Танцуют ли розовые акулы?
«Nimona» — новая квир-сенсация американской анимации
На Netflix на днях вышла «Нимона», — очаровательная американская фэнтези-анимация, где при всей внешней незамысловатости архетипический сюжет модифицирован таким образом, что отчетливо указывает на «здесь и сейчас». Таких сказок не могло быть ни десять, ни двадцать, ни сто лет тому назад, — при том, что все ингредиенты «fairytale» на своих местах, с чем согласится любой, даже самый дотошный пропп.
В ретрофутуристических декорациях воображаемого будущего, в мире неофеодализма, напоминающего модернизированные артурианские романы, проходит очередное посвящение в рыцари выпускников специальной школы, где готовят защитников Отечества. Баллистер Болдхарт, — сердце не такое уж смелое. Он, небелый, негетеросексуальный и из «простых», волнуется, достоин ли столь высокой миссии, — с мечом и смартфоном стремиться, чтобы дорогая страна спала спокойно.
Высокородный Амбросиус Голденлойн (тут я не рискну русифицировать рыцарское обозначение), милый друг его, выпускник той же школы, заверяет, что Баллистер очень даже годен, — а вскоре бум-бах-тарарах, — меч стеснительного Болдхарта пуляет смертоносным лазерным лучом прямо в королеву. Он, опороченный, вынужден бежать и прятаться, а там его находит Нимона, оборотень-фейерверк, не то девочка, не то кит, не то все на свете. Приняв бедного рыцаря за исчадие зла, она, веселая любительница розового, предлагает себя в качестве санчо-пансы, - а далее спасает и раз, и два.
Кто вложил в руку Баллистеру фальшивый меч, выясняется довольно быстро, — и чуть больше времени уходит на то, чтобы понять, как Нимона дожилась до жизни такой, что принялась плевать на все человеческие приличия.
Зла нет, а есть непонятое добро, — эту мысль самым недвусмысленным и весьма озорным способом транслируют режиссеры Ник Бруно и Трой Куэйн, взявшиеся перевести на язык анимации графический роман небинарного автора ND Stevenson (в быту Нейт, он/его), ставший малой сенсацией в мире американских комиксов еще в 2015 году.
Как и в случае с сочинителем, нет абсолютной точности в гендерной принадлежности Нимоны, — оборотень может быть кем угодно. Комикс создавался еще в ту пору, когда ND Stevenson был на пути к пониманию себя, — там оборотень был, скорей, девочкой, что автор позднее именовал лишь одним из допущений. Аниматоры же чуть определенней: у припанкованного ведьмака — черты Хлои Грейс Моретц. Она же, американская актриса, модель и квир-активистка, подарила флюидному персонажу свой голос.
Создатели явно хотели рифм с реальностью, напоминая, что плоха сказка без намеков: рыцаря озвучил Риз Ахмед, самый знаменитый пакистанец Британии, оскароносец и рэппер, недавно сделавший щедрый жест для квир-кино своей исторической родины (подробности позже, в другом посте), — на него же и похож рисованный рыцарь Баллистер-Смелое сердце-Болдхарт.
Европейцам истошно-розовая Нимона может напомнить Пеппи Длинныйчулок, шведское творение, у американцев — ассоциации, скорей, с диснеевским нахальным зайцем Багзом Банни. Но так или иначе, это яркое, смешное представление, как можно проверить приличия на прочность. В случае с оборотнем это еще и работа на поле повествования психологизированного. Добро, оскорбленное в лучших чувствах, тоже способно наломать дров.
Весь фильм — побеги, трюки, превращения: Нимона становится то страусом, то носорогом, то мышью, то китом. Танцуют ли розовые акулы? — следует игривый вопрос.
Более чем.
Будучи чрезвычайно динамичным, фильм все ж не похож глуповатый калейдоскоп, где игра нужна ради игры, где путь и есть цель, — в редкие моменты покоя авторам удается сказать достаточно и о том, как важно понимать другого, сколь угодно на тебя непохожего, и о том, что из душевной этой работы может вырасти настоящая, большая дружба.
Сама идея, вроде, не так уж далека от «Холодного сердца», — диснеевского хита о вспыльчивой королеве льда и ее опасном даре, — но для студии Walt Disney Pictures история небинарной Нимоны и гея-рыцаря все ж показалась чересчур смелой. Получив права на экранизацию после покупки Fox Studio, диснеевские продюсеры переуступили их Netflix, а там уж не стали раздумывать, не слишком ли история квирная, — постарались самым увлекательным способом изложить идею уникальности каждой личности, ее права на самоидентификацию и святой обязанности остальных принимать и стараться понимать этот выбор.
«Так ты мальчик?» — спрашивает сбитый с толку рыцарь своего «оруженосца», обернувшегося трогательным малышом.
«Сегодня да», — следует ответ.
Аниматоры не столько взяли книгу за основу, сколько от нее оттолкнулись, - они сильно переиначили и сюжет, и визуальный ряд. Рыцарь Черное сердце стал Смелым, Нимона, необузданная сила самой природы, которая не помещается в ограничения человеческого мира, сделалась выражением изгоя. Графично исполненным рисункам противопоставлено буйство типизированной американской анимации.
Критики «Нимоны» сетуют на дефицит индивидуальности по сравнению с графическим романом, они же отмечают, что фильм сюжетно стройней, будучи озабочен модификацией тропов уже известных. Однако негативные отзывы в индустриальной англоязычной прессе, скорей, редки, а похвалы можно свести к заголовку в Entertainment Weekly: «Фэнтези-энергетик, мощная квир-история».
В узнаваемости сказочного сюжета — его прелесть, — это мое мнение. Давая уже знакомое, хорошая сказка привносит нечто новое, без риска отпугнуть. Она, собственно, идеальный мейнстрим, в котором брейнсторминг максимально комфортен. Там есть над чем подумать и не утомиться от философствования.
Два способа жизни, — какой лучше? Выжечь зло во власти и начать все с нуля или изменить мир, не ломая веры в существующий миропорядок? Два целеполагания, оказавшись в режиме дружеского соперничества, высвечивают как достоинства, так и недостатки друг друга.
Нимона и рыцари в книге "Nimona"
В выдуманном мире «Nimona» геев не порицают за гомосексуальность, но отношение к оборотням, существам наделенным сказочной силой, да еще и неясного гендера, служит еще одной аллегорией инаковости. Остро-актуальной, - нелишне подчеркнуть. По последним опросам, 38% американцев уверены , что общество достаточно или даже чересчур лояльно по отношению к транс-людям. В Германии такого мнения примерно каждый второй (52%).
Свободолюбивому человеку из страны коллективного путина может приглянуться и еще одна идея — о том, как подлецы используют чью-то непохожесть для конструирования врага. Надо ли безоглядно верить тем, кто старательно носит белое пальто? Стоит ли повнимательней приглядеться, что скрывается за сиятельными одеждами?
Монстров нет, — их создают подлецы. С этим трудно не согласиться, — как и с тем, что настоящие монстры могут выглядеть вполне по-человечески.
Добрые в «Нимоне» — чаще в темном. Злодеи же, — наоборот. Эта инверсия сколь проста, столь и эффектна, взывая к настройке тонких эмпатических антенн: суди не по одежке, суди по делам. Не новая, казалось бы, мысль, но, будучи упакованной в бойкую, озорную сказку, она кажется преподнесенной как в первый раз.
Танцуют ли розовые акулы? Конечно! Как и носороги, орангутанги, мыши, киты, да кто угодно. Было бы желание.
Я рассказываю о том, о чем запрещено говорить в России, - о квире в литературе, кино и сериалах. Поддержать мою человеколюбивую частную инициативу можно донатами: https://boosty.to/kropotkin/donate