Ильза - тигрица Сибири (подкаст)
Плохой сигнал
ILSA.mp3
0:00
51:10
Здравствуйте, друзья. Сегодня мы говорим про замечательный в своём роде, незаслуженно забытый и, я бы сказал, выдающийся художественный фильм “Ильза - тигрица Сибири”.
Это кинокартина вышла на экраны в 1977-м году.
Фильм канадский, но когда мы говорим о том, что же происходило в том году в мире, то мир для нас это, конечно, в первую очередь СССР. Я, интереса ради, запросил в одной из нейросетей основные события в СССР, получил текст про скучный застой, повсеместный дефицит, жесточайшую цензуру, тотальные запреты всего и вся и про то, что “Аквариуму” и “Машине времени” приходилось играть подпольные концерты. Именно этот текст я сейчас и читаю. И голос мой - тоже сгенерирован… Шучу, конечно.
Итак, 1977-й год. Канун 60-летия Октябрьской революции. Население Советского Союза более 250 миллионов человек. Генеральный секретарь ЦК КПСС - дорогой Леонид Ильич Брежнев.
Два самых крупных события в этом году, это теракты в Москве и принятие новой Конституции.
Теракты в Москве
8 января 1977 года, в субботний день, когда на улицах много людей в вагоне московского метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская" взорвалась бомба. Погибли 7 человек, среди них были дети, которые возвращались с родителями с новогодней елки, 37 человек были ранены.
Вторая бомба взорвалась в торговом зале продуктового магазина на улице Дзержинского, недалеко от здания КГБ СССР. Третий взрыв произошел около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября. Бомба находилась в чугунной мусорной урне. Ее заряд взлетел вверх и упал на крышу Историко-архивного института.
Было проведено самое серьёзное расследование. На месте взрывов нашли среди прочего обрывки сумки, в которой лежала одна из бомб и останки чугунной кастрюли-утятницы, которая была использована как корпус бомбы. С крыши Историко-архивного института слой за слоем сняли весь снег и растопили его. Обнаружили часовую стрелку от будильника производства Ереванского часового завода. Местом производства сумки тоже оказался Ереван. Утятница оказалась изготовленной в Харькове. Но повезло: партия была небольшой, экспериментальной, подарочной и отправлена в Армению.
В октябре 1977 года террористы решили повторить теракт. Бомбу хотели взорвать в зале ожидания Курского вокзала. Но бомба не взорвалась, подвели батарейки устройства. В поезде Москва-Ереван быстро задержали двух армянских националистов, на квартирах у них нашли эти утятницы и уже готовые бомбы. Хотели "покарать русских за угнетение армянского народа".
30 января 1979 года их приговорили к расстрелу и в тот же день расстреляли. Это мера очень расстроила часть советской интеллигенции, особенно Андрея Сахарова, который бурно протестовал.
Конституция
Разработка новой Конституции началась при Хрущёве и продолжилась при Брежневе.
Последняя советская Конституция закрепляла однопартийную политическую систему и констатировала построение развитого социалистического общества.
По сравнению с предыдущей Конституцией 1936 года, новая Конституция закрепляла право граждан СССР на охрану здоровья, право на жилище, право на бесплатное образование всех видов, гарантировала государственные стипендии и учебники, а также создание условий для самообразования.
Статья 69-я про Интернациональный долг, тот самый, который отдавали в Афганистане. “Содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира”.
Упоминание “диктатуры пролетариата” из Конституции было убрано.
14 марта 1990 года эта Конституция была изменена: отменялась однопартийность и руководящая роль КПСС, учреждался пост Президента СССР, вводился институт частной собственности.
Новый президент США
В США новый президент - Джимми Картер, сменивший Джеральда Форда. В первые дни президентства амнистировал всех уклонистов и релокантов от Вьетнамской войны. Он, кстати, до сих пор жив, ему 100 лет в этом году.
Катастрофы
Пожар в гостинице «Россия» в Москве, 42 человека погибли, 52 пострадали.
В марте на Тенерифе в результате столкновения двух самолётов Boeing 747 погибло 583 человека. Катастрофа остается крупнейшей по количеству жертв за всю историю гражданской авиации.
В июле в результате аварии почти весь Нью-Йорк остался без электричества. Блэкаут сопровождался массовыми грабежами, поджогами и прочими беспорядками. В центральных кварталах Манхэттена - массовое мародёрство, на Бродвее вырывают решетки витрин с помощью автомобилей. Фотографии события вызывают в памяти фильм “Робот-полицейский”.
Наука и техника
В СССР запускают пилотируемый космический аппарат Союз-24. Запущена космическая долговременная орбитальная станция «Салют-6». Полёт космического корабля Союз-25. Этот полёт был прерван из-за неудачной стыковки, космонавты вернулись на Землю. Полёт космического корабля Союз-26.
Первый полёт истребителя Су-27. Первый полёт истребителя МиГ-29.
Первый полёт крупнейшего в мире серийного транспортного вертолёта Ми-26.
В Ташкенте открыт метрополитен. Начато строительство метрополитена в Минске.
Советский атомный ледокол “Арктика” впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. На льду установлена десятиметровая стальная мачта с флагом СССР.
Начались пассажирские перевозки на сверхзвуковом Ту-144 по маршруту Москва-Алма-Ата. Введена в эксплуатацию Чернобыльская АЭС.
В США с космодрома Мыс Канаверал запущен беспилотный «Вояджер-2», затем «Вояджер-1».
Нива
Советский автопром остаётся на пятом месте в мире, производит более 2 млн. автомобилей, значительная часть - на экспорт в десятки стран мира.
В этом году начато серийное производство «ВАЗ-2121 Нива». Цена «Нивы» 9 тыс. рублей, немногим дешевле «Волги».
Фальшивомонетчик Баранов
Однако Баранов Виктор Иванович смог позволить себе такую машину, как и золотые украшения для жены, дорогие подарки родственникам и много еще чего. Баранов - это самый известный фальшивомонетчик-одиночка Советского Союза, который долго пытался стать изобретателем, но реализовался именно в изготовлении самой сложной для подделки, самой защищённой советской банкноты - 25-ти рублевой. На момент задержания изготовил купюр на сумму более 33-х тысяч, сбыл более 23-х тысяч. При аресте у него нашли компактную типографию и пять тетрадей с исследованиями.
Зарубежная культура
Умер Элвис Пресли, Фильм "Рокки" получил премию «Оскар» за лучший фильм, на экраны вышел четвёртый, он же первый, эпизод Звёздных войн.
Арнольд Шварценеггер - ещё не звезда - блистает пока в документальном фильме “Качая железо”, который, вроде как о бодибилдинге, но на самом деле всячески рекламирует и прославляет его.
Кино СССР
"Собака на сене" с Боярским и Тереховой. "Мимино" гениального Денелии, Аты–баты, шли солдаты, Розыгрыш с начинающим Харатьяном - прекрасный фильм Меньшова. «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты нашего Михалкова для эстетов из интеллигенции. «Служе́бный рома́н» - новогоднее кино Эльдара Рязанова для людей попроще. «Усатый нянь» - замечательный детский фильм с хорошими песнями и “Красная шапочка” - типа сказка, в которой люди хуже волков.
Из мультипликации самые заметные это мультфильм про кошку и собаку, которые мыли пол друг другом и крутой антивоенный мультфильм “Полигон”.
Что в Европе?
Продолжается холодная война. В СССР - эпоха застоя, как принято говорить, а по факту - нормальная человеческая жизнь, без войн, без олигархов, без ипотек и кредитов и без идиотов в телевизоре. Люди ещё читают книги, ещё смотрят хорошее кино и рассуждают о вечном. И даже могут позволить себе удивительную роскошь - планировать свою жизнь. А что в Европе?
В Европе последнее гильотинирование. Последний казнённый Хамида́ Джандуби́, уроженец Туниса - сутенёр, убийца и ландшафтный дизайнер. Осуждён за пытки и убийство своей знакомой. Обезглавлен во Франции 10 сентября. Видимо на память о славной традиции была сделана видеозапись этого события, она есть в интернете. Желающие могут насладиться многовековой отточенностью движений.
А что в Канаде?
Фильм, о котором мы будем говорить, был снят в Канаде. Я почитал о событиях в Канаде в 77-м году и не нашёл ничего особо примечательного. Самое, пожалуй, существенное, это Серебряный юбилей вступления Елизаветы II на престол королевы Канады. Елизавета II совершает поездку по Канаде в рамках своего Серебряного юбилейного тура доброй воли.
А ещё я нашел в англоязычной Википедии, цитата: 27 февраля - Королевская канадская конная полиция совершила налет на гостиничный номер Кита Ричардса в Торонто, пока он спал, и изъяла 22 грамма героина, 5 граммов кокаина и принадлежности для употребления наркотиков. Выглядит так, будто конная полиция ограбила его. Это так забавно звучит, что я решил не разбираться в подробностях. Пусть так останется. Кит Ричардс - это гитарист Rolling Stones, если кто не знает.
Таким был год. И в такой вот обстановке на экраны выходит кинокартина “Ильза - тигрица” Сибири.
Сразу скажу, что я, конечно не предлагаю смотреть вам этот фильм всерьёз. Это натуральная клюква. Но мне довольно часто попадались ссылки на фильм, отрывки и отзывы. И просто стало интересно, действительно ли можно снять что-то более клюквенное, чем эпические полотна Михалкова.
Поимка беглеца
Итак, Сибирь, 1953 год. Всадники в меховых шубах-безрукавках и папахах - с копьями наперевес гонятся за беглым зэком, который спасается, утопая в снегу по колено. Звучит мрачная тревожная музыка и беглец со спины получает копьё прямо в голову. Причём так, что острие копья выходит точно через рот.
За этой оригинальной режиссёрской находкой с удовольствием наблюдает губастая эффектная блондинка средних лет на лошади с густо накрашенными глазами. Глаза накрашены у блондинки, не у лошади. Она в белых обтягивающих рёйтузах с чёрными лампасами, (блондинка, не лошадь), в Пышной меховой жилетке поверх которой нашиты красные погоны. С двумя желтыми полосками. И в такой же белой пышной папахе с большой красной звездой. Общий строгий вид дополняет диагональный ремень портупеи поверх шубы и большая черная кобура. Ещё у неё огромные просто, почти до локтей, меховые рукавицы. При этом на ногах, как ни странно, ничего тёплого - белые рейтузы заправлены в черные кожаные сапожки с тонким офисным каблуком. Похожа на Барбару Брыльска из фильма “Ирония судьбы”, только постарше.
Так может выглядеть только та, чьё имя вынесено в название фильма. Ильза - тигрица Сибири.
Беглеца, привязанного к палке за руки, словно убитого на охоте кабана, доставляют в концлагерь, ворота которого украшает надпись ГУЛАГ №14. Играет тоскливая заунывная гармонь. Ильза въезжает в лагерь первой, вертикально удерживая в правой руке длинное копьё.
Мало кто знает, но копьё было табельным оружием командирского состава ГУЛАГа.
В концлагере построение. Грустные заключённые в ватниках и с огромными номерами на шапках, большой портрет Сталина на стене барака и какой-то генерал в длинном меховом жилете и с каракулевым воротником и в каракулевой папахе что-то жрёт с ножа прямо на улице. Мне очень понравился вид одного из охранников. Он с усами, в коричневом гражданском пальто с широким поясом и пышным меховым светлым воротником. На голове - черная шапка-ушанка с красной звездой. За спиной - винтовка с примкнутым штыком.
