Culturgy

тексты по истории, философии, культурологии
Culturgy
40
subscribers
goals
0 of 50 000  money raised
Довести до конца 1 сезон "Геополитики эпохи эллинизма" (многосерийный текст по адресу culturgy.livejournal.com). Подарки ускорят процесс.

About the creator

Полагаю, что большинству пришедших сюда я известен как "Сергей Корнев из ЖЖ http://kornev.livejournal.com". Данный аккаунт - расширение моего исторического блога http://culturgy.livejournal.com/. В ближайшей перспективе здесь будут появляться тексты, выходящие за формат текущего "сериала"  в указанном блоге, обзоры малодоступных в России книг по древней истории, полемика с историческими концепциями интересных авторов. Со временем будут также добавляться тексты на другие темы - философия, футурология, конспирология и т.д.
Несколько моих текстов на тему истории и футурологии можно найти на Самиздате: http://samlib.ru/k/kornew_s/.
All posts
All time
All tags
Available to everyone
Oct 10 02:04
Подробнее о тексте “ПЛАТОН, ЭЛИТЫ, ЧАЦКИЙ И РЕСПУБЛИКА ДЖЕДАЕВ. «Государство» как инструкция по уничтожению аристократии и гинекократии”
«Государство» Платона в политическом аспекте часто интерпретируется как «критика демократии и воспевание аристократического правления». В противостоянии народа, черни, с одной стороны, и элиты, аристократии с другой стороны, Платона помещают на стороне элиты. И при этом старательно не замечают, что утопический рецепт переустройства элиты, предложенный Платоном в «Государстве», такого свойства, что для большинства реальных исторических элит осуществить его, значит «убиться головой об стену». Если идеальным государственным строем для Платона является власть аристократии, то под «аристократией» он понимает не реально-исторические образцы, а искусственную химеру собственного производства. Краеугольный камень реальной аристократичности — это семейственность, клановость, идея Династии, принцип наследования ресурсов и статуса от предков к потомкам. Платон в своей утопии отбирает у элиты не только все перечисленное, но даже возможность наследовать родовое имя и сохранить память о славных предках, до чего не додумались даже большевики, истреблявшие аристократию «как класс».
В трактате Платона нет главы, где бы красочно разъяснялось, что делать со старой аристократией при реализации его утопии. Но каждому понятно, что эта аристократия до последнего будет держаться за то, что составляет саму суть ее существования, и любой «практикующий утопист» быстро догадается, что ее следует «зачистить», «пустить в расход». (Возможно, за исключением «породистых» женщин-аристократок, которых утописты пожелают «обобществить» и насильно использовать в евгенических экспериментах). И с практической точки зрения, и с точки зрения влияния на последующую историю человечества, эта ненаписанная, но легко додумываемая часть является главным посланием трактата «Государство». В том и состоит мрачная гениальность Платона, что он, через посредство внешне безобидного и не запрещаемого элитами письменного текста, смог донести через тысячелетия невысказанную явно мысль до своих истинных адептов. И эти адепты уж постарались.
Далее мы подробно разберем указанную концепцию, оценим реальное влияние утопического платонизма на мировую историю, и в особенности на историю России, а затем, опираясь на исторический контекст, попробуем понять причины, заставившие Платона так возненавидеть аристократию, к которой он сам принадлежал по рождению. Текст состоит из следующих частей:
1. Что на самом деле главное в «Государстве».
2. Платон как отец европейского социал-утопизма и революционного радикализма.
3. Как Платон уничтожил Россию.
4. «Сталин» — для элит, «Брежнев» — для народа.
5. За что Платон возненавидел аристократию, или причем здесь Тайвин Ланнистер.
6. Почему Платон не любил женщин, или актуальность Грибоедова.
7. Была ли в Афинах гинекократия? (Или актуальность Аристофана).
8. Как Платон поборол «матриархат» феминизмом.
9. Как защитить утопию, или почему Макиавелли хотел истребить дворян.
