RU
Вадим Бугаев
Вадим Бугаев
74 подписчика

Человек на музыке — Марина Костик, «Музыка — неотъемлемая часть моего существования»

В течение нескольких месяцев вели с Мариной беседу в переписке. Все сложилось случайно. После начала чтения ее, довольно необычной, книги об обучении игре на пианино, написал заметку. Потом нашел сайт автора и поделился впечатлениями о прочитанном. Марина ответила и ...
Так все и началось
Беседа получилась многослойной и невероятно увлекательной. Во многом еще и потому, чтобы было много переписки за рамками вопросов, которые я задавал моей собеседнице. И многое из нашей переписки уже вносит перемены в мои сценарии творчества на фоне повседневности.
- В.Б
Родилась во Владивостоке, на берегу Тихого океана, на стыке Водолея и Рыб, но, все-таки, в первый день созвездия мистиков.
Семья моя переехала в Эстонию на следующий год (мама была эстонкой) и выросла я в Таллинне, столице Эстонской Республики, тогда входившей еще в состав СССР. Там же и получила музыкальное образование, пройдя все стадии обучения
Закончив Таллинскую государственную консерваторию в 1983 году с дипломом концертирующей пианистки, педагога, аккомпаниатора и солиста ансамбля, некоторое время работала аккомпаниатором в Таллинском музыкальном училище. Параллельно выступала с сольными концертами и была творческим руководителем в Таллинском музыкальном салоне, где организовывала разнообразные концерты классической музыки.
В 1987 году вышла замуж за финского подданного и на следующий год переехала в на постоянное жительство в Финляндию.
С тех пор продолжаю выступать как пианистка и преподавать игру на рояле. В начале 2000-х организовала ежегодный музыкальный фестиваль на одном из островов архипелага Турку, который проводился в течение четырех лет и имел успех среди любителей классической музыки. Тогда же возобновила композиторскую деятельность.  
Сегодня, вырастив троих детей (у которых уже свои дети) и выйдя на пенсию, продолжаю музыкальную деятельность к которой неожиданно добавилась еще и писательская, чем я несказанно довольна.
Что такое Музыка? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, даже если это мое личное представление о ней. 
Для меня, прежде всего, это совершенный язык, на котором я или любой другой музыкант можем общаться с людьми со всего мира. 
Мало того, это язык, который помогает мне найти контакт и с моим внутренним миром, осознать мои истинные чувства, скрытые иногда в темных углах подсознания. В этом смысле Музыка – это также инструмент саморегуляции. Лакмусовая бумажка моего духовного/психологического развития.
Кроме этого, Музыка – это источник вдохновения и способ наполнения себя и окружающих жизненной энергией. Не говоря уже о неоспоримом ее свойстве приносить эстетическое удовольствие от прослушивания музыкальных шедевров.
Но если говорить о более интимном аспекте, должна признаться, что Музыка — неотъемлемая часть моего существования. Она живет в моем теле, иногда чрезвычайно настойчиво требуя выхода, и не прекращает звучать в недрах моего сознания даже ночью…
О влиянии и изменениях