Такого же примерно вида охранник мёрзнет на большой наблюдательной вышке на входе в лагерь. В этом наряде они похожи на отступающих французов. Снег, заснеженные бараки, колючая проволока, всеобщее уныние и безысходность.
По лагерю расхаживает какой-то свирепого вида дядька с казацкими усами, в меховой жилетке. надвинутой на глаза папахе и с кнутом. Иногда он толкает какого-нибудь доходягу с криком “стой ровно, урка!”
Мужик, который в генеральской папахе, жамкая ртом толстую сигару, говорит, что вы, дескать, слишком долго возитесь с этой падалью и называет блондинку “товарищ полковник”. Принесённого беглеца немедленно кладут в какой-то чёрный ящик и генерал, широко размахнувшись, огромным молотом разбивает ему голову в кашу. Заключённые в ужасе. Я тоже. Ну, это жестоко, конечно, сначала копьё в рот, а потом ещё и молотом по голове. Поступает команда: по баракам, свиньи! и все организованно расходятся. Ильза слезает с лошади и идёт смотреть на тигрицу Сашу в клетке, которой как раз скармливают только что подготовленного к трапезе беглеца. Тигрица довольно рычит и чавкает. “Похоже, Саше человечина по вкусу”, - меланхолично произносит полковник Ильза. И уходит. Наверное, отдыхать. Поездки по лесу с копьём в руке, надо полагать, занятие утомительное.
Снег, большие сугробы, завывает ветер. Как всегда и везде в России. Крупная мускулистая Лошадь тащит по снегу какие-то нелепые сани, опутанные колючей проволокой. В санях два конвоира в огромных меховых воротниках и трое заключённых. Они задушевно беседуют. За что тебя? - спрашивает один другого. Что за криминал совершил?
Тут мы вынуждены прерваться и восхищённо раскланяться перед переводчиком. Перевод what is your crime? то есть “какое ты совершил преступление?”, если дословно, или “что ты сделал?”, если переводить литературно, перевести этот вопрос как “что за криминал совершил?” - это просто стопроцентное попадание. Для такого фильма нужен именно такой переводчик и именно такой перевод. Предвкушаю впереди много интересного.
Затаив дыхание, возвращаемся к просмотру.
Оказывается, тот, которого спрашивали, Николай, надрался на какой-то вечеринке и они с товарищем “побили окна”. И вот его за это на 6 месяцев отправили в ГУЛАГ. Но, говорит, мой отец, генерал Серов, вытащит меня отсюда.
Позвольте, да не тот ли это генерал Серов, из нашего выпуска по воспоминаниям старухи Ступниковой? Помните, мрачное здание, массивные двери, загубленные немцы, загубленные русские? Кто не знает о чём речь, это я про выпуск Катынь 9. Ничего кроме правды.
В 53-м году, кстати, Серов был замминистра МВД СССР. Участвовал в аресте Берии.
Второй заключенный в повозке - Андрей, спрашивает Николая, не боится ли он. Николай отвечает, что это же всё сказки про ГУЛАГ, брехня, чтобы детей пугать. И тут же камера со зловещим звуком перемещается в сторону от повозки, на обочину дороги, где на дереве висит обмороженный труп весь в замерзших кровавых соплях и с выпученными глазами. У трупа отведена в сторону рука, вроде как он указывает дорогу. Вспоминается пират Флинт из “Острова сокровищ”, который соорудил из трупа своего товарища, им же убиенного, компас.
Прибытие в ГУЛАГ №14
Труп не соврал, сани прибывают, и ГУЛАГ №14 гостеприимно распахивает перед ними свои ворота.
Отдохнувшая Полковник Ильза всё в том же наряде, в обтягивающих белых рейтузах с чёрными лампасами, в шубе и в папахе выходит лично поприветствовать вновь прибывших и говорит: Добро пожаловать в ГУЛАГ №14. Потом кнутом она показывает на портрет Сталина и говорит: он достанет вас везде! Если не будете сотрудничать, то вы здесь умрёте. Тут комиссар с чёрными усами показывает полковнику товарищу Ильзе личные дела и она узнаёт, что прибыл сын генерала Серова.
Ильза говорит, что её друзья в Москве сказали ей, что папа скоро составит ему компанию. Сын Серова протестует, но полковник Ильза за это прямо тут, на улице, накидывает ему ещё три месяца исправительных работ, и теперь у него уже 9. “Здесь мы быстро исправляем хулиганье”, - говорит товарищ полковник Ильза.
Политический мыслитель
Тут полковник Ильза обнаруживает в числе прибывших Андрея Чекурина - знаменитого политического мыслителя, как она говорит. И ещё называет его “политзаключенным”. У вас, говорит, мысли глупые, политзаключённый Чекурин. Андрей Чекурин в ответ откровенно дерзит и демонстрирует непокорность. Вы говорит, можете сломить моё тело, но не мой разум и не мой дух. За это полковник Ильза немедленно хлещет Андрея Чекурина кнутом по голове. Андрей Чекурин в ответ моргает. Полковник Ильза обижается и говорит, что он ещё не знает, что мы можем сделать с контрреволюционерами.
Заготовка дров и казак с плетью возмущенно говорит: этот мороз заморозил здесь всё нахрен! И избивает кнутом одного из заключенных, называя его “испражнения Содома”.
А ведь неплохо, разрази меня гром! Отличная кинокартина, якорь мне в дышло!
Заключённые пытаются бунтовать и нападают на конвоиров. Под лошадиное ржание случается возня на снегу, которая завершается неожиданно: прибывает отряд быстрого реагирования во главе с полковником Ильзой, которая с ходу начинает палить от бедра из револьвера. Но не даёт расправиться с зачинщиком, потому что Саша уже три дня не ела. Хотя вроде Саша ела только что. Я по-крайней мере перерыва на ночь не заметил. Зачинщика бросают в клетку к тигрице. Тигрица с аппетитом поедает зачинщика. Политический мыслитель Андрей Чекурин в составе группы заключённых скорбно наблюдает за происходящим.
Вечер трудного дня
Наступает ночь, и полковник Ильза при свечах развлекается с бородатыми кучерявыми коллегами по ГУЛАГУ №14. Рядом стоит служанка в зелёной гимнастёрке с жареным поросёнком на блюде. Первым делом товарищ полковник Ильза говорит: будем, казаки!, они выпивают по стакану водки, и все разбивают свои стаканы об пол. При этом двое, один в красной атласной рубахе, другой - в синей атласной рубахе, внезапно начинают драться. Несколько раз пересматривал этот момент, так и не понял, почему. Впрочем, на любой удавшейся пьянке именно так и происходит.
И вот тот, что в красной рубахе сидит на том, что в синей рубахе, душит его обеими руками и кричит: Клянусь Божьей Матерью, я тебя сейчас задушу!
Святые угодники, отличный фильм!
Но драка прекращается, потому что появляются два балалаечника, начинают играть, и полковник Ильза пускается в пляс, расстегнув верхние пуговицы своей белой косоворотки. Ну, да, ворот косой, но при этом рукава заканчиваются манжетами с пуговицами, на плечах - красные погоны, и ещё есть ремень. Короче, такая… косоворотка армейского образца.
Отплясывая, Товарищ полковник наступает, выпятив вперёд огромные добротные груди. Служанка с поросёнком тоже начинает приплясывать, балалаечники жгут. Коллеги обступают полковника Ильзу и хлопают. Потом начинают её раздевать и при этом продолжают драться друг с другом. Балалаечники, не переставая играть, служанка с поросёнком и кто-то ещё из персонала строем с понимающим видом выходят из комнаты.
Товарищ полковник Ильза раздевается и говорит: мои чемпионы, вперёд! Дальше начинается оргия. Чемпионы охаживают полковника Ильзу с двух сторон, а она кричит: мои братья! мои товарищи! А один из чемпионов отвечает ей: твоё тело, говорит, такое необъятное и сильное, прямо как наша матушка Россия! А полковник Ильза приходит в такой экстаз, что даже называет одного из чемпионов по имени. Оказывается, его зовут… Иван.
Иван галантно интересуется, достаточных ли размеров его агрегат, и получает от полковника утвердительный ответ. Но вместе с тем и деликатную просьбу “задвигать полегче”.
Оргия переходит в активную фазу, но, надо отметить, что все участники не забывают называть друг друга “товарищами” даже в самые, казалось бы, напряжённые моменты.
Тем временем, служанки в гимнастёрках, вспомнив, что жизнь одна, тоже предаются блуду и совокупляются с охранниками в бане. Все поливают друг друга водкой.
В общем, этот день в ГУЛАГЕ №14 прошёл насыщенно, интересно.
Еще один день в ГУЛАГе
Новый день, а работа всё та же. Усатый комиссар в красных погонах привязывает к специальному стулу мыслителя Андрея Чекурина и начинает показывать ему диафильмы со Сталиным и Берией. Кто это? спрашивает комиссар. Диктатор и убийца, отвечает политический мыслитель, морщась на Сталина. А на Берии, говорит, 40 миллионов убитых. Комиссар подаёт к стулу электрический ток и требует, чтобы мыслитель Чекурин назвал Сталин “отцом русского народа”. Но Чекурин не сдаётся.
Ильза просыпается под какой-то шкурой с двумя огромными бородатыми голыми мясниками и начинает собираться на работу. Мужики предлагают ей еще раз совокупиться, а она предлагает им совокупиться друг с другом и отправляется узнать, как там дела у комиссара.
Дела у комиссара, как мы знаем, не очень. Но он обещает сломать Чекурина. Как и всех остальных. Так и говорит: я сломаю его, как и всех остальных.
Ильза запрещает комиссару отдыхать, пока он не сломает политического мыслителя.
Дел у товарища полковника невпроворот. Очередной урка отказывается работать, мотивируя это тем, что он болен лихорадкой. Да, говорит товарищ полковник Ильза, у него действительно жар, ему нужно охладиться. И они привязывают его за ноги к какому-то средневекового вида деревянному механизму типа дыбы или виселицы, установленному на льду, и опускают в ледяную прорубь. Мокают его туда несколько раз, после чего товарищ Ильза приходит к выводу, что он больше не представляет пользы для государства. И они его топят. Зачем так долго упражнялись, непонятно.
Двух заключённых, подравшихся из-за куска леба, заставляют бороться на руках, при этом с каждой из сторон держат работающие бензопилы. Так, что проигравшему отрезало руку. Полковник Ильза наблюдает за этим при свечах, на диване, с бокалом вина. Бородачи у камина выпивают за левый сосок полковника Ильзы и снова начинается драка.
Потом опять оргия, у служанок в бане тоже оргия, но в этот раз друг с другом.
Товарищ полковник Ильза размахивая кнутом, голая, но в сапогах, катается на голом лысом мужике. Затем следует групповое спаривание у камина. Товарищ полковник подбадривает коллег шпорами сапог. Как бы давая понять им, что апогей сегодняшней ночи близок, но ещё не наступил. Аккомпанементом к оргии выступает бодрая закадровая полька.
Быстрее ветра
Утром выясняется, что не работает телефонная связь, а полковнику Ильзе нужны новые заключённые. Она отправляет на вокзал бородатого мужика.
- Я помчусь быстрее ветра, товарищ полковник, - говорит он, прежде чем приступить к выполнению поручения.
Нет, всё-таки отличный фильм, три тысячи чертей!