***
Текст доступен (в предыдущем закрытом посте) в виде файла в формате pdf или docx. Объем - более 90 тыс. знаков.
Creator has disabled comments for this post.
For subscribers and one-time payment
Oct 10 01:44
ПЛАТОН, ЭЛИТЫ, ЧАЦКИЙ И РЕСПУБЛИКА ДЖЕДАЕВ. «Государство» как инструкция по уничтожению аристократии и гинекократии
Большой текст (ок. 100 тыс. знаков) об историческом контексте появления платоновского социал-утопизма и сумме его исторических последствий.
Available to everyone
Sep 07 17:34
Подробнее о тексте “ПРИЧИНЫ УСПЕХА ХРИСТИАНСТВА В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ: Питер Браун против Дмитрия Галковского”.
Реклама текста для негативных галковскоманов: «Серьезный ученый с мировым именем просто размазал по стенке недоучку Галковского с его сермяжными недогипотезами».
Реклама текста для позитивных галковскоманов: «Наш Дмитрий Евгеньич выставил идиотом очередного “британского ученого” (= масонского шарлатана)».
«Более истинному, чем истина,
мы противопоставим
более ложное, чем ложь».
Жан Бодрийяр. «Фатальные стратегии».
Секуляризация мышления образованной публики, наступившая в эпоху Просвещения, заставила многих по-новому взглянуть на феномен победы христианства над античной религией и культурой. Эта победа стала восприниматься как нечто странное и противоестественное, нуждающееся в объяснении. Если раньше люди могли думать, что «победа истинной веры над сатанизмом и язычеством» была закономерной и предопределенной, «ибо с нами Бог», то теперь многие стали трактовать христианство как «темное восточное суеверие», по всем параметрам уступающее великолепной греко-римской культуре. Каким же образом это «жалкое мракобесие» могло возобладать в Империи, управляемой просвещенной элитой и наполненной многочисленными образованными горожанами, которых столетиями воспитывали в духе рациональной философии? Очевидно, при объяснении не обойтись без происков темных сил, коварного заговора, предательства выродившихся элит или социальных катаклизмов такой силы, что законодателями мод стали необразованные люмпены, дикие мигранты и темные крестьяне. Ярким примером такого объяснения является концепция русского философа Дмитрия Галковского, которую мы рассмотрим далее. Противопоставленные этой концепции рассуждения «системного» британского историка Питера Брауна не столько прямо опровергают ее, сколько выбивают из-под нее почву, так как делают не нужной конспирологию в этой теме, объясняя успех христианства вполне обыденными причинами и давая иной социальный портрет ранних христиан.
Ученые XIX и начала XX вв. ошибались, когда срисовывали этот социальный портрет со своей современности, где большинство истово-верующих принадлежали к темным необразованным сельским низам, к «деревенщине». В благополучном II в. Римской империи христианство было не «религией социального дна», а одной из религий глобализированного городского среднего класса, оторвавшегося от полисной и национальной почвы, т.е. наиболее «современной» и «продвинутой» части имперского социума. Тогдашнее христианство отчасти можно уподобить современной хипстерской вере в глобальное потепление («грядет климатический Апокалипсис!»), в необходимость «озеленения» энергетики, в тысячу гендеров, в инклюзивность и критическую расовую теорию, в волшебную вакцину от ковида и т.п. В следующем, III в., когда античные «хипстеры» доигрались до перманентного политического кризиса и социально-экономического коллапса, христианство смогло обойти на повороте прочие «хипстерские» религии благодаря одной важной социальной фишке (которую впоследствии переоткрыл Достоевский в своей «Легенде о Великом Инквизиторе»). Эта фишка, сделавшая христианство популярным в глазах простых обывателей, и этот успех были замечены и взяты на службу возродившимся имперским государством в следующем, «постапокалиптическом» IV веке. Картина Поздней Античности, нарисованная Брауном, также наводит на дополнительные мотивы властных предпочтений в пользу христианства, о которых сам автор постеснялся упомянуть.
Далее мы начнем с анализа концепции Галковского и объясним, почему это наилучший выход из тех противоречий и несообразностей, которые содержит традиционный взгляд на историю успеха христианства. Затем мы перейдем к обзору книги Питера Брауна «Мир Поздней Античности», которая, начиная с 1970-х гг., привела к серьезному переосмыслению позднеримской эпохи в западной (англоязычной) науке. Эта книга, до сих пор не переведенная на русский язык, и основанный на этом новом мейнстриме корпус исследований, очевидно, не вошли в круг внимания Галковского. Наконец, мы детально рассмотрим историю взаимоотношений христианства с обществом и государственностью Римской империи, как она вырисовывается в трактовке Питера Брауна (и убедимся, что эта трактовка делает теорию заговора в данной теме не нужной). Ответ на вопрос о том, «какая концепция более истинна», и не являлось ли целью британского историка просто упреждающее подлатывание поистрепавшегося мифа и «сокрытие улик», я оставляю читателю.
***
Текст доступен (в предыдущем закрытом посте) в виде файла в формате pdf или docx. Объем - почти 90 тыс. знаков.
Creator has disabled comments for this post.
For subscribers and one-time payment
Sep 07 17:12
ПРИЧИНЫ УСПЕХА ХРИСТИАНСТВА В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ: Питер Браун против Дмитрия Галковского
Изложение и сравнение двух ярких концепций, объясняющих победу христианства в Римской империи: альтернативной и обновленной академической.
Available to everyone
Aug 05 14:59
Подробнее о тексте "Сериал «Domina»: феминизм и BLM в перипетиях древнеримской политики"
Особенности данной площадки не позволяют делать открытые аннотации в закрытых постах более 140 знаков, что, как мне кажется, не достаточно для рекламы серьезных длинных текстов. Поэтому после каждого поста с материалами для подписчиков у меня будет идти открытый пост с более подробным описанием закрытого текста (по сути - его первый абзац). 
***
В мае 2021 года вышел первый сезон британо-итальянского сериала «Domina» о Ливии Друзилле, жене императора Августа, а также матери, бабушке и прабабушке всех последующих римских императоров из династии Юлиев-Клавдиев. Обычно ее считают злобной мачехой семейства Юлиев, поскольку подозревают в устранении всех наследников Октавиана, не связанных с ней кровным родством. Но в этом сериале она предстает как высокодуховный положительный персонаж, исповедующий правильную современную идеологию. Все, кого ее карманный «BLM» (в лице африканской знахарки-отравительницы и ее египетского друга) успевает убить в течение первого сезона, совершают проступки, маркирующие их как негодяев с современной точки зрения (семейное насилие, избиение афроримлян, жестокое обращение с животными и т.п.). Однако вольности в плане истории относятся в основном к характерам и мотивам персонажей, тогда как событийная историческая канва почти везде выдерживается авторами довольно точно. Сериал полезен тем, что акцентирует внимание на таких исторических персонажах, которые еще не слишком заезжены в кинематографе. Зрители могут заинтересоваться теми аспектами истории I в. до н.э., которые выходят за рамки «послевкусия» от школьного учебника. Далее мы обсудим идеологические тренды, заметные в сериале, поспорим с предлагаемыми трактовками и укажем на ряд исторических несоответствий, которые имеются в сюжете. Наконец, зададимся вопросом, чем была вызвана столь неоднозначная и чреватая проблемами матримониальная политика Августа применительно к собственной семье.
***
Текст доступен ( в предыдущем закрытом посте) в виде файла в формате pdf или doc. Объем - почти 50 тыс. знаков. Вместо иллюстраций - ссылки на их расположение на общедоступных источниках (я пока страхуюсь на предмет претензий по поводу авторских прав, т.к. все-таки за просмотр взимаются деньги). 
Creator has disabled comments for this post.
For subscribers and one-time payment
Aug 05 14:39
СЕРИАЛ «DOMINA»: феминизм и BLM в перипетиях древнеримской политики
Обзор сериала о Ливии Друзилле, жене императора Августа: идеологические тренды, исторические несоответствия, особенности исторической эпохи.

Subscription levels

Квестор

200 per month