EN
Вадим Бугаев
Вадим Бугаев
78 subscribers

Человек на музыке — Илья Чертков, «Я каждый день посвящаю музыке»

Сегодня в блоге премьера рубрики «Человек на музыке».
Идея возникла в конце лета. Во многом потому, что мне уже давно хотелось поговорить с интересными мне музыкантами о том, что для них музыка, какое влияние она на них оказывает и как они ее создают.
И мне очень повезло, что Илья Чертков сразу откликнулся на мое предложение. Собственно, когда я только только формулировал идею этой рубрики, мне хотелось провести первую беседу именно с ним. Илья музыкант и у него много интересных проектов, про которые он рассказывает в нашей беседе. Но для меня он прежде всего человек, который думает о музыке, ищет смысл и очень обстоятельно делится всем этим.
PS
Весной 2015 года у меня возникла идея провести серию бесед с интересными мне собеседниками о том, какое место в их жизни занимает чтение, как они читают и что думают о взаимосвязи чтения и практики. Тогда не думал, что процесс увлечет и беседы в рамках рубики «Человек из книг» будут продолжать случаться.
Надеюсь, что с рубрикой «Человек на музыке» все тоже сложится хорошо 😉
- В.Б
Илья Чертков, музыкант/композитор из Владимира, музыковед, блогер, меломан.
Пишу статьи о музыке, разных жанрах и их истории, о музыкальных инструментах и интересных явлениях в соответствующем сообществе. Снимаю видео и рассказываю в заметках про креативную работу с сэмплами, выкладываю там же и в Telegram. Предпочитаю экспериментальные направления современной электронной музыки, а также авангард.
Создатель и администратор многочисленных каналов, чатов и пабликов в ВК и Telegram, например: МУЗЯБЛОКИ (группы в ВК и в ТГ),KORG Monotron/Monotribe/Volca Series, Школа Маскелиаде и т.д. Со-организатор владимирского фестиваля неуютной музыки ТОРФ.
Имею три основных действующих музыкальных проекта: БКТТ + Odonata и mal0. Готовлюсь к запуску четвёртого, сольного. Участник формации «Семён и Хор Блаженных имени Ф. М. Достоевского»: композитор, автор сэмплов, импровизатор, VJ. Активно сотрудничаю с музыкантами со всей страны, записываю совместные релизы, делаю сборники.
Что такое музыка? Разумеется — это художественно организованные во времени звуки. Если музыка неприятная — это шум. Если шум приятен — это музыка. Давно уже не ограничиваюсь понятиями «гармония», «музыкальные инструменты», «искусство» и т.д., потому что отрицать больше века музыкальных экспериментов, пожалуй, уже нельзя. У нас есть фри-джаз, который многим может показаться шумом. У нас есть нойз, который и есть шум, но за ним стоят концепция, творческий акт. У нас есть даже эмбиент, основанный зачастую на полевых записях. Музыка — это уже давно не только ноты, гармония, ритм. Это всё, что нас окружает.
А ещё я придерживаюсь мнения, что в 2022-м музыкальные жанры — это уже пережиток прошлого. Музыка освободилась, и сейчас всё зависит только от исполнителя. От его фантазии, эрудиции, наслушанности, умений. А уж что там замешано и к какому жанру это тяготеет — дело десятое.
О влиянии и изменениях
В детстве я много всего слушал очень и очень разного. До 6 лет у нас дома было несколько аудиокассет, которые я слушал с монофонического советского магнитофона. ДДТ, Наутилусы, Константин Никольский. У меня очень рано появилась страсть к прослушиванию и даже к записи: помню, как на тот же магнитофон, через микрофон Октава МД-200 я записывал свой вой под случайное бренчание по струнам гитары типа «дрова» и мне нравилось. Даже не слушать результат — записывать.
