскольку обучение музыкальной терапии, по стандарту, включает в себя очень много часов практической работы с разными социо-медицинскими группами - от младенцев до стариков) - даже если такая программа была бы создана, её стоимость была бы непосильна для большинства желающих учиться. Например, в колледже Беркли сравнимая программа стоит почти $40 000. И это не самый дорогой колледж.
2) Колледжам или университетам просто невыгодно создавать программы на русском языке. Сегмент очень маленький - затраты огромные. В каждой вузовской программе преподаёт несколько (5-20) экспертов - музыкальных терапевтов, исследователей, специалистов по психологии, специалистов по разным музыкальным предметам, специалистов по технологии и т.д. Таких специалистов, говорящих по-русски, практически нет. Значит, нужно организовывать перевод, нужно обеспечивать общение с преподавателями, обратную связь, проверку письменных работ... Как работать с симулированными клиническими ситуациями - вообще непонятно, потому что в них много спонтанности. Да, при большом количестве вложенных усилий и денег это, наверное, в какой-то степени возможно. Но в России просто нет людей, которые за это готовы платить (я проверяла! в 2015-2018 годах я активно исследовала возможности такого обучения).
3) Про практику я уже сказала, но повторю ещё раз: практическая работа (в больницах, школах, домах для ухода за пожилыми людьми и т.д.) - это интегральная, важная часть вузовского обучения музыкального терапевта. В "многоязыкой" и многокультурной среде, с дистанционным обучением формально организовать её очень сложно.
Именно поэтому я создала свой курс "Целеориентированная музыкальная терапия" - это тот же материал, который я прорабатывала со своими студентами в американском вузе. Но по-русски. И за смешные деньги.  А потом появился курс "Навыки терапевтического общения" (он меньше про музыку и больше про психологию и выстраивание терапевтических отношений - тот самый компонент "человек-человек"). Оба они доступны полностью в виде видеолекций, чтения и практических заданий (с обратной связь, по желанию) в этом блоге.
#4 Как называется специальность за границей, когда специалист обучает людей с особенностями развития играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь играть в ансамбле?
Для этого нет отдельной специальности, насколько мне известно. В США это может быть учитель музыки (всех учителей учат работать с особыми детьми, это обязательно) либо музыкальный терапевт (некоторые даже специализируются на этом, предлагая "адаптивные уроки музыки"). "Педагогика" это или "музыкальная терапия" - зависит от целей и задач такой работы и от подхода ведущего
--------
💕 Подпишитесь - давайте вместе делать мир лучше!
Удобная навигация по курсам и тематическим разделам блога - в разделе "Об авторе". А ещё у меня есть телеграм-канал с новостями и общением. Спасибо за то, что поддерживаете этот блог. 

Subscription levels

Лёгкая подписка

$ 8,4 per month
Ежемесячная подписка на блог с полезными материалами по музыкальной терапии, нейромузыкологии, психологии музыки от Алисы Апрелевой.
Закрытая группа поддержки в Телеграм.
Частичный бесплатный доступ к материалам курсов "Целеориентированная музыкальная терапия", "Навыки Терапевтического Общения" и материалам новых курсов.
Бережно модерируемое сообщество единомышленников.
Go up