EN
Андрей Малахов
Андрей Малахов
337 subscribers
goals
100 of 100 paid subscribers
Приветствую первопроходцев!
5 650.77 of $ 10 943 money raised
На обзоры think tank
482.61 of $ 10 943 money raised
На клуб

Теория элит: устойчивость власти и революция контрэлит

Российское постсоветское общество сосредоточено на теме элиты. Здесь всё, от теории заговора узких (тайных) элитных групп и «хорошего царя и плохих бояр» до поиска хорошей (патриотичной, национальной и др.) элиты, противопоставляемой плохой (либеральной, глобалистской и др.). В этой связи возникает вопрос, что такое теория элит, столь упорно царящая в нашем общественно-политическом дискурсе?
Корни теории элит, как и других направлений общественной мысли, можно найти в античной философии. В современном виде теория элит зародилась в Италии. Началось всё с Никколо Макиавелли, в начале XVI века изложившего теорию государственного управления через призму различных типов элит и применяемых ими элитных стратегий господства. Революционность Макиавелли была в выводе вопроса о власти из сферы сакрального в сферу интересов.
Окончательное «каноничное» оформление теория элит получила во второй половине XIX — первой половине ХХ века. Одним из ее столпов является итальянский экономист, социолог и инженер Вильфредо Фредерико Дамаско Парето, предложивший двойственное представление об элите, в состав которой входит как сама элита (правящий слой), так и контрэлита.
Я предлагаю разобраться с тем, что представляет из себя теория элит по Парето.
Биографический контекст. Вильфредо Парето происходит из генуэзского рода маркизов, вписанных в «Золотую книгу» города Генуя. Закончив факультет математических, физических и естественных наук Туринского университета и защитив на кафедре механики диссертацию по теме: «Основные принципы теории упругости твердых тел и исследование условий, определяющих равновесие в них, посредством интегрирования дифференциальных уравнений», Парето работает инженером на железной дороге и в промышленности.
                                Вильфредо Фредерико Дамаско Парето
Парето пробует свои силы в политике, избравшись муниципальным депутатом и несколько раз неудачно приняв участие в региональных выборах более высокого уровня.
После чего основным занятием Парето становится наука и публицистика. Он сосредотачивается на темах политэкономии и социологии. С 1892 года Парето преподает в Лозаннском университете, где становится профессором и возглавляет кафедру политэкономии.
Открытые лекции Парето в Лозаннском университете становятся значимым культурным событием. В 1902–1904 годах лекции Парето посещал Бенито Муссолини, с чего и начинается личное знакомство Парето с Муссолини. Считается, что лекции Парето также посещал Владимир Ленин, живший в тот момент в эмиграции.
У Парето есть признанные заслуги в политэкономии (см. школу маргинализма, одним из ключевых представителей он является, и, в частности, выдвинутое им Парето-распределение или правило 80/20) и в социологии, к которой мы сейчас перейдем.
В октябре 1922 года Парето телеграммой приветствует марш фашистов во главе с Муссолини на Рим, в результате которого король Италии Виктор Эммануил III назначил Муссолини премьер-министром страны.
1 марта 1923 года по предложению фашистского правительства Парето был назначен сенатором Итальянского королевства.
19 августа 1923 года Парето скончался от инфаркта.
Вильфредо Парето является признанным классиком правой мысли на Западе, потому что сама теория элит, которую он развивал, является правой. И в этом отношении его смычка с итальянскими фашистами органична.
В своей последней обобщающей работе «Компендиум по общей социологии» (1920 год) Парето формулирует следующую картину мира.
Человечество базово разделено на тех, кто правит (элиту) и на тех, кем правят (массы). Данное разделение обусловлено природой человека и существует в любом государстве, в любую эпоху и при любом строе, дает понять Парето.
Цитата: «Высший класс и низший класс вообще. Самое малое, что можно сделать — это выделить в обществе две страты: высшую, к которой обычно принадлежат правящие, и низшую, к которой относятся управляемые. Этот факт настолько очевиден, что во все времена бросается в глаза даже малоопытному наблюдателю, так же как и факт циркуляции индивидов между двумя стратами».
