Приключения техасского рейнджера в Канаде: “Северо-западная конная полиция” (1940)
Необычайная популярность крупнобюджетных вестернов, захлестнувшая США в 1939-м году, заставила многие голливудские кинокомпании запланировать съемки еще более масштабных фильмов в этом жанре на следующий
год. Paramount не оказалась исключением. Главную ставку студия сделала на
ветерана кинобизнеса, одного из основателей Голливуда, режиссера Сесила Б.
ДеМилля.
год. Paramount не оказалась исключением. Главную ставку студия сделала на
ветерана кинобизнеса, одного из основателей Голливуда, режиссера Сесила Б.
ДеМилля.
Сесил Б. ДеМилль
Будучи в начале 20-го столетия театральным деятелем, ДеМилль имел большой запас пьес и сценических наработок на самые различные темы. В
частности, в 1908-м году вместе со старшим братом Уильямом он написал
приключенческую драму “Королевская конная” (Royal Mounted). Постановка в своё время прошла незамеченной, но к 1940-му году тема канадской конной полиции, которой была посвящена пьеса ДеМиллей, стала популярной. В 1938-м была издана книга Р.С. Фетерстонхо “Королевская канадская конная полиция”, она в легкой занимательной манере рассказывала историю этой организации. В 1940-м её напечатали в США. Сесил ДеМилль посчитал
вполне хорошей идеей добавить в канадские приключения американского персонажа и снять вестерн.
частности, в 1908-м году вместе со старшим братом Уильямом он написал
приключенческую драму “Королевская конная” (Royal Mounted). Постановка в своё время прошла незамеченной, но к 1940-му году тема канадской конной полиции, которой была посвящена пьеса ДеМиллей, стала популярной. В 1938-м была издана книга Р.С. Фетерстонхо “Королевская канадская конная полиция”, она в легкой занимательной манере рассказывала историю этой организации. В 1940-м её напечатали в США. Сесил ДеМилль посчитал
вполне хорошей идеей добавить в канадские приключения американского персонажа и снять вестерн.
Для работы над сценарием были привлечены Франк Уэд (в прошлом пионер американской военно-морской авиации, в 30-е годы увлекшийся писательским
ремеслом) и Дженни МакФерсон (бывшая актриса шоу Уильяма ДеМилля, а с середины 1930-х гг личный ассистент Сесила ДеМилля по сценариям). Однако их наработки не впечатлили режиссера. В титрах фильма, получившего на этапе подготовки название “Северо-западная конная полиция” (North West Mounted Police), значатся другие имена. Сценарий написали Алан ЛеМэй, Джесси Ласки Мл. и С. Гарднер Салливан. Кто из них в какой степени вложился в проект неизвестно.
ремеслом) и Дженни МакФерсон (бывшая актриса шоу Уильяма ДеМилля, а с середины 1930-х гг личный ассистент Сесила ДеМилля по сценариям). Однако их наработки не впечатлили режиссера. В титрах фильма, получившего на этапе подготовки название “Северо-западная конная полиция” (North West Mounted Police), значатся другие имена. Сценарий написали Алан ЛеМэй, Джесси Ласки Мл. и С. Гарднер Салливан. Кто из них в какой степени вложился в проект неизвестно.
Сюжет получился не слишком замысловатым. Техасский рейнджер Дасти Риверс отправляется в Канаду в поисках Жака Корбо, разыскиваемого за
убийство. Он попадает в эпицентр восстания Риэля, в ходе которого метисы и
индейцы объединяются, чтобы создать независимое государство. Дасти влюбляется в медсестру Эйприл Логан, которую также любит конный полицейский Джим Бретт. Брат Эйприл связан с дочерью Корбо Луветтой, что приводит к сюжетным коллизиям и несколько разнообразит действие. Однако финал, по большому счету, предсказуем, и не блещет оригинальностью.
убийство. Он попадает в эпицентр восстания Риэля, в ходе которого метисы и
индейцы объединяются, чтобы создать независимое государство. Дасти влюбляется в медсестру Эйприл Логан, которую также любит конный полицейский Джим Бретт. Брат Эйприл связан с дочерью Корбо Луветтой, что приводит к сюжетным коллизиям и несколько разнообразит действие. Однако финал, по большому счету, предсказуем, и не блещет оригинальностью.
Постер фильма “Северо-западная конная полиция”
Снимать было решено в цвете. Сесил Б. ДеМилль начал эксперименты с цветом намного раньше большинства других режиссеров. Двухцветные
вставки были в фильмах “Десять заповедей” (The Ten Commandments, 1923) и “Царь царей” (King of Kings, 1927). Однако затем ДеМилль охладел к цвету, поняв сколько трудностей с ним связано.
вставки были в фильмах “Десять заповедей” (The Ten Commandments, 1923) и “Царь царей” (King of Kings, 1927). Однако затем ДеМилль охладел к цвету, поняв сколько трудностей с ним связано.
