# 4.2. История киновселенной "Сказка"
После успеха первой “Сказки” студия практически сразу запустила в производство сиквел: “Сказка 2: Возвращение дракона”.
Студия хотела больше экшена, поэтому первым делом задним числом подправила инфу о драконе — дескать, в первом фильме дракон был ещё подростком, а взрослые драконы вымахивают несколько раз больше.
По сути, “Сказка 2” повторяла фабулу первой части, но благодаря тому, что Дракон стал огромным, сцены сражений удалось сделать по-настоящему эпичными: много разрушений, огня и взрывов. Дракон стал ощущаться практически природной стихией, а Принц стал практически супергероем. Правда, из-за этого пропала изобретательная хореография, которая прославила первый фильм, зато вышло зрелищное противостояние, в котором Принцесса хоть и помогала своему суженому в борьбе с исполином, но была скорее украшением кадра, чем проработанным персонажем.
Кассовый успех дилогии обеспечил франшизе “Сказки” гарантированное продолжение, причём сразу на несколько частей вперёд.
«Сказка 3: Игла Кощея» — после жалоб на то, что во втором фильме Дракон умел только пускать струи огня и клацать зубами, титульного монстра решили подвергнуть редизайну: он превратился в огромного шипастого зверя. Для борьбы с новым врагом Принц нашёл себе нового друга — Левшу, который разрабатывал для него разнообразные хитрые механизмы, специальную броню и особое оружие. Схватки Принца и Дракона снова поражали воображение своей постановкой, зрелищными трюками и интересной хореографией. В конце же выяснялось, что Дракон (которого звали Иглой за обилие шипов) всё это время состоял на службе у Кощея, так что несмотря на победу над зверем, Принц упустил Принцессу: ёе уже давно похитил Кощей, а Дракон всё это время был обманкой.
«Сказка 4: Игра Кощея» — т.к. ни сценаристы, ни режиссёр, ни студия не знали, что делать с персонажем Принцессы (начиная со второго фильма, собственно), её решили убить. Фильм внезапно для зрителей приобрёл мрачный тон, и на протяжении двух третей хронометража зрители наблюдали за тем, как Принц тщетно пытается докопаться до ответа на вопрос “Кто же такой Кощей?”, “Откуда он пришёл и какие цели преследует?” При этом он постоянно попадает в ловушки Кощея и кое-как выбирается из них, а также сражается с разными новыми драконами, неизбежно получая ранения и теряя экипировку.
Всё это перебивается сценами, в которых Кощей издевается над Принцессой, показывает ей, как Принц страдает и пытается сломить её дух, но она продолжает верить в своего возлюбленного. Несколько раз она вырывается из его пут и пытается сбежать, но попадает в психоделический лабиринт, построенный на обмане зрения, и другие обманки Кощея, откуда он спокойно возвращает её к себе.
В последней трети Принц всё-таки поступается своими принципами благородства и выпытывает из очередного прислужника Кощея, где находится его логово.
Там его встречает Кощей и толкает длинный монолог о том, что он давно ищет себе преемника, что жизнь его скучна и бесстрастна, и ничто уже не приносит ему радость, и хочет он на покой, но для этого — ему надо “передать дела”. И что за многие сотни лет он ни от чего не получал такого удовольствия, как от этой игры с Принцем (которая на самом деле и велась, начиная аж с первой части), поэтому он предлагает этот титул ему. Но Принц непреклонен, ведь он пришёл сюда для того, чтобы забрать Принцессу.
И тут Кощей со словами “Я ведь говорю — мне ничто не приносит удовольствия!” выволакивает окровавленный труп Принцессы. Принцу теряет самообладание, кидается на Кощея, но тот не зря ведь “бессмертный”. Принц машет мечём, бьёт кулаками, но ничего не может сделать Кощею. Тогда тот вырывает Принцу руку и щёлкает пальцами. Принц переносится обратно к себе в замок. Занавес.
«Сказка 5: Смерть Кощея» — Принц побит, но не раздавлен. Левша конструирует ему механический протез руки с множеством различных встроенных устройств, а Принц решает, что для победы над Кощеем ему нужно что-то совершенно новое.
Он отправляется в глубины лесов, на болота к ведьмам, чтобы те научили его волшебству. Он отправляется в далёкие горы, в королевство гномов, чтобы те поделились с ним своими невероятными сплавами металлов, обладающими невероятными и даже магическими свойствами. Он отправляется (а-ха-ха!) в Мировую Библиотеку — огромную и всеобъемлющую, чтобы найти информацию о Кощее.
