Повернуться лицом к черни
(по мотивам закулисных бесед после Вещего семинара)
Традиция учит, что люди онтологически разделены на три сословия: об этом говорят и Платон, и Ригведа, и Голубиная книга. Сословия не равны друг другу и расположены в иерархической последовательности: снизу находятся крестьяне, посередине — воины, а сверху — жрецы. Поскольку, как показал Жорж Дюмезиль, каждое сословие имеет своих богов-покровителей, эта иерархия имеет не столько социальное, сколько космическое значение. Жреческое сословие находится на вершине, потому что оно сохраняет обряды, а также передаёт и толкует мифы, чем обеспечивает связь с Божественным и Сакральным.
Если посмотреть на современное родноверие, то можно заметить повышенное внимание к жреческому и воинскому сословиям, при практически полном игнорировании сословия крестьянского. Более того: родноверы нередко смотрят на крестьян с высокомерием или даже презрением, воспринимая себя как жрецов или воинов духа, несмотря на то, что основной массив данных о славянской традиции (фольклор и этнография) был донесён до нас крестьянами, и большинство современных родноверов являются прямыми потомками именно крестьян. Нередко встречается преступное упрощение сословной системы, когда все страты, находящиеся ниже воинов, сгребаются в одну кучу и между ними не делается никаких различий. Это грубейшая ошибка, поскольку есть принципиальная разница между крестьянами, относящимися к дваждырождённым наряду с воинами и жрецами, с одной стороны, и неприкасаемым, находящимся за рамками любой иерархии и представляющими из себя пыль под ногами Первочеловека, с другой.
При этом если копнуть вопрос поглубже, может оказаться, что мы не до конца понимаем аспекты устройства сословной иерархии. Так, в литературе по крайней мере с Рене Генона встречается представление о кшатрийской революции, то есть о переходе власти от жреческого сословия к сословию воинскому, что и было одним из первых проявлений контринициации, то есть разрушительного антитрадиционного грехопадения. Гейдар Джемаль идёт дальше и говорит об особой близости между жрецами и крестьянами, которые вместе находятся в оппозиции к воинам. Сам он, конечно, становится на сторону воинского сословия, и рассматривает отношения между жрецами и крестьянами исключительно как обдуривание первыми последних. Впрочем, независимо от отношения к оценочным суждениям Джемаля, стоит обратить внимание на саму сущность этой идеи. Ведь если мы посмотрим на историю средневековой Руси, то заметим, что в общем-то эта схема вполне применима к ней: хотя изначально, по всей видимости, власть у древних славян имела жреческий характер (о чем свидетельствуют например чешск. kněz ‘священник’ и польск. ksiądz ‘то же’, родственные рус. князь), уже в письменный период истории она стала главным образом воинской. И именно среди княжеской дружины, начиная по крайней мере с Игоря Рюриковича в первую очередь распространялось христианство. Глубокие же языческие убеждения Святослава Игоревича следует считать скорее одной из последних вспышек света перед тьмой, которая не могла переломить общую тенденцию, в итоге приведшую к Крещению Руси. Таким образом, на примере древнерусской истории мы наблюдаем полное подтверждение тезиса о контринициатической роли воинского сословия.