RU
Zau Targiski
6
подписчиков

Об авторе

Hallo! I am Zau, I make handmade books and wooden boxes. Since Etsy has blocked Russian shops I am using Boosty for receiving money for my craft from abroad. Each post is one-time payment for an item ordered by my customers in my shop or blog. It is not a subscription so you'll won't have to pay each month, it is one-time payment.
Личная консультация
Пост доступен только после покупки
Доставка книги
Пост доступен только после покупки

Повторы работ

  Нередко в сообщения приходит вопрос «А можете ли вы сделать такое?» - и фото чужой книги. У меня перерыв, пока запекается ворон для заказанной книги теней, и в это время я набросала лонгрид, который почти никто не прочитает :))
Нет, повтор чужого сделать нельзя, сейчас объясню почему.
1. В мире рукоделия/хендмейда считается очень некрасивым поступком повторять чужую авторскую работу. Это плагиат и воровство, это серьезные репутационные потери для мастера.
Воровство – в т.ч. воровство идей – распространено, но люди, дорожащие своим именем, стараются держаться от такого подальше. Это считается неприемлемым и на торговых площадках, где за повтор чужой вещи могут заблокировать. Конечно, площадки часто не отслеживают такие моменты, но тем не менее правило есть и о многом говорит.
К слову, часто именно наши продавцы, привыкнув к отсутствию наказаний за такое, очень обижались, когда на зарубежных площадках их блокировали за «всего-навсего» повтор какого-нибудь копирайченного персонажа.
В рукодельном мире часто мастера друг друга знают заочно, по вещам. Конечно, не все и не каждого, но примелькавшиеся изделия многие помнят. Мастера могут по имени не помнить, а вещь помнят. По манере исполнения можно прикинуть, кто это делал и знаешь ли ты его. То есть это даже не «стибрил и ушел», а «стибрил, ушел и нехорошо прославился или хотя бы нехорошо запомнился».
Мне, например, очень заметно, если какой-нибудь новенький мастер решил «отработать» мои базовые рельефы, видоизменив некоторые мои элементы и дополнив их элементами от других мастеров. Это примерно как «незаметно» пописать у деревца рядом с пятиэтажкой: тебе кажется, что ты один, но на самом деле на тебя смотрят все прохожие и тебя видно из окрестных домов. Даже если ночью, тебя слышно и видно. Ну такое, в общем.
Бывает, люди начинают работать под чужой стиль, не передирая полностью, но пытаясь «быть похожими» и тем самым потеснить того, на кого посматривают. Но и тогда детали заметны самим мастерам, то есть все знают, у кого ты выкопал те самые условные белые флоксы, про которые я писала вот в этом юмористическом очерке https://vk.com/wall-212139206_92
Короче: повторить чужое мы не можем. Мы даже «по мотивам» с вами не можем работать. Харам, табу. Если символ популярный, расхожий (дракон какой-нибудь, ловец снов, волк), можно сделать что-то с ним, но:
а) он должен отличаться от понравившегося вам, если только это не «общественное достояние» или распространенный символ. То есть волк, но другой.
б) остальные элементы понравившейся вами вещи мы не берем.
Да, расположение элементов «как у того-то» - тоже воровство.
Использование картинки «из сети» - увы, тоже. Картинку кто-то рисовал! У нее есть автор. Мы не можем взять чужой арт и перерисовать его на книгу (бывали такие просьбы), даже если очень хочется, без разрешения автора. Исключение составляют коллажи, но в случае с книгами теней это не актуально. Чужие векторные рисунки, тату-изображения – чаще всего тоже чьи-то, если только не изначально распространяются свободно (такие изображения есть).
Отступление по поводу коллажей: коллаж – это не когда ты три чужих картинки в ряд публикуешь. Коллаж – это когда ты из разных картинок режешь кусочки и составляешь новую, т.е. ты используешь чужой арт для создания абсолютно нового произведения.