В этом ключе Парето описывает историю, как «кладбище элит». Цитата: «Аристократии не сохраняются. Какими бы ни были причины, неоспоримо, что спустя некоторое время они исчезают. История — это кладбище аристократий». Данным тезисом Парето подводит к неизбежности циркуляции (смене) элит, которые не могут зацементироваться каким-либо образом. Но если элиты — единственный субъект в вопросах о власти, если история — «кладбище элит», то тогда сама история — это история элит, которые оставляют свой след в ней в виде своих кладбищ, а следа масс, как субъекта, там просто нет.
Парето заявляет меритократический принцип разделения общества на элиту и массу. Человек может быть отнесен как к элите, так и к массе не по своему происхождению, наличию материальных благ и т. п., а исключительно по своей способности править. Причем не по потенциалу, который может быть проявлен когда-то в будущем, а по способности здесь и сейчас.
В итоге формируется двойное разделение общества. С одной стороны, есть фактическое (формализованное) разделение на правящую элиту и на тех, кем правят. С другой стороны, есть содержательное разделение на людей способных и не способных править.
Цитата: «Мы имеем две страты, два слоя населения:
1) низшая страта, т. е. класс, не являющийся элитой (здесь его возможное влияние на управление не рассматривается);
2) высшая страта, класс избранных, т. е. элита, состоящая в свою очередь, из двух частей: правящей элиты и неправящей».
Парето в данной работе не употребляет термин «контрэлита», подразумевая под ним неправящую элиту. Таким образом, мы приходим к следующим определениям по Парето.
Правящая элита — люди, правящие в данном обществе.
Неправящая элита — люди, не являющиеся элитой (не допущенные до управления), но способные править.
Массы — люди, не являющиеся элитой (не допущенные до управления) и неспособные править.
Между всеми слоями общества происходит постоянный переток людей, который Парето называет «циркуляцией элит». Цитата: «Если бы все девиации [несоответствие человека приписанной ему элитной роли, прим. АМ] от выделенного типа были малосущественными, ими можно было бы пренебречь, как на практике ими пренебрегают в случаях, когда для исполнения должностных функций предписывается наличие диплома. Известно, что некоторые лица, у которых есть диплом, обладают им незаслуженно, но в конце концов опыт показывает, что в совокупности это обстоятельство можно не учитывать. Еще можно было бы, по крайней мере в некоторых отношениях, пренебречь девиациями там, где все остается почти неизменным, т. е. если почти не меняется или вовсе не меняется пропорция между классом в целом и людьми, обладающими ярлыком, сообщающим о принадлежности к нему, но не имеющими соответствующих качеств. Напротив, реальные случаи в наших обществах отличаются от этих двух крайностей. Девиации слишком распространены, что не позволяет ими пренебречь; их численность меняется, и отсюда происходит появление феноменов, которые имеют большое значение для социального равновесия и которые, следовательно, требуют отдельного изучения. Этому феномену для частного случая, когда рассматриваются только две группы — класс избранных (элита) и класс остальных (не элита), можно дать название «циркуляция элит».
Циркуляция элит, по Парето, неизбежна, она есть всегда и везде, включая общества, декларативно разделенные непреодолимыми барьерами. Цитата: «В результате циркуляции элит класс правящей элиты находится в состоянии непрерывной и медленной трансформации. Он переменчив, как река, и сегодня не тот, каким был вчера. Время от времени наблюдаются внезапные и сильные нарушения, подобные разливам рек, затем новая правящая элита переходит в состояние медленных изменений; вернувшаяся в свои берега река вновь плавно несет воды».
Социальное равновесие в обществе сохраняется до тех пор, пока в нем идет должная циркуляция элит путем кооптации в правящий слой людей из неправящего и, наоборот, путем сброса некондиционных элитариев в массы. Если же циркуляция не осуществляется в должной мере, это может привести как к революции, так и к уничтожению социума.
