ЛЮБОВЬ ДО ВОСКРЕШЕНИЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
«Любите друг друга, как Я люблю». Новая заповедь? А что тут нового?
Обычно золотое правило этики, золотой стандарт симметрии против двойного
стандарта,так?
Обычно золотое правило этики, золотой стандарт симметрии против двойного
стандарта,так?
Так, да не совсем так.
Дело даже не в том, что Иисус любит до того, что идет на смерть.Это
вообще можно считать патологией. Любишь -живи! Многая лета! Насыщенно,
активно, продуктивно!!! Умный в гору не пойдет — к любящему и к Голгофу
это тоже относится.
вообще можно считать патологией. Любишь -живи! Многая лета! Насыщенно,
активно, продуктивно!!! Умный в гору не пойдет — к любящему и к Голгофу
это тоже относится.
Только в момент произнесения этих слов Иисус еще не был распят. Он
даже «любить» употребляет в слегка прошедшем времени, в аористе, который
в русском языке приказал долго жить. Обычно и переводят «полюбил», но
тут русский язык такой, что это понимается как «полюбил, а потом
разочаровался». В борьбе с этим ставят «возлюбил», но это еще хуже,
ханжески.
даже «любить» употребляет в слегка прошедшем времени, в аористе, который
в русском языке приказал долго жить. Обычно и переводят «полюбил», но
тут русский язык такой, что это понимается как «полюбил, а потом
разочаровался». В борьбе с этим ставят «возлюбил», но это еще хуже,
ханжески.
А что же Иисус такого сделал, чтобы говорить «люблю»?
Надо спросить «ученика, которого любил Иисус». Он появляется только в
рассказе о Тайной вечери у Иоанна. А до этого словно нет. Хотя,
минуточку... Есть, есть один человек, о котором трижды говорится, что
Иисус его любил. Три раза! И именно перед рассказом о Тайной вечере!
рассказе о Тайной вечери у Иоанна. А до этого словно нет. Хотя,
минуточку... Есть, есть один человек, о котором трижды говорится, что
Иисус его любил. Три раза! И именно перед рассказом о Тайной вечере!
Это Лазарь.
Марфа и Мария просят Иисус поскорее придти, потому что болен их брат,
«которого Мы любишь» («филеис»). Да, уже от себя добавляет
повествователь, «Иисус любил Марфу, ее сестру и Лазаря» («агапа», но
«филеис» а «агапа» были вполне синонимами). Собравшиеся на поминки по
Лазаря удивляются тому, как Иисус любил Лазаря.
«которого Мы любишь» («филеис»). Да, уже от себя добавляет
повествователь, «Иисус любил Марфу, ее сестру и Лазаря» («агапа», но
«филеис» а «агапа» были вполне синонимами). Собравшиеся на поминки по
Лазаря удивляются тому, как Иисус любил Лазаря.
Что «любимый ученик» это апостол Иоанн, всего лишь
гипотеза,выдвинутая очень рано, в конце II века,но именно гипотеза. Она
укоренилась до такой степени, что уподножия креста изображают —
надписывая имена — Марию и Иоанна. Но в тексте нет имени! В тексте
«любимый ученик»!! Более того, Марк упоминает, что все ученики сбежали
во время ареста и у подножия креста стояли только женщины. Евангелист
Иоанн не говорит, «я стоял у подножия креста», он говорит именно о
любимом ученике (которому Иисус поручает заботу о Матери).
гипотеза,выдвинутая очень рано, в конце II века,но именно гипотеза. Она
укоренилась до такой степени, что уподножия креста изображают —
надписывая имена — Марию и Иоанна. Но в тексте нет имени! В тексте
«любимый ученик»!! Более того, Марк упоминает, что все ученики сбежали
во время ареста и у подножия креста стояли только женщины. Евангелист
Иоанн не говорит, «я стоял у подножия креста», он говорит именно о
любимом ученике (которому Иисус поручает заботу о Матери).
(Помимо прочего, считать, что автор четвертого евангелия самого себя
называл любимым учеником, означает выставлять этого автора не в очень
приглядном свете).
называл любимым учеником, означает выставлять этого автора не в очень
приглядном свете).
Наконец, Тайная вечеря... А где, собственно, она происходит?
Евангелист упоминает один-единственный дом, где у Иисуса были друзья —
дом Лазаря, Марии и Марфы. Так, может, именно в этом доме? Это бы
объяснило, почему любимый ученик на почетном месте, рядом с Иисусом — да
потому, что любимый ученик хозяин дома. Это не Иисус указал ему на
почетное место, это Лазарь пригласил Иисуса на почетное место.
Евангелист упоминает один-единственный дом, где у Иисуса были друзья —
дом Лазаря, Марии и Марфы. Так, может, именно в этом доме? Это бы
объяснило, почему любимый ученик на почетном месте, рядом с Иисусом — да
потому, что любимый ученик хозяин дома. Это не Иисус указал ему на
почетное место, это Лазарь пригласил Иисуса на почетное место.
Только в четвертом евангелии «любите как Я», «ученик, которого любил
Иисус», «Лазарь, которого любил Иисус». Это важнейший сюжетный момент:
Иисус идет в Иерусалим воскрешать Лазаря, сознательно рискуя жизнью —
почему Фома и вздыхает: «Ну пошли, умрем с Ним».
Иисус», «Лазарь, которого любил Иисус». Это важнейший сюжетный момент:
Иисус идет в Иерусалим воскрешать Лазаря, сознательно рискуя жизнью —
почему Фома и вздыхает: «Ну пошли, умрем с Ним».
Да, Иисус воскрешал и до этого. Да, Иисус рисковал, приходя в
Иерусалим, и до этого. Но в Лазаре это соединилось: любовь, риск,
воскрешение.
Иерусалим, и до этого. Но в Лазаре это соединилось: любовь, риск,
воскрешение.
Бог любит через край. Любовь любит через край. Любовь с краями как
крылья с гирями. С условиями, с границами, с оглядкой, с ревностью. Иуда
так любил Иисуса — и чем кончилось? Так Иуда хотя бы так любил, а мы...
крылья с гирями. С условиями, с границами, с оглядкой, с ревностью. Иуда
так любил Иисуса — и чем кончилось? Так Иуда хотя бы так любил, а мы...
Иуда любил до смерти. До смерти смерти своей, а не только Иисуса, но до смерти. Иисус любил до воскресения.
И одно замечание совершенно безосновательно, бездоказательное. Когда в
конце евангелия от Иоанна Иисус говорит любимому ученику, что тот не
умрет (и Петр завидует) — это что? Может, это про то, что хватит с
Лазаря одной смерти. Воскреснуть, чтобы умереть — это, знаете ли,
того... Знаешь, что опять воскреснешь, а все-таки, все-таки... Врагу
пожелаешь, ежели добрый, а себе не очень. Может, Лазарь тоже — как. и
Матерь Божия — обогнул смерть? Бог всё может, хотя не обо всем Бога
можно просить... Но тут — обещал Сам...
конце евангелия от Иоанна Иисус говорит любимому ученику, что тот не
умрет (и Петр завидует) — это что? Может, это про то, что хватит с
Лазаря одной смерти. Воскреснуть, чтобы умереть — это, знаете ли,
того... Знаешь, что опять воскреснешь, а все-таки, все-таки... Врагу
пожелаешь, ежели добрый, а себе не очень. Может, Лазарь тоже — как. и
Матерь Божия — обогнул смерть? Бог всё может, хотя не обо всем Бога
можно просить... Но тут — обещал Сам...