Мои родители увлекались классическим пением, поэтому я не помню такого периода своей жизни, когда бы я не знала о существовании музыки. У нас в доме постоянно пели и, вдобавок, папа играл на аккордеоне.
Однако первая встреча с симфоническим оркестром была настолько яркой, что до сих пор помню тепло и запахи позднего лета, шум темно-зеленой листвы и отблески солнечных лучей на раструбах медных духовых.
Мне было три года и это был концерт на летней, отчасти закрытой эстраде. Мы с папой и мамой забрели туда случайно, гуляя по парку Кадриорг в Таллинне. Не знаю, что это было за произведение, но меня так заворожило звучание оркестра, что я не могла сдвинуться с места. Через некоторое время родителям пришлось утащить меня оттуда силком, так как надо было куда-то спешить. Помню, что, уходя, все время оглядывалась, выворачивая шею, пытаясь до конца услышать все до последнего звука.
Еще помню, как у нас дома, примерно в этом же возрасте, слушала какую-то симфоническую музыку, лежа лицом вниз на паркетном полу, почти мягком, пахнущим мастикой. Думаю, это была одна из симфоний Бетховена, в те времена часто транслируемых по радио. Музыка звучала во всем теле и, в зависимости от развития музыкального сюжета, оно то  расширялось «до небес», то сжималось до одной клеточки. Тогда мне никто не помешал и, дослушав произведение до конца, я почувствовала несказанное удовлетворение. 
И, конечно, хорошо помню первую встречу со своим инструментом
Это случилось зимой, когда мне исполнилось четыре года. Мы были в гостях у семьи, в которой были дети примерно моего возраста. Не помню имя старшей сестры, но помню, как она провела меня к себе в комнату и показала свою новую игрушку – рояль. Маленький, красиво очерченный, отливающий черной полировкой, всего в одну октаву, но с настоящими клавишами и закрывающейся крышкой. И показала что происходит, когда нажимаешь на клавиши. 
Так получилось, что все время, которое мы были в гостях, я провела с этой игрушкой. Другие дети переключились уже на другие игры, а я все играла и не могла наиграться этим, казавшимся мне волшебным инструментом.
Это решило мою судьбу
Всю дорогу домой я канючила, что хочу такую же игрушку. И не отставала от родителей и в последующие дни. К счастью, мой папа понял, что настало время отвести меня на уроки по фортепиано.
Осенью я поступила в музыкальный класс при местном клубе культуры недалеко от нашего дома. Инструмента у нас дома тогда еще не было и меня водили заниматься в «Прокат фортепиано». За десять копеек в час можно было играть на пианино в одной из акустически изолированных комнат. В некоторых стояли даже рояли.
У меня есть ощущение, что вначале пути к созданию музыки музыка создавала меня
С раннего детства я слушала пение родителей и подпевала им. А когда начала играть, то пела уже подбирая по слуху аккомпанемент. Я знала наизусть бесчисленное количество различных песен, и народных, и  эстрадных, популярных в то время, и песни на стихи классиков. Поэтому музыка для меня тесно сплелась с литературой. 
К слову, я научилась читать самостоятельно, в пять лет. Читала много и запоем. И музыка была как будто продолжением содержания книг – я часто слушала музыку, как увлекательную историю, со всякими событиями - неожиданными или ожидаемыми поворотами судьбы.
Помню, в возрасте восьми-девяти лет, я пела, аккомпанируя на подаренном мне родителями пианино Эстония, как в нашу комнату влетел разъяренный сосед, дядя Язеп. 
Надо сказать, в то время мы жили в коммунальной квартире и по соседству с нами жила русско-латышская семья, которая относилась к нам с большим неодобрением и никогда не упускала случая поскандалить на любую тему. Я была одна тогда в комнате и с ужасом смотрела на орущего полуголого долговязого тощего мужчину в ярко-красных в белый горошек коротких портках. Меня так поразили именно эти подштанники, что я некоторое время не могла понять, чего он хочет. 
Наконец я услышала слова, которые сосед выкрикивал, брызжа слюной и чертыхаясь: «Ты играешь уже пять часов подряд!!! Это невозможно!!! Прекрати сейчас же!!!» 
Сейчас я понимаю – простому человеку действительно трудно выдержать детское музицирование в таких порциях. Но благодаря этой истории, я знаю, что в детстве могла заниматься музыкой по многу часов в день.
Но были и реакции другого рода на мою игру.
Однажды к нам в гости пришел папин знакомый, ветеран Отечественной войны. В это время я сидела за пианино и подбирала на слух, напевая, новую, услышанную недавно от подруги песню о боевых товарищах, погибших на войне. Мне очень нравилась мелодия, очень грустная и очень мягкая, несмотря на трагику слов. Было жалко погибших и все-таки нравилось их стойкость и героическая жертвенность во имя победы добра.
Неожиданно ко мне подошел папа и попросил спеть эту песню еще раз, для своего друга. Так я и сделала. Когда закончила, стало подозрительно тихо. Повернувшись в сторону гостя,  увидела, что тот сидел опустив тяжелую седую голову на руки и молча плакал. Я была поражена силе влияния музыки. И еще тому, что переживаемые мною чувства могут передаваться и отзываться в душе другого человека таким красивым музыкальным способом. 
Мне всегда было ясно, что моя профессия так или иначе будет связана с музыкой.
Сначала я мечтала о карьере певицы. Наверное потому, что так велика была радость от того, что мои чувства материализуются музыкальными волнами прямо из тела, через голосовые связки. 
Но когда мне исполнилось тринадцать лет, настал черный день -  я потеряла голос и поняла, что единственный оставшийся мне музыкальный путь – стать профессиональной пианисткой. Приняв решение продолжать в этом направлении, поступила в детскую музыкальную школу по классу рояля сразу в шестой класс и, впоследствии, в музыкальном училище и консерватории училась у лучших педагогов того времени. 
Мои первые музыкальные сочинения родились в десять лет. Дело было так. Моя младшая сестра, которая тоже занималась игрой на фортепиано, сочинила маленькую пьесу. Тогда я подумала, а почему я до сих пор ничего не сочиняю? (Узнаете синдром старшей сестры?)
И тут меня прорвало. Я начала писать песни. То есть брала стихи и придумывала к ним мелодию. 
Так продолжалось, пока я не познакомилась с творчеством Ф. Шопена. Тогда из меня полились произведения, которые были как будто продолжением творчества великого романтика. Затем была очередь С. Прокофьева…
Но потом, уже после окончания средней школы произошло то, что заставило меня остановиться.
Однажды, шагая по улице, вдруг поймала себя на мысли, что не знаю, куда я иду и что мне надо сделать. В это время я писала новое произведение, уже для оркестра. Мысленно находясь в этом процессе практически все время, я теряла ощущение времени и окружающего мира. И тут мне стало страшно, что композиторская деятельность проглотит всю мою жизнь и я не смогу делать больше ничего. 
Тогда я решила «закрутить кран» до лучших времен. «Сначала я стану пианисткой, потом рожу детей, а потом буду продолжать писать музыку.» Такой план я сама себе тогда составила и, в общих чертах, так оно и получилось.
У меня, как и у всякого живого человека, всегда существовала потребность разбираться со своим Я. И музыка, естественно, занимает не последнее место в этом процессе.
Сегодня, оглядываясь назад, я намного лучше понимаю логику своего поведения и причины определенных выборов на перекрестках своей жизни.
В моем раннем детстве музыка была для меня средой, в которой обитали любовь и взаимопонимание - когда звучала музыка, разногласий не было. Папа часто устраивал домашние музыкальные концерты, в которых участвовали все члены семьи. Вспоминая эти насыщенные праздничным настроением события, я наполняюсь благодарностью к родителям за то, что они так щедро привнесли музыку в мою жизнь.
Но как и в каждой семье, и у нас были проблемы во взаимоотношениях родителей. Когда мои родители, обвиняя друг друга во всяческих грехах, повышали обороты накала ссоры, я погружалась в свой внутренний мир, полный звуков. Сосредотачивалась на своем музыкальном воображении. Это было неосознанное «бегство» от неприятных, болезненных ощущений какой-то угрозы, исходящей от моих самых близких людей. Впоследствии я пользовалась не раз этим способом «защиты» от всяких неурядиц. Сидя за фортепиано, уходила в мир красоты и гармонии. 
Впоследствии мне стало ясно, что неурядицы не исчезают, сколько не убегай… Нужны немного другие способы разбираться со своими неприятными чувствами… Но это тема лежит за рамками нашей с вами беседы.
Вторая очень важная функция музыки и игры на инструменте была ее влияние на свое отношение к себе. В некотором роде я гордилась тем, что людям нравится слушать мои выступления и даже считала, что как человек, я – ничто, и только если послушать мою игру, то можно «увидеть»  и понять, кто я. Эта странная мысль сидела в моей голове довольно долго. Только после сорока я начала призадумываться, а правда ли это…
Сегодня я уже не думаю о себе только как о музыканте. Тем более, что недавно обнаружила, что могу писать и даже написала книгу, чем очень горжусь.
Тем не менее, сама музыка была и есть до сих пор неотъемлемой частью жизни. Это можно сравнить с дыханием или едой. Невозможно выжить не вдыхая и выдыхая кислород. Так же невозможно выжить не играя, сочиняя или слушая музыку. Когда-то в молодости я подумала, что в разных религиях есть разные боги, а мой бог – это Музыка…
Еще хотелось бы упомянуть об одной важной детали, связанной с игрой на инструменте.

Всю жизнь я занимаюсь поиском чувства раскрепощенности во время игры. Именно физической «незажатости». Но, как оказалось, одного физического аспекта недостаточно для развития и достижения этой свободы. Меня всегда интересовала взаимосвязь духовного/психологического и телесного. И в процессе познания тайн человеческой природы у меня вошло в привычку проверять свои открытия и догадки именно на рояле - играя технически сложные произведения. 
Если говорить о том, какие музыканты оказали на меня влияние, то прежде всего это учителя.
Меня мой музыкальный бог одарил лучшими учителями во времена моего обучения игре на рояле. Думаю, это в награду за мою настойчивость в выборе музыкальной стези.
До тринадцати лет я училась у педагога, который был вовсе не пианист. И он не мог обучить меня правильной игре на инструменте. 
Поэтому первой своей настоящей учительницей считаю Виолетту Александровну Остаповскую, преподававшую в Таллинской музыкальной школе, куда я поступила только лишь в четырнадцать лет.
Остаповская стала своего рода моей музыкальной, пианистической мамой. Уроки Виолетты Александровны были настолько вдохновляющими, что после каждого, я буквально летала от счастья. Это внутреннее ощущение расправленных крыльев и легкости, в котором возможно абсолютно все!
Она научила меня пользоваться телом и пальцами для выражения экспрессии музыки во время игры. Наши уроки, во время которых мы обе, потеряв чувство времени, углублялись в недра музыкальных произведений, затягивались и длились иногда по два часа, вместо положенных сорока пяти минут. 
У нее на уроках я впервые узнала о построении музыки, музыкальных фраз, разнообразии аккомпанементных рисунков. То есть осмыслила музыку «изнутри».
В Таллинском музыкальном училище, куда я поступила после окончания средней школы, моим педагогом была профессор Анна Иосифовна Клас. Позже, поступив в Консерваторию, я училась у профессора Бруно Августовича Лукка, который был, наравне с Анной Иосифовной значимой фигурой в музыкальной жизни Эстонии и не только. 
Когда-то Аня с Бруно (как мы, студенты, называли их между собой) выступали как фортепианный дуэт, покоряя сердца слушателей красотой и мудростью интерпретаций произведений Шуберта, Шумана, Шостаковича. Это были два заслуженно почитаемых музыкальных авторитета, на которые знающие люди ссылаются до сих пор.
Они научили меня распознавать и выражать звуками внутренний, чувственный мир композитора, записанный нотным текстом, понимать его логику и архитектуру.   

Музыка – это поле творческой деятельности, в котором рождаются мои собственные музыкальные произведения. Я выступаю с концертами на которых играю и свои, и полюбившееся мне произведения других композиторов. Например, очень люблю играть пьесы Шопена, Дебюсси, Бетховена.

Мне нравится чувство общности с публикой, рождающееся во время выступлений, благодаря которой все чувства, выражаемые в музыке, удесятеряются.
Важная часть моего музыкального мира — педагогическая деятельность. Начала я в восемнадцать лет — подрабатывала, преподавая фортепиано в одном из музыкальных кружков Таллинна. 
Через пару лет будет уже полвека, как я преподаю игру на рояле. Трудно посчитать количество учеников, прошедших через мои руки, но, думаю, исчисляется сотнями. В течение этого времени появился опыт, который и выкристаллизовался в метод, описанный мною в только что вышедшей в свет книге «От гаммы до Бетховена».
Мое преподавательское кредо — учить не только игре на фортепиано, но и пониманию содержания музыки — умению общаться с собой и окружающими на этом чудесном универсальном языке.
О подходах и инструментах
Отвечая на вопрос о том, как я создаю музыку, хотелось бы начать издалека
В моем внутреннем пространстве музыка рождается сама собой, без всякого на то  усилия и всегда отражает мои мысли по поводу происходящего во окружающем мире и мою чувствительную реакцию на это. Происходит это почти неосознанно, так как замечаю крутящийся в голове мотив, ритм и гармонию a posteriori, то есть после приключившегося события. 
В основном это мелодии знакомые мне из игранных мною произведений.Услышав звучащую музыку, ее характер и содержание, понимаю, в каком контексте мое психическое Я отреагировало на произошедшее, с каким опытом прошлого оно связано.
Естественным образом возникают картинки в воображении и соответствующие чувства поднимаются на поверхность, в сознание.
А иногда музыка так и остается «внутри». Знаю это по рассказам моих детей, поведавших мне о своем детском опыте. Часто, во время прогулок, держа кого-нибудь из них за руку, я неосознанно «играла» какую-нибудь пьесу, не шевеля пальцами. Нервные окончания заставляли пальцы едва заметно подергиваться и ребенок, держась за мою руку, ощущал это подергивание. 
Узнав об этом, очень удивилась, но потом стала и сама обращать внимание на этот феномен в самых разных ситуациях. Более того, я заметила - таким же образом «играю» пальцами ног, что развеселило меня чрезвычайно! 
Такое телесно-музыкальное выражение чувств и мыслей происходит постоянно. Единственное состояние, относительно свободное от звуков – медитативное, во время которого, сидя неподвижно, сосредоточиваюсь на дыхании.Вот и сейчас, во время изложения данного текста, пальцы ног выигрывают какой-то мотив…
А теперь о создании собственной музыки.
В этой сфере я действую уже осознанно. Хотя первый порыв – мне просто хочется… Тогда я спрашиваю себя, как в детстве, чего бы мне такого сочинить…Тема для сочинения обычно находится из понравившихся мне литературных произведений. 
Иногда даже во время чтения книги или непосредственно после, приходят в голову музыкальные мотивы, связанные с содержанием.
Часто я сочиняю музыку во время прогулок по лесопарку, который находится рядом с домом, в котором живу. Вдыхая лесной свежий воздух, чувствуешь, как высвобождается пространство для творчества, природа как будто растворяет в своих красотах мысли о повседневных неурядицах. Ритм шагов делает работу дирижера в рождении музыкальной ткани. 
После перерыва в композиторской деятельности, длинною в тридцать пять лет, в 1992 году я написала музыку для спектакля В. Шекспира «Отелло»
Произошло это так. Мама моей ученицы, жившей по соседству, преподавала в лицее литературу и они с учениками решили поставить спектакль по пьесе английского классика. 
Айно подошла ко мне с просьбой подобрать музыкальное сопровождение из известных музыкальных произведений, на что я ответила: «Я напишу музыку к спектаклю!»
Так произошла «раскупорка» моего давнего увлечения. 
С искренним вдохновением приступила к работе - представляла себе Дездемону, тонкую, чистую, иногда веселую, иногда трепещущую… Отелло – мужественного, спокойного, но обманутого дьяволом Яго… 
Привнесенный учениками в спектакль образ Шута граничил с траурными красками, несмотря на внешние веселые гримасы…
Я подбирала музыку, отражающую эти настроения, звуками сопровождая чувственные всплески трагедии, ныряла в глубины неоднозначности героев Шекспира. Старалась передать дух того далекого времени, держась в узнаваемом стиле средневековых гармонических приемов и красок.
Конечно же пригодились и теоретические знания. Но так как переиграла за это время уже очень много классических произведений, то теория перестала для меня быть оторванной от реальности абстракцией. Даже не задумываясь, писала музыку в правильно организованной форме. 
Произведение было написано для рояля, так как исполняла музыку сама. Работа над произведением происходила за инструментом. В то время я записывала ноты традиционно, вручную, на нотную бумагу. 
Не так давно я записала «Отелло» на видео и выложила в Инстаграм. Одна из подписчиков, виолончелистка, попросила меня переложить музыку для виолончели.Так совсем недавно родилось трио – виолончель, флейта и фортепиано, премьера которого состоялась этим летом в Таллинне.
Через несколько лет после создания «Отелло» я организовала трехдневный музыкально – эзотерический фестиваль «Ты и Вянэ» (Вянэ – название небольшого острова из архипелага Турку, на котором проводился фестиваль).
В то время я интересовалась шаманизмом, буддийскими философиями, психосоматикой, и решила организовать фестиваль, соединяющий классическую музыку с этими сферами. Фестиваль проводился несколько лет подряд в нулевых годах и состоял из эзотерических семинаров и концертов классической музыки, объединенными какой-нибудь одной темой. Например, тема первого фестиваля была «Сосредоточенность».
Идея создания фестиваля родилась из-за того, что мне никак не удавалось войти в «карьерное русло» успешного музыканта, которого все приглашают выступать.
Итак, я создала свою собственную арену. Правда выступала не только я, но и многие мои коллеги и друзья, профессиональные музыканты. Деньги на проведение фестивалей мы получили из кассы культурного отдела Европейского союза. Это было интересное время, насыщенное энергией созидания, умноженной на количество моих помощников по созданию этого проекта. 
К одному из фестивалей, тема которого была «Возрождение», я написала камерную пятичастную пьесу по драме Пушкина «Борис Годунов» для флейты/сопрано, виолончели и фортепианного дуэта, исполняемое с гобеленами и световыми эффектами. Вообще, Александр Сергеевич - один из моих любимых поэтов и я регулярно, с удовольствием перечитываю его творения, часто вслух, наслаждаясь «вкусной» музыкой его языка. Позже я написала балетную музыку к трем его сказкам.  
Тогда, в процессе сочинения, впервые познакомилась с компьютерной программой Сибелиус, разработанной специально для композиторов, пишущих классическую современную музыку. Довольно быстро я научилась пользоваться программой и моя запись нотного текста убыстрилась в разы. Кроме того, я могла прослушивать записанную музыку, так как в Сибелиусе есть возможность акустического воспроизведения нотного материала.
И все-таки воображение было моим главным инструментом.
Я воображала себе рокот толпы в первой сцене Бориса и виолончель рокотала и материализовалась бисером нот на линейках басового ключа. Вскрик бабы и плач ребенка – голосовые причитания сопрано, сменялись птичьим пением раннего утра второй части, происходящей в монастыре, в келье летописца – «Еще одно, последнее сказанье и летопись окончена моя»… Лжедмитрий, рассказывающий о страшном сне, в котором он лезет на высокую башню, и в конце концов срывается со страшной высоты, летя в пропасть. Потом бал во дворце Марины Мнишек и заключительная часть – трагическая гибель всего живого.
По мере написания нотного текста рождались и гобелены – огромные полотна, с рисунками одной местной художницы. Пять гобеленов изображали главные моменты каждой части. 
В то время моя дочь увлекалась театром и обучалась премудростям театрального освещения. Она предложила составить программу освещения гобеленов, предварительно развешанных вокруг сцены.
Тогда же мне пришла в голову идея (почти ниоткуда… а может просто, я не могла согласиться с беспросветным концом), что после тьмы настанет возрождение, тем более, что эта была тема фестиваля. 
И вот, как я придумала. 
Перед началом концерта (пьеса длилась сорок пять минут) каждому слушателю был выдан маленький бубенчик, но мы никому не объясняли, зачем он нужен. 
После финальных раскатов катастрофы пятой части в зале наступила тишина и тьма. Несколько секунд ничего не происходило. Потом, встав с рояльного стула я стала изображать звуками биение сердца, дергая внутри рояля басовую струну, звучавшую тихо, но отчетливо – тук - тук;    тук – тук…
Моя помощница стала звенеть бубенчиком и в зале поняли, что настал их черед.Одновременно с этим моя дочь молча стала зажигать свечи по окружности огромного земного шара, установленного на прочных железных опорах в одной из частей сцены.
Зал наполнился шелестением сотней бубенчиков. Все это – серебряный звук зала, ритм сердцебиения и живой свет свечей возвещал о Возрождении. Это было волшебно!
С тех пор я всегда пишу произведения, в воспроизведении которых так или иначе участвует публика. Мне кажется, что когда слушатели находятся в ожидании чего-то необычного, то воспринимают музыку иначе, чем привыкли; по-новому, с бОльшим интересом…
Еще несколько соображений о принципе лежащим в основе моего личного опыта создания музыки.
Мне кажется, музыка затрагивает душу человека тогда, когда он слышит в интонациях мелодии, иногда подсознательно, что-то родное, знакомое с самого рождения. Это конечно же речь. Интонации мелодии или звуковой линии всегда напоминает говор. Если вы прислушаетесь к теме какой-нибудь композиции, то обнаружите интонации напоминающие рассказ, выстроенный предложениями – вопросами/ответами; утверждениями или неуверенными интонациями. Звуками мы можем, например, задать вопрос, забираясь вверх по звуковой лестнице или прыгая через интервалы, заканчивая всегда на верхней ноте. А линия ответа, соответственно, стремится вниз, как будто утверждая какой-то неопровержимый факт, установленный нотой, стоящей в основе звукоряда.
Другое наблюдение, доступное каждому слушателю — в музыке, как и в жизни, все события или процессы, имеющие начало и конец, идут по схеме: исходная точка (спокойствие) - нарастание напряжения – кульминация – сброс или постепенное ослабление напряжения – исходная точка спокойствия. Мы можем нарастить интенсивность звучания, добавляя звук других инструментов, просто усиляя звук и/или добавляя диссонансы. Тут надо добавить, что чем выше звук, тем громче он кажется. Это тоже связано с голосовыми/слуховыми особенностями – когда мы хотим поднять градус накала спора, то неосознанно повышаем голос – напряжение возрастает. 
Соответственно, ослабив силу звука, мы успокоимся и придем в первоначальную гармонию. 
Эта схема облегчает слушателю восприятие музыки. Его сознание с легкостью следует за развитием музыкального полотна и не теряет главную нить содержания произведения.
Плейлисты и собственное творчество
Представьте себе, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет некое обнуление культурного наследия и вся история Музыки начнется вновь. И вот накануне этого события, к Вам обращаются с просьбой порекомендовать 3 Исполнителя/Альбома/Композиции, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за исполнители/альбомы/композиции? И почему именно они?
Мне трудно представить себе Музыку в отрыве от человечества. То есть для меня Музыка – это система, используемая человеком для проекции Вселенских идей. Используя свои человеческие способности разума, мы имеем возможность развернуть энергии, запакованные в тугую изначальную точку, находящуюся в недрах мироздания, в музыку, поэму или рисунок. На самом деле в том измерении таких точек, как и идей, бесчисленное множество. На всех хватит, даже если все, уже созданное, исчезнет. Главное, чтобы человечество не уничтожило само себя…
Но я понимаю, что такой ответ не совсем тот, который вы ожидаете, поэтому отвечу так.
Один из первых композиторов, чьи произведения мы изучаем на уроках по игре на рояле, это И. С. Бах. Его произведения напоминают мне универсальные формулы. Музыка на стыке философии и математики. Эта музыка далека от эмоций или предвзятости; это делает ее способной породить из себя абсолютно любое направление в развитии форм и содержания. 
Мне кажется, что произведения великого немецкого композитора – это своего рода основа классического музыкального мышления. Недаром в информационную капсулу, посланную с десяток лет назад в открытый космос навстречу другим цивилизациям, было включено произведение Баха, как одно из великих достижений человечества.
Другой полнокровный музыкальный источник – это народные напевы. Именно из них родилась вся масса современной Музыки во всех своих видах, включая поп и рок – музыку. 
У меня даже есть этому доказательство. 
Маленький ребенок в первые годы способен воспринимать и воспроизводить только лишь простые народные мотивы. Самое удивительное, что в раннем детстве народные песни никогда не надоедают. Наоборот, ребенок с удовольствием вновь и вновь повторяет один и тот же мотив, состоящий из трех – четырех нот. Это показывает, что траектория развития музыкального чутья начинает развиваться именно оттуда.
Третий источник – это шаманские ритмы, африканские, ритмы фламенко. 
В них заключена основа музыкальной магии – воздействие ритма на человеческое тело. Это тоже одна из главных основ музыкального естества - без ритма музыка не способна разворачиваться во времени. Да и сам ритм, в чистом виде – это «рентгеновский снимок музыкального нутра». Включите запись хорошего ансамбля ударников из Африки и вы удивитесь реакции вашего тела на причудливые каскады умопомрачительных ритмических рисунков.
Какие 3 исполнителя/альбома/композиции Вы бы взяли с собой на необитаемый остров, при условии что там пробудете долгое время, без связи и контактов. Т. е. слушать сможете только эти 3 исполнителя/альбома/композиции. Почему именно они?
Как слушатель, я захотела бы взять с собой записи Марии Юдиной, Жаклин Дюпре и Марии Каллас. Ну, если позволят четвертого, то Фредди Меркури.
В музыке я всеядна и, как ни странно, само по себе произведение мне не особенно интересно. А вот интерпретация — даже очень. И многое зависит от величины и особенностей таланта исполнителя. 
Сейчас объясню.
Когда я слушаю произведение, хорошо выученное технически и правильно выстроенное по форме, то есть «отглаженное» во всех смыслах, мне становится скучно. У меня возникает своего рода «отторжение» того, что лезет мне в уши.Обычно это исполнители, цель которых показать, как здорово они умеют играть или петь.
Когда-то, в юности мне было интересно слушать и таких исполнителей. Но сейчас меня больше интересует сам человек и его кругозор, выраженный музыкальным языком.
Мария Юдина была русской пианисткой, в советское время открыто верующая, что было уже само по себе немалым подвигом. Она была широко эрудированным человеком и обладала недюжинными знаниями в области философии, литературы, поэзии, искусства.
Ее необычно глубокое понимание духа человека и соприкосновение с божественным ясно слышны в ее интерпретациях произведений Бетховена, Листа. Музыка настолько наполнена силой и вдохновением, что невозможно слушать просто развалясь на диване. Я слушаю записи Юдиной вытянувшись в струнку, внимая каждому звуку и упиваюсь мощными взрывами музыкальных шквалов. Кстати, в жизни пианистка была маленького роста и с довольно неудобными для игры маленькими руками…
Жаклин Дюпре, американская виолончелистка, была просто волшебным созданием. Во время ее выступлений, казалось, что не она играет на виолончели, а виолончель на ней, настолько естественно сливались они в одно целое. Звук необыкновенной красоты, напоминал золотую нить света, почти физически осязаемого в пространстве зала. Виолончель знаменитого итальянского мастера Страдивари Жаклин получила в подарок от анонимного поклонника ее таланта в шестнадцать лети и с тех пор играла только на ней. Она умерла в восьмидесятые годы от мультисклероза, в сорок два года, но записи ее выступлений потрясают до сих пор и  не только меня.   
Мария Каллас - ее знают все, кто знает, что есть классическое пение. Это огромного таланта певица, блестяще выступавшая в самых больших и трудных оперных ролях.Слушая ее Норму, я рыдала вместе с ней от тоски и бессилья перед страшным выбором…
Я думаю, вы согласитесь, что и Фредди Меркури был самым настоящим Магом Музыки, наполняя пение своим сердцем, легкими, нервами – всей живой плотью, даже после смерти.
Всех этих музыкантов объединяет одно — они предельно искренны и честны в своем выражении Музыки. Все, что они делали звуками, было наполнено конкретным общечеловеческим смыслом, понимание которого не стоит труда, если вы — живой человек. 
И возвращаемся в настоящее. Какие 3 исполнителя/альбома/композиции находятся в Вашем плейлисте сегодня? С чем связан этот выбор?
Сегодня больше всего меня интересует современная классическая музыка. Там происходит много необычного, поиски новых способов выражения музыкальной мысли. В том числе попытки соединить разные виды искусств в новые, необычные конфигурации, отражающие тем не менее музыкальную/звуковую суть вещей.
Мне интересны опыты корейского композитора Унсук Чин (Unsuk Chin). Я была поражена ее композицией «Le Silence des Sirènes» («Тишина Сирен») для сопрано и симфонического оркестра. Необычные звуковые сочетания рождают яркие и многоплановые звуковые картины; заставляют вживую ощущать разные состояния Сирены – женщины в ее общение с мужским началом – моряками и со своей стихией - морем. Поражает и сложность вокальной партии и мастерство исполнительницы - певицы Барбары Ханниган, исполнившей произведение в сопровождении симфонического оркестра Берлинской филармонии (запись от 25 июня 2015 года).
Такая музыка уже граничит с психологией и философией, вопрошает о сути конфликта человека с природой; исследует отношения мужского и женского естества; черпает силу из древних мифов, попутно разоблачая ложные представления о добре и зле. 
Интересны и труды финского композитора Лотты Веннакоски. Ее коротенькое произведение Flounce (Поток) было исполнено на заключительном концерте знаменитого музыкального фестиваля Промс в Лондоне в 2017 году. Всё произведение произносится оркестром почти шепотом, переливая потоками прозрачного звукового света из одного конца оркестра в другой. 
И еще мне нравится слушать записи Чарли Паркера. Этот музыкант добирается звуками своего саксофона до самых глубин моей души, перебирая ее струны иногда ласково, иногда энергично, рассказывая головокружительные истории. Незаметно для себя, я оказываюсь в его музыкальной Вселенной, и бесконечно рада встрече с музыкальным гением, любимым многими ценителями джазовой музыки.
Как вы заметили, для меня очень важна искренность музыки, ее способность глубоко выражать общечеловеческие чувства и мысли, связанные с нашей жизнью, с наболевшими вопросами бытия и с поисками ответа на них. Естественно и исполнитель также должен быть «в теме», иначе идея, какая бы гениальная ни была, не дойдет до слушателя.
Произведение, не наполненное смыслом, остается лишь эстетической музыкальной оберткой, оставляя после себя пустоту и разочарование. 
Поэтому каждый раз, берясь за очередное сочинение, я должна ясно представлять себе, о ЧЕМ я хочу сказать. Из этого уже следует КАК я это сделаю, какими звуковыми красками и в какой музыкальной форме.


