Человек из книг — Сергей Калинин, «Читать как дышать»
Сергей Калинин, психолог, бизнес-консультант, коуч, преподаватель высшей школы и программ MBA. В настоящее время психолог-консультант в консультационном центре «Ваш семейный психолог» (г. Псков)
Любитель книг и фанат чтения. Для меня "читать" = "дышать". Наверное, я существо из ноосферы :), сотканное из информационных потоков. Если лишить меня книг, то подобно "мокрецам" (из "Гадких лебедей" Стругацких), я просто заболею...
Читательский стаж: с 5-летнего возраста (на 2022 год 55 лет). Домашняя библиотека: 5000 книг (бумажных). Норма чтения: не менее 100 книг в год.
Принцип чтения: чередовать полезное (книги «для пользы дела») с приятным (книги «для души»).
В книгах ценю красоту слова и глубину мысли. Считаю себя "профессиональным читателем". Работаю с информацией, перелопачиваю тонны словесной руды. Нахожу в книгах мощные ответы и удивительные вопросы. Книги помогают мне быть успешным в профессии и осмысленным в жизни.
Автор трех книг. Первая: "Компьютерная обработка данных для психологов". (СПб, «Речь», 2002, 134 с.), вторая: «Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем». (СПб, «Речь», 2006, 371 с.), третья: "Чтение как образ жизни" ("Ридеро", 2018, 236 с.)
Автор статей по психологии, саморазвитию, личной эффективности в региональных и федеральных СМИ (например, с 2015 года постоянный автор журнала "Наша психология")
_____________
«Человек из книг» — это большая глава проекта «Чтение для практики», где публикую беседы с интересными людьми об их взаимоотношениях с книгами, о процессе чтения и инструментах читателя, об отражении и применении прочитанного. Беседа проходит в переписке, а затем я первращаю ее в публикацию и помещаю ее в атмосферу мелодии, которая ничего не подчеркивает, но на многое намекает 😉
Marine by Vadim Bugaev
Вадим Бугаев
Marine.mp3
0:00
2:15
О влиянии и изменениях
ЧИТАТЬ НАЧАЛ В ПЯТЬ С "ХВОСТИКОМ" ЛЕТ. Точнее не помню, и даже родители уже не помнят. Хотя в своё время они очень гордились, что по сравнению со сверстниками я начал читать гораздо раньше.
ЛЕТ, НАВЕРНОЕ, ДО 7-8 КНИГИ = ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Мама (папа значительно реже) очень много мне читала. Это был традиционный ритуал чтения перед сном. "Чтобы сон хороший приснился", как говорила мама. Читала в основном народные сказки (не только русские, а разных народов мира) и русскую классику (рассказы Толстого, Чехова, что-то из Лескова, Гоголя и др.). Чтение "взрослых" книг было отличным поводом для бесед, т.к. у меня возникало множество вопросов по поводу значения отдельных слов, и вообще, по поводу понимания происходящего в тексте.
Кстати, почти все первые прочитанные мною книги были перечитанными :) Т.е. сначала мне читала их мама, а уже потом перечитывал (и дочитывал) я их сам. Так книги раскрывались передо мной в каком-то новом свете; они были вроде и знакомыми, но всё равно какими-то другими. Я самостоятельно находил в них что-то своё, и бежал делиться своими "открытиями" с родителями :).
В ВОЗРАСТЕ 9-15 ЛЕТ Я ЧИТАЛ "ЗАПОЕМ", ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО У МЕНЯ УХУДШИЛОСЬ ЗРЕНИЕ. Книги в советское время были дефицитом, но дома (спасибо родителям) была собрана роскошная библиотека. Лет с 10 я был записан сразу в три библиотеки 😉 Также все друзья родителей были много читающими "книжными" людьми, что позволяло найти в их библиотеках все мыслимые и немыслимые книжные раритеты.
В этом возрасте я обнаружил, в чтении было очень много "выгод" 😉
Во-первых, практически все прочитанные интересные книги я пересказывал своей младшей сестре и/или своим друзьям. Типичной ситуацией было, когда 15-минутная дорога из школы домой с приятелями (или с сестрёнкой из детского сада) растягивалась на час. Мы просто останавливались где-нибудь посреди улицы, я "вещал", а друзья меня раскрыв рты слушали 😉
Сознаюсь, что я много импровизировал. Например, на экране появлялся фильм "Три мушкетера", с которого фанатели все советские мальчишки. А я интригую товарищей тем, что, оказывается, есть продолжение истории: и 10 лет спустя, и 20 лет спустя; быстренько их прочитываю, и начинаю им пересказывать. Но просто пересказывать мне скучно 😉 И я активно начинаю досочинять сюжет, добавляя туда драк и всякого экшена 😉 А ещё друзьям нравится морская тематика, поэтому рассказываемая мной история мушкетеров незаметно трансформируется в "Одиссею капитана Блада" 😉
Добавлю, что эпизоды рассказанных историй, которые вызывали наибольший восторг моих приятелей, мы делали центральным сюжетом наших детских игр. Так книги через истории превращались в действия. Часто бывало так: идём со школы; я рассказываю историю; в какой-то момент друзья говорят: "О, какая классная дуэль!"; после чего мы разбегаемся по домам делать уроки, и ждём не дождёмся вечера, когда можно выйти во двор, и устроить эту самую дуэль 😉
Во-вторых, я понял, что чтение помогает мне учиться. Я очень быстро обнаружил, что существуют научно-популярные книги, которые читать намного интереснее, чем учебники. Но эти самые книги реально помогают в понимании учебного материала, и что особенно важно - дают значимые аргументы в спорах с учителями 😉 Я также быстро понял, что учителя уважают много читающих и эрудированных учеников. Можно было не "упираться" в делание скучных уроков, читать то, что мне интересно, но при этом получать на уроках "пятерки" за счёт знаний, почерпнутых самостоятельно.
ЛЕТ С 14 И ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТ КНИГА СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ "ИСТОЧНИКОМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ЗНАНИЙ"
"Эксперименты" были в основном направлены на открытие новых авторов и новых литературных стилей в сфере художественной литературы. Мне нравилось (и до сих пор нравится 😉) открывать "новые имена" или неизвестные стороны уже известных авторов. Часто это было вопреки школьным урокам литературы. Например, мы изучаем по программе какую-нибудь революционную "Песнь о буревестнике" М.Горького, а я читаю "Мои университеты". На уроках ругают всяких там "декадентов", а знакомые родителей с величайшей конспирацией дают мне почитать отпечатанные на гектофграфе запрещённые стихи Марины Цветаевой.
Для меня это был своего рода "литературный экстрим", разумеется, наивный и подростково-эпатажный 😉 На выпускном экзамене по литературе в 10 классе я выбрал тему "Образ современника в советской поэзии". И написал сочинение по стихам В.Высоцкого 😉 Пока писал, трижды подходили члены приёмной комиссии и вежливо предлагали выбрать Евтушенко, Вознесенского и т.п. На что я возражал: "А что, Владимир Высоцкий официально был объявлен антисоветским поэтом?!". За сочинение получил "отлично" 😉
У меня читательский "рефлекс новизны" остался до сих пор 😉 Как только слышу о новом авторе, сразу беру на заметку: "Надо ознакомиться!". Даже если есть это хорошо знакомый автор (любимый, классический), то внутри корпуса его текстов я стараюсь найти что-то оригинальное, неожиданное. Такие вот "литературные эксперименты" 😉
Я С ДЕТСТВА ФАНАТ ХОРОШИХ УЧЕБНИКОВ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ КНИГ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ. Лет, наверное, с 10 любимой моей книгой была знаменитая "Детская энциклопедия" (ред.Маркушевича А.И., 3-е издание). Все 12 томов я зачитал буквально до дыр; некоторые книги приходилось склеивать по 2-3 раза. Книги эти не просто читались, они служили вдохновением для множества практических начинаний :). Например, результатом изучения первого тома ("Земля") стала большая коллекция минералов, которую я собирал много лет, и от которой избавился сравнительно недавно. После изучения "Из истории человеческого общества" мы с друзьями облазили почти все башни Псковского Кремля в поисках тайных подземных ходов, которые без нашей помощи археологи, конечно же, не нашли бы 😉
Этот подход: "прочитал - понравилось, интересно! - попробуй на практике" - сохранился у меня и по сей день.
Я ЧЕЛОВЕК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И УВЛЕКАЮЩИЙСЯ; СВОЕГО РОДА "ЭМПАТ". Это означает, что когда я читаю, я довольно сильно сопереживаю и главному герою, и прочим персонажам. Мне легко с ними отождествиться. К счастью, это быстро проходит 😉 Если вспомнить литературного героя, на котором в детстве я "зациклился" больше всего, то, пожалуй, это был Шерлок Холмс.