Неужели мастера все берут из головы? Ну, не совсем. Конечно, мастера ходят и смотрят. Но «воровать, как художник» - это не стырить чужие детали, потому что ты творческая натура, а посмотреть, переспать с этим и сваять свое. Не из деталей, а проращивая новое на почве насмотренного. Оно будет сильно отличаться от чужого (именно так мастера и отличают друг друга, почти легко можно понять, чьей работы вещь, даже если все они сделаны в одном цвете и примерно одном стиле).
За эти годы был случай, когда одна мастерица написала мне, не возражаю ли я, если она сделает похожую на мою книгу - штучно, видоизменив, потому что ей написал заказчик, но повторять она отказалась. Вот это – норма этикета в рукодельном сообществе. Что этот этикет нарушается на каждом шагу, не повод для мастера обабуиниваться, впадая в палеолит, поэтому нормальный мастер почти всегда откажется повторять чужую авторскую работу, даже если может.
(Прим.: случаи, когда нужно срочно заменить одну детскую игрушку другой такой же, потому что прежняя потерялась, у ребенка горе, а прежний мастер вне доступа, не в счет. Это форс-мажор. Но у нас не вязаные хомячки, а книги теней, что сильно сужает форс-мажор ситуаций).
2. Техническое исполнение. Сделать «такое же», как на картинке, часто невозможно, т.к. другой мастер использовал другую кожу, другую технику, другие инструменты. Он в принципе работает по-другому, и с одного раза взять и повторить (даже опустив п.1) не получится. Это доступы к разным магазинам, разным производителям. Даже просто повторить окраску «как на картинке» - непростая штука (тут свою бы повторить, и то раз на раз не приходится! Сидишь и, высунув язык набок, «доводишь» оттенок). Фурнитура не вся одинаковая, за исключением находящегося в глобальной широкой продаже: у кого-то есть возможность печатать на 3-д принтере. У кого-то знакомые работают с латунью и режут/льют на заказ. И это все совершенно разные истории.
Казалось бы, что такого – взять другую кожу и покрасить в другой цвет! На деле за этим стоит длинный процесс: подобрать кожу (набрав разных образцов за деньги, а это разное происхождение – овчина, козлина, КРС, свинина, оленина даже бывает), сорту, толщине, выделке, окрасу!), пока ты подберешь краску (сорт, цвет, способ окрашивания), пройдет сто лет, даже если ты изначально предполагаешь, что именно использовал другой человек. Может быть, в итоге даже получится близко к тому, что клиент заказывал. А может нет. Но это такие трудо- и времязатраты, на которые никто в здравом уме не пойдет, разве что ради эксперимента - тем более, что заказчику нужен гарантированно «такой же» результат, а ты в начале пути даже приблизительно не можешь знать, каким оно получится, потому что «оригинал» покупал кожу и краску в Глазго, а ты в Москве.
По этой же причине мы не можем взять имеющийся в магазине образец и заменить кожу на кожзам. Это другой материал, других оттенков, в других магазинах, на нем иначе будет смотреться та же краска и т.д.
Конечно, мастера стараются работать универсальнее, расширять навыки. Но вопрос материала все равно всегда стоит очень остро, и то, что сделано на коже теленка в Англии в 18 веке, совершенно необязательно повторит человек из Москвы века 21го, у которого есть энное количество магазинов кожи и фурнитуры, но вот ровно такой телячьей кожи ему не завезли. Если на книге пять черепов, отпечатанных на 3-д принтере, человек без принтера не повторит, это нужно руками лепить каждый, угадывая с размером на глаз по фото. Мне присылали старинные тома и спрашивали «сделаете ли вы такое?» - нет, не сделаю, это разные вещи совсем. Можем ли мы состарить то, что делаю я? Да, можем.
Поэтому проще всего бывает сделать так: заглянуть в магазин и посмотреть, что я делаю и как (или что и как делает другой мастер). Поиграть элементами, скомбинировать. Уточнить про ассортимент цвета, можно ли вот и вот тут добавить финтифлюшку. Иногда – можно. Целиком же сделать так, как на присланной картинке, - чаще всего нельзя, увы.  
Violet book with a crow and amethyst
Пост доступен только после покупки