Понимаю, что музыканту нравится все свое творчество. Однако время, знания и опыт меняют восприятие своих композиций и альбомов. Меняется и отношение к ним. Начинаешь лучше понимать что на что повлияло и видеть взаимосвязи. И потому вот какой вопрос — с каких композиций и альбомов лучше начать погружаться в Ваше творчество и чем продолжить, чтобы лучше понять как менялись ваши подходы к созданию музыки?

Откровенно говоря, я не знаю, как я отношусь к своему творчеству. Положа руку на сердце, не смогу сказать, хорошо это или плохо. Единственное, что я знаю – если кто-нибудь посягнет хоть на одну ноту в моем тексте, я буду защищать до конца право на ее существование. К слову, пишу я в непростом жанре – современная классическая музыка – и популярность такой музыки, включая и мою, скажем мягко, не слишком широка. 
И это понятно, людям трудно воспринимать незнакомые созвучия, непонятные ритмы и кажущиеся сумбурными музыкальные построения.  
В начале, когда я писала музыку в романтическом стиле или в стиле «Прокофьев» (попросту, в традиционном стиле), мне моя музыка нравилась.
Много позже, после возобновления творческого процесса, у меня появилось сильное желание сломать традиции, к чему я и приступила. Доломала я их с большим успехом до полного музыкального беспорядка. В написанных тогда пьесах ”Ih und Es” для фортепианного дуэта и камерной музыке «Борис Годунов» по новелле Пушкина мне удалось полностью избежать чистых гармоний, развивая сюжет через необычные созвучия, включая в текст также и свободные импровизации исполнителей.
Потом, в 2008 году появилась «Песня солнца». Началась новая эпоха. Эта пьеса для фортепиано, написанная под впечатлением от одноименной поэмы финского поэта – классика Эйно Лейно.
В поэме рассказывается о поэте, который, устав от борьбы с трудностями жизни, подошел к реке времени и вопрошает ушедшую по ту сторону мать: «Какая сила самая сильная в мире? Какая сила может преодолеть абсолютно все препятствия?» 
Дух матери приходит из-за Туонэла (так называли реку, разделяющую живых и мертвых в финских народных сказаниях) и отвечает поэту: «Какие бы трудности ни встречались на твоем пути, ты победишь их силой любви. Только она может сломить любую преграду!»
Пьеса начинается рождением реки времени. Сначала одна капелька… потом вторая, третья…и… потеклооо… длинно, бесповоротно…
Но вот… начинаются невзгоды. Сначала как будто играя, почти весело, потом не на шутку разрастаясь в злые, больно ударяющие валы. Начинается борьба.  Постепенно из этой сумбурной мешанины страданий, безуспешных усилий и боли начинает вставать Солнце. Разгораясь все сильнее струями всепобеждающего света, встает оно из пучин противоборства и растапливает всю, казавшуюся бесконечной, жестокость и противостояние. 
В конце остается маленькая, добрая, простая, почти детская песенка Солнца, победившая всю махину тьмы. 
Изображая доброту, я пользовалась чистыми гармониями и несмотря на опасения по поводу старомодности приема, кажется, мне удалось передать благость успокоения. 
Эту пьесу, в числе других, я записала на диск, который вышел в 2009 году. В программе пластинки также музыка Бетховена и Шопена. В YouTube можно найти запись, набрав в поисковике мое имя и название пьесы. 
Позже я оркестровала эту пьесу. Но оркестровое исполнение пока, к сожалению, не предвидится…
В последние годы я пишу музыку, которая предполагает некоторую активность аудитории в процессе исполнения пьесы. В прямом смысле слова. Например, в сказках Пушкина, еще до начала концерта, каждый входящий оставлял след масляными красками на чистом полотне, рисуя все, что придет в голову или просто оставляя мазок. Получалась абстракция из многих элементов, по которой я импровизировала в конце всего произведения. Отзывы были такие, что я поняла – это правильный путь. Люди слушают музыку совсем иначе, зная, что будет звуковой резонанс их непосредственной деятельности.  
То же было, когда я исполняла свою 4 – частную фортепианную пьесу «Картинки с публикой», в которой слушатели рисовали каждый на своем листе картинку в перерыве между частями. В конце концерта, собрав рисунки, я сыграла короткие импровизации по каждому, предварительно объявляя в зал имя (без фамилии) автора рисунка. Слава богу, было только 25 рисунков!!! Иначе концерт длился бы до бесконечности. Наверное, если бы было больше народу, надо было бы ограничить число рисунков для импровизаций. 
Люди очень тепло приняли такое новшество и некоторые, даже со слезами на глазах, благодарили меня после окончания концерта. Вот от этого мы, музыканты и получаем настоящее удовлетворение. Для меня важно то, что моя музыка приносит кому-то радость и утешение.
Будущее музыки
Пути господни неисповедимы… Но если помечтать… 
В будущем свобода проявления личности в самых разнообразных сферах, в том числе музыкальной, будет доступна любому человеку и каждый сможет внести свой вклад в наше общее дело – развитие цивилизации и сознания. Интернет в этом деле будет играть далеко не последнюю роль.
Не скажу, что традиционная музыка и профессия «музыкант» исчезнет, но музыкальное творчество перестанет быть чем-то привилегированным, доступным только некоторым.
Скорее всего люди начнут организовываться в небольшие группы по сходным интересам и в свободное время организовывать этакие тематические мини – фестивали, участвуя в них, как в качестве слушателей, так и в качестве создателей музыкальных проектов.  
Концерты, наверное, станут в большей степени более камерными и самыми разнообразными по содержанию и стилю, более специфичные. И слово разнообразность здесь ключевое. Хотя и такие монстры, как стадионные концерты, скорее всего тоже будут иметь место.
И еще, я думаю, в будущем музыка все больше будет переплетаться самыми причудливыми способами с другими видами искусства и создавать новые, неизведанные формы проявления человеческого творчества.
Что же касается классического музыкального языка, то по ходу развития человеческой способности  воспринимать самые тонкие нюансы звучания, (напр. необыкновенные гармонические сочетания и ритмы) будет и развиваться сложность композиторских техник. И все же главное – человечность – будет всегда присуща великим произведениям. Я даже сказала бы так – чем сложнее язык, тем точнее им возможно выразить мысль, заключенную в музыке.
Ведь главная задача музыки – дать возможность человеку почувствовать, ощутить и понять самого себя; слушая музыку наполниться вдохновением и разрешить, наконец, свои насущные проблемы.
Что прочитать, посмотреть, послушать, как учиться и практиковаться

Леонард Бернстайн, «Музыка – всем», изд. Советский композитор, 1978
Джеральд Мур, «Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке.» изд. Москва «Радуга» 1987
Стихи о музыке, русские, советские, зарубежные поэты, изд. Советский композитор, 1982
Юлия Казанцева, «12 вечеров с классической музыкой», изд. Бомбора, 2022
Марина Костик, «От гаммы до Бетховена», изд. Бомбора, 2022
Генрих Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры, записки педагога.»
Это очень трудный вопрос.
Дело в том, что каждый человек индивидуален, имеет свою собственную историю жизни, свои уникальные культурные корни и свой неповторимый коктейль генофонда. Для каждого подход к изучению и восприятию музыки будет особенный, только ему подходящий. Посоветовать почитать и послушать, конечно можно, но почувствовать, какой из предложенных источников откроет вход в невообразимо богатый музыкальный мир – «дело рук самого утопающего»…)) 
Говоря о Музыке, мы имеем в виду многочисленные способы взаимодействия с ней.
Мы можем слушать музыку или сочинять; петь, играть на инструменте соло или аккомпанируя; использовать Музыку в качестве философии, думая о ней и ассоциируя с другими областями нашей жизни; использовать музыку, как средство общения, участвуя в хоре, ансамбле или танцуя под музыку на дружеской вечеринке; и, например, пользоваться музыкой, как лекарством, успокаивая нервную систему плавными мелодиями или наоборот, пробуждая жизненную энергию упругими джазовыми ритмами.
Когда я прочитала вопрос, первое, что пришло в голову – это лекции Леонарда Бернстайна. Этот человек, обладавший недюжинной харизмой, был дирижером, композитором и активным пропагандистом классической музыки. Долгое время он был дирижером симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии. Я с удовольствием смотрела серию записей его репетиций с этим оркестром. Его эрудиция, чувство юмора и глубокое понимание музыки завладели моим вниманием без остатка. Потом я обнаружила записи его лекций – концертов из серии «Музыка – всем»,  позже собранные в одноименную книгу. 
Для тех, кто любит послушать умного и веселого человека, с легкостью ныряющего в бездны классической музыки, советую попробовать…)) 
Еще одна почва для косвенного соприкосновения с Музыкой – это поэзия. В моем детстве, в нашем доме, стихи и музыка были неразделимы. Родители пели постоянно, хотя не были профессиональными музыкантами. Мама часто импровизировала, придумывая мелодии к полюбившимся стихам «на ходу», легко передвигаясь из комнаты в комнату. Мне казалось, она летала, так вдохновляюще выглядел этот процесс. 
Это для тех, кто любит необычные способы творческой зарядки – двигайтесь, как в танце, напевая мелодии, приходящие на ум или кружась, спонтанно декламируйте знакомые, близкие вашей душе стихи, растягивая гласные в длинные певческие ноты.
Мне очень близка поэзия А. С. Пушкина, в которой даже просто слова складываются в гармонично звучащую, «вкусную» музыку. 
Кстати, у некоторых людей звуки могут вызвать и вкусовые ассоциации. На самом деле, любой человек может развить этот орган чувствительности, задавая себе вопрос во время прослушивания музыкальной пьесы, какой вкус я здесь ощущаю… Это довольно необычный эксперимент, который не обязательно увенчается успехом с первого раза, но при повторении, несомненно принесет интересный результат. Вам может представиться вкусная шоколадная конфета или сверкающий оранжевым боком огромный апельсин…Так, постепенно, вы расширите границы «употребления» музыки и станете гурманом в области звуковых деликатесов.
Еще о поэзии…Я часто беру в руки старенькую книгу под скромным названием «Стихи о музыке», перечитывая не раз прочитанные стихи разных поэтов разных времен и народов. Радостно осознавать, что я не одинока в своем понимании музыки. Поэты изображают рисунками словесных каскад эти яркие, незабываемые образы, видимые мной в звуковых картинах. 
Интересна мне и книга Джеральда Мура, легендарного пианиста и Музыканта с большой буквы, истинного мага аккомпанемента, за сотрудничество с которым соревновались все известные певцы – солисты. Кроме всего прочего, он был талантливым писателем и его книга «Певец и аккомпаниатор» имела огромный, стабильный успех с самого первого ее появления.
Лично я периодически эту книгу перечитываю и каждый раз получаю от этого почти физическое удовольствие. Дело в том, что человек, пишущий «изнутри» музыки, может донести до читателей простыми словами глубину этой достаточно абстрактной сферы человеческого разума. В данном случае «простые слова» – это не упрощение темы, а высшая форма совершенства. 
Это, как по известной схеме:
первая, самый низший уровень мастерства – это просто и плохо;
второй, чуть повыше – сложно и плохо;
третий уровень, лучше прежнего – сложно и хорошо;
и, наконец, четвертый, высший уровень мастерства – хорошо и просто!
Что касается прослушивания музыкальных произведений, то безусловные хиты из кладезя классической музыки – 
- Сороковая симфония В. А. Моцарта и «Турецкий марш»; 
- Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского, а из сольных фортепианных произведений – «Времена года»; 
- «К Элизе» Л. В. Бетховен; 
- Двойной скрипичный ре-минорный концерт И. С. Баха; 
- Венгерские танцы И. Брамса и его же третья симфония; 
- Первая баллада Ф. Шопена и революционный этюд; 
- К. Дебюсси «Лунный свет»; 
и так далее и тому подобное.
Недавно вышедшая книга Юлии Казанцевой «12 вечеров с классической музыкой» достаточно объективно представляет срез произведений, впечатление от которых может помочь сориентироваться в бесконечном пространстве Музыки и найти свою дорогу в этом сказочном мире.
Прошлым летом увидела свет и моя книга «От гаммы до Бетховена», в которой я обучаю взаимодействию с фортепиано. Пользуясь навыками игры, можно открыть в себе  творческий источник, помогающий почувствовать влияние музыкальной ткани на себя, осознать свое тело и мысли. 
Самая интересная тема для любого человека всегда связана с личными переживаниями и поэтому чувства являются основой плодотворной импровизации и вообще композиции. Пользуясь музыкальным языком мы обнаруживаем и осознаем наше собственное состояние в каждый отдельный момент. 
В своей книге я рассказываю о музыкальных методах раскрытия этого жизнетворного способа общения со своим подсознанием, что, в свою очередь, гармонизирует отношения с этой очень важной частью нашей психики и, заодно учит играть на одном из самых доступных овладению инструментов – фортепиано.
К слову, известный советский фортепианный педагог Генрих Нейгауз тоже написал книгу на тему фортепианной игры. И тем, кому интересна эта тема, несомненно получат массу удовольствия, погрузившись в духовный мир этого необыкновенного человека, раскрывшего тайны пианизма всему свету. 
Три вопроса