Сегодня хотел бы быть самим собой. "Быть похожим" на какого-то литературного героя в жизненной перспективе не хочется (хотя все мы по факту, наверное, на кого-то похожи :)). Примерять на себя на короткое время роли/маски каких-то литературных героев в целях личностного развития - почему бы и нет? Вот если говорить о такой краткосрочной перспективе, то в настоящий момент выбрал бы майора Звягина
КНИГИ ПОСТОЯННО ОКАЗЫВАЮТ НА МЕНЯ ВЛИЯНИЕ; МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ВСЕ ВРЕМЯ КОРРЕКТИРУЕТСЯ С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО Я ЧИТАЮ. Жизнь - это постоянные вопросы, адресованные самому себе. Книги могут подсказать ответы на эти вопросы. И если эти ответы актуальны, то они и оказывают "наибольшее влияние". Чтобы не было очень абстрактно, давайте приведу пару примеров...
В молодости у меня была ситуация, когда я расстался с любимой девушкой, и впал в довольно серьезную депрессию. Поездка в другой город, участие в спортивных соревнованиях, всякие развлекательные мероприятия - ничего мне тогда не помогло... Помогли книги. А именно - чтение стихов. Поэзия Серебряного века (Мандельштам, Белый, Бальмонт и др.) стала для меня своего рода лекарством для души, бальзамом на раны.
Но удивительно другое: вместе с негативными переживаниями у меня словно появилась какая-то особая способность чувствовать стихотворный ритм, понимать вложенные в слова образы и метафоры. Я запоем читал и перечитывал поэтические сборнички; сам начал пробовать рифмовать; стихи мне даже снились иногда 😉 И мне стало легче...
Какой вывод тогда я сделал? Что у Любви много лиц. Что она бесконечна в глубину и в высоту. Что у этого чувства множество нюансов и оттенков, и все они по-своему прекрасны. Что даже расставание с любимыми может быть не только болью, но и жизненным уроком, драгоценностью в сокровищнице памяти.
Ещё пример. В мои студенческие годы, которые пришлись на эпоху Перестройки, наконец-то издали многих запрещённых в СССР философов. Издавались они малым тиражом, в книжных их сметали моментально. Их можно было купить в "Крупе" (на книжном рынке в ДК "Крупской"). Помнится, что я отдал чуть ли не полстипендии всего за две книги: "Самопознание" Бердяева и двухтомник сочинений Ницше. Эти две книги меня очень поддержали в непростые перестроечные времена, и во многом задали вектор моего саморазвития, которого я придерживаюсь и по сей день.
Что важного из этих книг я взял? Вот цитата из Бердяева, которая долгое время висела у меня над рабочим столом: "...основная проблема жизни есть проблема изменения, изменения собственного и изменения окружающих. В связи с движением и изменением происходят переоценки. Личности нет без изменения, но личности нет и без неизменности, верного себе субъекта изменения. Изменение может быть улучшением, восполнением, восхождением, но может быть и ухудшением, может быть изменой. И вся задача в том, чтобы изменение не было изменой, чтобы в нем личность оставалась верной себе".
Что касается Ницше, то меня ни в коей мере не вдохновила идея сверхчеловека. Но мне очень понравились идеи Фридриха о "слишком человеческом" - о том, что инструменты познания и самопознания несовершенны. Ницше стал для меня своего рода "первым учителем" критического мышления; научил меня быть самостоятельным в мышлении, и убедил не цепляться за расхожие истины, от каких бы авторитетов они не исходили, а искать их самостоятельно.
СЕЙЧАС ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ 😉 Для меня читать - это так же естественно, как дышать. Чтение я приравниваю к диалогу с интересными собеседниками. У меня довольно развитое воображение, и я легко "перекидываю мостики" от прочитанного к жизни, и наоборот. Чтение даёт мне новые идеи, развивает и обучает меня. Чтение помогает мне осмысливать и интегрировать мой жизненный и профессиональный опыт.
Есть и профессиональная сторона: если я работаю консультантом, то мои знания по определению должны быть более разнообразными и объёмными, чем знания клиентов, которые обращаются ко мне за консультациями. "Читать" для меня = профессионально работать с большими массивами информации.
МЕНЯ МАЛО МОТИВИРУЮТ ИМЕННО ТЕ КНИГИ, ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОТОРЫХ - МОТИВИРОВАТЬ 😉 Часто они мне кажутся слишком примитивными, и имеющими мало отношения к моей жизни и моим целям. Меня редко мотивируют книги-кейсы, где люди делятся личным опытом своих достижений. Просто потому, что слишком многое "не сходится" - их и мои жизненные обстоятельства, их и мой тип личности, способности, задачи и т.п. Многие и таких книг отображают опыт их авторов очень избирательно, что не способствует усвоению и переносу изложенных в этих книгах мотивационных (и прочих) рецептов.
Лучше всего меня мотивируют или художественные книги или "технические руководства". "Техническими руководствами" я называю обстоятельные мануалы, где без лишней мотивационной трескотни даются чёткие алгоритмы действий или представлен достаточный спектр новых фактов/идей/инструментов в какой-то сфере деятельности. При этом для меня очень важен бэкграунд автора и его текста. Желательно, чтобы "тех.руководство" было "расширенной версией" профессионального опыта автора; и желательно, чтобы это была не только мега-креативная отсебятина 😉, но и присутствовали бы добротные пруфлинки (на научные данные, на чужой опыт, на факты, противоречащие позиции самого автора и т.п.). Вот такого рода тексты мне читать интересно, и они меня практически всегда вдохновляют и дают что-нибудь полезное!
Примеры конкретных книг по данному пункту приводить не буду, т.к. мой главный читательский принцип: не бывает плохих книг! В ЛЮБОЙ книге можно найти что-то полезное для себя!
О ритуалах и инструментах
ГЛАВНЫЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТ - ЭТО, КОНЕЧНО, СОБСТВЕННАЯ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ 😉 Убежден, что чтение должно быть системным; но сама "система" индивидуальна для каждого человека. Главное в любой системе - это цель. Для чего человек читает? Зачем ему это нужно? В соответствии с целью подбираются и инструменты.
У меня две цели: 1) чтение как "топливо для профессионального роста"; 2) чтение "для души" (как отдых, развлечение, познание чего-то нового и интересного). Разумеется, цели могут переплетаться; сравнительно часто встречаются книги и полезные и "душевные".
Главный "инструмент" для профессионального чтения - это навыки рационального чтения в самом широком смысле. Сюда входят и техники быстрого / просмотрового / ознакомительного чтения; и техники выявления нужной информации (закладки, пометки в тексте, выписки и т.п.); и техники анализа прочитанной информации (выписки в рабочие тетради, в картотеку); техники сохранения информации (персональный архив).
Если под "инструментами" понимать какие-то физические объекты или софт, то я бы назвал следующие: - для удобства и скорости чтения - электронная книга / планшет + хорошая программа-читалка, позволяющая делать в тексте закладки, выделять и копировать цитаты- для анализа прочитанной информации - рабочие блокноты (бумажные) / электронные блокноты (Evernote, OneNote) / интеллект-карты (нарисованные от руки или программно)- для персонального архива - в настоящий момент использую Evernote
Разумеется, инструменты связаны между собой. Задача инструментов - эффективно "вытаскивать" полезную информацию из книг и сохранять её так, чтобы с ней удобно было работать дальше. Например, с помощью ридера читается книга; отмечаются цитаты (электронное выделение), которые потом переносятся в Evernote и тэгируются; в процессе чтения также делаются пометки в рабочем блокноте. При этом рабочий блокнот является скорее "навигацией" по самым полезным/интересным моментам книги, а также содержит мои собственные идеи/комментарии, возникшие в процессе чтения. Отдельные места из рабочего блокнота могут быть потом также занесены в Evernote, где и хранятся/используются для работы.
Чтение "для души" (в основном это художественные книги) не предполагает целенаправленного "извлечения полезной информации". Но рабочий блокнот всё равно держу под рукой, т.к. в художественных книгах бывают интересные цитаты / факты / идеи / образы / персонажи и т.п., которые я также беру "на карандаш". Например, в Evernote у меня есть страница, которая называется "новые слова". Туда я вписываю новые (для меня :)) и оригинальные слова, которые встречаются в художественных книгах. Для меня это не просто "развитие словарного запаса" 😉 Считаю, что мастерство в обращении с художественным словом связано со способностью использовать (умеренно!) низкочастотные, редкие слова. Для меня это своего рода "тренинг творческого мышления" 😉
ОСОБЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ РИТУАЛОВ У МЕНЯ НЕТ. В обязательном порядке читаю перед сном (30-40 мин.). Верю, что ночью мозг обрабатывает "загруженную" в него перед засыпанием информацию. Иногда читаю утром, в самом начале рабочего дня - чтение помогает мне собраться с мыслями, настроиться на работу. Утром - только чтение "полезных" книг; вечером (особенно если устал) чаще читаю художественные.
Пожалуй, мой главный книжный ритуал (привычка) - заполнение чтением "мусорного времени". Как правило, это аудиокниги, которые я слушаю в дороге, во время вынужденного ожидания и т.п.
Не знаю, можно ли это назвать ритуалом, но периодически я занимаюсь "разведкой книг" 😉 . Иногда я просто захожу в книжный магазин, и начинаю перебирать книги на полках - обязательно находится что-нибудь новое и интересное! Иногда наугад читаю отзывы о незнакомых мне книгах в читательских соц.сетях, на форумах и т.п. Также у меня на примете есть около десятка человек, чьё книжное мировоззрение близко моему - и мне периодически очень интересно узнавать, что они читают.
Если сравнивать с прошлым, то сегодня я читаю значительно меньше (по затратам времени), и более целенаправленно. Думаю, что в старших классах школы и в студенческие времена чтение для меня часто было классическим "поглотителем времени" 😉 Т.е. чтение было "сверх-приоритетом", из-за него отодвигались другие, более важные дела. Сейчас, разумеется, не так. Вечернее чтение для меня - это своего рода "награда" за продуктивно отработанный день :). Утреннее чтение я использую, как способ проснуться (т.к. я "сова" 😉 ), и настроиться на рабочий ритм. Утреннее чтение я обычно жёстко ограничиваю по времени, а вечером могу позволить себе "зачитаться".
О выжимках и кратких версиях
ОТНОШЕНИЕ К КНИГАМ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ У МЕНЯ ХОРОШЕЕ. Для меня это, кстати, давно не новость. Любой научный работник знает о существовании реферативных журналов, в которых аккумулируются краткие выжимки из научных статей со всего мира. В период работы над диссертацией, я, к примеру, выписывал реферативные журналы ВИНИТИ; это было ещё в эпоху "до Интернета" 😉 , мне присылали их по почте. Краткое изложение научных статей по моей тематике очень помогало держать руку "на пульсе" современных исследований.
Убежден, что компетентность в работе с информацией предполагает такие базовые навыки как умение сворачивать и разворачивать информацию. Свёртка информации может быть какой угодно; убежден, что краткое содержание любой книги при желании можно выразить одним предложение или даже одним словом (метафорически). Этого вполне достаточно, чтобы передать главную идею/смысл текста.
Разумеется, при свёртке информация будет теряться. Насколько критичны эти потери? Тут ответить уже сложнее... Дело в том, что и тот, кто читает книгу, и тот, кто её сокращает, делают это под своим углом зрения. Наши углы зрения, увы, могут не совпадать :(. Создатель краткой версии может легко пропустить то, что для меня очень важно. Поэтому к кратким summary, которые сделаны незнакомыми мне людьми, я отношусь как к развёрнутой аннотации - конкретно полезной мне информации в ней мало, но можно получить общее представление о том, стоит ли самому читать книгу 😉
Вот если бы у меня (неважно, у любого другого клиента) была возможность ставить задачу создателю таких саммари, под каким именно углом зрения ему читать книгу (чтобы отреферировал полезные МНЕ моменты), и какой объём нужен "на выходе" - это было бы классно! 😉 Кстати, думаю, что такие услуги по "информационному аутсорсингу" в будущем будут очень востребованы. И тут наверняка нужна какая-то автоматизация... Думаю, что сегодня книги в кратком изложении - очень востребованная штука для повышения квалификации любых взрослых профессионалов (особенно в бизнесе).
О списках субъективных
Представьте, что произойдет обнуление культурного наследия и вся история Книг начнется вновь. Какие три книги имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений?
1) Букварь/Азбука - чтобы не утратить навык чтения/письма.
2) ЛЮБАЯ священная книга, содержащая основы одной из мировых религий. Например, Новый Завет. У меня очень сложные отношения с религией; но если моделировать ситуацию "обнуления культуры", то подобный текст будет очень даже не лишним.
3) Какую-нибудь хорошую поэтическую антологию - где собрано много разнообразных по стилю, времени создания и т.п. стихотворений. Чтобы люди понимали, каким прекрасным может быть слово 😉
А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?
Сложно ответить, т.к. не очень понимаю, о каком "будущем" идёт речь :((. Если это моё личное ближайшее (реальное жизненное) будущее, то с собой не взял бы НИЧЕГО. Всё прочитанное - в моей голове или в моём сердце. Я уже давно живу не на уровне "фаната отдельных книг", а на уровне глобального "текста текстов". Мне нравится идея Борхеса о воображаемой библиотеке 😉 - т.е. в будущем мне интересны те книги, которые я ещё не прочитал, и даже не догадывался, что смогу их прочитать. Т.е. не взял бы ни одной книги, но хотел бы в будущем встретить много новых неожиданных книг...
Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сегодня?
1) Только что дочитал Сью Хэтфилд "Что тебя останавливает?" . Основание для выбора: книга по тайм-менеджменту; очень интересно про постановку и достижение жизненных целей. Это интересно мне и для личного развития; и с профессиональной точки зрения, как коучу и психологу.
2) Дочитываю Идрис Шах "Командующее Я". В своё время увлекался суфизмом, решил освежить в памяти 😉
3) Слушаю (в основном в дороге) в виде аудиокниги Сесилию Ахерн "100 имен". Где-то полгода назад прочитал её книгу "Время моей жизни", которая сильно удивила своим "развивающим потенциалом" 😉 Книга художественная, очень позитивная, меняет отношение к себе и к своей жизни в лучшую сторону. Ожидаю от "100 имен" чего-то аналогичного, но пока непонятно...
О будущем книг и чтения
КАЖЕТСЯ, УМБЕРТО ЭКО ЗАМЕТИЛ, ЧТО КНИГА СОЗДАНА ЧЕЛОВЕКОМ ИЗНАЧАЛЬНО КАК НЕКИЙ ИДЕАЛЬНЫЙ И САМОДОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО УЛУЧШИТЬ. Аналогично столовой ложке или колесу. Разве что помечтать? 😉
Лично мне в книгах не хватает (а) информационной глубины и (б) обсуждения в реальном времени с единомышленниками.
(а) Я обожаю книги "с примечаниями". Даже художественные книги я стараюсь читать в академических изданиях, в которых обычно присутствует глубокое предисловие + множество сносок-комментариев по тексту. Я считаю, что если не "погружаться в контекст" (т.е. не изучать эти самые сноски и примечания), то мы просто теряем до 90% смысла написанного. Но злая ирония заключается в том, что сноски могут быть на другие тексты, которых сейчас нет под рукой 😉 Надо гуглить, или, что ещё хуже, бежать в библиотеку.
Мечтается мне о том, что в будущем ЛЮБАЯ книга будет частью единого гипер-текста; плюс будет возможность с помощью удобного интерфейса (голосового, к примеру) запросить сколько угодно комментариев / справок / сведений / иллюстраций / примеров и т.п., ведущих "в глубину" текста.
(б) понятно, что сейчас полно тематических форумов. Фактически любую книгу можно рецензировать / комментировать / дискутировать с единомышленниками, но... Было бы очень интересно делать это в режиме реального времени: открывая электронную книгу, я вижу, какие ещё пользователи и на какой странице читают эту же книгу. Плюс есть индикаторы их эмоциональной реакции на текст (легко сделать по мимике, дыханию, зрачковой реакции и т.п.) - т.е. понятно, кто переживает текст примерно так же, как и я 😉 Плюс любая выделенная в книге, или комментарий к ней так же в реальном времени отображается в своего рода "книжной френдленте" - возможно, другие читатели подметят нечто интересное, на что не обратил внимание я. Т.е. получается такое своего рода "совместное" или "коллективное" 😉 чтение. Думаю, это было бы очень интересно.
БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ? И то, и другое Для души выбираю бумажные книги, для "разума" (т.е. быстрой и чёткой работы с информацией) - электронные книги. Думаю, что ещё очень долгое время бумажные и электронные книги будут существовать параллельно. Как в своё время кинематограф (или видео; или DVD и т.п.) не "убили" театр; так и новые книжные форматы не "убьют" бумажную книгу.
КАКИМИ ИМЕННО БУДУТ НОВЫЕ ФОРМАТЫ - ВРЯД ЛИ КТО УГАДАЕТ... Я ставлю на проекционные интерфейсы 😉 "Проекционные интерфейсы" я понимаю в самом широком смысле слова; 3D-печать это тоже такой интерфейс.
Т.е. текст сможет проецироваться где (на что) угодно и когда угодно в любом возможном для человеческого восприятия формате (зрительные образы; символы; звук и др.). Например, книга может читаться в виде голограммы, вещающей голосом автора или любимого актёра 😉
Т.е. текст сможет проецироваться где (на что) угодно и когда угодно в любом возможном для человеческого восприятия формате (зрительные образы; символы; звук и др.). Например, книга может читаться в виде голограммы, вещающей голосом автора или любимого актёра 😉
Не знаю, реализован ли уже в Гуггле Гласс функционал проецирования книжного текста на стёкла очков; но думаю, что это уже вполне реально. Следующий (и тоже технически уже ПОЧТИ возможный 😉) шаг, например, проецирование текста на контактные линзы (или сразу на сетчатку). Чем не чтение? 😉
И напоследок...
ОЧЕНЬ ЧАСТО МНЕ ЗАДАЮТ ВОПРОС: "А ЧТО ПОЧИТАТЬ?" Страсть как не люблю такие вопросы, в первую очередь за их неконкретность...
Но если бы мне сформулировали вопрос так: "Что почитать, чтобы быть глубоко образованным гражданином мира, способным чувствовать и понимать культурные корни и коды ЛЮБОГО художественного текста?", то я бы с чистой совестью рекомендовал две серии книг, которые оказали лично на меня огромное влияние (в плане общего культурного развития 😉) :
Не могу похвастаться тем, что прочитал ВСЁ из перечисленного, но больше половины точно. Надеюсь, есть ещё несколько лет жизни в запасе, чтобы дочитать остальное 😉
ЕСЛИ ВЫБРАТЬ ОДИН ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ Я ХОТЕЛ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ, ОТКРЫВ КНИГУ ОТВЕТОВ НА ВСЕ МОИ ВОПРОСЫ, ТО... НО У МЕНЯ НЕТ ТАКОГО ВОПРОСА. Причина очень проста: человек НЕ МОЖЕТ сформулировать вопрос, ответа на который он уже не ЗНАЕТ сам. Даже если предположить, что я могу сформулировать вопрос, на который я не знаю ответа, то это означает, что я просто не пойму ответ на него, данный мне неким "высшим существом" 😉
Это старая фишка, ещё в середине 20 века достаточно хорошо проработанная лингвистической/аналитической философией. Если хотите более простого объяснения, то очень рекомендую рассказ Р.Шекли "Верный вопрос", где очень наглядно моделируется встреча с подобным всезнающим Ответчиком 😉
Моя позиция такая: "вопросный подход" к чтению (когда перед/во время чтения я формулирую один/несколько вопросов, ответы на которые я хотел бы получить при чтении) имеет очень ограниченное применение. Любой вопрос - это уже некие рамки сознания, ограничивающие восприятие. Я использую вопросы только в режиме поискового чтения, когда мне нужно от книги что-то предельно конкретное.
Во всех остальных случаях я считаю, что не я должен ставить книге вопросы, а книга должна (при её чтении с "открытым сознанием") ставить передо мной вопросы 😉 Действительно полезные вопросы (на которые я пока ещё не знаю ответ), ВСЕГДА приходят извне, со стороны. Только книга (в отличие от людей) делает это очень деликатно :). Надо уметь уважать текст, уметь вслушиваться в него, а не препарировать его своими вопросами... Тогда текст действительно способен удивить нас ВОПРОСОМ...
PS
ПОЖАЛУЙ, НЕТ КАКОГО-ТО ОСОБЕННОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДЕВИЗА. Есть убеждение, что наша жизнь разворачивается по повествовательным законам; и что личность человека - это текст. "Мы сами себе сочиняем и песни и судьбы" 😉
Убежден, что мир будущего (та самая "ноосфера") - это "текст текстов", глобальная гипертекстовая реальность. Думаю, что человек является подлинным человеком лишь тогда, когда он максимально погружён в океан текстов.
| апрель, 2015
Все выпуски рубрики «Человек из книг» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу
_____________________
Об идеях и инструментах активного чтения и работы с информацией для
практической пользы подробно рассказываю в рамках онлайн-курса «Чтение для практики»
практической пользы подробно рассказываю в рамках онлайн-курса «Чтение для практики»