Плотин о восприятии душой внешних вещей
«каким образом души достигают чувственного восприятия, если душа проста и ничего не претерпевает? Если представлять чувственные восприятия некими отпечатками, которые передаются от органов чувств, посредством нервов, к бестелесной душе, тогда впору, подобно Декарту, поискать мозжечок или еще какое-либо место в теле, в котором протяженная субстанция трансформировалась бы в мыслящую. Плотин полностью отрицал саму теорию восприятия как претерпевания; восприятие — энергия души, излучающей из себя вещи. Восприятие, строго говоря, возможно и без органов чувств, например, в видении, трансе или во сне; если же спросить: как, если во сне органы чувств спят, а восприятия продолжаются, возможно разбудить человека, например, толкнув его, то, очевидно, возможны многие восприятия в один и тот же момент…»
«далеко не из всякого состояния человека можно вывести не только толчком, но и электрошоком, именно потому что в нем следует нечто разбудить, а не аффицировать его так или иначе. Можно сказать, что восприятия действуют как хорошие учителя…: они именно пробуждают активность сознания, а не механически вмешиваются в его жизнь. Таким образом, каждая душа в буквальном смысле производит из себя мир.
Почему же каждая душа не производит из себя только свой мир? Во-первых, потому что все души взирают на один и тот же Ум [смысловую сферу], чтобы иметь те созерцания, которые возможно экстериоризовать в процессе творчества, хотя, поскольку частные души взирают по преимуществу на умы и уже через них на Ум, то каждая из них производит, в известной мере, свой ум. Во-вторых, эти действия душ природны, а не произвольны, ибо составляют саму их сущность. В-третьих, восприятия, конечно же, не есть сами вещи, ибо вещи суть энергии Души всего, восприятия же — энергии частных душ … А раз вещи не есть восприятия, то, следовательно, обладают независимым от единичной души существованием, а раз так, то должна быть и какая-то связь между душой и вещами. Таким образом, для того чтобы объяснить общение душ друг с другом и душ с вещами, т. е. деятельностями других душ, вводится понятие симпатической связи. ».
«… свет, воспринимаемый чувственными глазами, есть эйдол [вещественное подобие] внутреннего света, — этот внутренний свет, видимо, следует считать имеющим уже психическую природу, так что причиной свечения звезд являются не процессы внутри их тел, но сияние их душ. Обычный физический свет, являющийся необходимым условием всякой видимости, есть зримое действие Мировой души; этот свет воспринимается благодаря наличию в нас самих и внутреннего света души, и огня в глазах, который, собственно, и взаимодействует с физическим светом: однако же, само это взаимодействие возможно только благодаря психическому единству всех душ во Вселенной.»
— Т. Сидаш. Онтологическая психология Плотина. — Плотин. Четвертая эннеада. С. 428.