Наш Грамши. Империя и национальное государство
Антонио Грамши в «Тюремных тетрадях» развернуто рассматривает противоречие между империей и национальным итальянским государством. Под империей Грамши понимает, как Римскую империю (затем Священную Римскую империю германской нации), так и католическую церковь.
Перевод приводится по изданиям «Грамши А. Избранные произведения. Т.3 Тюремные тетради», Издательство иностранной литературы, 1959 год, Москва и «Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. 1.», Издательство политическая литература, 1991 год, Москва.
Цитата: «Исследование исторического процесса формирования итальянской интеллигенции заставляет, таким образом, обратиться ко временам Римской империи, когда Италия, поскольку на ее территории находится Рим, становится кузницей образованных классов всех частей империи. Руководящий слой все более делается имперским и все менее латинским, он становится космополитическим: императоры также уже не латиняне и т.д. Это означает, что развитие классов итальянской интеллигенции (действующих на территории Италии) идет в одном определенном направлении, которое совершенно не является национальным, а это приводит к нарушению состава живущего в Италии населения и т. п.».
Итальянская интеллигенция по Грамши с самого раннего периода формировалась в имперском русле — как космополитическая. Что обуславливало ее наднациональный характер. Разумеется, никакой именно итальянской идентичности в Римской империи не было, потому Грамши оговаривается: «действующих на территории Италии».
Цитата: «О том периоде древнеримской истории, который знаменует собой переход от Республики к Империи, — поскольку он создает общие контуры некоторых идеологических тенденций будущей итальянской нации. Кажется, что до сих пор не показано со всей ясностью, что в действительности именно Цезарь и Август радикальным образом изменяют положение Рима и полуострова в равновесии сил внутри классического мира, лишая Италию «территориальной» гегемонии и передавая функцию руководства «имперскому», то есть наднациональному классу. <…> Цезарь добивается победы, поскольку проблема, которую Гракхам, Марию и Катилине, предстояло разрешить на полуострове, в Риме, перед Цезарем встает в рамках целой Империи, и в ней полуостров является лишь частью, а Рим «бюрократической» столицей, да и то только до определенного момента. Этот узловой исторический этап имеет величайшее значение для истории полуострова и Рима, так как он дает начало процессу «денационализации» Рима и полуострова и его превращения в «космополитическую территорию». Древнеримская аристократия, которая с помощью методов и средств, соответствовавших ее времени, объединила полуостров и создала базу для национального развития, подавляется теперь имперскими силами и теми проблемами, которые она сама же вызвала к жизни».