Когда говорят «теория музыки», рот сам по себе растягивается в глубокую зевоту. По крайней мере у нормальных людей. Поэтому для начала надо бы определиться со значением этого словосочетания.
В моем понимании «теория музыки» ничего общего с теорией не имеет, так как это самая настоящая практика. Уже давным-давно мне стало ясно, что по-настоящему изучение музыкальной теории возможно только в совокупности с игрой на инструменте. Так как это одна из таких деятельностей, в которых отрыв теории от действительности умерщвляет идею. Например, в процессе изучения любой пьесы, вы окунаетесь в определенный мир со своими пейзажами, настроениями в котором вы физически, в потоке времени передвигаетесь, пользуясь своим телом и мыслями. Для того, чтобы понять, что за пейзаж перед вами открывается, надо знать карту музыкального мира. Для того, чтобы понимать, какие движения вам надо делать, надо знать приемы игры. 
Музыкальный мир – это мир тональностей и атональностей (зависит от того, есть ли у нас главная нота или нет). Кроме того, внутри тональностей есть построения, которые называются определенными словами. Это помогает увидеть и осознать детали музыкального полотна. 
Согласна – мир музыки очень абстрактный, но, тем не менее, в нем можно и нужно находить ассоциации с реальной жизнью. Так как это и дает нам в руки орудие, с помощью которого мы сможем прорабатывать реальность, выводя наружу через абстракции наш внутренний духовный пейзаж. Так же, как проговоренное вслух название вещи делает ее более понятной, сыгранная музыка помогает нам прояснить нашу реальность. Что в свою очередь приводит к ощущению значимости, глубины и наполненности нашего внутреннего мира. 
С другой стороны, в некотором роде, мы носим в себе от рождения «музыкальную теорию», так как музыкальные темы очень похожи на речевые интонации и ритм заложен прямо в тело – пульс сердца, дыхание, походка, бег. Да и построить музыку мы можем по наитию, передвигаясь по нарастающей к кульминации и после разрежая атмосферу напряжения. По такому принципу построены и физические функции тела.
Но, на мой взгляд, все-таки интереснее понимать и осознавать (то есть мочь назвать словом) то, что выходит из-под пальцев или через напевание.
Свободная импровизация полезна во всех отношениях и ею можно пользоваться, даже не умея играть или петь. Вы воспроизводите звуки в совершенно свободном порядке или беспорядке, вкушая их вибрацию и погружаясь в свои чувства, которые возникают по мере продолжения игры или пения. И не спешите – на одной ноте можно находиться даже минуту-другую, пока вы действительно не услышите ее. 
Вот и все. Там может родиться мелодия и/или аккорды (несколько нот одновременно), если вы уже обучались игре. А может проявится просто набор созвучий; в любом случае «неправильных» импровизаций нет и быть не может!
Такое творчество всегда приводит в радостное состояние, не знаю почему…может быть вырабатываться какие-то приятные гормоны. Главное отпустить все ожидания и не пытаться импровизировать предначертано, то есть не придумывать заранее музыку, а смотреть на то, что получилось. И всегда получится «правильно»!
И напоследок…

Самое интересное, что сейчас, когда я всерьез задумалась над вопросом, который мне хотелось бы задать некой Вселенской сущности, и начала перебирать разные темы, то оказалось, что ответы на все вопросы уже есть. Всезнающее подсознание подняло голову и с интересом прислушалось к моим экзистенциальным изысканиям.
О чем бы я ни подумала, тут же находился ответ.Так продолжалось довольно долго. Наконец я придумала. 
«Хочу знать то, чего я не знаю» (Почти, как в знаменитой русской сказке – «принеси то, не знаю, что…»)
Эта мысль пришла мне в голову, когда я вспомнила небезызвестную Татьяну Черниговскую. На одной из ее лекций я услышала потрясающую фразу: «Чем больше я изучаю мозг, тем больше я не понимаю, как это все возможно…»
Я тогда тут же подумала, что тоже хотела бы не понимать того, чего Черниговская не понимает. По-моему, такая постановка вопроса расширяет возможности познать что-то по-настоящему, и произойти это сможет тогда, когда разум будет к этому готов.А то получится, как в популярной книге Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике», ответ на главный вопрос о смысле жизни – 42. И что?
Я думаю, что в зависимости от уровня моего личного развития понимания мироустройства и зависит информация, которую я получаю и осознаю. 
Это правда – ответы на все вопросы, которые мы себе задаем – это всегда путь и его надо проделать в любом случае, иначе ответ, которого мы жаждем, пролетит мимо, не задев нашего разума. Даже больше – ответ – это только почва для рождения новых вопросов, начало следующего пути.