Прежде всего, обеспечить качественную цветную съемку и печать могла лишь единственная компания в США - Technicolor. Специальные камеры можно
было приобрести или взять в аренду только у неё. Причем, считалось необходимым нанять в съемочную группу человека из этой компании – т.н. “консультанта по цвету” - как правило, на должность оператора или осветителя. Камеры были особенными и вели съемку на три плёнки сразу. Цветовые фильтры делили негативы на красный, синий и зеленый. Затем по специальному процессу надо было проявить их и свести три фильтрованных изображения к одному многоцветному. Мало того,
что уходило в три раза больше плёнки на съёмку, так и позитивная копия
печаталась на особой, очень дорогой ленте. Подсчеты показали, что цветная копия “Северо-западной конной полиции” будет стоить 200000 долларов вместо 56000 долларов.
было приобрести или взять в аренду только у неё. Причем, считалось необходимым нанять в съемочную группу человека из этой компании – т.н. “консультанта по цвету” - как правило, на должность оператора или осветителя. Камеры были особенными и вели съемку на три плёнки сразу. Цветовые фильтры делили негативы на красный, синий и зеленый. Затем по специальному процессу надо было проявить их и свести три фильтрованных изображения к одному многоцветному. Мало того,
что уходило в три раза больше плёнки на съёмку, так и позитивная копия
печаталась на особой, очень дорогой ленте. Подсчеты показали, что цветная копия “Северо-западной конной полиции” будет стоить 200000 долларов вместо 56000 долларов.
Ситуацию усугубляло то, что постановка черно-белого и цветного кадров отличались. ДеМилль взял в группу вторым режиссером Артура Россона, который обрел значительный опыт работы с Technicolor на съемках “Унесенных ветром” (Gone With the Wind, 1939). Тот, в частности, рассказал следующее:
“Особое внимание следует уделять небу… Там, где видно небо... все сцены с ним должны быть сняты на фоне того же самого неба ..... Для примера, если вы снимаете двух людей, смотрящих прямо (скажем, с юга) и в кадре есть небо - велик шанс, что при съёмках каждого из них по отдельности [крупным планом] вы покажете восточное небо позади одного и западное небо позади другого
– при этом, может оказаться так, что все три неба разных оттенков синего.
Разница на экране усиливается, и этого следует избегать. Переместите людей [по отношению к камере так, чтобы южное небо было видно на крупных планах].”
– при этом, может оказаться так, что все три неба разных оттенков синего.
Разница на экране усиливается, и этого следует избегать. Переместите людей [по отношению к камере так, чтобы южное небо было видно на крупных планах].”
Артур Россон
В выборе “консультанта по цвету” ДеМилль также полностью положился на Россона. Тот рекомендовал Рэя Реннахана, который в 1923-м снимал
цветные вставки в “Десять заповедей”, и Говарда Грина, “лучшего в съёмках
натуры”. В результате Грин стал одним из операторов проекта.
цветные вставки в “Десять заповедей”, и Говарда Грина, “лучшего в съёмках
натуры”. В результате Грин стал одним из операторов проекта.
ДеМилль работал не только как режиссер, но и как продюсер. Он имел производственную компанию Cecil B. DeMille Productions Inc., которая взяла на себя съемки ленты в обмен на половину чистой прибыли от проката в США. По условиям контракта с Paramount, компания ДеМилля получила денежный аванс в размере $lOO,OOO в счет будущего дохода. В свою очередь, она приняла обязательство оплаты 15 процентов от общего производственного бюджета. Соглашение давало DeMille Productions оборотный капитал для подготовки фильма, но также действовало как ограничение против перерасхода средств, поскольку ДеМилль обязан был платить 15 процентов от любой стоимости картины. Когда дело дошло до съёмок, он взял в Банке Америки кредит в 217500 долларов – 15% от 1450000 долларов предполагаемого бюджета – и плотно занялся фильмом.
Выбор актера на главную роль оказался непростым. Рассматривались Джон Уэйн, только что прославившийся в вестерне “Дилижанс” (Stagecoach, 1939), и Кэри Грант, отлично зарекомендовавший себя в качестве экранного красавчика, готового к приключениям. Наконец, Сесил Б. ДеМилль остановился на кандидатуре Джоэля МакКрея, киноковбоя, отлично показавшего себя в предыдущем вестерне режиссера “Юнион Пасифик” (Union Pacific,
1939). Но тут вмешался его величество случай. В это же время должен был
сниматься шпионский триллер Альфреда Хичкока “Зарубежный корреспондент” (Foreign Correspondent, 1940). На главную роль в нем пригласили Гэри Купера. Однако Купер посчитал сюжет фильма глупым и выразил нежелание участвовать в проекте. Однако он с уважением относился к продюсеру Уолтеру Вангеру и не хотел портить с ним отношения. Поэтому актер обещал найти себе замену. Такой заменой стал Джоэль МакКре. Его же роль в фильме Сесила Б. ДеМилля пришлось взять на себя Куперу. За гонорар в 150000 долларов это оказалось несложно.