Ну, а комиссар тем временем признаётся в своём бессилии. Чекурин оказался твёрдый, как шанкр, и банальными пытками его не сломить. Комиссару нужно время подумать. Но Ильза отвечает, что времени нет и что она готова взять всё в свои руки. К ней в спальню приводят Чекурина и она пытается соблазнить его у самовара. Но упругие огромные силиконовые сиськи не производят впечатления на политического мыслителя. В нашей деревне были бабы, которых никто не хотел из-за запаха свинарника, - смело говорит Чекурин товарищу полковнику прямо в лицо и получает размашистую пощёчину. Но даже не моргает в ответ.
Крепкий мужик.
Смерть Сталина и пожар
И вот мыслителя уже собираются бросить на съедение тигрице Саше, но тут внезапно с вокзала возвращается мужик-быстрее ветра и сообщает, что отец умер, а вместо него теперь Берия. Рядом с Барраком №4, да именно с двумя р, происходит короткая беседа охранников, из которой мы узнаем, что сюда едет сам генерал Серов “со своими укрАинцами”.
Начинаются волнения, урки пытаются бежать, в том числе и сын Серова.
Поступает приказ сжечь все барраки вместе с заключёнными. Начинается пожар, крупным планом горит портрет Сталина на стене, что есть, безусловно, интереснейшая режиссёрская находка, и в этот момент задаёшься вопросом: а не оскароносен ли фильм?
Из пылающего здания с горящим на стене портретом Сталина хладнокровно выходит комиссар с папкой под мышкой. Но почему? Почему этот фильм не оскароносен?
Сын Серова между тем бросает в клетку с тигрицей лопату, чтобы помочь всеми забытому мыслителю Чекурину. И Чекурин этой лопатой начинает гонять тигрицу по клетке. Тигрица скачет по стенам и обиженно рычит.
Заключённые заживо горят в барраках, а бородатые охранники-чемпионы расстреливают из револьверов своих же охранников. Охранник с вышки отвечает стрельбой из винтовки и ранит усатого казака. Фальшивый генерал в каракулевой шапке по-ковбойски снимает охранника из нагана, берет на руки раненого казака и говорит: во имя всех святых! я помогу тебе товарищ!
Нет, ну какой же всё-таки хороший фильм, пиранья мне в ширинку, размори меня штиль!
Но фальшивый генерал не успел оказать никакой помощи, потому что сразу после этих слов его зарезал один из пробегавших мимо заключённых.
Ильза собирает походный ридикюль и вместе с комиссаром и одним из бородатых чемпионов они скрываются в снежной пустыне.
Возможно, вы будете смеяться… но всё это время политический мыслитель Чекурин гоняет тигрицу лопатой. Она уже изрядно устала и в какой-то момент мыслитель делает штыковой выпад и поражает тигрицу, после чего добивает её несколькими ударами. Сын генерала Серова открывает клетку и зовёт мыслителя на свободу, но проходящий мимо казак-чемпион убивает его из нагана. Мыслитель ЧЕКУРИН а трупе сына генерала Серова клянётся, что отомстит за него.
ГУЛАГ №14 в огне. Между барраками и пылающими трупами мы видим чёрные бочки с надписями на-русском “нефть” и “газолин”. Одна единственная на весь лагерь вышка охраны, пылая в огне, падает со страшным треском.
Бордель “Афродита”
Монреаль, 1977 год. Чемпионат мира по хоккею.
Двое советских хоккеистов Иосиф и Алекс в номере отеля доказывают охраннику Кондрату, который сидит к нам спиной, что вернуться домой, не отымев американку - это преступление. Кондрат встаёт и оказывается, что это… кто бы вы думали? Это поседевший мыслитель Чекурин. Он совсем не состарился, просто поседел. Аргументы беспокойных хоккеистов принимаются. Ладно, говорит мыслитель, три часа и не больше. Они втроём едут в бордель “Афродита”, логично оформленный в японском стиле. В борделе им предлагают девушек в ассортименте. Хоккеисты похотливо облизываются, а Чекурин говорит, что он “не будет”, и его проводят в зал ожидания.
И тут случается неожиданный поворот. Хоккеисты предаются плотским утехам, а на стене, оказывается, висит камера и за ними наблюдают. Нет, камера не скрытая, она очевидная, она есть, её видно. Но кто же наблюдает? Какой-то мужик в чёрном, толстый мужичара в бороде и косоворотке со стаканом водки, и Ильза - тигрица Сибири, вся в белом. Она тоже не постарела.
Ильза видит Кондрата-Андрея Чекурина - политического мыслителя, который выжил в ГУЛАГе №14, и восклицает:
- Это же Андрей Чекурин из ГУЛАГа №14 !
- Он не может знать, что ты здесь, мы же полностью замели следы, - говорит мужик в бороде и косоворотке.
- Я хочу его живым, - капризничает тигрица Сибири.
К Чекурину в комнату ожидания заходят два негодяя и неуклюже набрасываются на него. Чекурин отчаянно сопротивляется. Пара ловких приёмов, и вот уже этажерка с цветами не подлежит восстановлению. Кондрат выхватывает из штанов табельный вальтер. Если вы следите за серией подкастов, посвящённых катынскому расстрелу, на канале Плохой Сигнал, то знаете, что у НКВДШников немецкий вальтер был табельным оружием, из которого они десятками тысяч расстреливали жертв сталинизма. Так что ничего удивительного в том, что в штанах у Кондрата оказался именно вальтер, нет.
Негодяям удаётся вырубить Чекурина. Они грузят его в автомобиль и увозят в неизвестном направлении.
В это время Алекс и Иосиф в гостиничном номере спорят о том, куда пропал Кондрат и приходят к выводу, что он дезертировал.
Кондрата-Андрея тем временем выгружают в мрачный двухэтажный особняк. Ильза говорит, что во-первых, ей нужна от него информация об агентах генерала Серова в Америке, а во-вторых, нужно закончить работу, которую начали в Сибири, потому что она “сторонница совершенствования”.
- Нет - дерзко отвечает Андрей-Кондрат. - Ты не смогла тогда и сейчас ничего не добьёшься.
