Dragon Age: The Veilguard. Рецензия.
Давайте сразу с порога: Dragon Age The Veilguard - это большая, дорогая, красивая Action RPG. Как игровой продукт - все на месте, все работает. Даже оптимизирована на все платформы почти идеально, что редкость в наши времена. Поэтому разговоры про “полный провал” только мешают понять реальные проблемы игры и уводят нас в сторону пустого хейта. Проблемы не в графоне - местами картинка просто роскошная. Не в геймплее - это очень плотная ARPG. И даже не в пресловутой ролевой части - точнее в обвинениях в ее полном отсутствии. Да, как RPG, Veilguard проще DAO, но однозначно лучше, чем вторая и третья часть серии. Я бы сказал, что-то на уровне “Ведьмака 3”. Тот же Mass Effect выглядит как йоба-шутер на фоне Veilguard. Обвинения в корридорности тоже беспочвенны. Со второй половины игры, когда открываешь почти почти все важные локации Северного Тедаса, глаза разбегаются от количества новых мест для исследования. Каждая точка на карте - разветвленный, многоэтажный хаб, размером с локацию из Dragon Age Origins (а то и более). Некоторые места или даже целые куски новой территории открываются со временем. Дополнительных квестов - вагон и маленькая тележка, и они постоянно обновляются. При этом каждый квест сделан и срежиссирован вручную. Казалось бы, действительно идеальная игра для возвращения Bioware. Что же все-таки не так?
Пожалуй, важная проблема игры - это провал по стилистике. Человек, который отвечал за арт-дирекшен, очень сильно поднасрал игре. Именно из-за яркого арта, фиолетовых тонов и Fortnite-стиля в сети начало распространятся недовольство задолго до выхода игры. Это настроило против Veilguard старую фанатскую базу, которая терпеливо ждала возвращения любимой игры более десяти лет (или 15 если считать от DAO). И тут есть от чего разозлиться, EA и Bioware буквально всем видом показали, что не рассматривают фанатов серии в качестве аудитории, а целятся сразу в поколение Fortnite. В итоге олды негодуют и не хотят покупать новую игру, Bioware жалуется на хейт. Печальная ирония в том, что Veilguard - это прямое продолжение серии. Это буквально финал приключений, начавшихся 15 лет назад. В игре дают ответы на все накопившиеся вопросы, наваливают лора и бэка с горкой, очень трогательно прощаются с героями прошлых серий. А финал игры - один из лучших эпилогов, невероятный и масштабный эпик. И вот спрашивается, зачем вам сдался этот Fortnite, если вы все равно делали игру для фанатов?
Стилистика в целом задала атмосферу и тон повествования. Dragon Age всегда считался достаточно темным фэнтези. Это не обязательно мрачные тона и угрюмые персонажи. Пускай все будет ярко, хрен с вами, дайте хотя бы гнетущую атмосферу! Увы, происходящее скорее похоже на сериал “Динотопия” или диснеевский карнавал, чем на произведения Аберкромби, Сандерсона или того же Мартина. При этом все условия для мрачной истории на месте: мы воюем против богов, близится конец света, в воздухе царит безысходность. Не обязательно при этом всем героям делать скорбные ебала, в такой атмосфере тоже можно веселиться и трахаться (даже нужно), только вот главные герои Veilguard будто всего этого не замечают и продолжают общаться в исключительно сдержанной манере, выдавая пресные и стерильные диалоги. Але, ребят, у вас отряд собран из наемников, блядей и убийц (иногда это один персонаж), за вами охотятся разгневанные боги, а вся мировая религия (считай, мораль) рухнула в один день. Так почему каждое ваше совещание похоже на коллективные собрания в кабинете психолога, где каждый из участников аккуратен и осторожен в высказываниях, боясь задеть чувства другого? Иногда приторность происходящего зашкаливает, и такие сцены и диалоги тут же становятся достоянием общественности. Но ведь есть удачные сцены! Да и персонажи раскрываются со временем, у каждого есть очень крутая личная цепочка квестов, которая удачно вплетена в общее повествование. Но всем героям будто дали по губам, заставляя вести себя как можно менее естественно.
Уважаемые разработчики, зачем вы поставили игре высокий возрастной рейтинг 18+? У вас персонажи знают слово “небинарный”, но не знают слово “fuck”. Они общаются друг с другом и врагами(!) исключительно в благопристойной манере. Вы убрали отображение крови на доспехах, не добавили расчлененки, вырезали весь секс(да!), но при этом зачем-то налепили значок 18+. Вы хотели выполнить требования законодательства РФ о запрете ЛГБТ-пропаганде или что? Кстати, о пропаганде. В целом тут все на уровне привычного продукта Bioware (вот уже 15 лет как). Переспать (громко сказано) можно со всеми, но это не обязательно. Несколько навязчиво настаивают на взаимоотношениях с Тааш (небинарной кунари). Если хотите положительную концовку - нужно будет выполнить ее личную цепочку квестов. Спать необязательно. Еще это проявляется в слишком нравоучительных беседах персонажей друг с другом в самые неудачные для этого моменты - будто твитерский тред прочитал в давке метро. Ах, да, еще пресловутое эльфийское многообразие. У меня в связи с этим только один вопрос - а происхождение разных эльфийских фенотипов как-то объяснено в лоре? Я не нашел, хотя искал. Может быть мне подскажут в комментариях.
При всем вышесказанном, играть в Veilguard интересно. Она хорошо себя показывает в боевке, где нужно думать о комбинации ударов, при этом не забывать о сочетании скилов, шмота, рун и синергии с напарниками. При должной сноровке и понимании основ геймплея, можно очень красочно раздавать люлей. При всей внешней стерильности, напарники могут вас удивить и даже растрогать. Мои фавориты: Эммрик и Хардинг. Их личные истории и беседы с ними - мое персональное украшение игры. Остальные персонажи тоже иногда дают огня. Убежден, у других игроков сложились свои отношения с разными героями. Так что с напарниками не все так уж и плохо, есть из кого выбрать. Исследовать игру - вообще ни разу не скучно. Реально хочется узнать все тайны Маяка, найти ключевые записи кодекса (навалили лора - мое почтение), пробраться вон в ту закрытую дверь, выбить мощный шмот у симпатичной торговки с рынка и много чего еще.
Мне удалось пройти игру на плохую концовку - пробежал сюжет, наплевав на все остальное. Получил плохую, но мощную и мрачную концовку (любители Dark Fantasy сюдааа). И знаете что, появилось острое желание исправить ситуацию и добраться до всех (ок, почти) секретов Veilguard, настолько мощный финал у игры, где игрока буквально сбивают с ног плотным зарядом лора.
Это хороший Dragon Age. Это хорошая ARPG. Но это не величайшее творение Bioware.
Оценка: 7/10