Novation LaunchKey mini Mk III
Это старый-престарый отзыв о subj, написанный 27 ноября 2020 для сайта BigTV в рамках их конкурса отзывов:
Сейчас этот отзыв недоступен как и карточка товара. Соответственно, решил продублировать его здесь.
* Интеграция с Ableton Live весьма хороша. Помимо управления клипами, очень понравилась фишка с записью нескольких последних тактов, которые ты наигрывал. То есть, пиликаешь себе что-то, импровизируешь и, вдруг, удачная музыкальная фраза получилась... Хрясь!.. И фраза уже в MIDI-треке!
* MIDI выход, да ещё и в современном и удобном формате mini-Jack. Это, конечно же здОрово для работы с компактными синтезаторами! Сейчас (в 2024 году) это не то, чтобы экзотика, но в году 2020-м, когда писался этот отзыв, в данном классе и ценовом диапазоне ничего подобного у конкурентов не было. Да и сейчас далеко не каждая компактная MIDI-клавиатура может похвастаться "железным" MIDI-выходом. Вот скажем, у M-Audio Oxygen Pro mini, MIDI-выход есть, а у не менее интересной клавиатуры Nektar Impact LX Mini с MIDI просто беда бедовая.
* Арпеджиатор есть и на первый взгляд довольно неплох. А вот на второй, на более пристальный взгляд... это настоящая жемчужина! Не только данного инструмента, но и среди всех инструментов-одноклассников (и да, с высоты 2024 года я могу сказать, что у конкурентов ничего подобного так и не вышло. Всё те же унылые Up-Down и т.п.).
Прежде всего стоит отметить, что контроль за арпеджиатором осуществляется буквально в одно касание. Для этого выделена практически вся клавиатура (22 клавиши) и пять (из восьми) поворотных регуляторов! Тут LaunchKEY mini Mk III может и не уникален, но предлагает всё же более развитое и гибкое управление.
В одно нажатие (вместе с кнопкой Arp, конечно же) выбирается и режим работы арпеджиатора - один из пяти традиционных (вверх, вниз, вверх-вниз, как сыграно, случайный). Чуть особняком держится режим игры аккордами благодаря ритмическим рисункам. А далее начинается интересное и уникальное - самый интересный режим - "МУТИРУЮЩИЙ". На нём стоит остановится чуть подробней.
Итак, в режиме Mutate инструмент начинает обогащать банальное арпеджио нотами, не совсем относящимися к нему. То есть, арпеджио начинает МУТИРОВАТЬ. Количество мутаций определяется одноимённым поворотным регулятором Mutate - от нулевого уровня в крайнем левом положении до максимального - в крайнем правом. На минимальных значениях параметра Mutate, алгоритм дополняет арпеджио нотами из состава самого арпеджированного аккорда, только на октаву-две выше или ниже. Потом, по мере увеличения степени мутации, добавляются повторы нот, количество добавленных нот становится всё больше. И, наконец, на высоких значениях параметра Mutate алгоритм начинает добавлять в арпеджио совсем уж случайные ноты.
При умеренном использовании результат почти всегда получается весьма интересный и LaunchKEY mini Mk III можно таким образом использовать как генератор музыкальных фраз или даже целого аккомпанемента.
Также в одно касание настраивается (при помощи выделенных поворотных регуляторов) Темп, Swing и Gate. И, наконец, выбирается диапазон игры арпеджио (в октавах, от 1 до 4), длительность нот арпеджио (от четверти до 1/32, плюс, триоли этих же длительностей) и ритмический рисунок.
Помимо стандартного равномерного ритма LaunchKEY mini Mk III позволяет воспроизводить арпеджио с одной, двумя или случайным количеством пауз между нот. Но особого внимания заслуживает ритмический рисунок - Deviate (Отклонение). В этом режиме алгоритм LaunchKEY mini Mk III случайным образом, в случайных количествах и в случайных местах расставляет паузы. Естественно, согласно степени отклонения, задаваемой выделенным поворотным регулятором Deviate.
* Очень понравились PADы своей чувствительностью. Вот прямо хорошие. Не тугие. Отзывчивые. В меру большие. Прямо оптимум!