Но Ильза полна оптимизма. У нас, говорит, новая техника, утром сам увидишь. Отведите, говорит, его в казарму. Казарма какая-то… Не знаю, может быть, переводчик слишком талантлив, может, по сюжету действительно, в монреальском особняке казарма.
Новые технологии комиссара Льва
Дальше нам показывают обнажённую девушку, она лежит вся в датчиках, а комиссар из ГУЛАГа №14, его, оказывается, зовут Лев, проводит над ней какие-то эксперименты. Ильза с внушительным декольте приводит скованного наручниками Андрея-Кондрата.
Про подопытную девушку Ильза говорит, что это Кэрол, которая хочет работать в их борделе, но сначала нужно узнать её сильные и слабые стороны. Это, оказывается, собеседование. Когда Лев откроет самый страшный её кошмар, говорит Ильза, он её разоблачит. Она будет нам подчиняться. Короче, тестирование каких-то боевых проституток.
Наверное, всё-таки есть у них казарма.
Дальше все трое наблюдают через маленькое окошечко, как подопытная проститутка переживает свой самый сильный страх: по ней ползают ящерицы, пауки и змеи. Это трёхмерная проекция, - говорит Ильза.
Передовые технологии на службе у русских сталинских бандитов.
Кондрат-Андрей высказывает сомнение, что Ильза сможет влиять на него таким способом. А Ильза рассказывает ему про Дона Романдо, которого они заставили добровольно передать им своё дело , всех своих проституток, все салоны и уехать во Флориду выращивать помидоры. Собственно ему тут же и показывают Дона Романдо, который как раз подписывает все бумаги и отправляется в аэропорт, чтобы достичь Флориды. Но на самом деле его пакуют в металлическую капсулу с символом радиации и топят в проруби озера при особняке. Один из подручных Ильзы говорит: нам следует сменить место, тут их уже достаточно. И действительно, нам показывают, как капсула падает на дно озера, а там таких капсул уже много. Все, кроме одной, ржавые и заросли тиной. Жуткое дело.
И вот Андрея-Кондрата подвергают тому же испытанию. Я, кстати, так и не понял, почему он оказался охранником в хоккейной сборной СССР в Монреале и человеком Серова, если он диссидент и политический мыслитель?
Комиссар Лев сообщает Андрею-Кондрату, что компьютер записывает его подсознание.
Тем временем голая Ильза - тигрица Сибири, вся в пене, принимает душ. В открытой душевой, вокруг которой сидят четыре мужика и две женщины и ведут разговор о том, что нужно устранить конкурента - некоего Пазолини. Мужчины плотоядно посматривают на Ильзу и употребляют алкоголь.
Ильза выбирает из мужчин двоих на эту ночь. По всему особняку случается оргия.
Люди Серова
СССР. Кабинет с видом на плохо нарисованный храм Василия Блаженного за окном. Генерал Серов в красных погонах с одной жёлтой полоской допрашивает хоккеистов Иосифа и Алекса. Он не верит, что Чекурин может быть дезертиром и приказывает связаться с посольством в Монреале.
Посольство расположено в замке с гербом РСФСР. Генерал по телефону требует найти Чекурина.
А Чекурин между тем под воздействием компьютера комиссара Льва испытывает свои самые жуткие страхи. И что же оказалось его самым серьёзным страхом, как вы думаете? Ильза - тигрица Сибири с голыми сиськами. Видимо, тогда, в своей спальне, У САМОВАРА, она напрочь травмировала мыслителю психику.
Правда, Ильза в его кошмаре предстаёт в образе Бабы-Яги, вся такая страшная взъерошенная, и откусывает ему мошонку. Кондрат взволнованно кричит.
А в это время сотрудники советского посольства отправляются в тот же самый бордель, где были хоккеисты, чтобы узнать, куда делся диссидент Кондрат. Один из них снимает ту же самую проститутку, но тут замечает камеру на стене. Проститутка говорит, что это только для безопасности, но второй сотрудник посольства, который прослушивает их, сидя в машине, напротив борделя, произносит: Нас перехитрили, комрад, и достаёт огромный бинокль. С помощью мощной оптики ему удаётся увидеть какую -то коробку на стене борделя и крышку канализационного люка на асфальте. В это время первый сотрудник забавляется с проституткой, не снимая штанов. И мы понимаем, что прослушка именно в штанах.
За этим извращением наблюдают Ильза и бородатый чемпион, который почему-то утратил косоворотку.
Сотрудник, обладатель бинокля, переодевается в рабочего и вскрывает подозрительный канализационный люк. Внутри он находит на стене коробку с кучей проводов и втыкает в неё свои провода. Он щёлкает какие-то тумблеры и на портативном экране появляется фотография Ильзы- тигрица Сибири. Сотрудник переснимает фотографию на свой фотоаппарат.
А Ильза тем временем догадывается, что мужик в штанах - человек Серова и с ним, говорит, нужно разобраться. Это должен быть несчастный случай. Советский сотрудник в это время заканчивает беседу с проституткой, снимает штаны и, не чувствуя надвигающейся беды, предаётся блуду. Внезапно появляются люди Ильзы с двух сторон приставляют к его голове пистолеты. Причём таким образом, что если будут стрелять, то обязательно попадут друг в друга. Они делают ему укол, он засыпает, а просыпается в сугробе у обочины дороги, прямо перед снегоуборочной машиной.
Ужасная смерть.
Тем временем голого Кондрата Чекурина приковывают цепями к стене и Ильза снова пытается овладеть им. Она трётся об него и лапает его за соски. Ты, говорит, пылаешь страстью. Твой разум не может контролировать тело. Андрей облизывается и закатывает глаза.
Кстати, Ильзе в 53-м на вид было лет 45. Прошло 24 года и сейчас ей, стало быть, под семьдесят.
