Dragon Age: The Veilguard. Норм.
Из-за (а может и благодаря) Once Human я давненько не притрагивался к одиночным играм, но тягомотный зимний сценарий OH и зрительская щедрость привели меня в Dragon Age: The Veilguard - четвертую часть знаменитой саги о борьбе со скверной и драконами от легендарной студии Bioware, чьи работники так точно попадали в желания игроков, что удостоились личной музыкальной композиции.
https://vk.com/video-60778558_456239106 (Бусти ругается на видео-вставки из ВК, поэтому так)
Откровенно говоря, мне жаль серию Dragon Age. Эта франшиза должна была стать личным Baldurs Gate для Bioware, их собственным детищем, в котором творческая искра студии могла разгореться в полную мощь, без оглядки на желания правообладателей вселенной Забытых Королевств, но в атмосфере творческой свободы была выпущена только первая часть - Dragon Age: Origins. Дальше была наспех сделанная под давлением издателя Dragon Age II, затем ультра-консольная Dragon Age: Inquisition, которую издатель ОЧЕНЬ хотел выпустить на пастген приставках, потом было десять лет тишины и наконец выход Dragon Age: The Veilguard (забегая вперед - последний Dragon Age на следующие 10 лет).
Эпиграфом к моим приключениям в Veilguard я хочу сделать цитату из описания книги Дэвида Гейдера (сценарист и создатель сеттинга DA) "Украденный Трон" :
<<Dragon Age — популярная компьютерная игра в жанре темного фэнтези, завоевавшая множество наград. Долгожданная новеллизация подарит многочисленным поклонникам незабываемое путешествие по полному опасностей миру мрачных чудовищ.>>
Развлекать игра начинает еще на стадии создания главного героя - редактор персонажей монструозен во всех смыслах этого слова и позволяет слепить практически кого угодно: хоть черта лысого, хоть себя любимого.
Я остановился на принце Чарминге из Шрека - подходящая личина для предстоящих свершений.
Уровнем сложности был выбран "Кошмар", т.к. в ходе промокампании разработчики упоминали странные вещи, вроде кастомных настроек для максимального упрощения боев и возможности отключить смерть главного героя. О, какая же это была ошибка.
Геймплей в DA:VG прост, как желания консольщиков - легкая атака, тяжелая атака, дистанционная атака, блок, уклонение, три обычных умения и одно ультимативное. Сюда же добавьте двух спутников с тремя умениями у каждого. Казалось бы есть где разгуляться, тем более что сами навыки можно комбинировать, вызывая дополнительные эффекты, например: один союзник стягивает врагов магическим вихрем, другой накладывает на них эффект раскола, а главный герой метеоритом активирует бонус от раскола и вся толпа супостатов взрывается. Круто? Первые раз десять - да. После первой сотни повторов, комбо выполняется бездумно и на автомате. После первой тысячи - вызывает скуку. После десятка тысяч повторов - отторжение. Темп боя такой, что малыш Джимии успеет сходить на кухню за начос, вернуться, открыть пачку, положить чипсину в рот, аппетитно ей хрустнуть, отхлебнуть из баночки газировки, запостить сторис о том, как круто он проводит выходные в новом DA,вытереть жирный палец о футболку и нажать кнопку уворота. Дважды. Уровни сложности меняют только цифры у врагов - они дольше живут и больнее бьют. Поэтому вместо двух комбо на нормале, вам придется делать 4 на "Кошмаре", соответственно геймплей задушит вас в два раза быстрее. Хотя стоп, в три раза, потому что вы чаще будете видеть шведский след.
Впрочем, стоит отдать должное, хореографы постарались на славу - условно "ловкие" враги двигаются, как настоящие ниндзя; взмахи "жиробасов" заставляют пригибаться в кресле, а драконы используют свою гигантскую тушу на все 100% - от зубов до кончика хвоста. Эффекты атак, по крайней мере у мага, очень сочные и масштабные, правда если начать серьезный обстрел, то изображение превратится в нечитаемую кашу из спецэффектов, впрочем, за зрелищность надо платить.
Про билдостроение даже упоминать не буду - его тут нет. А вот про итемизацию пару слов скажу - продавать предметы снаряжения нельзя, все, что вы найдете в путешествии, будете таскать с собой. Когда вам попадется дубликат вещи, которая у вас уже есть, она повысит свою редкость и у нее откроются дополнительные свойства. Список свойств виден с самого начала, однако механизмов побыстрее выфармить нужный слот просто нет. Вы найдете дубликат, когда найдете дубликат. Иногда искомый предмет продается в магазине, вот только деньги в Тедасе ничего не решают. Решает репутация. Чтобы получить доступ ко всему ассортименту торговца, необходимо выполнять задания региона. Немного репы можно получить, продавая торговцу всякий мусор, но без квестов в любом случае не обойтись. И не важно, что у вас в сумке достаточно денег, чтобы купить всю лавку торговца, его самого и всю его семью. Нет репы - нет апгрейдов.
В общем, вряд ли ваши ловкие пальцы и острый ум будут трепетать в экстазе от своих виртуозных действий - геймплей просто "норм". Спасибо и на том.
