Вредительская статья №6. Эпоха Возрождения
Добрый вечер.
Каждый день мы разбираем шаблоны западнической историографии. Каждый день вредим Западу и ломаем устоявшиеся в массовом сознании представления о том, что история Западной цивилизации была чудесной и прекрасной, по сравнению с историей каких-нибудь «азиатских варваров» вроде России. На Западе, мол, была цивилизация, искусства и литература, — а у «варваров» ничего не было, потому что они (мы) тупые, глупые, недостаточно образованные, черепная коробка у них (нас) недолихокефальная и прочий расизм и европоцентризм.
Особое, чуть ли не мифологизированное место в этих расистских построениях занимает исторический период XIV—XVI вв, известный как эпоха Возрождения или Ренессанс. Мол, это такой культурный расцвет, прорыв в науках и искусстве, смена вех, социальная революция и тому подобное. В кругах русской интеллигенции такое обожание считается нормой, и не дай бог ты скажешь, что это не так, — что исторический фон, на котором рисовали Боттичелли и Микеланджело, был кровав, жесток и совершенно не красив.
А мы, пожалуй, так и скажем. Прямо, в лоб, не стесняясь. XIV—XVI вв — один из самых мрачных, кровопролитных и политически нестабильных периодов в истории Запада. Писатели и художники эпохи Возрождения жили в не самые лучшие времена, и их творчество — тоже, в общем-то, признак ломки и политической трясучки, а вовсе не «расцвета» и «прогресса».
Начнем, пожалуй, с того, что историки часто недоговаривают, что именно возрождали итальянские гуманисты. В основе ренессансных тенденций — ярко выраженный интерес к мистике, часто оккультизму и магии. Падение Константинополя в 1453 году привело к том, что в Италию побежали византийские эмигранты, которые привезли с собой книжки, рукописи, которые ранее были западным европейцам недоступны. Так как византийцы были очень бедны и очень несчастливы из-за потери своей родины, они начали продавать эти книжки итальянцам. При этом больше всего итальянцев интересовали разного рода магические трактаты вроде «Изумрудной скрижали», приписываемой Гермесу Трисмегисту.
Показательна в этом смысле фигура Марсилио Фичино (1433—1499), основателя Платоновской академии во Флоренции. Выходец из знатной и богатой семьи, интеллигент, астролог, — и в то же время клирик, каноник Флорентийского собора, т. е. фактический представитель католической церкви, друг банкира Козимо Медичи, — в общем, типичный представитель элиты того времени. Около 1460 году в руки Марсилио Фисино попала греческая рукопись герметического корпуса, — и началось повальное увлечение магией. Позже Фичино переводил неоплатоников, что тоже безусловный маркер: неоплатонизм — это именно магическая концепция поздней Римской истории, имеющая к жившему в V—IV вв до н. э. Платону весьма отдаленное отношение.
Марсилио Фичино - крайний слева
Короче, Возрождение — это, в первую очередь, разгул дикого мракобесия, оккультизма, гностицизма и прочей ереси, которая выдавалась за «изучение Платона» в пику доминировавшему тогда в католических догматах «божественному Аристотелю», что тоже, заметим между делом, по определению не очень-то хорошо вяжется с христианским учением. Любой, кто будет заниматься эпохой Возрождения, это очень быстро увидит, насколько интеллигенция того времени увлечена оккультизмом, мало чем отличающимся от декадентских веяний «серебряного века»: Блаватская, Мережковский и т. п. авторы в сомнительном поиске какой-то религиозно-мистического, «теософского» знания. Это признак кризиса, заката, а никакого не «расцвета».
Отсюда же и вторая характерная деталь ренессансных времен — падение нравов, идентичное падению нравов в Римской республике в античные времена, т. е. итальянские гуманисты интересовались не Античностью вообще, а ее характерным срезом. Аморальное, часто развратное поведение стало в XIV—XV вв нормой и в Италии, да и Западной Европе вообще. Причем Римско-католическая церковь никак не останавливала эту деморализацию, а наоборот, была ее центром. Достаточно вспомнить хотя бы папу Александра VI Боржиа, который открыто содержал любовницу и делал своих незаконных детей кардиналами, — при том, что в католичестве формально более строгие, по сравнению с православием, требования к клиру: духовное лицо в принципе не может быть женатым, т. н. целибат. Это фарисейство, откровенное лицемерие. Именно это фарисейство и породило в начале XVI века реформационное движение.
Теперь третья деталь. В Европе с наступлением эпохи Возрождения стало в принципе неспокойно: Столетняя война, потом междоусобная война Алой и Белой роз в Англии и Бургундские войны во Франции, Гуситские войны на востоке и т. д. Кровь лилась реками, люди горели на кострах по откровенно политическим мотивам (Жанна д’Арк), всюду ходили какие-нибудь наемные отряды, т. н. кондотьеры, естественно страдало гражданское население. Но итальянцы переплюнули всех наикровопролитнейшей войной, которая в историографии обычно так и называется — Итальянские войны, хотя это не одна война, а несколько операций и интервенций на Апеннинский полуостров.