Позже мы стали покупать очень много аудиокассет, у нас их был целый шкаф. Там было всё подряд: и шансон, и рок, и эстрада, и зарубежная поп-музыка. Но была ещё одна параллель: у меня компьютер как раз лет с 5-6, и компакт-диски у нас появились очень рано. Среди них были группы вроде Secret Service (помните, «Ten O’Clock Postman?»), Крис Ри и сборники с Massive Attack, Moby и Lamb, которые папа привозил из Москвы. И вот с ними случилась настоящая любовь, причём на всю жизнь.
Долго не мог определиться, что мне нравится по-настоящему — модный и настолько близкий по духу подрастающему человечку русский рок или что-то, что звучит, как поп-музыка, но по-настоящему отзывается внутри. Не сразу пришёл ко второму, но всё-таки пришёл, и я очень рад этому. Всё внутри устаканилось. И сейчас я очень тяготею к элементам трип-хопа во всех своих проектах.
Первое знакомство с созданием музыки случилось в 2005-м году, когда мы с друзьями сидели холодным зимним вечером за ноутбуком с подключённым микрофоном и перепевали любимые песни. Параллельно мой близкий друг детства записал домашний альбом со стихами, зачитав их поверх любимой музыки из игр (Silent Hill, Mafia). Мне это так понравилось, что я сразу сделал нечто подобное (никому никогда не покажу, даже супруге). А на следующее лето я встретился с другом из города, где жили мои бабушка с дедушкой, и тот показал программу eJay Hip-Hop 4. Там можно было из сотен заготовленных сэмплов собирать свою музыку. Я так увлёкся, что за полгода «записал» несколько альбомов. Чуть позже нашёл e-Jay Music Director — там были сэмплы для трип-хопа. Унесло ещё на полгода.
Папа же подтолкнул меня к занятиям на гитаре. Поначалу он пытался учить сам, но… скажем так, он всё-таки не педагог. Мне было не очень интересно. Потом я пошёл учиться в местное культпросвет училище («Кулёк»), и как только понял, каким образом можно комбинировать аккорды и вешать на них любые тембры, сразу засел в программу Guitar Pro и начал переоткрывать себя-музыканта заново. Потом быстро пересел в Cubase (тоже не без добрых людей — подкинул одноклассник), а потом открыл для себя Ableton Live, году в 2008-м. Сразу влюбился в интерфейс и возможности, и больше ни на что другое не переходил. Пробовал из любопытства, но менять не стал.
А дальше — долгая дорога из принятия себя как именно музыканта и только музыканта, даже порой замахивался на слово «композитор». Изучал по крупицам теорию, знакомился с опытными ребятами и перенимал опыт, очень много смотрел лекций и кино, читал книг и статей, вёл дневники, слушал музыку самых разных направлений, поглощая её гигабайтами в неделю, и всегда писал свою собственную. Показать себя миру я решился лишь в 2013-м году, с Lo-Fi альбомом, созданном на единственном монофоническом синтезаторе KORG Monotribe, с использованием аудиокассет и многократной перезаписи звуков с одной на другую до получения максимально грязного звука.
Поначалу музыка для меня значила «что-то». Саундтрек к жизни. Нечто, мне малопонятное, но вызывающее безумный интерес и сопровождающее всюду. Я любил подмечать какие-то особые звуки, обращал внимание на то, как ведут себя инструменты, пытался понять, почему, делая то же самое из тех же звуков, что у других исполнителей, у меня не получается то же самое.
В какой-то момент музыка стала для меня машиной времени: я до сих пор имею специальную папочку на компьютере, где лежат уже давно не любимые мной композиции, но при включении умеющие переносить меня в очень яркие воспоминания. Особенная зима в 11-м классе. Жаркое лето, когда я был ребёнком. Наблюдение за игрой в пинг-понг во дворе у соседей. Новый год с друзьями и родственниками в далёком детстве. Первая поездка в другой город без родителей. Походы на дачу пешком через железную дорогу. Музыка, под которую я познакомился со своей женой.
Когда я стал сочинять сам и всерьёз, я осознал, что это и будет моей жизнью, и я ни на что это не променяю. Очень хорошо помню этот момент, это день. Была осень 2007-го. Конечно, были и истерики, и ругался с родителями, и даже удалял всё, что сочинил, сгоряча. Родители желали мне лучшего, разумеется, но музыку воспринимали всегда не больше, чем хобби, а я от этого уже горел, и настолько, что готов был заниматься ТОЛЬКО этим. Были даже сессии в университете, которые я провёл целиком за созданием нового альбома. Но мне настоятельно рекомендовали получить нормальную специальность и идти по ней работать – так было правильнее, разумеется. Но в итоге этого не случилось. Сейчас я полностью посвятил себя только музыке, и ни о чём не жалею.
Вопрос о том, какие музыканты оказали на меня влияние — это очень непростой вопрос. Потому что на меня влияние оказывала любая музыка, которую я слушал и в которой что-то для себя находил. Кроме перечисленных выше групп, я внимательно слушал Portishead, Depeche Mode, Radiohead, Nine Inch Nails — это пока подрастал. Я внимательно разбирал каждую интересную мне композицию, вычленял звуки, учился собирать аранжировку и выписывал всё, что цепляет моё ухо. Пытался повторять, изучал как это может быть сделано.
Потом уже имён стало какое-то бесчисленное количество. Из тех, кто «живой и с кем я общался» — очень многое мне дали мои коллеги по владимирской музыкальной сцене. Не кто-то конкретный, а все вместе. Кто-то объяснил, как правильно записываться. Кто-то — как репетировать. Я очень многому учился сам, и в голове всегда были каша и куча страхов. Вот с ними я боролся. Занимался у Алексея Барышева — который из группы Рекорд Оркестр, «Лада седан — баклажан». Он дал не очень много, но теорию музыки разъяснил. Очень много полезного дал Александр Зилков с канала «Нескучный саунд». Замечательный человек, с которым я никак не могу пересечься, но которого много слушал — и его музыку, и его лекции, Ник Завриев. Конечно, не могу не упомянуть моего дорогого друга и коллегу по дуэтам БКТТ и Odonata, Семёна Баева. С ним мы быстро нашли общий язык, и он всегда помогал раскрепощаться, раздвигать рамки, мыслить шире и творить свободнее.
Ещё я много общался с зарубежными музыкантами и композиторами, включая Мишеля Шиона, наследника и коллегу Пьера Шеффера, создателя направления Musique concrète — с ним я лично списывался. Мне очень много дал Джон Кейдж — с ним мы, разумеется, лично не общались, но он написал слишком вдохновляющие статьи и о нём есть замечательные книги. Вообще, я в какой-то момент переключился на авангард и стал впитывать всё это, как губка. Пьер Булез, Янис Ксенакис, Мортон Фелдман — вот те, кто меня вдохновил и продолжает вдохновлять.
Из тех, кто очень заражает своим опытом на текущем отрезке жизни — Илья Пучеглазов, музыкант из Санкт-Петербурга. Он же Symphocat. Леонид Чурилов, музыкант из Минска, он же A-BELL. Многочисленные коллеги по «неуютной музыке».
Я занимаюсь музыкой больше половины жизни, и это давно её неразрывная, неотделимая часть. Это бесконечный саундтрек, это машина времени, это способ выразить свои мысли, эмоции, вкусы, переживания. Это язык, на котором я могу говорить и о котором готов рассказывать другим. Это то, что помогает ни о чём не думать, отвлекаться. Это воздух, это пища для ума, это бесконечное вдохновение и смысл. Это бесконечный источник новых знаний и это призма, через которую я наблюдаю окружающий мир.
Если случится так, что я не смогу заниматься музыкой, и мне придётся заняться чем-то другим, я буду уже абсолютно иным человеком. Вероятно, менее счастливым, менее живым.