Цитата: «Правящий класс восстанавливается не только в отношении численности, но и, что более важно, в отношении качества за счет семей из низших классов, которые вносят в него энергию и те пропорции остатков, которые ему необходимы, чтобы сохранять власть. Этот класс восстанавливается также благодаря выходу из него наиболее деградировавших членов. Где одно из этих движений прекращается или, еще хуже, где прекращаются оба этих движения, там правящая часть устремляется к своей гибели, которая нередко влечет за собой гибель всей нации. Мощная причина нарушения равновесия — это аккумуляция лучших элементов в низших классах и, наоборот, худших элементов в высших классах. Если бы аристократии в человеческом обществе, подобно хорошо отобранным путем селекции породам животных, долгое время могли воспроизводиться примерно с теми же качествами, история рода человеческого была бы совершенно иной».
Осевой конфликт в обществе, по Парето, основан на том, что в элите могут оказаться (и всегда есть) люди, по своим способностям относящиеся к массе. Если доля «человека массы» в элите становится слишком высокой, возникает революционная ситуация и, в конечном итоге, контрэлита (единственный «чистый класс», где нет масс) сносит элиту и занимает ее место. Далее всё идет по кругу.
Цитата: «Революции происходят оттого, что из-за замедления циркуляции элит или по другой причине в высших классах накапливаются элементы плохого качества. Такие элементы больше не содержат остатков [элитных свойств, прим. АМ], пригодных для того, чтобы сохранить власть, они избегают применения силы, между тем как в низших стратах увеличивается численность элементов с более высокими качествами, обладающих нужными для осуществления управления остатками, и эти элементы готовы прибегнуть к силе».
Революцию в момент накопления в обществе критического противоречия между правящим статусом и неспособностью элиты править (ее массовой сущностью) совершает контрэлита. Если же она не справляется, то социум может рухнуть — сойти с исторической сцены. Массы в этой картине мира отсутствуют, как какой-либо субъект истории или политического действия.
В этой логике можно рассмотреть циркуляцию элит, как основу исторического процесса, который идет вперед, оставляя за собой «кладбища элит».
Более подробно циркуляция элит, основанная на меритократическом принципе Парето, выглядит следующим образом.
Правящая элита:
— представитель контрэлиты в силу своих свойств может стать частью элиты (здоровый процесс);
— представитель элиты, если он слишком сильно не соответствует своей роли либо слишком сильно теряет такое соответствие может быть сброшен в массы (здоровый процесс);
— представитель масс может стать частью элиты в силу семейных и иных обстоятельств (нездоровый процесс).
Неправящая контрэлита:
— представитель масс можно перейти в разряд контрэлиты, если обретет способность править;
— представитель контрэлиты может упасть в массы, если он потеряет способность править.
Массы — сосредоточение людей, неспособных править, также место обрушения элит и контрэлит.
Наиболее устойчивое общество по Парето — это то общество, в котором протекает оптимальная циркуляция элит. Данный тезис не зависит ни от строя конкретного государства, ни от эпохи.
Мы имеем дело с монархией, опирающейся на аристократию? Она устойчива до тех пор, пока осуществляется должная циркуляция элит.
Мы имеем дело с либеральной демократией? Она устойчива до тех пор, пока осуществляется должная циркуляция элит.
Мы имеем дело с пролетарским советским государством? Оно устойчиво до тех пор, пока осуществляется должная циркуляция элит.
В своей работе Парето также выясняет отношения с Карлом Марксом (при этом отдавая ему должное как социологу), с гуманизмом и с модерном в целом (подчеркивая, что человек ведет себя нелогично и логические построения лишь прикрывают его внутренние устремления). Но это отдельный разговор.
Теория элит, на мой взгляд, является консервативным стремлением осмыслить и оформить правящий слой в эпоху модерна. Аристократия сходила со сцены и на смену ей поднимаюсь другие, но сам принцип наличия сцены, выступающие на которой правят, и зала (масс, которыми правят) — незыблем. Эту незыблемость разделения человечества декларирует теория элит. Зацикленность современных левых на элитах является еще одной иллюстрацией к теме «Советская контрреволюция. Левые = правые».
Революционность марксизма-ленинизма в том, что на сцену должны выйти массы. В фундаментальном снятии противоречия между сценой и залом, когда в конечном итоге все члены социума становятся участниками действа на сцене.