* Функция запоминания аккорда (одного), хоть и не уникальна, но тоже "зашла". Работать с ней быстро. Я её как примитивный гармонайзер рассматриваю. Жмёшь октаву и тут же играешь в октаву. Надо в кварту - пожалуйста! Квинта? Не проблема! И вот ты уже мастер рифов.
UPD: В последней версии прошивки производитель добавил ещё кое-что интересное. Например, режим бренчания при помощи одной из сенсорных полос. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз (например, вот в этом, готовящемся к выходу материале) и если будет на то запрос читателей.
* Сенсорные полоски PitchBend и Moduation лично мне нравятся. Я к таким привык на Артурии и тут прямо хорошо.
* Возможность подключения педали сустейна. Уже совсем не редкость даже в таком компактном классе, но раз тут есть, то почему бы не похвалить?
* Набор софта очень порадовал. Большой плюс - наличие в комплекте трёх плагинов (или автономных приложений) на основе "физического моделирования" от AAS: гитарного синтезатора, аналогового субтрактивного синтезатора и электропианино. Пусть это и урезанные версии, но даже в таком варианте это прямо топ!
* Качество изготовления явно выше среднего. Несмотря на дешевизну материалов, LaunchKEY mini Mk III приятно взять в руки. Все уголки и линии ровные, "точёные". Подсветка PAD-ов разноцветная, симпатичная и очень информативная (если конечно внимательно прочитать РЭ и запомнить все эти цветовые схемы).
Металлические разъёмы тоже намекают на добротность использованных при изготовлении инструмента компонентов.
* Ну и цена. Она по сравнению с конкурентами вполне умеренная (в 2020 году она обошлась мне в 10 тыс.руб. Сейчас её можно приобрести примерно за 11 тыс.).
Недостатки:
- Главный недостаток - скудность средств настройки. Управлять аппаратным синтезатором можно, но очень и очень ограниченно, потому что нет свободы в назначении CC# на любые элементы управления.
- Нет банков для регуляторов (knobs) и PADов. Это позор какой-то.
- На PADы не назначить CC#. Это вообще что такое было-то?.. Я и не думал, что такая скудность - норма для Novation. Представляете, что это было-бы, если бы на PADы можно было назначить аккорды! Или арпеджио! А ещё лучше - формы аккордов: вверху - мажор, внизу - минор. И далее слева-направо: трезвучие, септаккорд, септ увеличенный, септ уменьшенный и т.д. Зажимаешь нотку на клавиатуре, шмяк по аккордовому PAD-у и звучит аккорд! Один, второй, третий!.. А ты одним пальцем левой руки неспешно перебираешь клавиши и как дятел долбишь по PADам - второй рукой! Включаешь арпеджиатор для этих аккордов!... Ну вы понимаете :)
Короче, Валентина Лисица (дай Бог ей здоровья!) из зрительного зала, а Сергей Рахманинов - с Небес, с уважением и даже некоторой завистью поглядывают на вас...
За несколько минут до исполнения 24-х прелюдий Рахманинова...
Кем?! Валентиной Лисицей конечно же!
В те неплохие времена я даже написал в Novation. Они мне ответили, что в больших MIDI-контролёрах у них есть возможность назначать аккорды (не формы аккордов, конечно же) PAD-ам, а тут...
- Клавиатура пустая и невнятная. Ощущается очень пластиковой и дешёвой. Корпус - такой же.
- MIDI выход в формате TRS заставляет покупать / паять переходник. Сейчас бОльшинство синтезаторов всё же ещё оснащены MIDI-выходом в формате DIN. Но это я конечно же придираюсь.
ИТОГ:
Если рассматривать эту MIDI-клавиатуру как неотъемлемую часть Ableton Live, то прямо хорошо и радостно. В остальном я бы даже "троечку" поставил.
Но... вспоминаю про уникальность арпеджиатора, делаю скидку на то, что далеко не все болеют ЗОЖ и о них в Novation думали в последнюю очередь... ставлю... "ПЯТЁРКУ".
Объективно "софтовикам" этот прибор понравится.
Ну а лично для меня LaunchKEY mini Mk III стал первейшим компаньоном для Korg volca fm2 и специальной арпеджио-машиной для тех, кому подобный функционал не завезли.