Гордость и предубеждение: впечатления от The Thaumaturge
Польская «Персона» в декорациях Российской империи первой четверти XX века.
The Thaumaturge – изометрическая ролевая игра с глубоким сюжетом, уникальной тактической системой боя, развитием персонажа, детективными элементами и непростыми моральными дилеммами в мире загадочных потусторонних сил и таинственных существ.
Riverander
Thauma Means Miracle.mp
0:00
2:54
Тауматургия – это глубокое понимание мира, позволяющее увидеть скрытые эмоции, услышать невысказанные слова и даже заглянуть в чужие мысли. Только тауматурги могут видеть салюторов – потусторонних существ, олицетворяющих людские предрассудки и суеверия из различных частей света.
22 сентября 1875 года. Пакт был заключён – гордость приманила салютора. Инцидент. Один выстрел решил сразу три человеческие судьбы. Труп. Отец в ярости, ссылка в Париж к матери…
31 августа 1905 года. Сломленный и одинокий тауматург в изгнании по имени Виктор Шульский ищет чудотворца-кочевника. И находит его в лице Григория Ефимовича Распутина, человека необыкновенной судьбы, предвидевшего многие бедствия, в том числе и смерть Франца Фердинанда. Вместе они раскрывают старое преступление и ловят Виктору нового салютора.
Теперь Виктор может доказать Станиславу Шульскому, что его решение о высылке было ошибочным. Однако из Варшавы приходит письмо: сестра просит прибыть на похороны отца.
Что-то начинается…
Unreal Engine 5 и изометрия… Не могу сказать, точно ли воссоздали Варшаву того времени, но с проработкой виртуального города студия явно постаралась.
Неудивительно, что местом действия игры является Варшава: студия Fool Theory была основана в том числе и группой бывших разработчиков Witcher 3: Wild Hunt. Куда более интересен выбранный временной промежуток. Начало XX века – это время обнажившихся социальных и политических противоречий, это время крушения империй, это «час безумия и презрения», выражаясь языком всё того же «Ведьмака».
Такую атмосферу и стремились передать разработчики: «несмотря ни на что, Варшава остается бурлящим мегаполисом, где за один вечер можно побывать на пышном банкете и лишиться кошелька в одном из темных переулков города, где большие надежды неотделимы от темных желаний». Таковы декорации, на фоне которых разворачивается личная история тауматурга Виктора Шульского.
Всего в The Thaumaturge три акта, на протяжении которых Виктор расследует загадочную смерть Станислава Шульского, одновременно пытаясь разобраться в себе и решить внутренний конфликт: он не может простить своего отца за то, что тот его выслал когда-то. Саморефлексия прилагается: правда, игрок сам волен выбирать отношения Виктора к произошедшим событиям.
Варшава кипит на фоне происходящих в империи событий. Именно поэтому город посещает Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая, назначающий нового военного губернатора. Разумеется, это привлекает Распутина, желающего перевернуть ход истории, спасти империю от краха. Или так кажется только на первый взгляд?
И хоть личности тауматурга, чудотворца и императора сами по себе уже заслуживают внимания, другие персонажи от них не отстают. У нас есть: хладнокровный и коварный начальник Охранки, пылкая социалистка-революционерка (прототип?), последователь Аллаха и сторонник свободы для Польской Республики, обрезанный атеист, поэт-негодяй, феминистка и казак-гомосексуалист. Каст персонажей разнообразен, но проработан неравномерно.
Параллельно Виктор ловит «призрачных п̶о̶к̶е̶м̶е̶н̶о̶в» в свой арсенал, для которых город стал лакомым местом. К салюторам ведут человеческие изъяны: следовательно, сначала нужно выйти на их след. Тут идут в ход врождённые для тауматургов детективные навыки: они могут читать оставленные на предмете эмоциональные отметки, индивидуальную ауру.
Детективная часть игры строится на подобных наблюдениях, цепочкой складывающихся в определённый вывод. Также обращу внимание на последнюю строчку «одобряет ли Господь тауматургию?». Тауматурги не скрываются в тенях, общество знает об их деятельности.
Изъяны – долговременные отпечатки на человеческой душе, последствие травмы или рутины. Как вы уже могли догадаться, изъян Виктора – это его гордость, мешающая ему признать правоту отца в каком бы то ни было вопросе. Да и частенько в диалогах можно выбрать ответ, который подпитает гордыню главного героя.
Виктору нужно «выманить» изъян человека наружу, «приведя правильные аргументы» (именно так сама игра описывает этот процесс)...
… и сразиться с диким салютором.
Боевая система в «Тауматурге» – пошаговая. Схватка поделена на раунды, шкала времени чётко показывает очередность ходов и намерения врагов. Различные атаки имеют разную скорость и эффект: есть быстрые и медленные, что-то бьёт по концентрации (дополнительный параметр помимо здоровья), что-то накладывает негативный эффект. В бою участвует и Виктор, и один из его салюторов.