О подходах и инструментах
У меня очень много разных подходов к созданию музыки, которые иногда друг друга дополняют, иногда друг другу мешают, но чаще просто не зависят друг от друга.
Например, я активный пользователь Ableton Live (программа для создания музыки, -В.Б) и часто я просто сажусь за ноутбук, открываю эту программу, вешаю на дорожку пианино и начинаю что-то искать. Иногда я предварительно что-то набрасываю на айфоне в приложении Suggester — когда идей никаких нет, и я просто хочу найти интересненькую гармонию. А бывает, я вешаю какой-нибудь плагин с эффектом, которым особо не пользовался, и просто начинаю смотреть, что будет на разных настройках. Часов через 5 обычно уже есть крепкая заготовка для хорошей композиции.
Бывает, заранее продумываю концепцию. Открываю блокнот в смартфоне или OneNote на компьютере и начинаю набрасывать тезисы. Как это будет звучать, о чём это будет, как отразить идею лучше всего, какими звуками и инструментами, как извернуть гармонию так, чтобы она лучше всего выражала задумку. Буду ли я сначала думать о нотах или позабочусь больше о саунде. Буду ли я готовить лайв-программу или оставлю всё в виде треков. От проекта к проекту всё это постоянно меняется.
Если я выбираю для создания музыки «аналоговые» инструменты (синтезаторы, драм-машины, шумелки, iPad и вообще подход без DAW (digital audio workstation, программа для создания музыки - В.Б)), то всё идёт по наитию. Долго не думаю: беру, на что падает взгляд и уже на ходу что-то меняю/добавляю. Но ещё есть иной подход: когда я работаю не один. Это для меня и интереснее, и сложнее всего. Там нет совсем никакого паттерна сложившегося — каждый раз всё как-нибудь иначе.
А для возникновения идеи я ничего особенного не делаю. Читаю и слушаю много, идеи сами возникают. Ну а про ретроспективу говорить, пожалуй, не буду — я уже и не вспомню, чего там было и как менялось. Всегда что-то уходило на дальний план, появлялось что-то новое. Менялись инструменты, менялись вкусы, менялась музыка в плеере.
Я каждый день посвящаю музыке. Иногда находится много времени, иногда совсем не бывает. Если время нахожу, я просто отвлекаюсь от любых других дел и сажусь заниматься. Бывает, что много сил и времени уходит на размышления, представление в голове, как всё будет звучать, какой будет план действий. Но вообще, я когда-то заметил, что порой удаётся поймать состояние вроде транса или "связи с космосом" — когда часы летят незаметно, ничего не анализируется, и только создаётся. Я всегда стараюсь поймать это состояние. И стараюсь потом не думать, чего я там делал, как...
Мой музыкальный процесс — вот наверное как раз такой ритуал, когда сознание уходит целиком в музыку и не хочет оттуда возвращаться. Я помню не одну ночь, проведённую за раздумьями и написанием. Когда погружался — было 23:00, например. А когда понимал, что надо бы закругляться — 07:30.
Мои источники идей и вдохновения? Музыка, книги, фильмы/лекции и люди.
Музыка. Я её слушаю очень много и очень разную. Читаю её историю. Биографию исполнителей, если удаётся. Всё это совершенно не откладывается в моей голове, поэтому в разговорах я могу напрочь забывать имена исполнителей, названия альбомов и композиций. Но в процессе прослушивания я это делаю, и частенько что-то выписываю себе в блокнот.
Книги. Я уже много лет собираю коллекцию книг о музыке. Поначалу брал всё подряд (ну, за исключением сольфеджио и книг про композиторов до XX века — как-то мне это не особо интересно, хотя очень редко что-то почитываю), потом стал делать это избирательнее. Находить частные издательства, рыскать по букинистическим лавкам. Читаю не только музыкальные книги, но и философию, художественную литературу. Это всегда источники бесконечного количества идей.
Фильмы/лекции. YouTube, записи лекций в ВК. У меня на жёстком огромная коллекция документальных и художественных фильмов на музыкальную тему: истории направлений и музыкантов, про музыку и её составляющие вообще. Опять же, всё под запись в блокнотик.
Люди. Я люблю общаться с творческими, у меня много друзей и знакомых, постоянно генерирующих разные идеи. Особенно мой творческий коллега Семён Баев — за один вечер общения с ним можно выдумать так много всего, что потом даже как-то неудобно становится: всё-таки большинство затей забываются или становятся не актуальными. Но в момент их появления каждый раз хочется закричать: "Эврика!".
Основной инструмент, как я уже говорил выше, — Ableton Live. У меня 11-я версия, которую купил в прошлом году и до сих пор нахожу что-то новое.
Много небольших синтезаторов: разные KORG Volca, Monotron, Monotribe, Поливокс. Последний появился у меня недавно, и за него сердечное спасибо непосредственным разработчикам — в особенности, Александру Григорьеву. Только начал постигать, отыграл с ним один концерт. Гудело люто! Monotribe — тоже мой любимец. При всех его ограничениях, внутри явно есть душа, характер какой-то. Я записал целый альбом только на нём, и недавно решил дать ему ещё один шанс: вспомнил, что есть ряд вещей, которые я не пробовал.
Мне нравится копаться в железках и выходить за рамки. Ещё лежит мой старый друг, сэмплер KORG Electribe ESX — одна подготовка сэмплов для него уже является чем-то таким, что успокаивает мысли. А ещё я уже года 3 собираю ультра-портативный сетап с минимумом проводов: айфон, беспроводной Bluetooth-контроллер чуть больше спичечного коробка (тоже привет Александру Григорьеву), два маленьких кассетных рекордера (один микрокассетный), микшер/аудиоинтерфейс на батарейках. Может, добавлю туда сэмпл-секвенсор Volca Sample. Очень хочется попробовать себя в жанре лоуэркейс — я как раз искал себе какую-то отдушину, где не будет мыслей, а будет только музыка. Для себя.
Под минусовки я не играю. И вообще не играю. Как бы странно ни звучало, ни один "нормальный" инструмент я за свою жизнь так и не освоил. Мои инструменты — сэмплеры, синтезаторы (без клавиатуры), рекордеры, а ещё Ableton Live. Я долго чувствовал себя из-за этого неуютно, особенно при общении с гитаристами-клавишниками-барабанщиками. Очень много раз ходил учиться-заниматься, безуспешно.
Мне попросту не интересно играть чужую музыку. Да и вообще — играть. Что-то подбирать несложное могу на клавишах, но делать это не очень люблю. А гитару уже давным давно забыл. Настроить могу, Am-Dm-E найду, но не более. Я больше по сочинительству и экспериментам.
Плейлисты и собственное творчество
Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет некое обнуление культурного наследия и вся история Музыки начнется вновь. И вот накануне этого события, к Вам обращаются с просьбой порекомендовать 3 Исполнителя/Альбома/Композиции, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за исполнители/альбомы/композиции? И почему именно они?
Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд! Пожалуй, я бы не смог ограничиться тремя исполнителями/альбомами/композиторами. Дело в том, что для формирования культуры на некоем базисе, необходимо иметь что-то очень сильное, разное и по-своему универсальное.
Наша современная музыкальная культура формировалась с древнейших времён, и каждая ступенька аукнулась по-своему: Пифагор предложил ноты и музыкальный строй, которые пересматривались веками и примерно в XVII веке стали известными нам чёрно-белыми клавишами. Тут уже немало дал Бах, предложив 24 современные мажорно-минорные тональности и возможности перехода из одной в другую. Блюз сформировал процентов 70 современной рок-музыки. Благодаря восточным традициям развился минимализм, так крепко въевшийся в современный культурный код, что его влияние заметно и в поп-музыке, и в экспериментальной, и в том же джазе.
Увы. Брать надо терабайты музыки и огромную музыкальную библиотеку — и с сольфеджио, и с публицистикой, и с биографиями. 3 альбома неизбежно будут субъективным выбором, основанным на вкусовщине и догадках, а тут такая ответственность… Но то, что культура нуждается в перезагрузке, так или иначе — это я могу сказать с полной уверенностью.
Какие 3 исполнителя/альбома/композиции Вы бы взяли с собой на необитаемый остров, при условии что там пробудете долгое время, без связи и контактов. Т.е слушать сможете только эти 3 исполнителя/альбома/композиции. Почему именно они?
Я бы, конечно, лучше взял туда музыкальный инструмент типа гитары, хоть и не умею на ней играть. Продуктивнее будет, чем слушать одно и то же. Но из музыки, наверное, точно хотел бы иметь дискографию британской группы Archive — они давно уже творят нечто за рамками человеческого понимания. Взял бы альбом Moby «Play» — он со мной по жизни идёт. А больше не знаю. Плеер бы свой взял, целиком, так сказать. У меня вкусы меняются постоянно, «вечного» практически нет.
Какие 3 исполнителя/альбома/композиции находятся в Вашем плейлисте сегодня? С чем связан этот выбор?
В моём плейлисте всегда находится пара сотен исполнителей, Вадим. Сегодня я бы послушал ранних Guano Apes — из чувства ностальгии. Утром уже слушал Джессику Мосс, альбом «Entanglement», Семён посоветовал. Очень вдохновляющая виолончельная музыка. За ним на очереди стоит эмбиент-альбом Charles Vaughan «Documenting the Decay», по той же рекомендации. Я уже много лет каждый день слушаю что-нибудь новое, и в этом всё чаще помогает мой друг-поэт-музыкант-меломан Семён. Самому искать становится всё сложнее. И ленивее.
Понимаю, что музыканту нравится все свое творчество. Однако время, знания и опыт меняют восприятие своих композиций и альбомов. Меняется и отношение к ним. Начинаешь лучше понимать что на что повлияло и видеть взаимосвязи. И потому вот какой вопрос — с каких композиций и альбомов лучше начать погружаться в Ваше творчество и чем продолжить, чтобы лучше понять как менялись ваши подходы к созданию музыки?
Делиться своей музыкой с людьми я начал в 2013-м, где-то выше я про это уже говорил. Это альбом Boketto «Amanita Youth». Если хочется знакомиться ретроспективно, можно начать с него и пройтись по дискографии Boketto/БОКЕТТО/БКТТ, а потом плавно перейти на mal0.
Но лучше сразу включить мой главный альбом, который я писал несколько лет — «Войцех». Он говорит обо мне как о творческой единице очень многое, даёт сразу понять, какие у меня вкусы-предпочтения. А потом уже тыкать избирательно по дискографии.
Вот ссылка на все мои релизы: https://mal0.aqulas.me. В ВК есть два сообщества, где я делюсь своей музыкой: https://vk.com/boketto иhttps://vk.com/mal0mal0.
Будущее музыки
Ну, смотря какая музыка. Популярная — она уже давно двигается в сторону упрощения. Если некая перезагрузка не произойдёт, то мы придём к совсем уж примитивизму. А музыка вообще — к шуму, конечно. Тут я полностью согласен с Алексом Россом и предсказанием, которое озвучено в заголовке главной его книги: «Дальше — шум». Так или иначе, но мы однажды придём к микротональности. Так или иначе, но экспериментальное станет популярным. Больше немузыкальных звуков, страннее структура, непонятнее форма. История циклична. Когда люди устанут от жвачки, им снова захочется авангарда. Другое дело, что произойти это может лишь через пару поколений.
Что прочитать, посмотреть, послушать, как учиться и практиковаться
Рекомендую прочитать «Музпросвет» Горохова. Человек пишет субъективно очень, но много по делу и не зацикливаясь на одном направлении. Охватывает всё: и рок, и джаз, и экспериментальную сцену, и поп-музыку. Ну и книгу Алекса Росса «Дальше шум», конечно. Это обязательная к прочтению книга. Всем, кому интересна музыка.
Вопрос о том, как учиться и как практиковаться, не очень понял. Учиться и практиковаться стоит как раз для того, чтобы стать музыкантом. Во всех остальных случаях достаточно музыку слушать. Если есть интерес в создании музыки, и вы её уже как-либо создаёте — поздравляю, вы музыкант.
Главный навык, который стоит освоить — научиться внимательно слышать и слушать чужую музыку, понимать её структуру, различать поведение разных инструментов. Подмечать, чем может быть достигнут тот или иной эффект. И пробовать в своих сочинениях что-то подобное. Создать нечто новое и самобытное невозможно, не имея представления о том, что уже существует.
Ну и надо слушать очень разное. Всегда. Даже если никаких амбиций в музыке у вас нет. Просто чтобы быть эрудированным человеком.
Обязательно пройти все круги ада, пытаясь понять джаз. Он — основа основ. Знать эмбиент, знать блюз, знать прогрессивный рок, трип-хоп, панк-музыку, электропанк. Понять, что жанры условны. Полюбить что-нибудь из классической академической музыки, попытаться понять и полюбить что-нибудь из современной.
Ещё нужно побольше читать. Как можно больше. И художественную литературу, и музыкальную. Композиторы охотно делятся своими идеями в биографиях и интервью — надо всё это брать на карандаш и пробовать.
Три вопроса
Теория музыки — наука не предписательная, а описательная. Поэтому, что бы вы ни делали, вы всё равно находитесь в этой теории. Вы всё равно оперируете нотами, складываете их в свои созвучия, аккорды. Играя мелодию, вы всё равно двигаетесь по какому-нибудь ладу. И не важно, сами вы на слух это делаете или вам помогают программы. В основе теории музыки лежит физика, а физика описывает законы природы. Вы не можете их нарушить, хоть вы нойз играйте.
Просто однажды вы упираетесь в некий потолок и понимаете, что последние лет 5 делаете примерно одно и то же, и хочется как-то выйти за привычные рамки. И тогда начинаете что-то смотреть по теории. Понимаете, что вот это вы и так делали, а вот тут можно было ещё и вот так. Пробуете — действительно, звучит! Я сам являюсь музыкантом-самоучкой, который теорию знает последние лет 5-7. Поначалу теория пугает обилием терминов и правил, но если не бросить и через силу продолжить изучать всё и пробовать в своей музыке, быстро понимаешь, что правил нет, а термины можно использовать свои — сути это не меняет.
Есть распространённое заблуждение, что уважающий себя музыкант должен всё делать сам: в том числе сэмплы и лупы (это профессионально записанные, короткие, отрезки звуков, или партий инструментов, которые призваны, облегчить жизнь для создателя музыки. Готовые партии инструментов, способны разогнать творческую фантазию -В.Б). Я однажды довёл это заблуждение до абсурда: а почему тогда мы используем чужой софт для написания музыки? Почему используем чужие синтезаторы и гитары? Давайте тогда соберём сами дома компоненты для компьютера, спаяем его, напишем свою операционную систему, для неё напишем цифровую рабочую станцию. Создадим свой аудиоинтерфейс, спаяем свой синтезатор. Выдумаем свои ноты. Ну это бред, по-моему.
Используя чужие сэмплы и лупы, ты просто находишь удачный звук, подходящий тебе здесь и сейчас. Это ничем не отличается от «выйти на улицу с рекордером и позаписывать окружение». Если что-то внутри продолжает свербить — можно сэмпл видоизменить, способов миллион. Будет совершенно новый звук, не похожий на исходник. Слушателю всё равно, свои у вас сэмплы или не свои. Даже наоборот: есть определённые клише, которые слушатель любит подмечать, лишний раз чувствуя себя эрудированным. До сих пор при создании драм-н-бейса и IDM многие используют пресловутый луп Amen Break, он в тысячах композиций задействован. И как-то вот за десятилетия не надоел до сих пор никому, а музыканты находят всё новые и новые способы его видоизменить.
Ипровизация и джем-сейшн ( jam session, совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему, - В.Б ) очень полезны. Во-первых, это общение — в случае импровизации, с чьей-то музыкой; в случае джема — с другими музыкантами. Можно подмечать новые неожиданные гармонические и мелодические ходы, сочетания тембров и стилей, изучать свои предпочтения — кто-то любит паузы подольше, кому-то нравится гонять пальцами по клавишам со скоростью электропоезда. Джемы помогают находить близких по духу и вкусам людей, создавать что-то, чего вы в одиночку даже не придумали бы.
У всех же разный опыт, все по-разному слушают разную музыку. Главное — воспринимать этот процесс не как экзамен, а как возможность отдохнуть. Не нужно настраивать себя в духе «вот, он опытный, я сейчас должен продемонстрировать свой скилл, сделать всё что могу, вот, из-за меня сейчас будет лажа». Нет. Всё поворачивайте в сторону «нам сейчас хочется вот так, мы собрались здесь, чтобы получить удовольствие». Делайте то, от чего вам комфортно. Расслабьтесь, наслаждайтесь привычным делом. Если в чём-то сомневаетесь — обговорите заранее.
И напоследок...
Если бы у меня была возможность задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то ... Ввиду особенностей моего мировоззрения, я максимально избегаю подобных возможностей. Жизнь интересна потому, что ответы на всё получаешь сам, без таких вот чит-кодов. Если такая возможность у меня появится, я ей, скорее всего, не воспользуюсь. Слишком просто.
А вот если говорить о вопросе, который остался без ответа, то вот как он звучит: Илья, а вам не надоела музыка? — Надоела. Но без неё я уже не смогу.

PS
Мое музыкальное кредо? «Не делай того, о чём пожалеешь» и/или «Что посеешь — то пожнёшь».
| октябрь, 2022
Все выпуски рубрики «Человек на музыке» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу
___________________
«Чтение для практики: заметки и треки» онлайн-курс о том, как идеи и инструменты работы с информацией для практической пользы помогают в написании заметок и создании треков. Работа с материалами поможет вам перейти из точки Хочу (но не знаю с чего начать, ибо никогда не был в этой сфере и все вокруг кажется таким далеким от моего просто желания попробовать) в точку Получилось (и вот тут уже принимать чуть более осознанное решения о том, что делать дальше).

Subscription levels

Простой

$ 0,94 per month
- чтение заметок за год текущий, доступных в рамках уровня подписки,
- доступ в чат
- 3 письма из онлайн-курса «Чтение для практики»
Если желаете читать все заметки этого блога и начать путешествие от чтения к результату в поисках решения задачи, используя идеи и инструменты из онлайн-курса «Чтение для практики», то выбирайте один из следующих уровней подписки — «Базовый» или «Оптимальный»
+ chat

Базовый

$ 3,1 per month
Доступ ко всем заметкам блога.
Плюс прохождение онлайн-курса «Чтение для практики»:
- все письма, онлайн-курса о путешествии от чтения к результату
- скринкасты с ответами на вопросы и тезисами курса
- микро мастер-классы от приглашенных экспертов
Подходит, если вы хотите пройти онлайн-курс самостоятельно
+ chat

Оптимальный

$ 10,3 per month
Все материалы блога и прохождение онлайн-курса «Чтение для практики».
И еще:
- Диагностика задачи/ситуации, перед стартом
- Обратная связь в асинхронной переписке, в рамках подписки
- Поддержка действием в формате персональной аудиовстречи и подборка материалов по итогам, в рамках подписки
Подходит, если вам интересно персональное сопровождение в путешествии от чтения к результату или хотите детально обсудить вопросы адаптации материалов курса
+ chat
Go up