RU
Zau Targiski
Zau Targiski
6 подписчиков

Повторы работ

  Нередко в сообщения приходит вопрос «А можете ли вы сделать такое?» - и фото чужой книги. У меня перерыв, пока запекается ворон для заказанной книги теней, и в это время я набросала лонгрид, который почти никто не прочитает :))
Нет, повтор чужого сделать нельзя, сейчас объясню почему.
1. В мире рукоделия/хендмейда считается очень некрасивым поступком повторять чужую авторскую работу. Это плагиат и воровство, это серьезные репутационные потери для мастера.
Воровство – в т.ч. воровство идей – распространено, но люди, дорожащие своим именем, стараются держаться от такого подальше. Это считается неприемлемым и на торговых площадках, где за повтор чужой вещи могут заблокировать. Конечно, площадки часто не отслеживают такие моменты, но тем не менее правило есть и о многом говорит.
К слову, часто именно наши продавцы, привыкнув к отсутствию наказаний за такое, очень обижались, когда на зарубежных площадках их блокировали за «всего-навсего» повтор какого-нибудь копирайченного персонажа.
В рукодельном мире часто мастера друг друга знают заочно, по вещам. Конечно, не все и не каждого, но примелькавшиеся изделия многие помнят. Мастера могут по имени не помнить, а вещь помнят. По манере исполнения можно прикинуть, кто это делал и знаешь ли ты его. То есть это даже не «стибрил и ушел», а «стибрил, ушел и нехорошо прославился или хотя бы нехорошо запомнился».
Мне, например, очень заметно, если какой-нибудь новенький мастер решил «отработать» мои базовые рельефы, видоизменив некоторые мои элементы и дополнив их элементами от других мастеров. Это примерно как «незаметно» пописать у деревца рядом с пятиэтажкой: тебе кажется, что ты один, но на самом деле на тебя смотрят все прохожие и тебя видно из окрестных домов. Даже если ночью, тебя слышно и видно. Ну такое, в общем.
Бывает, люди начинают работать под чужой стиль, не передирая полностью, но пытаясь «быть похожими» и тем самым потеснить того, на кого посматривают. Но и тогда детали заметны самим мастерам, то есть все знают, у кого ты выкопал те самые условные белые флоксы, про которые я писала вот в этом юмористическом очерке https://vk.com/wall-212139206_92
Короче: повторить чужое мы не можем. Мы даже «по мотивам» с вами не можем работать. Харам, табу. Если символ популярный, расхожий (дракон какой-нибудь, ловец снов, волк), можно сделать что-то с ним, но:
а) он должен отличаться от понравившегося вам, если только это не «общественное достояние» или распространенный символ. То есть волк, но другой.
б) остальные элементы понравившейся вами вещи мы не берем.
Да, расположение элементов «как у того-то» - тоже воровство.
Использование картинки «из сети» - увы, тоже. Картинку кто-то рисовал! У нее есть автор. Мы не можем взять чужой арт и перерисовать его на книгу (бывали такие просьбы), даже если очень хочется, без разрешения автора. Исключение составляют коллажи, но в случае с книгами теней это не актуально. Чужие векторные рисунки, тату-изображения – чаще всего тоже чьи-то, если только не изначально распространяются свободно (такие изображения есть).
Отступление по поводу коллажей: коллаж – это не когда ты три чужих картинки в ряд публикуешь. Коллаж – это когда ты из разных картинок режешь кусочки и составляешь новую, т.е. ты используешь чужой арт для создания абсолютно нового произведения.
Неужели мастера все берут из головы? Ну, не совсем. Конечно, мастера ходят и смотрят. Но «воровать, как художник» - это не стырить чужие детали, потому что ты творческая натура, а посмотреть, переспать с этим и сваять свое. Не из деталей, а проращивая новое на почве насмотренного. Оно будет сильно отличаться от чужого (именно так мастера и отличают друг друга, почти легко можно понять, чьей работы вещь, даже если все они сделаны в одном цвете и примерно одном стиле).
За эти годы был случай, когда одна мастерица написала мне, не возражаю ли я, если она сделает похожую на мою книгу - штучно, видоизменив, потому что ей написал заказчик, но повторять она отказалась. Вот это – норма этикета в рукодельном сообществе. Что этот этикет нарушается на каждом шагу, не повод для мастера обабуиниваться, впадая в палеолит, поэтому нормальный мастер почти всегда откажется повторять чужую авторскую работу, даже если может.
(Прим.: случаи, когда нужно срочно заменить одну детскую игрушку другой такой же, потому что прежняя потерялась, у ребенка горе, а прежний мастер вне доступа, не в счет. Это форс-мажор. Но у нас не вязаные хомячки, а книги теней, что сильно сужает форс-мажор ситуаций).
2. Техническое исполнение. Сделать «такое же», как на картинке, часто невозможно, т.к. другой мастер использовал другую кожу, другую технику, другие инструменты. Он в принципе работает по-другому, и с одного раза взять и повторить (даже опустив п.1) не получится. Это доступы к разным магазинам, разным производителям. Даже просто повторить окраску «как на картинке» - непростая штука (тут свою бы повторить, и то раз на раз не приходится! Сидишь и, высунув язык набок, «доводишь» оттенок). Фурнитура не вся одинаковая, за исключением находящегося в глобальной широкой продаже: у кого-то есть возможность печатать на 3-д принтере. У кого-то знакомые работают с латунью и режут/льют на заказ. И это все совершенно разные истории.
Казалось бы, что такого – взять другую кожу и покрасить в другой цвет! На деле за этим стоит длинный процесс: подобрать кожу (набрав разных образцов за деньги, а это разное происхождение – овчина, козлина, КРС, свинина, оленина даже бывает), сорту, толщине, выделке, окрасу!), пока ты подберешь краску (сорт, цвет, способ окрашивания), пройдет сто лет, даже если ты изначально предполагаешь, что именно использовал другой человек. Может быть, в итоге даже получится близко к тому, что клиент заказывал. А может нет. Но это такие трудо- и времязатраты, на которые никто в здравом уме не пойдет, разве что ради эксперимента - тем более, что заказчику нужен гарантированно «такой же» результат, а ты в начале пути даже приблизительно не можешь знать, каким оно получится, потому что «оригинал» покупал кожу и краску в Глазго, а ты в Москве.
По этой же причине мы не можем взять имеющийся в магазине образец и заменить кожу на кожзам. Это другой материал, других оттенков, в других магазинах, на нем иначе будет смотреться та же краска и т.д.
Конечно, мастера стараются работать универсальнее, расширять навыки. Но вопрос материала все равно всегда стоит очень остро, и то, что сделано на коже теленка в Англии в 18 веке, совершенно необязательно повторит человек из Москвы века 21го, у которого есть энное количество магазинов кожи и фурнитуры, но вот ровно такой телячьей кожи ему не завезли. Если на книге пять черепов, отпечатанных на 3-д принтере, человек без принтера не повторит, это нужно руками лепить каждый, угадывая с размером на глаз по фото. Мне присылали старинные тома и спрашивали «сделаете ли вы такое?» - нет, не сделаю, это разные вещи совсем. Можем ли мы состарить то, что делаю я? Да, можем.
Поэтому проще всего бывает сделать так: заглянуть в магазин и посмотреть, что я делаю и как (или что и как делает другой мастер). Поиграть элементами, скомбинировать. Уточнить про ассортимент цвета, можно ли вот и вот тут добавить финтифлюшку. Иногда – можно. Целиком же сделать так, как на присланной картинке, - чаще всего нельзя, увы.  

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх