РОЖДЕНИЕ ОГНЯ
Расцвет и закат майя. Часть 1
Этим материалом начинаем финальную мини-серию майянского сезона, в которой рассмотрим все ключевые моменты и этапы долгого пути цивилизации майя к ее коллапсу. Увидим, как разрозненные племена землевладельцев перешли к строительству городов и царств, как эти царства укреплялись, и как, наконец, огромная культура пережила упадок, оставив нагрянувшим европейцам лишь загадки и воспоминания о золотом веке.
Это не означает, что страница истории майя окончательно перевернута, вовсе нет. Современные потомки древних жителей Мексики и Гватемалы
постепенно возрождают свою культуру, ученые открывают все новые и новые тайны майянских государств и правителей, но величие и самый яркий огонь этой удивительной культуры остались в прошлом. Более 500 лет (дольше, чем Новое Царство Египта!), продолжался он, пока не надорвал ресурсы крупнейших центров майя.
постепенно возрождают свою культуру, ученые открывают все новые и новые тайны майянских государств и правителей, но величие и самый яркий огонь этой удивительной культуры остались в прошлом. Более 500 лет (дольше, чем Новое Царство Египта!), продолжался он, пока не надорвал ресурсы крупнейших центров майя.
Давайте посмотрим, что и как там загорелось 16 веков назад, в начале классического периода.
Начало этой огненной истории вовсе не в регионе майя, а гораздо западнее, в Городе Богов – Теотиуакане. Освежить память об этом уникальном городе-государстве можно в этом посте, а здесь нам важно вспомнить, что это был древний мегаполис, уже во 2 веке достигший широкого влияния на весь регион Мезоамерики, в том числе и на ранние государства майя, в частности на богатый и крупный Тикаль, столицу Мутульского царства.
Священные владыки Мутуля
К 4 веку Тикаль уже стал едва ли не крупнейшим центром майянской культуры и экономики.
За прошедшую до этого тысячу лет майя научились продуктивно возделывать тонкий слой плодородной почвы. Они вырубали и сжигали леса, чередуя поля и оставляя использованные под паром. По мере развития они переходили к более продвинутым формам земледелия – настроили террас и системы орошения, завозили ил с низин на возделываемые огороды, разводили рыбу в искусственных прудах, охотились и заполняли загоны дичью, в общем, потихонечку обжились и начали богатеть.
Здесь надо отметить, что снова на историческом просторе за простыми словами «переходили» и «начали» скрываются столетия упорного существования и выживания. Вообще говоря, регион Петен, где развивались описываемые события, это густой тропический лес. Натуральные джунгли с торчащими на юге горами – лианы, обезьяны, кайманы и прочая живность. Комары тучами, кстати, даже в наши дни, в общем, прелестные места. За тысячу лет доклассического периода майя превратили это в сельскохозяйственный регион, их поселения еще не были знакомыми нам по сохранившейся архитектуре городами, но уже вполне себе оправдывали названия региональных центров.
Уже в 350 году до н.э. на месте будущей столицы Мутуля прослеживается сельская археология, а в 1 веке нашей эры появляется и первый известный правитель – Яш-Эб-Шок, имя которой переводят как Зеленая Акула. Вероятно, до него были и другие правители, просто этого иероглифы на найденных стелах называют основателем первой династии. Родом он был из полулегендарных «Холмов Агавы», откуда вели свое происхождение династии многих других городов. Предполагается, что это был один из городов майя доклассического периода, например, древний Каминальхуйу или Каналь. Но не суть, после Акулы было еще семь правителей, имена которых вообще до нас не дошли, потом еще один Акула, но не Зеленый, а Опаляющий, были всякие Облачные Лапы и даже одна женщина Дочь Ягуара.
Главный кусок исторической реальности здесь, или если хотите первый кусочек паззла – то, что Тикаль к 3 веку был уже мощным как город, но
пока варился в собственном соку, первая династия правителей была майянской кровь от крови. В 3 веке ситуация изменилась, майянские центры устанавливали дипломатические и торговые отношения с северным гигантом Теотиуаканом, торгуя какао, каучуком, нефритом и прочими драгоценными товарами.
пока варился в собственном соку, первая династия правителей была майянской кровь от крови. В 3 веке ситуация изменилась, майянские центры устанавливали дипломатические и торговые отношения с северным гигантом Теотиуаканом, торгуя какао, каучуком, нефритом и прочими драгоценными товарами.
Первая версия культуры майя к этому моменту полностью сформировалась: календари, иероглифическое письмо, ранняя архитектура, астрономия и обобщающая все это дело религия. Однако политическая структура оставалась дисперсной, разрозненной. Города майя существовали как государства сами по себе. Их правители, которые по сути были верховными жрецами, были сосредоточены на развитии собственных владений. Антропологи пишут, что в общем-то высокая цивилизация в таких местах и не могла родиться, слишком сложно сбить и поддерживать большое царство. «Высокая» в том смысле, что унифицируются культы, законы, традиции, язык и прочее. Разрозненности майя в значительной степени способствовало как географическое разнообразие ландшафта, от болот до вполне высоких гор, так и существующая полиэтничность: горные майя были по-прежнему отделены от юкатеков побережья, северные уастеки больше тяготели к мексиканским кочевникам, жители джунглей и болот в глаза друг друга не видели, кроме торговых экспедиций вдоль рек.
Идиллия, которая слишком затянулась.
Дымящаяся лягушка
Сразу оговорюсь, что это имя запоминать не стоит, это ошибка перевода того периода, когда письменность майя еще не была расшифрована. Просто рядом с именем этого господина было такое изображение, и археологи приняли лягушку за часть имени. После более тщательной расшифровки ученые убедились, что Siyaj Kʼakʼ переводится как Огонь Родился или Рожденный огнем, что-то такое.
И этот мистер Огонь, как вы возможно уже догадались, пришел в тихие леса Гватемалы с северо-запада, из Мексики, из Теотиуакана. Про неоднозначность этой фигуры поговорим чуть позже, сначала восстановим хронику событий.
В 377 году правитель Теотиуакана с еще одним звучным именем Сова-Копьеносец отправляет своего брата или просто близкого военачальника Сиях Кака с дипломатической миссией. Строго говоря, миссия сразу выглядит как военная, потому что Сиях идет с большим войском, но видимо сначала хотели по-хорошему принудить к подчинению и дани. Кроме обрывочных сведений об уже битвах на территории Мутульского царства мы не знаем по сути ничего, но если посмотреть на расстояние, которое пришлось преодолеть Огненному генералу, а это почти 1200 км, то очевидно, что его армия была внушительной. Зачем северянам это понадобилось, в целом понятно. Жадность, конкуренция, «мы хотим предотвратить», все как обычно. Главное тут, пожалуй, то, что армия захватчиков не стала размениваться на другие города региона, а сразу двинула в самый центр – в столицу богатого Мутуля - Тикаль.
В начале 378 войско Сиях Кака завоевывает ближайший город к Тикалю – Ваку, пополняет запасы и спустя всего неделю встречается с выставленной для обороны майянской армией в 26 км от столицы. Майя проигрывают сражение, и победители входят в город. Завоеватели разрушают храмы и стелы предыдущих правителей. Местный царь Чак-Ток-Ичак Второй ака Великая Лапа Ягуара прощается с городом и заодно с жизнью, а на престол Тикаля садится малолетний сын северной Совы-Копьеносца по имени Яш-Нун-Айин, то есть Зеленый Крокодил. Поскольку это совсем еще пацан, Сиях Как остается при нем регентом, однако не останавливается на завоевании только Тикаля.
В скором времени он завоевывает расположенный в 25 км и тоже вполне большой город Вашактун, а затем и Копан, будущую столицу царства Шукууп. Там он садит на правление других родственников Совы, подчинив таким образом самое сердце майянского региона. Сам Сиях Как впервые в майянской истории принимает титул Очкин Каломте, что означает «Правитель Запада». С этим титулом мы еще встретимся, в разговорах о более поздних периодах, это топовый титул для правителей всего региона.
С другими городами он налаживает дипломатические связи, создает союзы или сталкивает лбами местных правителей. Поскольку судьба Тикаля, Копана и Вашактуна вполне красноречива, майянские вожди особо не сопротивляются и заключают разного рода соглашения о дружбе, вассальной верности и торговли с северным гегемоном. Надо отметить, что по этому поводу нет никаких письменных источников, кроме немногочисленных сохранившихся стел с царскими именами и упоминаниями Рожденного Огнем, Совы и прочих неместных Крокодилов. Однако тот факт, что правительственные стелы с именем Огня нашлись, например, в Паленке, до которого от Тикаля почти 400 км, в Наачтуне, Рио-Асуле и других городах, говорит о широком влиянии мексиканцев на регион.
Эпоха «нового порядка»
Вот в этом влиянии собственно суть сегодняшнего разговора и состоит. Сначала стоит заметить, что подобный расклад – это результат относительно недавних исследований, общая теория устаканилась к 2008. До этого момента в майянской истории ученые видели влияние севера... или запада... короче Теотиуакана, но относили это на дипломатическое и культурное влияние. Стела 31 из Тикаля, на которой содержатся имена Сиях Кака и основателей новой династии, была расшифрована в 2000 году, вслед за этим майянисты стали сводить известные факты в общую картину. В ней далеко не все еще ясно, роль Сиях Кака как огненного победителя все еще дискутируется, однако общий консенсус по
исторической реальности примерно такой.
исторической реальности примерно такой.
Пирамидные формы Теотиуакана
После завоевания Тикаля в регионе начинают преобладать центральномексиканские мотивы. Например, совсем нехарактерный для
доклассического периода майя архитектурный стиль талуд-таблеро. Постройки в этом стиле состоят из платформы (таблеро) и наклоненной панели (талуд), что в целом образует как правило сложную ступенчатую пирамиду. На дворцы с проемами и арками ранних майя это совсем не похоже, а вот на большие и маленькие пирамиды Теотиуакана очень похоже. В культах покровителей появляются мексиканские персонажи, герои и божества. В регион приходит знаменитый пернатый бог Кецалькоатль ака Кукулькан, который тоже оттуда, с севера. Исследователи называют это «новым порядком», и общим результатом всей этой движухи становится усиление взаимодействия между майянскими царствами.
доклассического периода майя архитектурный стиль талуд-таблеро. Постройки в этом стиле состоят из платформы (таблеро) и наклоненной панели (талуд), что в целом образует как правило сложную ступенчатую пирамиду. На дворцы с проемами и арками ранних майя это совсем не похоже, а вот на большие и маленькие пирамиды Теотиуакана очень похоже. В культах покровителей появляются мексиканские персонажи, герои и божества. В регион приходит знаменитый пернатый бог Кецалькоатль ака Кукулькан, который тоже оттуда, с севера. Исследователи называют это «новым порядком», и общим результатом всей этой движухи становится усиление взаимодействия между майянскими царствами.
Далее происходит то, что на долгом треке выглядит довольно ужасно. Династии крупных городов начинают экспансию, подчиняя более мелкие,
завоевывая или принуждая к дани. Формируются мини-царства, которые вступают между собой в конкурентную борьбу, а кто ждал, что они обнимутся и объединятся? Однако географию никто не отменял, и сформировавшиеся вполне самостоятельные государства приходят к главному состоянию классического периода – бесконечным войнам и вспышкам сильных правителей то там, то там.
завоевывая или принуждая к дани. Формируются мини-царства, которые вступают между собой в конкурентную борьбу, а кто ждал, что они обнимутся и объединятся? Однако географию никто не отменял, и сформировавшиеся вполне самостоятельные государства приходят к главному состоянию классического периода – бесконечным войнам и вспышкам сильных правителей то там, то там.
Я сейчас немного упрощаю, но механизм и правда весьма несложен. В каком-то городе появляется сильная личность, ему как-то досталась сильная армия, в соседних городах удачно случаются какие-то менее сильные цари или внутренняя борьба кланов и вот вам новая звезда – свой кусок джунглей он завоевал и даже в какой-то степени объединил, подчинил. Его сын или внук уже не такие мощные, или рядом усилился другой великий царь, и цикл повторяется, эстафетная палочка переходит другому.
Мексиканские пирамиды в Тикале
Как уже говорилось, ученые все еще спорят, стало ли первое крупное завоевание майя (были и другие) причиной расцвета майянских городов или всего лишь катализатором накопившихся перемен. Это до конца не определено, научное сообщество все еще копает и переводит. Однако уже сейчас понятно, что Рожденный Огнем и в его лице политическое влияние северного соседа подтолкнули майя к междоусобицам, что стало поворотным моментом в истории всего региона. О том, к чему это приведет спустя несколько столетий, в следующих постах коллапсной мини-серии.
p.s. кстати, красноречивый эпизод, который говорит о дальнейшей политике мексиканцев «разделяй и властвуй». Перед непосредственным вторжением в Тикаль Сиях Как завоевал соседний город Ваку, который был вполне себе приличным городом на несколько тысяч человек, 4
храма, рынок, площадка для игры в мяч. Не Лондон, но и не Солсбери. Скорее Ливерпуль или даже Манчестер. Так вот, завоевание…ну как завоевание. Дипломатия. Правитель Ваки, Солнцеликий Ягуар приветствовал гостя и его армию и договорился построить храм, чтобы разместить Священный Огонь Теотиуакана, что означало подчинение северному покровителю.
храма, рынок, площадка для игры в мяч. Не Лондон, но и не Солсбери. Скорее Ливерпуль или даже Манчестер. Так вот, завоевание…ну как завоевание. Дипломатия. Правитель Ваки, Солнцеликий Ягуар приветствовал гостя и его армию и договорился построить храм, чтобы разместить Священный Огонь Теотиуакана, что означало подчинение северному покровителю.
Военные историки предполагают, что отряды Ягуара усилили экспедиционный корпус Теотиуакана, который был вооружен щитами и длинными копьями. Майянские воины дрались каменными топорами и короткими копьями, а в качестве доспехов носили набитые солью хлопковые жилеты, своеобразные бронежилеты. Такие доспехи кстати взяли на вооружение конкистадоры, когда намаялись таскать свои металлические кирасы по джунглям.
В общем, все по классике: враг моего врага мой друг, покровитель и Владыка Запада. Кому охота без головы остаться, когда у твоего города даже стен защитных нет? Лучше зажечь огонь в одном храме, чем отдать под огонь весь город. Мы уже не узнаем, что именно говорил себе Солнцеликий Ягуар при виде приближающейся армии Рожденного Огнем, но по результатам можно предположить что-то подобное.