Болото и Бог
«Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! … Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:22-27).
«Невозможное человеку, возможно Богу». Многое из того, что не в силах сделать человек, может сделать не только Бог, но и животное. Свифт изобразил людей как обезьян, которые ради блестящих камушков воюют, убивают друг друга, мучают. Обезьяны так не делают. Не дерутся из-за алмазов. Сороки собирают разные блестяшки, но не делают из этого культа. Там, где обезьяна легко поделится бананом с другим, мы нагромоздим и поучение про трудолюбие, и контроль за бананами и просителем, душу вымотаем, так что банан сгнить успеет, потому что наша собственная душа гнилая. Мы хуже обезьян, потому что мы выше обезьян. В нас есть неимоверный ресурс – «образ Божий», и мы извращаем этот ресурс.
На днях китайский миллионер купил за шесть миллионов долларов банан, приклеенный липкой лентой к фанере, признанный шедевром искусства, съел и сказал, что готов еще сотню таких купить и съесть, денег девать всё равно некуда. Ох, есть куда девать, есть… Но богатство оказывается средством для самоутверждения за счет других. Не банан он съел, он съел человека. И не только богатые деньгами каннибалят, но и богатые знаниями, богатые умом, богатые здоровьем. Не бедняки и не обеделенные интеллект ведут самые кровавые войны, а богатые и с дипломами. Валят на дикарей, а сами намного хуже дикарей и обезьян.
Человек верно чувствует, что призван быть на самом верху, только боится, что ему помешают, что его обездолят, отберут и то, что у него есть. И ведь в самом деле – могут! Только бояться этого не обязательно, потому что «верх» не там, где другие ниже тебя, где безопасно и надежно, а там, где ты с Богом. Вот почему Иисус вновь и вновь пинает богачей, которые доминируют через деньги – или ханжей, чье богатство это доминирование через религию. Количество, а не качество. А Бог есть качество.
Грамматически «страх Божий» точь в точь как «страх людей». Но людей боятся, потому что они могут тебя поработить, а Бога боятся, потому что Он не дает поработить Себя. Бог делает меня свободным, и это трудно вынести. Крест – не свобода, но свобода – это крест. Свобода не быть алчным, развратным, агрессивным. Свобода не обманывать ни других, ни себя. Свобода не жалеть, а любить. Невозможно вынести такую свободу, но можно поручить свою свободу Богу. В Боге свобода становится любовью.
Иисус не сказал «следуй за Мной и будешь иметь сокровище на небесах». Это было бы ханжество и насилие. Сперва – сокровище на небесах, потому – за Мной. Сокровище не в том, чтобы стать бессмертным, а в том, чтобы стать свободным через доверие. Не через войну, не через деньги, не через безопасность и уважение окружающих. Через доверие и любовь, когда центр тяжести не в низу, а в верху. Вот что невозможно, скажет циник, сказали апостолы, скажем и мы. Красиво звучит, но ведь знаем – сразу споткнемся. Да, подтверждает Иисус, непременно стоткнетесь – если Бога нет, если Бог равнодушен, если Бог далеко. Но не таков Бог! Бог вот – идет к Воскресению со всеми остановками: прощение предательства, прощение палачей, прощение угнетателям и завоевателям, лжецам и убийцам, ханжам и эгоистам. Бог бредет с нами по болоту беспомощности, усталой ненависти, скучной серости, и болото не исчезает, но скука становится надеждой, усталость становится доверием, беспомощность становится любовью и всё – Светом Божьим.
[По проповеди в воскресенье 15 декабря 2024 года]