В результате, на болотах, чтобы прорваться к ведьмам, Принц сражается с водяными и троллями, однако ведьмы отказывают ему в помощи и выпроваживают, но взамен — отдают загадочное Яйцо (которое не разбить, не просветить, как будто каменное). Гномы устраивают засаду на Принца, в которую тот еле-еле не попадается, за чем следует долгая погоня, в конце которой — один из гномьих молотов разбивает Яйцо и из того выпадает Игла. О которой Принц читает в Мировой Библиотеке и узнаёт, что эта Игла — жизнь Кощея, если её сломать, он — умрёт.
На протяжении всего хронометража опять же перебивками, зрители видят, как Кощей подчиняет себе всё больше разнообразных Драконов, нападает на деревни, и появляется параллельная линия Короля, который пытается спасти свои земли, но у него ничего не получается. А новости об этом — долетают до Принца, который торопится успеть.
Последняя треть фильма — финальная битва между Королём и драконами Кощея, в середину которой врывается Принц, оказывая переломное воздействие на динамику битвы. В финале он сходится один на один с Кощеем, но снова не может ничего тому сделать. Тогда Принц отбрасывает свой меч и незаметно берёт Иглу механической рукой. Кощей замахивается и разрубает руку Принца. Потом Кощей меняется в лице: сначала он пугается, но потом с ухмылкой на лице — Кощей умирает. Драконы прекращают атаковать и признают Принца своим новым вожаком.
Смена настроения и тона повествования, множественные неожиданные сюжетные решения и выведение любимых зрителями второстепенных героев, появление Кощея — злодея с не до конца ясной мотивацией, набрасывание большого числа параллельных линий повествования и многие другие мелкие факторы поставили безусловный успех “Сказок” под удар, хоть франшиза и оставалась крайне популярной.
Невзирая на появление многочисленных подражателей вроде “Былины”, где вместо Принца был Богатырь, а вместо Дракона — трёхголовый Змей-Горыныч. “Былина” изначально снималась в более мрачной и приземлённой манере, чем “Сказка”, так что зрители были готовы и к страшному дизайну монстров, и к тому, что некоторые герои умрут.
Однако, после первого же полнометражного фильма, весьма успешного у критиков, но не очень популярного среди зрителей, “Былина” перебралась на ТВ и превратилась в сериал, где в каждой серии главный герой боролся с каким-то новым монстром.
В первом сезоне авторы сделали фокус на интересном противостоянии протагониста и разнообраных существ из славянской мифологии; во втором монстры и бои с ними отошли на задний план, на передний вышли истории людей с ними связанных, в третьем сезоне речь зашла о том, что самые страшные монстры — это всё-таки люди, и фокус вообще сместился на предыстории появления различных существ. Порой за серию Богатырь ни разу не махал своим топором. В пятом сезоне, после многочисленных жалоб зрителей на малое количество боевых сцен, в напарники Богатырю дали Валькирию, а в качестве антагонистов выступили сами Боги Асгарда. Однако, схваток в “Былине” становилось меньше, не потому что их было сложно снимать, а потому что деньги у канала заканчивались. И пятый сезон, несмотря на зашкаливающее количество фан-сервиса, оказался губительным не только для шоу, но для канала его транслирующего.
А “Сказка” — жила. Появились сериалы про второстепенных персонажей: про Левшу и его изобретения, как он с их помощью помогает людям; о прошлом Кощея — о его связи с ведьмами, о том, как так вышло, что он доверил им свою жизнь и, конечно, о том, как он вообще стал Бессмертным. Продолжидась и основная линейка фильмов.
В шестой части новоявленный Принц Драконов начал менять жизнь в Королевстве, пытаясь помирить Драконов и людей, научить их жить в мире и взаимопомощи.
Однако очень скоро на Королевство напала новая армия драконов, и ему пришлось руководить армией из драконов и людей, для которых Левша разработал удобную броню и множество диковинных (но полезных в бою) механизмов, вроде вращающегося седла, которое позволяло наезднику переключаться между положение “на шее дракона” и “под шеей дракона”, чтобы можно было уворачиваться от струй огня.
В конечном итоге армия драконов и людей Принца противостояла Древнему Дракону, размером практически с целую гору, и его армии, и победила его в противостоянии настолько зрелищном, что многие зрители ходили на фильм несколько раз только для того, чтобы пересмотреть эту захватывающую битву.
“Сказка 7: Рассвет” и “Сказка 8: Закат” были, по сути, дилогией, которая рассказывала о том, как Принц нашёл следы древнего Пророчества, в соответствии с которым драконы должны уничтожить весь мир. Сначала он пытался разобраться, откуда взялось пророчество — к нему оказался причастен давно убитый Кощей, в замке которого теперь обосновались апокалиптичные фанатики, верующие, что пробуждение Древнего Дракона символизировало начало Конца Света; следом Принц узнал, что на самом деле он принадлежит к не просто Королевской семье, а к древнему роду Защитников мира и обрёл крылатого коня-напарника.
Злодеи здесь скорее функциональные, чтобы было кого побеждать (в седьмом фильме — снова Древний Дракон, побольше предыдущего, но битва с ним ощущается как попытка повторить успех шестой части; в восьмом — Древний Дракон, который непонятно откуда взялся), потому что основной фокус фильмов состоял в том, чтобы создать ощущение Опасности. Что Пророчество — не просто бумажка, которую написал кто-то безумный несколько сотен лет назад, а что это — нечто реальное, судя по тому, что происходит вокруг — неизбежное. Поэтому много внимания уделяется тому, чтобы показать как Древние Драконы, сеят вокруг хаос и разрушение.
А “Сказка 9” стала громадным финалом всей эпопеи, от эпичности которого у зрителей перехватывало дух.
Во-первых, оказывалось, что Защитники не Мира, а Миров, и на самом деле — это не люди даже, а инопланетяне. И один из них, дальний предок Принца, которому было завещано наблюдать за этой планетой, составил это руководство, как не допустить того, чтобы Драконы всё уничтожили. И Кощей был одним из его преемников.
Во-вторых, Драконы оказались не безмоглыми рептилиями, а существами с особой гравитационной психикой, т.е. когда их много собиралось в одной области, другие драконы на огромных расстояниях начинали это чувствовать и их тянуло туда. И чем больше было драконов вокруг, тем умнее становился каждый из них.
Когда-то давно Защитники Миров победили огромную армию Драконов, которая путешествовала по Галактике, уничтожая одну систему за другой, не оставляя после себя ничего. После ожесточённой битвы с драконами сами Защитники практически вымерли, но в Галактике осталось огромное количество планет, куда добрались ослабленные остатки армии Драконов, и тогда Защитники взяли на себя миссию скрытно следить за их популяцией, не позволяя им собираться в слишком большие группы.
В-третьих, из-за действий Кощея, когда тот начал собирать свою армию драконов, на планете Gimbiya стал образовываться пузырь симбиотического разума, делающий драконов сильнее.
Когда Принц взял над ними командование — несмотря на то, что звери были покорны его воле, Пузырь разросся и достиг такой силы, что пробудил Древних Драконов, которые впали в спячку после изначального поражения армии Драконов и которые ничего, кроме Разрушения, не хотели.
Столкновения с Древними Драконами привели к тому, что пузырь сознания разросся далеко за границы планеты, и стал привлекать Древних Драконов с других планет (поэтому в восьмом фильме никто и не может понять, откуда выбрался тот здоровяк).
В общем, в конце, остатки сил Защитников миров, которые прибыли, чтобы разобраться в ситуации и объяснили происходящее Принцу, объединённые с Новыми Драконами, лояльными Принцу и склонными к сотрудничеству, а не взаимоуничтожению, и усиленные многочисленными хитрыми штуками Левши бьются с армадой Космических Древних Драконов в битве за планету Gimbiya (что, кстати, переводится “Принцесса”). Эпичность происходящего зашкаливает настолько, что люди падают в обморок прямо в кинозалах.
В конце Принц побеждает Прото-Древнего дракона, который миллионы лет назад начал свой поход против всей разумной жизни в Галактике, потому что изначальное симбиотическое сознание драконов было настолько мощно, что он смог заглянуть в будущее и увидел, как по всей галактике его род — истребляют.
В эпилоге благодарные за завершение их миссии Защитники миров оставляют Левше Первую Книгу — особый артефакт, который может ответить на любой вопрос, вписанный на его страницы; а для Принца они воскрешают убитую давным-давно Принцессу.
***
Решил макси-посты выкладывать в соло. Потому что почему бы и нет! Вам как идея?