Плотин о восприятии душой внешних вещей
«каким образом души достигают чувственного восприятия, если душа проста и ничего не претерпевает? Если представлять чувственные восприятия некими отпечатками, которые передаются от органов чувств, посредством нервов, к бестелесной душе, тогда впору, подобно Декарту, поискать мозжечок или еще какое-либо место в теле, в котором протяженная субстанция трансформировалась бы в мыслящую. Плотин полностью отрицал саму теорию восприятия как претерпевания; восприятие — энергия души, излучающей из себя вещи. Восприятие, строго говоря, возможно и без органов чувств, например, в видении, трансе или во сне; если же спросить: как, если во сне органы чувств спят, а восприятия продолжаются, возможно разбудить человека, например, толкнув его, то, очевидно, возможны многие восприятия в один и тот же момент…»
«далеко не из всякого состояния человека можно вывести не только толчком, но и электрошоком, именно потому что в нем следует нечто разбудить, а не аффицировать его так или иначе. Можно сказать, что восприятия действуют как хорошие учителя…: они именно пробуждают активность сознания, а не механически вмешиваются в его жизнь. Таким образом, каждая душа в буквальном смысле производит из себя мир.
Почему же каждая душа не производит из себя только свой мир? Во-первых, потому что все души взирают на один и тот же Ум [смысловую сферу], чтобы иметь те созерцания, которые возможно экстериоризовать в процессе творчества, хотя, поскольку частные души взирают по преимуществу на умы и уже через них на Ум, то каждая из них производит, в известной мере, свой ум. Во-вторых, эти действия душ природны, а не произвольны, ибо составляют саму их сущность. В-третьих, восприятия, конечно же, не есть сами вещи, ибо вещи суть энергии Души всего, восприятия же — энергии частных душ … А раз вещи не есть восприятия, то, следовательно, обладают независимым от единичной души существованием, а раз так, то должна быть и какая-то связь между душой и вещами. Таким образом, для того чтобы объяснить общение душ друг с другом и душ с вещами, т. е. деятельностями других душ, вводится понятие симпатической связи. ».