Джемаль о методологии ислама
Гейдар Джемаль о методологии ислама. Стенограмма.
(комментарий ниже после стенограммы)
Главная проблема сегодня для исламского политического движения это способность ясно и четко формулировать повестку дня, формулировать исламскую идеологию. Исламская идеология, нужно понять однозначно, что исламская идеология это не просто повторение теологических позиций в догматической форме. Это способность внятно изложить принципы своей веры на языке современной философии.
Или если кому-то не нравится слово философия, и оно кажется не исламским, то можно сказать так: КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Мусульмане обязаны излагать свою веру, свою концепцию, свое понимание реальности не на специальном конфессиональном догматическом языке, а на языке категориальной логической мысли.
Это не возврат к Аристотелю, это не возврат к Платону. Это не возврат к первым векам исламской истории, когда масса новых интеллектуалов исламского мира были увлечены Аристотелем, который называли его учителем, и это была школа восточных перипатетиков, где они уходили очень далеко от коранического учения о реальности, вплоть до совпадения по взглядам с Аристотелем по поводу неуничтожимости материи, вечности мира и так далее, и так далее.
Это не возврат к этому. Мы должны излагать на категориальном языке коранические принципы в форме логической доктрины, которая была бы абсолютно понятна, ясна и действенна для умов, не воспитанных внутри ислама. И нужно преодолеть негативное отношение мусульман к категориальной логической мысли, потому что оно, это негативное отношение, основано на недоразумении.
Ну, мусульмане думают, что философствовать, значит лукаво мудрствовать, идти за своими мнениями по поводу тех вещей, о которых они не знают и не могут знать, которые находятся вне их опыта, вне их восприятия. И действительно идти за такими мнениями, рассуждать на эту тему, это не более чем домыслы, особенно когда, например, у нас есть ясные указания в откровении.
Но ведь философия не сводится к рассуждению о том, чем является объективная реальность, особенно её невидимый аспект, незримый аспект, который называется «гайбот», который находится за пределами чувственного опыта.
Философии не сводится только к этому. На самом деле наиболее оперативная и существенная часть философии – это понимание СОБСТВЕННОЙ МЫСЛИ. А ведь мыслящему его собственная мысль открыта.
Мусульмане должны понимать, как работает человеческая мысль и управлять этой человеческой мыслью, чтобы она являлась зеркалом, отражающим исламскую теологию, кораническую науку, кораническое знание.
Изучение МЫСЛИ – это не следование мнениям, это не рассуждение о вещах, которые находятся за пределами твоего опыта и твоей досягаемости. Это анализ того, что происходит ВНУТРИ ТЕБЯ, о том, как, собственно говоря, твоя собственная голова работает.
Вот этого сегодня не хватает. И именно шаг в этом направлении делает из нас, меняет нашу позицию, из пассивных, страдательных объектов воздействия исторического процесса превращает нас в активных, самостоятельных, субъектных игроков, которые делают историю. Мы должны перейти от состояния объекта истории в качестве и в состояние субъекта истории.
КОММЕНТАРИЙ А. МИРОШНИЧЕНКО:
К сожалению, даже те, кто приветствуют выше приведённый текст Джемаля, понимают его превратно. Ибо их «категориальная логическая мысль», по прежнему пребывает в периметре категориальной логической мысли Платона и ему подобных.
Нет! Не о том Джемаль. Джемаль говорит о Мысли «внутри тебя», то есть Мысли как таковой.
Говорить «на языке современной философии» означает, что означает: СОВРЕМЕННУЮ философию. То есть речь не идёт об использовании языка Платона. Платон вообще-то не современен. Но и говорить на языке модерна или постмодерна — тоже не современность, ибо всё это лишь «записки на полях Платона».
Нет! Философия, которая действительно современная, использует категориальную логическую мысль, которая принципиально не дружит с ветхой категориальной логической мыслью Платона и его «современных» сотоварищей.
Если говорить конкретно (не называя конкретных фамилий), то сегодня расплодилось как грибов после дождя всяких «джемалистов», которые объясняют Джемаля языком греческой философии. Или языком индуизма и буддизма. Мол иначе Джемаль им не понятен. А так вы полагаете он станет вам понятнее?! Это же извращение.
Речь не идёт о том, чтобы не знать Платона. Знать надо. Но в СОВРЕМЕННОЙ философии Платон внизу, а Джемаль вверху. Не может низшее ведать высшее, высшее — может, но не наоборот. У вас же, товарищи «джемалисты», телега впереди лошади. Ну или задайтесь вопросом, что для вас является низшим, а что высшим. Может тогда никакие вы не джемалисты?