EN
Священник Яков Кротов
Священник Яков Кротов
112 subscribers
goals
44 of 100 000 000 paid subscribers
Хочу набрать восемь миллиардов подписчиков, но на бусти почему-то ограничение. :-)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА: ОБМАНЧИВАЯ СЛОЖНОСТЬ

Есть выражение «обманчивая простота»,
но бывает и обманчивая сложность.
Евангелия Матфея, Марка и Луки кажутся
очень похожими друг на друга и резко отличающимися от произведения Иоанна. Со
II века начиная сопоставляли тексты евангелий. Выходило так, что Марка, Матфея и
Луку легко свести, а Иоанн особняком. «Сводка» по-гречески «синопсис». Метеорологи
называются синоптиками, потому что изучают погоду, делая «сводки» различных наблюдений.
«Синоптиками» назвали и Марка с Матвеем и Лукой, и их евангелия — «синоптические»,
легко сводимые вместе, синхронизируемые. Иоанн — отдельный разговор.
Это поверхностный, механический подход
к анализу.
На самом деле, даже наоборот: именно
евангелие от Иоанна легче соединить с евангелием от Марка. Просто Иоанн многое сократил,
он меньше Матфея и Луки добавил. Впечатление, что Иоанн — исключение, возникает
потому, что Иоанн добавил длинные речи, а не описание событий.
Марк начинает с описания встречи Иисуса
с Иоанном Предтечей. Иоанн сохраняет это описание, опускает многие его детали, словно
рассчитывает, что читатели эти детали отлично знают, зато пишет от себя размышление
о самом смысле пришествия Христа. Размышление оказывается длиннее описания! Это
размышление, начинающееся знаменитым «В начале было Слово», — первый длинный монолог
у Иоанна, причем это монолог самого Иоанна. Авторский комментарий. Проповедь. Жанр
очень личный и редкий, во всяком случае, в евангелиях. Вот в посланиях апостола
Павла таких проповедей-размышлений очень много.
Затем Иоанн опускает рассказ об искушении
в пустыне, но сохраняет рассказ о призвании рыбаков. После этого Иоанн опускает
целых пять глав — а их у Марка всего-то 16-ть.
Затем Иоанн вставляет два уникальных
рассказа о призвании Нафанаила и о браке в Кане и присоединяет к ним рассказ об
изгнании торгующих из Храма, который у Марка в 11 главе, в самом конце повествования.
После этого Иоанн вставляет три больших
речи. Первую, самую большую (370 слов), Иисус произносит в беседе с Никодимом (о
рождении от Духа), вторая вложена в уста Иоанна Предтечи (140 слов), третью Иисус
произносит, беседуя с самарской у колодца (87 слов).
Далее Иоанн опускает рассказы Марка
об отправлении Двенадцати на проповедь и о гибели Предтечи, но сохраняет два важнейших
эпизода Марка: умножение хлебов и хождение по водам. Почему эти эпизоды «важнейшие»?
Потому что Марк строит свой текст как сравнение Иисуса с Моисеем — Моисей спасал
от рабства у египтян, Иисус спасает от рабства у греха. Умножение хлебов, насыщение
хлебом пяти тысяч человек — симметрично рассказу о манне небесной, которая спасла
голодавших по молитве Моисея. Хождение по водам — симметрично прохождению евреев
через воды Красного моря.
Современный читатель вообще не видит,
что Марк последовательно сравнивает Иисуса с Моисеем, строит на этом композицию.
Мы просто не знаем, к примеру, что Моисей начал с ухода в пустыню. Правда, Иоанн
убрал рассказ о Преображении, где Моисей оказывается рядом с Иисусом, но зато речь
Иисуса на Тайной вечери, последняя и самая длинная, в структуре евангелия занимает
то же место, что предсмертная речь Моисея в Торе. Сравнение Иисуса с Моисеем было
очень естественным для первых учеников Христа, оно пронизывает и Послание к евреям,
и Послание к римлянам (где Моисей назван «первый Моисей» — второй Моисей это Иисус),