1939). Но тут вмешался его величество случай. В это же время должен был
сниматься шпионский триллер Альфреда Хичкока “Зарубежный корреспондент” (Foreign Correspondent, 1940). На главную роль в нем пригласили Гэри Купера. Однако Купер посчитал сюжет фильма глупым и выразил нежелание участвовать в проекте. Однако он с уважением относился к продюсеру Уолтеру Вангеру и не хотел портить с ним отношения. Поэтому актер обещал найти себе замену. Такой заменой стал Джоэль МакКре. Его же роль в фильме Сесила Б. ДеМилля пришлось взять на себя Куперу. За гонорар в 150000 долларов это оказалось несложно.
Гэри Купер
В фильме очень хотела сыграть Полетт Годдард. Поскольку главную роль ДеМилль твердой рукой отдал Маделин Кэролл, она претендовала на
роль Луветты. По сюжету она была индианкой-полукровкой. ДеМилль никак не мог представить её в этом образе. Он более склонялся пригласить Марлен Дитрих, Вивьен Ли или на худой конец Симоне Симон. Тогда Годдард заявилась в кабинет режиссера в полном облачении индейской красавицы и, заговорив на ломаном английском, убедила отдать роль ей. Следует отметить, что режиссер не пожалел об этом.
роль Луветты. По сюжету она была индианкой-полукровкой. ДеМилль никак не мог представить её в этом образе. Он более склонялся пригласить Марлен Дитрих, Вивьен Ли или на худой конец Симоне Симон. Тогда Годдард заявилась в кабинет режиссера в полном облачении индейской красавицы и, заговорив на ломаном английском, убедила отдать роль ей. Следует отметить, что режиссер не пожалел об этом.
Полетт Годдард
В роли конного полицейского снялся Престон Фостер. Он считался исполнителем ролей крутых парней и недавно сыграл капитана армии США в
вестерне “Джеронимо” (Geronimo, 1939). Форма оказалась ему к лицу.
вестерне “Джеронимо” (Geronimo, 1939). Форма оказалась ему к лицу.
Престон Фостер
“Северо-западная конная полиция” насыщена второстепенными
персонажами. Многие известные актеры отметились в ней небольшими ролями. Здесь можно увидеть Акима Тамироффа, Лона Чейни Младшего, Ричарда Деннинга, Джорджа Банкрофта. В этой ленте состоялся кинодебют будущей звезды ковбойских фильмов Рода Кэмерона.
персонажами. Многие известные актеры отметились в ней небольшими ролями. Здесь можно увидеть Акима Тамироффа, Лона Чейни Младшего, Ричарда Деннинга, Джорджа Банкрофта. В этой ленте состоялся кинодебют будущей звезды ковбойских фильмов Рода Кэмерона.
Съемки начались 7 марта 1940-го года. В целях экономии средств они проходили в локациях Орегона и Калифорнии, а не реального Саскачевана, как положено по сюжету. Более того, там, где только возможно, Сесил Б. ДеМилль заменял натурные съемки павильонными в студии Paramount. 13-го мая съемки завершились. Небольшие досъемки были организованы 24-го мая.
Маделин Кэролл, Гэри Купер и Сесил Б. ДеМилль на съёмках
Премьера состоялась в Канаде, в городе Регина, провинция Саскачеван, 21 октября 1940-го года. Это место было выбрано потому что считается местом рождения канадской конной полиции. На следующий день прошла премьера в США.
Фильм стал чемпионом по сборам для студии Paramount в 1940-м году. Критики оказались в восторге от него. Журнал Variety писал: “...сценаристы сплели историю, в которой есть всё, что надо - захватывающие моменты, реалистичная и убедительная романтика...” Публике новый красочный
вестерн также понравился. В 1942-м году на радио сделали специальную 60-и
минутную радио версию сюжета. Роли читали Гэри Купер, Полетт Годдард и Престон Фостер.
вестерн также понравился. В 1942-м году на радио сделали специальную 60-и
минутную радио версию сюжета. Роли читали Гэри Купер, Полетт Годдард и Престон Фостер.
Картина была номинирована на премию Оскар за лучший монтаж. И победила! Это уникальное явление для картины, которая ни в одной другой номинации заявлена не была. Награду увезла домой Анна Бошенс, которая работала
на ДеМилля еще со времен немого кино.
на ДеМилля еще со времен немого кино.
Отношение к фильму серьезно поменялось с годами. Уже в 1970-е его стали считать надуманным и глупым. Историю техасского рейнджера, добравшегося до Канады, по следам не самого важного преступника раскритиковали,
как высосанную из пальца. Лента попала в книгу 1978-го года “50 худших фильмов всех времен”.
как высосанную из пальца. Лента попала в книгу 1978-го года “50 худших фильмов всех времен”.
(с) Свен Железнов