Ты нуждаешься во мне, говорит Ильза и хватает Кондрата за всякое. Но Ильза плохо знает, что такое советский диссидент, он же сотрудник тайной службы. Усилием воли Кондрат преодолевает охватившее его возбуждение и смачно плюёт Ильзе в лицо. А Ильза говорит: завтрашним утром ты будешь кричать, Чекурин. Ты меня запомнишь.
Так она же, как выяснил компьютер, и так является его самым страшным кошмаром. Уж наверное, он её уже запомнил.
В общем, всё говорит о том, что это ещё не апогей их сложных отношений.
Тем временем генерал Серов из Москвы, получив фотографию, убеждается, что это Ильза убила его сына. Я ещё с ней не разобрался, говорит Серов, но уже всё готово. И нам показывают восьмерых очень серьёзных парней. Это лучшее, что у нас есть, говорит Серов. Они выедут немедленно. И вот уже эти ребята в посольстве Монреаля раскладывают автоматы с круглыми дисками. А ещё у них целый ящик револьверов.
Ликвидация Пазолини
Люди Ильзы тем временем готовятся ликвидировать Пазолини. Причём весьма экзотическим способом. Подгоняют бензовоз к мотелю, и заполняют бензином водяной матрас в комнате.
Сотрудник советского посольства с биноклем перебирается через стену поместья Ильзы и по глубокому снегу пытается… не знаю, он просто куда-то шёл. И тут на появляется бородатый казак-чемпион на снегоходе, вооружённый копьём. Человек с биноклем достаёт из штанов пистолет и пытается отстреливаться. Но, как вы понимаете, стрельба в упор не работает, если твой противник вооружён копьём. Чемпион настигает нарушителя, пронзает его, поднимает одной рукой на копье тело и так едет на снегоходе какое-то время. Потом сбрасывает тело в сугроб. Казак останавливает снегоход, подходит к пронзённому копьем сотруднику посольства и спрашивает: Пазолини что, не учил тебя читать? Написано же “частная собственность”. То есть казак думает, что нарушитель от конкурента. И здесь гениально просто показана реакция сотрудника посольства, который, напоминаю, пронзён копьём, и, истекая кровью, лежит на снегу. Он поднимает голову и удивлённо спрашивает: Пазолини?
Пазолини же в это время предаётся блуду с худенькой девчонкой в том самом мотеле. В матрас ему закачали бензин, вонять там должно так, что находиться невозможно, но любовники запаха не чувствуют. Люди Ильзы из соседнего здания наблюдают за плотскими утехами Пазолини в прицел специальной снайперской винтовки, которая стреляет иглами. Они накаляют докрасна иглу, вставляют её в винтовку и стреляют в матрас. Мотель взрывается.
Вечером в усадьбе Ильзы весь коллектив сталинистов отмечает устранение конкурента. Накрыт стол, шампанское льётся рекой. Но рано радоваться. Люди Серова в белых маскхалатах окружают дом.
Штурм поместья Ильзы
На вечеринке Ильза предлагает развлечься и презентует кресло, типа стоматологического. С ремнями. В кресло укладывают Кондрата Чекурина. Ильза достаёт ручной … блендер. И запускает его. Металлический венчик блендера вращается с неприятным звуком, не предвещая Кондрату ничего хорошего .
Спецназовцы Серова тем временем окружают вход и один из них подрывает дверь гранатой. Граната явно какого-то новейшего образца, потому что её осколки не задевают стоящих по краям от двери спецназовцев, но взрывная волна чётко выносит наружу дверь с красивым облаком пламени.
В особняке паника, все кричат и бегут и, похоже, мы так и не узнаем, что именно хотела сделать с Кондратом Ильза при помощи блендера.
Спецназ врывается со стрельбой, казаки колют непрошенных гостей копьями. Дым, перестрелка, убитые женщины. Комиссар Лев получает пулю в лоб. Ильза собирает походный ридикюль и готовится к бегству.
Кондрат-Андрей освобождается от ремней, снимает маскхалат с убитого спецназовца и надевает на себя. Типа замаскировался. При этом на груди и животе у него два отверстия от пуль с брызгами крови. И выглядит он как человек, стянувший маскхалат с убитого.
Погоня
Ильза с казаком-чемпионом пытаются удрать на снегоходах. Кондрат, заблаговременно забравшийся на крышу, прыгает на проносящийся под ним снегоход, но казак сильнее и сбрасывает его. Развернувшись, казак достаёт откуда-то из снегохода … саблю и с громким боевым кличем несётся на политического мыслителя. Однако Кондрат уже успел нащупать в снегу какой-то заострённый дрын и в последний момент поднимает его прямо перед снегоходом. Каким-то образом, минуя снегоход, у которого еще стекло есть, дрын втыкается казаку прямо в живот. Выходит, что снегоход как бы проехал между ног у Кондрата. В общем казак умер той же смертью, как беглец-заключённый в самом начале фильма. А это потому что всё зло, которое мы совершаем, оно возвращается. Не делайте зла.
Тем временем Ильза уносится на снегоходе куда-то в ледяную пустыню в окрестностях Монреаля. Спецназ Серова вынужден констатировать, что “сучка снова удрала”. Однако не всё потеряно. Снегоход Ильзы наезжает на кочку и взрывается. Авария. Это даёт возможность Кондрату-Андрею догнать Ильзу на освободившемся снегоходе казака. Он выезжает из леса с улыбкой на лице. Нафига он марадёрил маскхалат, я так и не понял.
У Ильзы сломана нога. С тоской смотрит она на приближающегося Кондрата. Андрей Чекурин подъезжает и она пытается подкупить его: её ридикюль набит деньгами. Неподкупный советский диссидент брезгливо смотрит на пачки купюр и играет желваками. А потом разворачивается и уезжает. Ильза в ярости. Играет та самая заунывная скорбная гармонь из начала фильма.
На предместья Монреаля опускается ночь. Ильза пытается согреться и разводит костёр из денег. Это не открытый финал. Балалайка настолько печальна, что мы понимаем, Ильза не выживет. Кровавый Закат, Титры.
