Вернутся ли электростанции в города? Кира Кононова
Перед вами статья выпускницы нашей программы обучения трендвотчингу Киры Кононовой: социолог / психолог, 17 лет в теме создания и управления digital промо-проектами, Ex-Яндекс, Leo Burnett, сейчас живет и работает в Лиссабоне.
Я предложила Кире тему и несколько исходных ссылок на проекты-тренд-сигналы, – она их качественно проработала, и теперь выносим нашу работу на суд читателей. Делаем эту публикацию открытой: если материал вам понравился, и вы хотите больше такого от Киры, статью можно задонатить.
МОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.
В нашей статье Будущее городов: "А что, если...", анализируя проекты ведущих девелоперских и архитектурных компаний мира, мы сделали прогноз, что одним из сценариев будущего развития агломераций будет кардинальная трансформация роли города:
“...один из сценариев будущего расселения как раз связан с тем, что жилая функция покидает города и переезжает на условную "природу", в сельские районы, в то время как промышленность концентрируется именно в городах.
В этот контекст хорошо и логично вписывается предложенный лидирующей голландской девелоперской компанией переход от "третьего места" к "третьей зоне", как некоей транзитной среде, когда, сначала происходит гибридизация городских жилых пространств, а потом их постепенное замещение производственным функционалом. С последующим "схлопыванием" раздутых сегодня границ мегаполисов.
Поэтому, когда мы слышим о мегатренде «Урбанизация», я бы предложила рассматривать, как минимум два варианта: один — магистральный, когда происходит формирование мега-агломераций, достигающих 50 и даже 100 млн. человек, прикованных к 15-минутным округам; второй — альтернативный, когда города становятся центрами производственных мощностей, компетенций, образовательными кластерами, однако, жилья там, по крайней мере, в таком концентрационном масштабе, как сегодня, больше нет. Радикальная трансформация географии расселения может быть такова, что транспортная доступность и вообще переход на новый технологический уклад позволяют жить «на природе», работая в условном "городе", который кардинально поменял свой функционал. Конечно, это поменяет многие будущие и, прежде всего, транспорта, жилья, работы, образования, отдыха…”.
Чтобы зайти в нашу гипотезу поглубже, я попросила Киру посмотреть тренд-сигналы возвращение производственный инфраструктуры и, главное, энергетики в города спустя 100 лет. Этакая цикличность. На мой взгляд, Кира проделала очень хорошую работу и, в целом, наша гипотеза получила дальнейшее подтверждение.
Если подытожить, я бы рассматривала сценарий возвращения городам роли энерго-промышленных центров с параллельным их обезлюдиванием как все более реалистичный. Ключевым фактором можно считать нарастающую рерулизацию (‘rerural’) – отток из больших городов по разным причинам, как позитивным – например, благодаря развитию транспорта нового поколения, т.н. “авиадеревень” появляется возможность жить на природе, работая на удалении 150-200 км от городов, так и негативным – демографическая катастрофа, кризисы больших агломераций, включая коллапс коммунальной инфраструктуры, разрушение жилой части в результате военных действий (см., например, Города и автоматизация войны) и т.п.
Итак, статья Киры "Вернутся ли электростанции в города?"
📍Начнем рассмотрение этого вопроса с любопытного тренд-сигнала 2024 года – проекта, который вошел в Top 20 Most Influential Projects of 2024 по версии Project Management Institute.
"Requiem In Power" (RIP) – план муниципалитета Валенсии (Испания) по установке 7000 фотоэлектрических панелей на крышах склепов 5 городских кладбищ. Полученная электроэнергия обеспечит муниципальные здания, при этом 25% выделят для поддержки около 1000 социально уязвимых домохозяйств.
Следуя мегатренду на устойчивое развитие, город взял на себя обязательство достичь климатической нейтральности к 2030 году, опередив цель Евросоюза на 20 лет. Проект Requiem in Power станет крупнейшей солнечной электростанцией Испании.
Почему проект RIP гениален? Дело в том, что он решает комплекс проблем:
Установка солнечных панелей требует значительных площадей земли, что сложно осуществимо в городах.
Кроме того, проекты в области возобновляемой энергии часто вызывают критику и сопротивление местных комьюнити, поскольку воспринимаются как бельмо на глазу или угроза стоимости близлежащей недвижимости.
По данным опроса Survey of Utility-Scale Wind and Solar Developers Report (2024), проведенном Lawrence Berkeley National Laboratory, почти 40% солнечных проектов и 30% проектов ветроэнергетики были отменены за последние пять лет, а почти половина задерживается по инициативе сообществ. Визуальные проблемы – самое распространенное возражение как для ветровой, так и для солнечной энергии. Иными словами, мало кто желает видеть солнечные панели и громоздкие турбины по соседству со своими домами.
