EN
Monday Karma
Monday Karma
20 subscribers
goals
10 of 30 paid subscribers
Интересно, удастся ли повторить успехи патреона

Фильм на выходные #7: «Добытчица» — афганский кошмар, инкрустированный сказкой надежды

На Netflix недавно вышел «Папин дракон» — невероятно красивый и трогательный мультфильм Норы Туми, которая до этого сняла два полных метра — «Тайна Келлс» и «Добытчицу». Второй я и решил наконец посмотреть, продолжая сюжет о мультфильмах из непростых исторических периодов (раз и два).
На улице Кабула торгуют двое — отец и дочь. Весь нехитрый товар красиво разложен на полоске ткани болотного цвета. Бывший учитель Нурулла (Али Ризви) отвлекает Парвану (Саара Чодри) от угнетающих будней сказаниями былых времен, когда местные земли процветали, несмотря на захватнические визиты Александра Македонского, Чингисхана и прочих недружелюбных полчищ. От убаюкивающего течения истории их отвлечет стычка с дуэтом патрульных, которая чуть позже обернется арестом Нуруллы за хранение запрещенной литературы. Лишившегося ноги во время войны с СССР мужчину, который не может передвигаться без трости, увезут в тюрьму, а его супруга Фатима (Лаара Сэдик), две дочери и совсем маленький сын останутся без кормильца.
Точнее — того, кто имеет право выходить во внешний мир. На дворе начало нулевых, последние месяцы власти «Талибана» (террористическая организация, запрещенная в России). Женщинам без сопровождения мужчины запрещено ступать за порог — даже под угрозой голодной смерти, которая явственно нависает над Парваной и ее семьей. Тогда она решает остричь волосы и притвориться мальчиком (такая культурная практика называется «бача-пош»), чтобы спокойно носить домой воду, покупать продукты и даже кое-что зарабатывать — ведь юношам в Афганистане гораздо проще шастать по улицам.
В случае «Добытчицы», основанной на романе канадской активистки Деборы Эллис, известный по массовой культуре контур афганской жизни той поры раскрашивается сказкой об отважном юноше, которую Парвана рассказывает брату Заки. Поначалу история служит отвлечением для маленького мальчика, пока его не может обнять избитая талибами Фатима. Однако вскоре фантастический сюжет начинает играть в жизни Парваны все более важную роль, обретая внутреннюю силу и помогая ей двигаться дальше. Юноша из сказки бросает вызов исполинскому слону, чьи слуги украли у жителей деревни семена, без которых не бывать урожаю. И вот он отправляется в долгий путь, чтобы спасти земляков от голодной смерти, а на самом деле — взглянуть в глаза своему страху.
Идея книги появилась у Эллис в 1997-м — после интервью в пакистанском лагере для афганских беженцев: там она повстречала мать и ее переодетую мальчиком дочь (бача-пош!). «Добытчица» увидела свет в 2001-м, а за следующие десять лет писательница сочинила еще три части, уже размышляя о том отпечатке, какой оставил на судьбе и психике Парваны опыт религиозного угнетения и мигрантской неприкаянности.
Тем интереснее, что материал оказался в руках ирландки Норы Туми — соратницы Томма Мура по студии Cartoon Saloon, с которым они разделили и полнометражный дебют — «Тайна Келлс» (2008). Работа Туми так же скрупулезна и эмпатична, но лишена излишней витиеватости (из-за которой о фильмах Мура шутят, что через сутки сложно вспомнить, что же в них произошло). Вместе с тем невозможно проигнорировать ту визуальную выразительность, которую постановщица черпает из иных, нежели ее коллега, источников.
В «Добытчице» чередуются «реалистичные» эпизоды и чистая поэзия линий, вдохновленная многозначностью театра теней, пластикой кукольных спектаклей и паттернами восточной культуры. Чтобы не экзотизировать афганскую самобытность, Туми находит ей рифмы в быту и пейзажах: например, безжалостное синее солнце из сказки отпечатывается в реальность благодаря остаткам риса на блюде; их расположение похоже на «лицо» светила. Другая интересная находка — эволюция гардероба Парваны, которая теряет гармоничный зеленый платок, как только мать подвергается побоям. Прежде чем нарядиться мальчишкой в одежду цвета стен, она надевает красный платок — цвета свежего, насыщенного фингала.
Несмотря на ужасы взросления в условиях талибанской диктатуры, «Добытчица» заряжена жизнелюбием и надеждой. Сказка и правда дарит Парване и ее близким волю к субъектности, действию, а также позволяет девочке проговорить другую — семейную — травму. Общий опыт не просто сплачивает персонажей мультфильма. В закодированном виде он может притягивать неожиданных союзников и сохраняться во времени. Как истории Нуруллы. Как финальные кадры «Добытчицы», заканчивающейся НАТОвской осадой Кабула.

Subscription levels

👑

$ 1,12 per month
Для тех, кто давно хотел поддержать каких-нибудь незнакомцев.
Сюда же будут попадать выпуски чуть раньше и без цензуры, но, учитывая частоту (выпусков и цензуры), это скорее поддержка от большой любви к уже сделанному (мной или нами).

🦭

$ 2,24 per month
То же + небольшие заметки об увиденном (до выпуска, вместо выпуска, после выпуска)
Go up