Человек из книг — Людмила Шилина, «Ни дня без строчки»
Людмила Шилина (псевдоним Анна Вислоух), публицист, писатель, литературный редактор. Член Союза журналистов и Союза писателей РФ.
Много лет работала в областных газетах Воронежа корреспондентом, редактором, сотрудничала с федеральными СМИ, с журналом МИД РФ «Русский век». Публиковалась в альманахах и сборниках издательств «Эксмо», АСТ, «Вече».
Автор рассказов и повестей в жанре docufiction: «Громкая тишина», «Жизнь переменчива», «Помните, что все это было», «Улыбнись дереву! Детям о Мичурине», «Когда они возвращаются»
В разные годы становилась дипломантом и победителем российских и международных литературных конкурсов, лонглистер Международной детской литературной премии имени В. Крапивина 2019 года, победитель конкурса «Подросток N» издательств «Лабиринт» и КомпасГид. Участвовала в международных книжных выставках-ярмарках в Москве, Франкфурте, Кракове, Лейпциге.
Ведет канал в Телеграм — «Писатели и читатели»
«Человек из книг» — это большая глава проекта «Чтение для практики», где публикую беседы с интересными людьми об их взаимоотношениях с книгами, о процессе чтения и инструментах читателя, об отражении и применении прочитанного. Беседа проходит в переписке, а затем я превращаю ее в публикацию и помещаю ее в атмосферу мелодии, которая ничего не подчеркивает, но на многое намекает 😉
Вадим Бугаев
Nine and a half.mp
0:00
9:30
О влиянии и изменениях
Начала читать рано, лет в пять. Кто научил читать, не помню, вроде старшая сестра, но этот процесс вообще не остался в памяти, все было как-то само собой, без напряга. Из воспоминаний близких знаю, что в шесть лет читала почему-то «Педагогическую поэму», наверное, она просто попалась под руку.
Всегда читала запоем. Это была и есть страсть, из всех увлечений чтение я ставлю на первое место. Лет мне уже много, и книги в моем детстве можно было взять разве что в библиотеке. Да, дома тоже собралась довольно большая библиотека, но родители были военными строителями, и сколько раз мы переезжали, даже я запуталась, а до моего рождения почти каждые полгода – новое место. Поэтому достать хорошую книгу, да и понять – а какая хорошая? — было очень непросто, и я читала все, что попадалось – ну буквально от «Педагогической поэмы», о которой выше упоминала, и до «Приключений Незнайки», которую давали в школьной библиотеке на два дня. Я не могу определенно сказать, почему я читала с таким увлечением, забывая обо всем. Здесь, видимо, множество факторов сходятся: увлекательность текста, погружение в другой мир, захватывающее действие, магия слога писателя.
Став старше и перейдя на другую литературу, тоже в основном из библиотеки, я «напитывалась» из книг образами и мыслями героев, и они меня в прямом смысле воспитывали. Я так всегда и говорю – меня воспитали книги. Став взрослой, не стала читать меньше (разве что, исключая первые годы жизни детей), но перешла на другую литературу, благо можно было уже что-то покупать. В это время чтение стало отдыхом от многочисленных забот матери семейства. Но и не только. Я стала внимательнее рассматривать структуру книг, вчитываться в слог, стиль автора, раздумывать: а как это написано и почему именно так? А я так смогу? Чуть позже я ответила на этот вопрос. Смогу. Но не так.
Любимых литературных героев почти нет. Даже сказала бы: совсем нет. Есть, скорее, любимые писатели и те, кого они создали. Это те писатели, которых я изредка перечитываю, когда понимаю, что пресытилась современной литературой и мне просто не хочется ее читать. Их очень мало. Ремарк, Ромен Гари, Паустовский, Генрик Сенкевич (его иногда на польском), Гранин. Из современников Лоран Бине, Кнаусгор, Ольга Токарчук (я начала ее читать задолго до Нобелевки) и Элис Манро.
В детстве страшно хотела быть похожей на девочку типа Дубравки из одноименной книги Радия Погодина. Потом это желание прошло, а уже во взрослом возрасте я стала настолько самодостаточным человеком, что никогда не испытывала желания быть на кого-то похожим — и в жизни, и в литературе. Видимо, поэтому я и писательским своим жанром выбрала docufiction, жанр нераспространенный и издателям неинтересный.
С детства на меня оказывает влияние весь Диккенс, «Без семьи» Мало, «Приключения Заморыша» Василенко, «Маленький оборвыш» Гринвуда, весь Марк Твен, Каверин «Два капитана», книги Астрид Линдгрен, «Динка» Осеевой, «Молодая гвардия» Фадеева и пр., пр. Эти книги, как я и отмечала выше, меня и воспитывали. Время было такое, что главное, как считали родители, ребенок должен быть сыт, одет и хорошо учиться в школе. На все остальное внимания не обращали, ни о каких высоких и духовных материях не говорили, никаких психологических разговоров не вели. Просто жили, как все в те годы. И если посмотреть на перечень моих любимых детских книг, то легко можно заметить, что они о силе духа, справедливости, порядочности, принципиальности, стойкости, нравственности, ответственности, об умении дружить, о презрении к предательству, о самопожертвовании, об идеалах… И хотя почти все эти качества приписывались «новому советскому человеку», все же я бы не сбрасывала со счетов большую их часть и сегодня. Такой и осталась в жизни, впитав эти идеалы, с ними и продолжаю жить. Не очень просто это сейчас, но по-другому уже не могу.
Сейчас чтение для меня – прежде всего, образование и работа. Да, конечно, развлекательная часть чтения тоже присутствует, но в последние годы она сильно уменьшилась. Скажем, я довольно долго увлекалась детективами, сейчас практически их не читаю. Стало жаль времени: примерно в середине книги понимаю «кто убийца» и становится неинтересно. Хотя двух-трех авторов все же читаю, тех, за творчеством которых слежу давно. Но не больше.
Сейчас в круге моего чтения мемуары, историческая литература fiction и non-fiction, книги по писательству, по саморазвитию, психологии и психиатрии. Последние по причине того, что, столкнувшись с психическими особенностями близкого человека, стала изучать тему самостоятельно, благо недостатка в такой литературе сейчас нет. Беллетристика очень редко, и то зарубежных авторов. Почему-то читать ее мне неинтересно. Я и не пишу беллетристику по той же причине.
Книги таких жанров мне нужны для моей работы, ведь чтобы написать качественный docufiction, нужно перелопатить гору литературы по теме. В моих книгах «Громкая тишина» и «Помните, что все это было» я привожу список прочитанной литературы, по каждой книге – больше пятидесяти изданий. Поэтому книги, которые я сейчас читаю, дают мне очень много, они позволяют мне писать свои тексты. И я продолжаю учиться: и стилю, и слогу, и способу подачи материала, и креативности.
О ритуалах и инструментах
На самом деле, инструментов не много. Точнее – два. Я читаю параллельно несколько книг. Одна, предположим, мемуары. Вторая книга по психологии, третья — или беллетристика, или исторический роман.
И я делаю закладки цветными стикерами, а наиболее удачные фразы, метафоры, сравнения сохраняю (переписываю, если книга бумажная) в копилку на Evernote. Когда какой-то затык в работе, перечитываю чужие мысли, мне часто помогает такой способ найти что-то свое. Этот метод советует Остин Клеон в книге «Кради как художник»
А ритуал очень прост: я читаю только вечером перед сном. В течение дня я это делаю, если заболела и вынуждена валяться в кровати. Правда, после того как ушла из газеты, стала читать еще и утром. В это время дня я читаю одну книгу, вечером – другую (или третью, по настроению). Такое переключение между книгами мне не мешает, наоборот, я, отстраняясь на время от одного текста и возвращаясь к нему, вижу его немного по-другому. И конечно, желательно, чтобы было тихо, я быстро отвлекаюсь, мне во время чтения ничто не должно мешать.
Кстати, этот ритуал – вечернего чтения — почти не поменялся за всю жизнь. В течение дня мне читать было некогда даже в детстве, ну разве что на каникулах. Вот тогда я могла это делать сутки напролет. Сейчас я могу себе позволить днем поваляться с книгой, но… не позволяю. И здесь видимо, подсознательно работает такое негласное правило: вечернее чтение – это награда за насыщенный сложный рабочий день, такая конфетка, вознаграждение за дневной труд.
О выжимках и кратких версиях
Отношение к ним нормальное. Пользовалась и не раз, но в основном это книги по психологии и саморазвитию. Они действительно полезны, ибо по своему опыту я знаю: в таких книгах зачастую очень много воды и непонятных рассуждений. А профессионально сделанная «выжимка» помогает ухватить смысл и основную идею. Время экономит, конечно, можно больше прочитать чего-то другого, да даже и чего-то легкого, в конце концов.
О списках субъективных
Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?
Я не буду оригинальной: Библия, «Обещание на рассвете» Ромена Гари и «Три товарища» Ремарка. Первая – о любви к людям, вторая – о любви матери к сыну, третья – о любви женщины и мужчины.
А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможете только эти книги?
Опять же Библия, рассказы Чехова (желательно в одном томе все) и «Бесы» Достоевского. Потому что в этих трех книгах есть все, что уже написано и будет написано когда-либо.
Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?