В объявлении о проекте RIP Алехандро Рамон, глава города по чрезвычайным ситуациям в области климата, заявил, что "города должны стать основными производителями энергии, поскольку они являются ключевыми потребителями", а сам “проект важен не только потому, что использует доступные муниципальные земли, но и потому, что выработка электроэнергии в черте города позволяет легко транспортировать и распределять ее, сокращая углеродный след, связанный с доставкой из других юрисдикций”.
Здесь мы становимся свидетелями цикличности истории (см. также Города как символы эпохи, предвестники изменений и знаки цикличности) – столетие назад электростанции также строились либо непосредственно в черте города, либо в его ближайших окрестностях. Причиной тому были технические ограничения тех лет, не позволяющие передавать электроэнергию на большие расстояния, а также удовлетворять возрастающие энергетические потребности стремительно разрастающихся городов.
Как и сейчас, 100 лет назад визуально-эстетический аспект строительства играл важную роль: электростанции строились не просто как утилитарные сооружения, но и как впечатляющие символы эпохи и технического прогресса. Многие из них впоследствии стали объектами культурного наследия.
📍Один из таких примеров – бывшая угольная электростанция Battersea, построенная в 1935 году на южном берегу Темзы в Лондоне. Станция, спроектированная в стиле кирпичного собора и щедро украшенная элементами ар деко, в 1980 году получила статус памятника архитектуры. А также стала известна массам появлениями в поп-культуре – например, на обложке альбома Pink Floyd или в фильме Бэтмен: “Темный рыцарь”.
Выразительная архитектура, удобные локации в центре города или у воды, а также просторные помещения с высокими потолками, до сих пор делают подобные сооружения привлекательными для эксплуатации.
Спустя десятки лет после прекращения функционирования Баттерси получила новое воплощение в качестве торгового и офисного центра. Примеров таких перерождений много – например, ГЭС-2 в Москве или Tate Modern (бывшая электростанция Bankside Power Station) в Лондоне.
С середины 20 века строительство крупных электростанций сместилось за пределы основных центров потребления. Удаленное расположение электростанций от городов обусловлено не только развитием технологий высоковольтных ЛЭП, но и экологическими, экономическими и соображениями безопасности: снижение негативного влияния на здоровье людей, более низкая стоимость земли за пределами города и минимизация рисков в случае аварий.
С перемещением за пределы города архитектурные решения электростанций стали упрощенными, утилитарными и перестали быть ориентированным на то, чтобы впечатлять.
Но все меняется, и в последние годы мы наблюдаем тенденцию приближения источников энергии к потребителю, правда уже на новом уровне и с иными целями – обеспечить города экологически чистой, возобновляемой энергией, органично интегрировав энергетические объекты в городское пространство.
Большинство проектов появляются под флагом декарбонизации городов и растущего интереса к комбинированному производству тепла и электроэнергии (когенерации), которое, как и прежние источники энергии, требует близости к потребителю.
Если раньше архитектура электростанций отражала мощь индустриальной эпохи, то сейчас она демонстрирует переход от традиционных источников энергии к возобновляемым, символизируя развитие зеленой энергетики.
📍DH Palencia (2023) – еще один объект энергетической инфраструктуры Испании. По словам основателя компании DH Ecoenergías, разработавшей проект, он “должен стать символом и ориентиром энергетической и экологической трансформации, а его архитектура – олицетворять источники возобновляемой энергии, смену парадигмы и, в конечном счете, улучшение здоровья населения в городах".
Сеть Паленсии – первая из длинной серии подобных проектов, направленных на декарбонизацию города и отключение отопительных приборов на ископаемом топливе. Сеть централизованного теплоснабжения проходит под землей, доставляя горячую воду, произведенную с помощью возобновляемых источников энергии (в основном лесной биомассы) в здания большей части города.
Здание состоит из двух основных элементов: основания из тяжелого бетона и легкой надстройки из стали и пластика, которые можно переработать.
Интерьер спроектирован таким образом, чтобы посетители могли наблюдать за процессом выработки энергии.
📍Объект Amager Power Station, BIO4 (2021) в Копенгагене (Дания) от датского бюро Gottlieb Paludan Architects Design, – станция когенерации, являющаяся важным элементом усилий города по превращению в первую в мире углеродно-нейтральную столицу к 2025 году.
Расположенный всего в двух километрах от центра Копенгагена, BIO4 находится в непосредственной близости от важных культурных объектов и занимать видное место на горизонте города, что делает его внешний вид первостепенной задачей. Дизайнеры придерживались темы городского леса как в функциональном, так и в архитектурном выражении. Станция окружена ажурным фасадом из подвешенных бревен. Лесная эстетика дополнена местными растениями, которые создают зеленый периметр вокруг объекта.
BIO4 хочет стать наглядным примером использования технологии когенерации для местных жителей и туристов. Поднявшись по лестнице, проложенной среди стволов деревьев, посетители увидят, как производится энергия. На самом верху обустроена озелененная смотровая площадка, где гости могут узнать о проблемах производства и потребления энергии, а также об устойчивом развитии.
📍Создатели новых объектов намеренно показывают связь с природой в своих творениях, используя биоструктуры и системы в качестве источника вдохновения (биомиметическая архитектура). Вот такой изящный пример биомиметики в Манчестере – Tower of Light and Wall of Energy (2022).
Башня Света - это 40-метровая башня, заключающая в себе дымоходы нового низкоуглеродного энергетического центра в центре Манчестера. Сверхлегкая, сверхтонкая однослойная конструкция использует минимум материала. Башня построена из плоских стальных листов толщиной 6 и 8 мм, скроенных, вырезанных лазером, а затем сваренных вместе для создания сверхлегкой, сверхтонкой, но одновременно жесткой прочной поверхности.
Стена Энергии представляет собой уличный фасад, ограждающий новый энергетический центр. Мозаичный узор из ромбовидных плиток вызывает ассоциации с динамичной энергией движений Земли. Через длинное ленточное окно видна технологическая работа нового зала энергетического центра.
Отметим, что помимо глобального тренда на устойчивое развитие городов, в этих тренд-сигналах прослеживается и макротренд Omni Transparency (тотальная прозрачность), который упоминался в статье “Развитие ИИ, как импульс к децентрализованному Интернету Знаний”. Производство электроэнергии и тепла перестает быть тайной, скрытой во мраке индустриальных зданий: теперь каждый может своими глазами наблюдать за этим процессом.
Возвращаясь от когенерации к проектам на солнечной, ветряной и других ВИЭ, хочется еще раз отметить, что перед архитекторами здесь встает серьезный вызов: недостаточно атмосферно и эстетично вписать энергообъект в ландшафт города и рассказать о процессе электро- и теплогенерации. Будет реализован объект или нет, зависит от того, удастся ли строителям учесть потребности местного комьюнити в безопасности, эстетике и функциональности объекта. Люди все больше и больше хотят влиять на решения по обустройству их города, особенно когда речь идет о проектах, занимающих большие площади.
📍Еще одну попытку решить этот многомерный запрос и удовлетворить всех заинтересованных предпринимает проект LAGI (Land Art Generator Initiative), привлекающий людей к совместному проектированию. Проект объединяет в себе паблик-арт, городское планирование, креативный плейсмейкинг, возобновляемую энергетику и принципы экологической справедливости.
Каждый год LAGI совместно с администрацией одной выбранной локации разрабатывают бриф и проводят конкурс проектов с рядом требований: произведение искусства должно улавливать энергию из природы, преобразовывая ее в электричество, а также передавать электроэнергию в точку подключения к городской сети. Должна быть учтена безопасность посетителей и образовательные мероприятия, которые могут проводиться на площадке. Дизайн должен быть реализуемым (а не теоретическим) и уважать естественную экосистему места.
📍Проекты рождаются действительно впечатляющие. Например, Light Up для Мельбурна (Австралия) предлагает обеспечить освещением более чем 900 домов, луна-парк, театр, эспланаду и набережную Сент-Килда.
Схема бесшовно интегрирует солнечную, ветровую, растительную топливную энергию и аккумуляторные батареи в местный ландшафт.
Но даже несмотря на участие городов в подготовке конкурсных брифов, очень мало проектов LAGI выходит на стадию реализации. В том числе, не реализован и сам проект Light Up. Так что пока LAGI – не конкурент кладбищам Валенсии, где городским властям не пришлось договариваться с “резидентами”.
📍Один из проектов LAGI, который все же вышел на стадию реализации – “Arch of Time” для Хьюстона (Техас). Но речь здесь идет не столько об электростанции, сколько об энерго-позитивном арт-объекте и общественном пространстве. Что подчеркивает тренд на Децентрализацию и Суверенитет.
"Это уникальное произведение искусства – больше, чем просто скульптура. Это электростанция, работающая на возобновляемых источниках энергии и памятник новой энергетической эре", – говорит мэр Хьюстона Сильвестр Тернер.
За свой жизненный цикл арт-объект выработает более 12 миллионов киловатт-часов чистой возобновляемой энергии, что эквивалентно удалению 8500 тонн углекислого газа. Благодаря производимой чистой энергии "Арка времени" окупит свой углеродный след. После прохождения точки безубыточности, которая будет отслеживаться сообществом, арт-объект будет жить как позитивный вклад в здоровый климат на планете.