В чем там было дело? В 1494 году наследник византийского престола Андрей Палеолог (брат «нашей» Софьи Палеолог) продал свои права на Константинопольскую империю французскому королю-рыцарю Карлу VIII, пытавшемуся организовать последний крестовый поход на Восток. В качестве плацдарма для такого наступления предполагался Неаполь, на который также претендовал Карл. Однако ничего хорошего из этого прожекта не вышло. Карл оказался плохим рыцарем и никудышным королем. Ему помешали свои же, латиняне. Озабоченные французской экспансией, арагонцы, венецианцы и миланцы, при поддержке папы Александра VI, кардиналы которого еще недавно организовывали покупку «византийского наследства», в 1495 году вышибли французов из Италии, и идея крестового похода на Восток окончательно заглохла до конца XVIII века, когда про нее снова вспомнит решивший покорит Египет Наполеон.
Неаполитанский поход стал триггером к настоящей бойне. В течение 30 с лишним лет Италию делили французы, испанцы, немцы и швейцарцы, которая тогда поставляла лучшую в мире пехоту (швейцарские пехотинцы до сих пор работают гвардейцами в Ватикане. Я не буду пересказывать кошмары этих войн, потому что тогда повествование растянется до утра, скажу только, что их очевидной кульминацией нужно считать захват и разграбление Рима 6 мая 1527 года немецкими, грубо говоря, войсками, к которым радостно присоединились и местные итальянские любители легкой наживы. Там творилось черте-что. Швейцарская гвардия была перебита на ступенях собора св. Петра, по городу бегали обнаженные итальянки, а за ними с криком носились немецкие мужики, страстно желавшие их понасиловать. В кинематографическом виде события тех лет хорошо показаны в «Плоти и крови» Верховена или фильме «Золото» с Абдуловым и Франко Неро, а для полноты картины, наверное, еще можно посмотреть фильм «Слезы святого Петра», тоже, в общем-то, веселый и хорошо показывающий мошеннические нравы тех славных ренессансных времен.
Какие же чудесные, светлые времена...
И вот на этом-то фоне и писали свои картины и создавали скульптуры великие художники эпохи Возрождения, которые тоже принимали активное участие в политике: Бенвенуто Челлини, например, лично зарядил пушку, выстрел из которой убил бывшего коннетабля Франции Шарля де Бурбона, который и возглавлял поначалу мародерскую атаку на Рим 6 мая 1527 года. Всё это безумно интересно, если знать подробности этих боев, а не зацикливаться на том, что художники что-то там творили.
Хорошо, скажете вы, но ведь всё это стоило денег. Всё это совсем не творчество каких-то нищебродов. Одна Сикстинская капелла стоит миллиарды. Кто же всё это спонсировал? Кто был меценатом шедевров изобразительного искусства?
Конечно, Римско-католическая церковь, которая, я напомню, была самой богатой и влиятельной коммерческой, не побоюсь этого слова, организацией Средних веков. Римские папы забирали десятину, продавали индульгенции, использовали крестовые походы для грабежа. И всё это богатство стекалось в Рим, попутно оседая еще и в карманах посредников — итальянских купцов, знатных жителей Венеции, Генуи и Флоренции. Грубо говоря, генуэзский работорговец покупал у крымских татар русскую девушку в качестве рабыни, продавал эту девушку в мусульманские страны вроде Египта или Алжир, а на вырученные деньги строил себе в Италии виллу и для оформления этой виллы приглашал Микеланджело или Рафаэля. Вот на какие деньги созданы эти картины и статуи. Вот цена искусства, которым мы сейчас восторгаемся и любим его.
Молодой человек с картины Боттичелли зачем-то держит в руках знак Козимо Медичи. Почему? Может быть, потому что банкир и заплатил за эту картину?
Вот что вы должны знать, в первую очередь, об эпохе Возрождения, а уже потом заниматься искусствоведческим анализом, разбирать «джоттовскую революцию» в изобразительном искусстве (т. е. использование прямой перспективы в отличие от принятой в православном иконописании обратной перспективы), пионерские приемы Леонардо да Винчи и т. д. Вообще, когда вы видите что-нибудь по-настоящему выдающееся, не стесняйтесь задавать меркантильный вопрос «а кто за это заплатил, сколько жизней было погублено и сколько людей ограблено для того чтобы Леонардо мог беспечно и гениально творить».
Вот и всё.
*поддержать автора 5379 6530 1219 8832, либо подпиской, либо репостом, либо донатом, - кто как может.