Сейчас я читаю книгу Петера Эстерхази «Harmonia caelestis» ("Небесная гармония"). Это совершенно необычная и необыкновенная книга об истории семьи Эстерхази, такая своеобразная мистерия, написанная очень нестандартно, такая фантазия, переплетенная с реальностью. Все, что касается истории семьи, меня интересует, ибо я сама собираюсь взяться за книгу, посвященную старинному шляхетскому роду Вислоухов, к которому принадлежу. Это книга Роберта Лихи «Победи депрессию», таких книг я тоже читаю много, все пытаюсь найти какие-то когнитивные способы помощи близкому человеку. И книга на польском языке «Biała Róża» («Белая Роза») Сибиллы Басслер об антифашистской группе молодежи в гитлеровской Германии, эта тема тоже в сфере моих интересов. Плюс «Моя борьба» Карла Уве Кнаусгора, ибо это интересующий меня жанр new sensiriti. И «Бегуны» Токарчук, просто потому что эту книгу у нее я не читала.
О будущем книг и чтения
И бумажная, и электронная. Одинаково пока. Хотя одно время я почти не покупала бумажных еще и потому что их просто негде уже было хранить. А сейчас много способов есть поделиться прочитанными книгами, отдать, передать, поэтому есть книги, которые я покупаю в бумаге, ибо их нет в электронном виде, а уже нужно сейчас. Некоторые в электронном так и не появились, особенно не предназначенные для широкого чтения, специальные и узкопрофессиональные.
Мне кажется, что все вернется на круги своя, уже и сейчас народ с удовольствием покупает бумажные, хотя они очень дорогие. Но вот как было приятное тактильное ощущение, когда держишь в руках пахнущую типографской краской книгу, так и осталось оно. А сами книги будут видоизменяться, они станут интерактивными, и уже есть такие, они больше уйдут в графику, ну и это не должно никого пугать. Когда-то люди тоже на бересте писали.
Лично мне читать книги мешает их высокая стоимость 😊 А если серьезно, мне часто просто мешает читать плохая редактура, что сейчас совсем не редкость, увы. Так как я больше тридцати лет имею дело с редактурой и сама пишу, то я не могу просто читать, я сразу спотыкаюсь на стилистических ошибках, на пунктуационных и даже грамматических, ибо они тоже есть в текстах, несмотря на то, что существует автоматическая правка. Это могут быть опечатки, ладно, но вот грубые стилистические и пунктуационные ошибки меня очень раздражают, и книгу с такими ошибками я читать не буду. И вот что печально: несмотря на то, что я и сама пользуюсь издательской платформой Ridero, я с грустью вижу, что авторы, издающие там свои книги, делают это без редакторской и даже корректорской правки.
И еще больше я огорчаюсь, когда вижу отзывы читателей на неграмотный во всех отношениях текст: класс, здорово, это так талантливо! Это снижение читательской планки, а порой и дурновкусие. Но плохо с редактурой не только в самиздате, даже крупные издательства грешат паршивой редактурой и складывается впечатление, что они работают по принципу: и так сойдет! И ведь сходит, увы.
Боюсь, что скоро я так вообще не смогу ничего читать: безграмотность продолжает расти. Останется только старые книги перечитывать. Или свои 😊
И напоследок…
Если бы у меня была возможность задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то он следующий — успею ли я сделать все задуманное перед тем, как уйти из этой жизни?
А вот если говорить о вопросе, который остался без ответа, то… что это за жанр docufiction, чем он отличается от non-fiction и читаете ли вы такую литературу или только пишете в этом жанре?
Docufiction предполагает реконструкцию, а не выдумку, этот жанр родился на стыке художественной и документальной литературы. Самое главное здесь — уметь собирать документы, работать с ними и другими источниками: очевидцами событий, дневниками, письмами. Желательно еще и съездить туда, где все описываемое происходило. Практически все мои книги написаны в таком жанре. Мне он очень нравится, он поистине универсален: опираясь на документы, можно в художественной форме воссоздать происходившее когда-то. Видимо, здесь сказывается и то, что я много лет работала в журналистике и такой опыт не мог пройти бесследно. И конечно же, я много читаю такой литературы, и сегодня она в моем списке явно превалирует над художественной. И не только у меня.
Я не знаю, хорошо это или плохо, но думаю, что последнее слово будет за читателем. Видимо, сегодня он устал от глобальных вопросов, которые всегда ставила русская художественная литература, и на которые так никто никогда и не дал ответа. И на вопрос «что делать?» в том числе. Хотя нет, на него ответил Розанов, к работам которого я время от времени возвращаюсь: «Что делать? Если лето – собирать ягоды и варить варенье. А если зима – пить чай с этим вареньем».
PS
Читательский девиз? Ни дня без строчки!
| октябрь, 2019
Все выпуски рубрики «Человек из книг» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу, в конце заметки
_____________________
Об идеях и инструментах активного чтения и работы с информацией для практической пользы подробно рассказываю, и показываю разнообразные примеры, в рамках онлайн-курсов «Чтение для практики» и «Чтение для практики: заметки и треки».