и Послание к коринфянам, где крещение («очищение») — это прежде всего прохождение
с Моисеем через море.
После этого Иоанн вставляет две большие
речи. Они еще длиннее первых пяти. В 6 главе — речь Иисуса со словами о необходимости
есть Его Тело и пить Его Кровь. Иисус — настоящая манна, спасающая не на время Исхода,
а навсегда. В этой речи 640 слов, больше, чем в пяти предыдущих вместе взятых, но
в следующей речи 1240 слов (вместе с репликами слушателей). В этой, седьмой речи
Иисус говорит о Своем единстве с Богом и Своей грядущей смерти.
Затем Иоанн опускает сразу несколько
эпизодов евангелия от Марка (в 6-8 главах), словно заботится о том, чтобы его текст
не был намного длиннее. Но Иоанн сохраняет рассказ Марка об исцелении слепого —
этот рассказ важный, он у Марка начинает рассказ о Страстной неделе. Исцеленный
слепой может увидеть главное, и это главное не чудеса, а крест. Следует восьмая
речь Иисуса — 340 слов, о Христе как пастухе, который отдает жизнь за овец.
Далее Иоанн опять резко сокращает
Марка, изымает главы 8-13. Пять глав! Если бы Иоанн не сократил текст Марка так
радикально, то евангелие от Иоанна было бы длиннее евангелия от Марка не на треть,
а в два раза.
Единственное, Иоанн из этих глав сохранил
описание изгнание торгующих из Храма, но перенес его на другое место, в начало своего
текста.
Затем Иоанн дает девятую речь Иисуса,
чуть короче предыдущей, 220 слов, о том, что Он не виноват в богохульстве.
После этого Иоанн рассказывает о воскрешении
Лазаря, и это воскрешение у Иоанна становится причиной заговора против Иисуса. В
очень измененном виде Иоанн сохраняет повествование Марка о заговоре и о помазании
миром.
К рассказу о входе в Иерусалим Иоанн
присоединяет десятую речь Иисуса о суде над миром.
Эпизод с предательством Иуды Иоанна
бережно сохраняет, после чего идет одиннадцатая речь Иисуса, 4 главы, 2200 слов.
Одна эта речь длиннее всех предыдущих вместе взятых! Всё евангелие от Марка — 10
тысяч слов.
Рассказ о распятии и воскресении Иоанн
сохраняет достаточно близко к тексту Марка, хотя некоторые детали передает иначе.
При этом Иоанн ничего не говорит о
самоубийстве Иуды — как и Марк ничего об этом не пишет, это событие описано лишь
Матвеем и Лукой.
Можно предположить, что Иоанн располагал
таким текстом евангелия от Марка, где не было эпизодов, отсутствующих у Иоанна.
Но это ничего не меняет, да и предположения такие избыточны. Важно, что композицию
Марка Иоанн сохраняет, в том числе, непропорционально подробный рассказ о Страстной
Неделе — превосходная литературная находка Марка. Но вот десять дополнительный длинных
монологов — это радикально меняет всё впечатление. Заметим, что это именно монологи,
хотя формально некоторые из них даны как диалоги (с Никодимом, с самарянкой). Но
реплики в этих «диалогах» носят очень пассивный характер, они только «разбавляют»
монолог, делая его более легким для восприятия.
Длинные монологи в евангелии от Иоанна
решительно мешают восприятию текста как жизнеописания. Иногда они вытесняют детали,
как, например, в самой первой главе размышления о Слове вытеснили собственно описание
крещения Иисуса. Совсем трудно ощутить сопоставление Христа с Моисеем. Но как бросить
в Иоанна камень: монологи уж очень хороши!
Длина монологов нарастает. Первые
10 — 3500 слов в сумме, последняя, на Тайной вечери — 2200 слов, всего 5700 слов
из 14 тысяч слов евангелия от Иоанна.

Subscription levels

На чай

$ 0,26 per month

На кофе

$ 1,51 per month

На еду

$ 6,1 per month

На комп и интернет

$ 15,1 per month

На отпуск

$ 41 per month

На жилье

$ 71 per month
Go up