У каждого из призрачных помощников тауматурга есть свой, неизменный на всю игру арсенал А вот с навыками Виктора можно поиграться: на них нужно вешать усиления, получаемые при прокачке. А позже можно будет соединять способности в цепочки.
Фрагмент боя с Лелеком весьма красноречиво показывает «прекрасное» техническое состояние игры на релизе.
Пригодятся салюторы и для того, чтобы сбивать с противников их боевые черты (например, враг восполняет определённое количество здоровья раз в ход). Поделены они на четыре грани: сердце, слово, разум и деяние. Это ветки прокачки Виктора:
По два салютора каждой грани. Все ветви в игре за раз не прокачаешь.
Подводя промежуточный итог – всё хорошо. Сеттинг оригинальный, сюжет и внутренний конфликт героя можно интересно раскрутить, а боевая система достаточно глубока. Но это лишь на первый взгляд… везде кроются изъяны. Тут они и вовсе собираются в один большой. Имя которому…
… Уныние.
«Тауматург» похож Dragon Age II и «Архолос»: акцент на городском сеттинге, Хоук и Марвин тоже стали невольными узниками обстоятельств и личной трагедии; тем не менее их поступки повлияли на судьбу сотен, если не тысяч. Горячо люблю эти тропы и игры.
Но полюбить «Тауматурга» я не смог. Причин тому много, но все они сводятся к тому, что разработчики не смогли довести ни один из игровых аспектов до ума.
Обе сюжетные линии хоть и представляют интерес, но они грубо склеены друг с другом, что порождает большое количество вопросов и несостыковок в логике. Равно как история и геймплей: магических фокусов Виктора для рядовых персонажей будто не существует. Хотя ладно, до опасного ведьмака тоже докапывалось обыкновенное быдло, так уж и быть.
Кроме того, сюжету не хватает постановочных сцен. Да и атмосферу разрушает «цирк уродов»: хоть игра и смотрится хорошо в изометрии, но модельки персонажей при близком рассмотрении вызывают весьма противоречивые чувства. Мягко говоря.
Скалон выглядит ещё ничего, но вот император…
Последние удары по атмосфере и польскому колориту наносят английская озвучка и русская локализация. Первая звучит инородно и местами отвратительно, а вторая не доделана до конца и богата на ошибки разного рода.
Боевая система обманчива: выглядит глубокой, но на протяжении двадцати часов придётся прожимать одни и те же навыки в одной и той же очерёдности, применяя их на одних и тех же врагов, у которых меняются только модельки. Надеюсь, я весьма красноречиво продемонстрировал то, что в игре мало разнообразия в геймплейном аспекте.
Что ж, возможно, игра покажет себя с неожиданной стороны и окажется крепким детективом? Если бы. Виктор сам делает все выводы и находит виновников, игроку лишь остаётся просто бегать и собирать улики. Не нужно задумываться над происходящей ситуацией или выдвигать какие-то теории – просто ходи, да кликай по светящимся предметам. Большинство дополнительных заданий именно так и решаются.
А больше в игре ничего особо и нет. Кроме юмора: светлый луч в царстве тьмы.
Что-то кончается…
Красивая обёртка, спору нет: пролог выполнен образцово и сразу втягивает в процесс, знакомит с главным героем и его ремеслом, выпячивает достоинства игры. Видно, что The Thaumaturge делали люди с реальным опытом, след «Ведьмака» прослеживается – например, тауматургическое чутьё.
Разумеется, не мне раздавать советы опытным разработчикам, но мне кажется, что при отсутствии средств (мне так кажется?) было бы хорошим решением сделать диалоги в стиле визуальной новеллы, а бои превратить в головоломки. Но ради последнего пришлось бы саму концепцию игры пересматривать, конечно.
В отзывах на странице игры в Steam многие обвиняют разработчиков в русофобии: действительно, в игре достаточно много негатива в сторону России. Я не изучал этот вопрос пристально с исторической перспективы (на «проходняк» времени и так уже потратил), но если рассмотреть продукт с точки зрения поляка, то всё встаёт на свои места.
Разработчики, кстати, сразу пояснили в дисклеймере, что «Тауматург» плод их коллективного воображения, а не историческая действительность™. В самой игре, кстати, оскорбляют не только русских, но и феминисток, гомосексуалистов, евреев, немцев и даже некоторую прослойку поляков.
В этом споре можно найти как много аргументов подтверждающих позицию, так и опровергающих её. Но делать мы это не будем, так как это блог про видеоигры, а не «лайфстайл» платформа™.
When woman talking. До сих пор не знаю, стоило ли писать эти два абзаца ради этого фрагмента.
По итогу The Thaumaturge – иллюзия хорошей игры, набор интересных идей, но реализованных плохо. Надеюсь, я привёл достаточно «правильных» аргументов в пользу этой позиции.