Разговоры о том, кто оказался прав, а кто не прав — уход от существа дела. Вопрос не только в локальном историческом результате, но и в интенции устремления в будущее. В какое будущее мы идем?
P. S. Между теорией элит Вильфредо Парето и восстанием элит Кристофера Лэша можно перекинуть мостик. Лэш в своей работе «Восстание элит: и предательство демократии» пишет, что в американском социуме построили слишком совершенную систему циркуляции элит, эффективно кооптирующую контрэлиты в элиту и тем самым лишающую массы шанса на историческую субъектность.
Модель слишком простая:
1. Где в этой модели должна быть элита, которая может управлять, но оторвана от масс настолько, что абсолютно не понимает жизнь масс?
2. Где здесь опора на массы в случае революции - свергает же не элита, а массы?
3. Где неоднородности масс - как минимум разделение масс на противников власти и сторонников?
Show more replies
Андрей Малахов,
По пунктам 2 и 3: Если относится к этой теории только как к модели способной нечто объяснить и спрогнозировать, то согласен. Но я не считаю её всеобъемлющей, нужно каким-то образом определить границы применимости.
1. Леопольд второй совсем не понимал конголезцев, но это не помешало ему управлять бельгийским Конго.
Сюда же опиумное управление Китаем
avatar
Алексей Макурин, всеобъемлющей может быть только вера, но не теория.
Колониальные администрации при всей их специфики в конечном итоге рухнули.
avatar
Очень интересно но не совсем ясна концовка. А как обстоят дела с элитами в постмодерне ? В какое будущие мы идем ?) теория элит имеет право на существование или все уже задается исключительно одним дискурсом? И формула управления в эпоху постмодерна грубо говоря: кто умеет задавать дискурс тот и управляет и никаких элит.
Show more replies
Андрей Малахов, получается с постмодерном приходит наиболее жесткое за всю историю разделение на массы и элиту?
avatar
cardholder, если эпоха постмодерна станет самой успешной в истории по части кооптации контрэлиты в элиту, то, да.
Убежден, что массы никогда не станут более субьектны, чем элиты. Равно как и элиты ничто без масс, которые служат той почвой из которой элиты появляются и благодаря которой существуют. Социальная «теория всего» также далека от нашего понимания, как и физическая. Одно для меня несомненно - массы и элиты не существуют по отдельности и это фундаментальный социальный закон.
avatar
Евгений, коммунистическая идея была в том, что массы обретут субъектность, то есть сами станут элитой, тем самым ликвидировав само разделение общества на массы и элиту.
avatar
Октябрь 1917 года. Массы вышли на сцену, обрели субъектность. Проходит 3 года, и Маяковский пишет "О дряни", 5 лет - "Прозаседавшихся". Он уже уловил тенденцию омещанивания и бронзовения элит, а по сути - морального их разложения. То есть, процесс разложения был уже в ходу. Не слишком ли рано началось разложение нового субъекта?
avatar
Panacelsus, вероятно, массы так и не вышли на сцену. А контрэлита, ставшая элитой, прошла по своему кругу.
avatar
Андрей Малахов, Вроде бы тут (https://youtu.be/3Nqz8wO7SfI?si=HiNmnBNRsyUqJYPI) гражданин иллюстрирует с 42й минуты, все те же процессы, только в разрезе экономики отдельно взятой семьи или индивидуальном бизнес опыте.
avatar
Show more replies
avatar
Максим Лукашов, я ничего не понял, кроме того, что это картинки сгенерированные ии.
avatar
Андрей Малахов, ну ок, согласен, очень бредово выглядит, как чудовищный мем Щ, но пока лучше не получается, у меня, так как вынужден обходить фильтры нейронки про политику...
Хотел проиллюстрировать пост и заметить, что появился доступный инструмент не только делать это словом, а не кистью. Однако, считаю , предлагаю рассматривать , этот инструмент, в будущем, средством перманентного поддержания диалога в автоматизированном обществе.

Subscription levels

Для тех, кто с нами

$ 11,6 per month
— Полный доступ ко всем материалам;
— Личные сообщения.

Поддержать

$ 35 per month
Полный доступ ко всему. Больший вклад в общее дело

Больший вклад

$ 58 per month
Полный доступ ко всему.
Для тех, кто может внести более весомый вклад в общее дело.

Еще больший вклад

$ 116 per month
Полный доступ ко всему.
Для тех, кто может внести еще более весомый вклад в общее дело.

Изменить мир

$ 288 per month
Дать толчок развитию обзоров think tank и проекта в целом.
Go up