“Арка времени" специально подстроена под широту и долготу Хьюстона, чтобы каждый луч света тщательно и точно компоновался в течение сезонов и часов дня с геометрией арт-объекта. "Видимое движение солнца по небу активирует пространство светом и цветами, вовлекая зрителей, которые участвуют в создании произведения своим присутствием. Это наглядный пример, иллюстрирующий движение Земли вокруг Солнца в игровой форме. Вдохновленное наукой и работающее на возобновляемой энергии, произведение искусства является мостом между искусством и технологиями, способствует образовательным целям, одновременно улучшая общественное пространство. По ночам пространство под аркой будет использоваться как сцена для публичных мероприятий на открытом воздухе", - говорит художник Риккардо Мариано.
В ближайшее время таким проектам будет сложно стать массовым явлением. Пока что они остаются трудно реализуемыми из-за количества вовлеченных стейкхолдеров. Тем не менее, появление таких пространств станет знаковым событием для любого города.
📍А вот такие точечно расположенные решения, как гибридная технология Aeroleaf компании New World Wind имеют большие шансы на успех. Еще один пример, вдохновленный природой – ветряная турбина в форме дерева, “листья” которой улавливают воздух при вращении. У основания каждого “листа” расположены солнечные панели, что позволяет производить постоянную энергию в двух режимах.
У компании есть 3 продукта (дерево, пальма и куст) разного размера и производительности, которые можно кастомизировать: менять цвета стволов, ветвей и листьев, оснастить светодиодными лампами (чтобы турбина выполняла функцию фонарного столба), а также зарядной станцией для электромобилей или USB-портами.
В отличие от традиционных ветряных турбин и платформ с солнечными панелями, энергогенератор в форме дерева может гораздо гармоничнее вписываться в городской ландшафт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Цикличность является одним из 6 паттернов, формирующих мегатренды, по версии Trendhunter. Проявление цикличности мы видим в том, что электростанции, спустя 100 лет, возвращаются в города для того, чтобы снова стать ближе к потребителю (на этот раз с целью сокращения углеродного следа и снижения энергопотерь при транспортировке).
С учетом сложности запросов местных жителей приходится включать на максимум творческий подход и искать нестандартные решения для того, чтобы проекты могли выйти на стадию реализации. Основные характеристики современных проектов:
✅ Архитектура и интерьер вдохновлены природой, биомиметикой и идеей зеленой энергетики
✅ Электростанция как арт-объект или общественное пространство
✅ Производственные процессы открыты для публики
✅ Комбинированное использование источников энергии
✅ При строительстве используются перерабатываемые материалы
✅ Учитываются природные особенности локации
Важнейшую роль продолжат играть архитектура и дизайн, которые в нынешнее время воплощают разворот к возобновляемым источникам энергии, естественным природным структурам и важности работы в гармонии с ритмами конкретного места (см. также Мир как Инфраструктура: три метатренда будущего и Профессии будущего #3. "Распределенный дизайнер").
Развивая идею цикличности, можно предположить, что после попытки возвращения электростанций в города, следующим витком будет очередной “уход” от потребителя. Если сейчас инфраструктурные объекты пытаются “подружиться” с людьми, живущими рядом, то в будущем вероятен сценарий, в котором они снова “разойдутся”. Но остается открытым вопрос, кто на этот раз останется в городах – электростанции или люди?
В этом контексте интересен сценарий, рассмотренный в статье Будущее городов: "А что, если...", при котором люди покидают города, переезжая “на природу”, а города становятся центрами производственных мощностей, компетенций и образовательными кластерами. Переход начинается с гибридизации городских жилых пространств (мультифункциональность и адаптивность) и завершается полным их замещением производственным и инфраструктурным функционалом.
В кейсах текущей статьи можно увидеть признаки такого перехода: инфраструктурные объекты плотно интегрируются в городскую среду – становится нормой, что электростанция располагается в центре города и формирует многофункциональную зону, где производство энергии сочетается с культурными, рекреационными и образовательно-просветительскими функциями (города как центры знаний). Наконец возможность кастомизации энергогенераторов (таких, как Aeroleaf) также превращает их в многофункциональные элементы городской среды.
Не стоит забывать и про точки трения: если тенденции развития городов будут входить во все большее противоречие с запросами местных жителей, это может стать дополнительным стимулом для радикального решения вынести жилую функцию за пределы городских пространств. На данном этапе горожане и инфраструктурные объекты продолжают попытки “договориться” через посредничество архитекторов, дизайнеров и художников.
Посмотрим, что принесет цикличность на этот раз :)