ЛЮБОВЬ ЛИБО РАСТЕТ, ЛИБО ОНА НЕ ЛЮБОВЬ
«Когда он ушел, говорит Иисус:
— Теперь прославлен Сын Человеческий,
И Бог прославлен в Нём.
Бог прославит Его в Себе,
И прославит Его сейчас же.
Дети Мои, Я с вами ненадолго,
Вы будете искать Меня.
Говорю вам, как сказал иудеям:
»Куда Я иду, вы не можете придти».
Заповедь новую даю вам: так любите друг друга,
Как Я люблю вас.
Все узнают в вас Моих учеников,
Если будете любить друг друга» (Ио 13: 31-35).
Я решился на один радикальный шаг: выпустил в ст. 32 первые слова: «Если Бог прославится в Нем». Этих слов нет в некоторых древнейших рукописях, например, в Ватиканском кодексе. Браун считает, что проще понять, как их переписчики опустили, чем понять, зачем их вписали. Мне логика такого рассуждения кажется слабой. В ситуации неопределенности, важнее — для меня — другое: эти слова нарушают симметрию двустишия. Предыдущее двустишие говорит о прославлении в настоящем времени, это — в будущем (точно та же мысль в Ио 12:28). «Если» тут абсолютно неуместно.
Как и еп. Кассиана Безобразов, я вставляю «Мои» — «Дети Мои». Русский язык этого требует, ну что делать.
Довольно решительно я меняю ст. 35, где обычно следуют греческому: «В том узнают все, что вы Мне ученики…». Все русские переводы сохраняют «узнают, что». Но ведь можно без него обойтись! Просто «все узнают в вас Моих учеников». В греческом, возможно, так не скажешь, но в русском так сказать можно и нужно.
Некоторые передовые английские переводы заменяют «сказал иудеям» на «сказал народу», «сказал вождям иудеев». Я читал множество объяснений тому, почему Иоанн противопоставляет учеников Иисуса иудеям, но толковых нет и, возможно, не будет. Иисус назван иудеем в рассказе о беседе с самарской (4:9), этого достаточно, чтобы понять: проблема не в антисемитизме, проблема в относительности термина. Как говорил Марк Блок, «я вспоминаю, что я еврей, только в присутствии антисемита». Когда Павел говорит, что во Христе нет ни иудея, ни эллина, это риторика. Когда в евангелии от Иоанна Иисус обличает иудеев, это риторика — и не Иисуса, а Иоанна. Употребление термина доказывает одно: автор уже отчужден от иудеев. Потому что он был эллином? Потому что враги его веры были иудеями и свою враждебность обосновывали этим, так что он был отчужден, признан чужаком, и ответил тем же? Вопросы совершенно неинтересные, признаться, так что я особо и ответов не ищу. Я живу в мире, где на иудаизме и христианстве отчаянно — и очень по-разному — спекулируют. Не думаю, что мир евангельской эпохи был другим. Странное употребление слова «иудей» доказывает одно: текст написан позднее евангелия от Марка, очень возможно, уже в 90-е годы, когда верующие в Иисуса иудеи были в очень горячей стадии конфликта с неверующими в воскресение Иисуса иудеями, так что шла война из-за слов. Эта война и в наши дни продолжается.
Что возвращает к главному вопросу: о чем говорит Иисус? Он учит учеников быть общиной, Церковью? Сегодня среди многих историков господствует такой взгляд. Но «быть общиной» это такое широкое понятие, что под него подогнать практически всё, от кулинарной книги до эпитафии.
Я убежден, что и эти слова Иисуса прямо связаны с проблемой предательства. Иуда ушел в ночь. «Скоро и Я уйду», говорит Иисус. Иуда ушел предавать — как это связано с «прославлением»? Так предательство и есть попытка сбить человека с его жизненного пути — или отрицание того, что человек правильно понимает свой путь. Иуда предает Иисуса, потому что разочаровался в Нем. Разуверился. Потерял веру — так почему бы немножко не компенсировать это деньгами, благо есть возможность? Он же не приносил клятвы верности. Да и в наши дни при крещении спрашивают, верует ли человек Христу как Богу, сочетался ли с Ним (как жена с мужем), но не спрашивают, обещается ли человек всегда быть верным. Это ж вера! Не мы ее храним, она нас хранит. Если только мы не скажем «нет» или, что бывает чаще, и говорить не станем, просто махнем рукой. «Нет» говорят реальности. Муж разлюбил, говорит жене «нет», потому что жена как человек, как биологический организм, реальна. А если разувериться, то и некому говорить «нет».
Быть верным иногда легче, если ты можешь сопровождать человека. Вот почему Иисус говорит о том, что ученики Его сопровождать не могут — ну, сейчас, в этот раз Он погибнет, а они уцелеют. Погибнуть с Ним — но кто тогда расскажет о воскресении? Погибнуть и воскреснуть вместе с Ним и рассказывать? Ой, то-то бы самодовольство из них пёрло! Да и как возвращаться после воскресения? Это свыше человеческих сил.
А насчет «быть общиной»… Любить означает, для начала, быть верным. Не предавать. И вот здесь одна тонкая штука. Любовь не может быть замкнуто отношениями с одним человеком. То есть, технически, психологически — конечно, может! Но это эгоистическая любовь, эгоизм на двоих. Если каждый из учеников любит Иисуса, но эта любовь не расширяется — о, конечно, постепенно! — других людей, начиная с верующих же, то это эгоистическая любовь и эгоистическая вера. И она может свернуть туда же, куда Иуда. Черная пародия на расширение любви — пойти к врагам и сдать бывшего любимого…