А вот если говорить об ответе на незаданный вопрос, то…
О музыке и ее предназначении размышлять можно бесконечно. Но мне хотелось бы взглянуть на эту сферу нашей жизни, как на часть целого. Мне кажется, искусство и созидание вообще существует не только для продвижения прогресса всей человеческой деятельности, но и как индикатор, своеобразная «лакмусовая бумажка» нашего личностного прозрения. 
Мы все хотим чего-нибудь достичь в жизни. Это нормально для нас, живущих в этом мире. Большинство из нас ждет от жизни чего-то большего, лучшего. Но, для достижения этого лучшего, мы должны пройти свой, личный путь духовного развития. Без этого не получиться почувствовать хотя бы часть того удовлетворения от жизни, которого так жаждем. 
Что же это за «духовный рост»?
Как-то раз, много лет назад, я ехала на своей машине по заснеженной дороге, возвращалась от ученицы, которой я преподавала уроки по игре на фортепиано. Она была последняя по списку в тот день и вечер густой темнотой уже накрыл улицы города. Вдруг меня обуял ужас… Я увидела внутренним взором, что попадаю в страшную аварию и погибаю… Мной овладела паника и, чувствуя свою беспомощность, я (хотя была тогда не очень уверена в существовании бога) начала молиться: «Господи, спаси меня! Не дай мне умереть! У меня трое маленьких детей на руках! Мне надо жить!»
Страх постепенно отступил, и я пришла в себя. 
В последующие дни заботы взяли свое и я забыла о своем страшном видении.Через три дня после этого я опять ехала на машине, но уже днем. Расстояние от дома до школы, где вела занятия, было совсем небольшое, всего пять-шесть минут езды. Повернув на улицу, в конце которой стояло здание школы, я нажала на педаль газа – дорога была пустая и я немного спешила.
Надо сказать, улица была отчасти подо льдом, к тому же скользкие места, припорошенные снегом, не были видны.
Проехав до середины улицы, я вдруг увидела, как со двора одного из маленьких частных домиков выезжает большой белый фургон, по типу тех, в которых развозят продукты в магазины или в рестораны. Фургон набирал скорость, очевидно не замечая моей белой Тойоты, мчавшейся на всех парах, и уже выехал отчасти на проезжую часть, загородив ее на половину, как раз перед моим носом. Я изо всех сил нажала на тормоз, но машина, скользя, неслась, как бешенная, прямо на абордаж. Столкновение было неизбежно. 
Дальше было все, как во сне или в очень замедленной съемке. Секунды длились бесконечно, тщательно вырисовывая каждое мгновение аварии - выражение лица водителя фургона, ножеобразное проникновение металла в другой металл, скручивание капота моего автомобиля в тесную гармошку, и потом…тишина… долгая-долгая.
Самое интересное, что физически я абсолютно не пострадала – ни одной царапины. Хотя автомобиль разбился вдребезги. Меня вытащили с водительского места, предварительно взломав заклинившую дверь. Сначала я была в глубоком шоке – несколько часов - никаких реакций, а вечером плотину прорвало, и я начала рыдать, выплескивая из себя все отчаяние, накопившееся за десятилетия жизни. 
Проплакала я три дня, отменив все занятия – сказалась больной. В те дни я стала видеть свою жизнь, как будто в новом свете. Надо мной кружились вопросы - почему я несчастна? Почему мне так тяжело все дается? Действительно ли это такая моя судьба и кто за это в ответе? Почему у других все получается? 
Меня обуяло страстное желание узнать правду обо всем – это был момент, когда я твердо решила – докопаюсь до истины, какая бы она ни была, и чего бы мне это ни стоило!
Я стала искать ответы разными способами – много читала, встречалась с разными людьми, углублялась то в один, то в другой источник знаний. Изучала разные способы взаимодействия с подсознанием, когда поняла, что оно, как раз, и знает правду. Мою личную правду. 
С тех пор прошло много лет и я получила множество ответов на самые разные свои вопросы. Начала понимать причины и следствия, касающиеся событий в моей жизни и свои реакции на них. Моя жизнь радикально изменилась к лучшему.
Это дало мне свободу и возможность выразить себя еще точнее, и еще ярче через музыку вообще, и через игру на рояле, в частности. А еще я написала книгу. Так мне открылась еще одна творческая стезя – писательство. Но, несмотря на то, что путь познания все еще продолжается, я стала чувствовать себя человеком, способным осуществить свои мечты. 
А это немало, не правда ли?
PS
Музыка сама по себе настолько обширное понятие, что любое ограничение каким-нибудь определенным девизом вызывает у меня внутреннее сопротивление. 
Например, если взять аспект – игра на рояле, то мой девиз был бы: «Если хочешь играть – играй!» или «Ни дня без игры».
А если в разрезе моего личного развития, как музыканта, да и вообще, как человека, то основная мысль заключалась бы в известной латинской пословице: «Per aspera ad astra», то есть «Сквозь тернии – к звездам». 
Видеть звезды и стремиться к ним, преодолевая трудности. Я достигла многого в жизни, следуя именно этому слогану, и особенно эти слова помогали в минуты, когда казалось, что больше нет сил двигаться вперед. 
Сочинения Бетховена во многом построены по этой схеме – страдания и борьба, которые постепенно приводят к радости и свету. Наверное, поэтому мне так близка его музыка.Музыка, как часть мироздания… «Чтобы услышать музыку, надо сначала услышать тишину».Музыка, как зеркало человеческой души… «Музыка соткана из звуковых нитей чувств» и «Музыка – это язык, объединяющий всех людей, живущих на Земле».
А еще, как пианистке, хоть я и не мужчина, мне нравится строки Пастернака: 
«Рояль – это священный стол, на котором руки мужчины режут и раздают хлеб вечности.»
Мы, естественно, понимаем, что все эти слова – символы, призванные возбудить в нас желание действовать, развиваться, творить…
Но, как ни повернись, мы всегда находимся перед фактом – музыка не отъемлема от жизни; она настолько плотно переплелась с человеческой сущностью, что, осознаём мы или нет, музыка влияет на нас каждый божий день, начиная с самого рождения.
Давайте же будем пользоваться, каждый на свой лад, этим даром – Музыкой, и внимать миру, звучащему многоголосным оркестром, место в котором есть каждому из нас!

| январь, 2023

Все выпуски рубрики «Человек на музыке» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу
___________________
«Чтение для практики: заметки и треки» онлайн-курс о том, как идеи и инструменты работы с информацией для практической пользы помогают в написании заметок и создании треков.
Работа с материалами онлайн-курса поможет вам перейти из точки Хочу (но не знаю с чего начать, ибо никогда не был в этой сфере и все вокруг кажется таким далеким от моего просто желания попробовать) в точку Получилось (и вот тут уже принимать чуть более осознанное решения о том, что делать дальше).

Уровни подписки

Простой

$ 1,01 в месяц
- чтение заметок за год текущий, доступных в рамках уровня подписки,
- доступ в чат
- 3 письма из онлайн-курса «Чтение для практики»
Если желаете читать все заметки этого блога и начать путешествие от чтения к результату в поисках решения задачи, используя идеи и инструменты из онлайн-курса «Чтение для практики», то выбирайте один из следующих уровней подписки — «Базовый» или «Оптимальный»
+ чат

Базовый

$ 3,3 в месяц
Доступ ко всем заметкам блога.
Плюс прохождение онлайн-курса «Чтение для практики»:
- все письма, онлайн-курса о путешествии от чтения к результату
- скринкасты с ответами на вопросы и тезисами курса
- микро мастер-классы от приглашенных экспертов
Подходит, если вы хотите пройти онлайн-курс самостоятельно
+ чат

Оптимальный

$ 11,2 в месяц
Все материалы блога и прохождение онлайн-курса «Чтение для практики».
И еще:
- Диагностика задачи/ситуации, перед стартом
- Обратная связь в асинхронной переписке, в рамках подписки
- Поддержка действием в формате персональной аудиовстречи и подборка материалов по итогам, в рамках подписки
Подходит, если вам интересно персональное сопровождение в путешествии от чтения к результату или хотите детально обсудить вопросы адаптации материалов курса
+ чат
Наверх