Сюжет я вынесу за скобки - это художественное произведение и его развлекательная способность сильно зависит от личных вкусов игрока. Кому-то вообще не нравится фэнтези ни под каким соусом, а кто-то с упоением хватает каждую букву, лишь бы только текст был про загадочных эльфов и бородатых гномов. Но вот декорации и нарратив...Начну с первого - локации. Большинство из них абсолютная синтетика - платформа 1, затем лестница, потом платформа 2, после нее жердочка к платформе 3, от нее зипка и т.д. и т.п. Ни какого ощущения жизни, мир мертвее пластикового манекена и погрузится в него попросту невозможно. Хотя есть исключения - особняки и некоторые подземелья. Интерьер в них претендует на живость, а скудное освещение скрадывает кислотный цветокор, так что в мрачных местах игра выглядит вполне пристойно. В исследовании локаций есть две механики - бежать вперед и использовать быстрый телепорт. Заблудиться, потеряться, найти обходные пути или изящно спрятанные секреты невозможно - все лежит на виду, все "головоломки" решаются глазами, а не извилинами.
Что касается подачи сюжета, то тут проглядывает очень неуместная для ААА проекта экономия - куцые ролики на движке игры и отвратительная постановка некоторых сцен. Типичная ситуация - главный герой бежит по узким улочкам навстречу опасности, время поджимает, огромный дракон ломает башню...только ни дракона, ни башни я не увидел, потому что сперва в мое поле зрения попала иконка сундука, который, разумеется, необходимо было обчистить. И пока я занимался мародерством, где-то на краю экрана мелькнул змеевидный хвост и раздался грохот. Поворачиваю камеру - а все, концерт окончен, расходитесь-не толпитесь. И таких гениальных приемов воз и маленькая тележка. Как будто никто не прогонял эти эпизоды в сборе. Отдельно пробежали локацию, отдельно посмотрели декорации и в печать. Грубо, Bioware, очень грубо.
Ну и на десерт - персонажи. Скажу сразу - да, повестка есть, да, она абсолютно корявая, да, вы пробьете себе лоб рукой, когда услышите слово "Магесса" или когда мэр города назовет себя "Они", да, среди положительных героев нет ни одного белого мужчины или симпатичной женщины (если только из предыдущих частей), но НЕТ, никто не уберет свой кожаный кинжал в ваши ножны, если вы сами этого не захотите. Хоть за это спасибо.
Однако, на выбор игрока относительно любимых членов отряда, игре решительно наплевать. Вам понравился определенный состав отряда - готовьтесь к тому, что спокойно поиграть с ним вам не дадут. Решили заромансить кого-то - игра возьмет и убьет вашу пассию или украдет ее ровно в канун романтической ночи. Без предупреждения. Без логики. По скрипту. В игре один или два CGI ролика, все остальные кат-сцены выполнены на движке игры, вам что, лень было сделать динамическую замену для жертв, чтобы игрок не лишался своих любимчиков? Ну или хотя бы НАМЕКНУТЬ, что что-то может пойти не так. В общем, если решите привязаться к кому-то, то учтите - вас ждет Канадская рулетка. Может вам повезет, а может и нет. На самом деле это вопрос буквально одной-двух кат-сцен, о пропажи которых вы скорее всего и не узнаете, но сам подход к эмоциям игрока настолько ущербный и топорный, что я чуть не дропнул игру за два часа до финала. В остальном - типичные отношения между второстепенным и основным персонажем, но с возрастным цензом 12+. Отдельно отмечу интересную особенность - время от времени ваши спутники будут вести друг с другом беседы (кстати, среди них есть очень забавные ). Если такой диалог прервет бой или кат-сцена, то потом персонажи возобновят его с того места, где остановились. Плюс для каждой пары союзников прописаны свои мини-истории - Луканис и Беллара говорят о высокой кухне и подшучивают над стряпней товарищей, Эммерик и Луканис говорят о смерти и пытаются лучше понять мотивы друг друга - в общем эти разговоры зачастую интереснее боев и побочных квестов, рекомендую к ним прислушиваться.
Что мы имеем в сухом остатке? Приемлемый геймплей и не отвратительный нарратив. Серединка на половинку. На троечку. С пивком пойдет. Норм. Главное достоинство этой игры - в ней нет ничего исключительно плохого. Как в ней нет и чего-то хорошего. Я провел в этой игре 50 часов и она на следующий же день выветрилась из моей памяти, не оставив ни одной цитаты, песни или игровой ситуации. Впрочем, это все равно лучше концентрированной ненависти, оставшейся после Джедаев.
Напоследок коснусь вопроса, который не покидал меня все прохождение - для кого эта игра? Для фанатов старой DA? Но тут от оригинальной игры одно название. Для фанатов фэнтези? Есть куча игр лучше, с живыми мирами и без "магесс". Может это безопасная игра для детей? Да любой ребенок уснет от скуки и абсолютно неинтерактивного окружения. Для "возрастных" игроков, которые не хотят напрягаться? Вряд ли этот пластмассовый мир их увлечет. Конечно, можно было бы сказать - "Они художники, они так видят", только это пропитанная повесткой и клише пятикратно переваренная игра без НАМЕКА на оригинальность. В таких играх должен быть четкий план - мы делаем так и так, чтобы доить этих и этих. Так вот, кого собрались доить Bioware таким продуктом? Мне, как игроку, наплевать на чужие деньги, но мне не наплевать на игры, а следующего Dragon Age в обозримом будущем можно не ждать, потому что эта игра в глазах издателя игра уже провалилась. И это абсолютный парадокс - попытавшись съесть рыбку и сексуально присесть в итоге остались и голодными, и неудовлетворенными. В общем, господа Баттлфилдеры, понимаете, как тонко чувствует свою аудиторию EA. Все еще катимся вниз.