Выводы
Ильза собирает походный ридикюль и тоже готовится к бегству. Вместе с комиссаром и одним из бородатых чемпионов они скрываются в снежной пустыне.
Ну, что же. Что можно сказать после просмотра? Кинокартина безусловно интересная. Распутная полковник товарищ Ильза, надзиратели-маньяки, бурные оргии, казаки с копьями, средневековый ГУЛАГ. Лихо закрученный сюжет, грамотно поставленные сцены пыток, чётко прописанные диалоги, интересные ходы и, конечно же, историческая достоверность. Сценарий явно писал человек, которого ударили по башке “Архипелагом ГУЛАГом” Солженицына и не пустили проветриться. Это, кстати, 77-й год, а на Западе “Архипелаг” широко известен года с 73-го - это первая публикация, и 74-го, когда “Радио свобода” начало читать его в эфире. Так что - те самые годы.
Но тут я слышу, кто-то говорит, что это ж эксплуатационное кино, где содержание абсолютно вторично, главное привлечь зрителя. Неважно чем, сценами секса, насилия, чем угодно. Заработали и пошли дальше. Они сами это всё несерьёзно, это вообще почти комедия. Гулаг и Гулаг, разве можно об этом вообще всерьёз говорить?
Так, да не так. Это действительно эксплуатационное кино, то есть такое, где не важно, на какую тему снимать, и содержание не играет особой роли. Это четвертый фильм из серии про Ильзу. До этого она была надзирательницей в лагере нацистов - “Ильза волчица СС” кино называется, управляющей в психиатрической больнице “Ильза - свирепая тюремщица”, и управляющей гаремом шейха “Ильза - хранительница гарема нефтяного шейха”.
Но, во-первых, всё это плохо настолько, что даже хорошо. Трэш-муви - особый жанр и бывают экземпляры, которые смотрятся на одном дыхании.
А во-вторых, интересно, а чем всё это отличается от сериала “Троцкий”, например, который был выпущен Первым каналом в 2017-м году? Помните сцену, где Троцкий и его люди среди бескрайних российских снегов расстреливают похоронную процессию крестьян, чтобы беспрепятственно наломать деревянных могильных крестов на кладбище, которыми они будут топить свой жуткий паровоз?
Тому, кто придумал эту сногсшибательную сцену, наверное, казалось, что это очень умный и тонкий символизм - вот упыри и вампиры коммунисты едут на своём чудовищном паровозе, топят его могильными крестами и людей им не жалко, лишь бы паровоз летел вперёд.
А как там показали Сталина, вы помните? Это же натуральный демон, ходит-ходит, глазищами зыркает. Аль Пачино так дьявола не сыграл, как этот безымянный талантище.
И это первый, центральный канал большой страны, не какой-то дешевый спин офф третьесортного эксплуатейшн муви. Это Россия, сами про себя снимали, так в чём разница? Между фильмами 40 лет, а содержание не особо отличается. Или это было давно? 2017-й год? 7 лет? Многое поменялось? Да нет, конечно. Чем занимается первый продюсер фильма Константин Эрнст? Чем занимается второй продюсер - коротышка из “Кабаре-Академия”? Где сейчас этот пузан-продюсер? А режиссёр - он же режиссёр многочисленных “Ёлок! ? Они принесли извинения, может быть, подверглись какому-то общественному осуждению или их, не дай бог, привлекли по какой-то из множества статей, за какое-нибудь искажение, оскорбление чувств или дискредитацию? Может, стало меньше почитания Ильина и Солженицына, рассказов про галоши и заложенные мины? Разумеется, нет, их стало больше.
Не поменялось ровным счетом ничего.
И это только один пример, а сколько такого наснимали за 30 лет? Лживый и подлый фильм “Время первых” вы помните? Есть разбор на канале, если кто не смотрел, ознакомьтесь.
Сколько дудей вырастили на этих страшилках? Они теперь любое дерьмо оправдают, лишь бы не коммунисты-сатанисты. А, может быть, все это не работает? Посмотрели, поржали и разошлись? Откуда же на ютубе берутся уроды, которые рассказывают, как Сталин сгноил на островах всех инвалидов войны?
А как долго с пеной у рта сопротивлялись модераторы Википедии удалению лживой статьи о Серпантинке? Но Бог с ним, с удалением. Обидно, конечно, когда отбирают привычную игрушку. Но кому-то же вообще пришло в голову принять всерьез эти побасенки и слепить из них статью? Каким уровнем незамутненности нужно обладать, чтобы в принципе в это поверить? Это те самые люди, которые переводят деньги дочери свергнутого африканского короля, которой не хватает 50 тысяч рублей, чтобы вывести из страны многомиллионное состояние папы, да?
Еще бы про колымский трамвай написали.
Сталин - равно “массовые репрессии” “Колхоз” - не было паспортов, Красная армия - миллион изнасилованных немок и так далее. - неважно, каким способом дрессировщик добьётся появления этого рефлекса.
НИКАКОЙ жанр не исключает пропаганды, тут не должно быть иллюзий. При нулевой художественной ценности любая клюква, и заложенная в неё пропаганда, найдёт своего зрителя. Постправда для создания виртуальной реальности на любых уровнях: от детского сада через школу, в кино и на телевидении. И просмотр этого замечательного фильма лишний раз даёт повод вспомнить о наших отчественных бондарчуках и задуматься, как и почему получается, что документальные фильмы популярных блогеров и топовые проекты центральных телеканалов современной России оказываются полностью идентичны по содержанию с каким-то третьесортным низкобюджетным трэш-муви для умственно отсталых из далёких 70-х?
На этом всё, если кому-то понадобится расшифровка текста, найдёте её на Бусти Плохого сигнала, там же можно поддержать автора подпиской или разовым донатом. Всего хорошего!