Рукоделие это как клуб садоводов

Некоторое время назад в ходе консультации коснулись хендмейда - насколько это надежно, увлекательно и прибыльно, - и я сформулировала.
Мир заработка на рукоделии похож на клуб садоводов и огородников. Заработок это или ты выращиваешь овощи и цветочки исключительно для личного удовольствия, это все равно большой клуб, где все знают всех - не в лицо, но по фоткам розовых кустов. 
Все с утречка уже страстно шуруют на грядках и щелкают ножницами в саду, собирают колорадских жуков, фотографируют свои розы по сто тысяч раз (такие же, как в прошлом году, но с чайным оттенком лепестков!!!). Размахивая тяпкой и подстригая ветки, ревниво посматривают на соседские газоны. Ходят гулять, рассматривая из-за забора особо удачные участки, и с невинным видом выспрашивают, каким удобрением пользовались. 
Выписывают себе кучу журналов "Лучшие советы по садоводству", где какой-нибудь садовник королевы Елизаветы рассказывает, как он поднялся до своей теперешней должности. Читают "экспертов", которые обещают, что вот-вот расскажут, какие именно шаги нужно сделать, чтобы таки претворить опыт королевского садовника в жизнь (у них самих почти получилось, честное слово!), а еще - как лохматый "дикий" сад из говна и веток почти без усилий может приносить победы на конкурсах. Никаких затрат, сплошная прибыль! А вот японская любительница лотосов нашла подходящий пруд и просто водит к нему туристов, зарабатывая миллионы долларов! (записывайтесь на вебинар)
Особо суеверные тырят друг у друга побеги и целые кусты, "чтобы лучше приживались" - не успеешь ахнуть, а у тебя выкопали белые флоксы, и вон они, у соседа красуются, а сосед смотрит честно в глаза и утверждает, что такие флоксы он мог найти и сам, и почему ты думаешь, что белые флоксы только у тебя, и он честно сам нашел, а что у тебя ямка в ночи образовалась и плешь, так это кроты, оставьте свои поклепы.
Везут тыквы на ярмарку лучших тыкв, переживают, меряют линеечкой, подрезают яблоньки "не мне, так внукам!", расстраиваются, когда закрывается журнал, проводивший конкурсы на самую большую морковку. 
Все переживают, когда их любимые розы чайного оттенка с уникальным запахом вдруг рассаживают по всем грядкам на ста участках. Приходится сидеть и кисточкой переопылять своих красавиц с бешеным огурцом, потому что черт с ними, деньгами, тут дело принципа и чтоб твои грядки выражали твою уникальность!
Все фильтруют слова в смоллтоках: как бы не выдать своих поставщиков семян и саженцев и окольные пути их завоза с дальних вершин Памира. Где брал, там уже нет.
Собираются в чатики, где бурно обсуждают, как морковку побило градом, лилии поела особо породистая тля. В чаты временами прорываются вечные вопросы "Почему меня исключили из конкурса цветоводов, почему я не могу назвать брендовые розы своим именем?"
Бурно возмущаются и требуют справедливости от организаторов соревнований, потому что эти яблоки явно были куплены в "Пятерочке", а не самостоятельно выращены! Вот разоблачающие фото! Пусть подозреваемый покажет нам фото- и видео-доказательства процесса выращивания им яблок!
У каждой тыковки имя, ты помнишь все их по размерам! За все годы. Количество фото тыковок в фотоаппарате может конкурировать только с фотографиями твоего кота (и фото тыковок в десятки раз больше, чем фото твоего ребенка). 
В общем, стабильно ли оно? Нет. Град, тля, засуха, выход морковки и роз из моды или неумение пробиваться с ними на фермерский рынок - все это сопутствует членам клуба. Азартно ли это? О даааааа.

Красная книга

Покажу часть того, что успела сделать в недавнее время. Пока делала срочный заказ, никак не могла отвлечься даже на то, чтобы добавить к фото подпись и тиснуть это в группу. Пока у меня небольшая пауза, выложу то, что готовилось неделю назад.
В этой бумага с содержанием хлопка, песочного цвета (бумага недешевая, но очень классная; иногда ею просят заменить ту, что я обычно использую). 250 листов, но книга толстая, потому что бумага толще обычного, 160 г/м  
Четыре занятия по Таро
Пост доступен только после покупки
Карманный формат набирает обороты. Не все, конечно, масштабируешь из большой обложки в карманный размер - фурнитура не влезет, камни будут неактуальны, - но основные элементы да. Эта уже уехала, я даже отснять нормально не сообразила. Размер листов примерно А6, сама книжечка 11.5х15х6 см.
Разовая консультация
Пост доступен только после покупки

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх