EN
Psychosearch
Psychosearch
3 subscribers

Августин Блаженный и первый письменно зафиксированный опыт осознанных сновидений 415 год н. э.

Аврелий Августин Иппонийский, также известный как Августин из Гиппона
или Августин Африканский, был одним из наиболее влиятельных
христианских мыслителей и теологов раннего средневековья. Он жил в IV-V
веках и оказал значительное влияние на развитие христианской теологии и
западной философии.
Августин начал свою карьеру как неофит
(новообращенный) в христианство и стал более поздно библейским теологом,
философом и богословом. Его наиболее известные работы включают
"Исповедь" (Confessiones) и "О граде Божием" (De Civitate Dei), где он
обсуждает понятие града земного и града небесного, отражая на темы
богословия, истории и философии.
Августин внёс значительный вклад в
развитие христианской доктрины, формулируя такие концепции, как
оригинальный грех (идея о наследственном грехе, который проистекает из
падения Адама и Евы), богословие благодати и свободной воли, а также
теорию истории как противостояния двух городов - небесного и земного.
Его мысли и взгляды продолжают оказывать влияние на христианскую
теологию и философию до сих пор.
Первым зафиксировал осознанные сновидения письменно
Святой
Августин известен своими рассуждениями о сновидениях и считается одним
из первых, кто зафиксировал опыт осознанного сновидения письменно. В
письме Letter 159 (A.D. 415) / Письмо 159 (415 год н. э.) Августин
описывает для своих друзей историю некого Геннадия, известного в узких
кругах врача из Карфагена:
{3. Однако я вкратце
расскажу об одном факте, который предлагаю вам
обдумать. Вы знаете нашего брата Геннадия, врача, известного почти
каждому и очень дорогого нам, который сейчас живет в Карфагене, а в
другие годы был выдающимся практикующим врачом в Риме. Вы знаете его как
человека религиозного характера и очень большой доброжелательности,
активно сострадательного и быстро проявляющего щедрость в своей заботе о
бедных. Тем не менее, даже у него, когда он был еще молодым человеком и
самым ревностным в этих благотворительных актах, иногда возникали, как
он сам мне сказал, сомнения относительно того, есть ли жизнь после
смерти.} …
{4. Однако на вторую ночь тот же юноша явился Геннадию и
спросил, узнает ли он его, на что тот ответил, что хорошо знает его,
без малейшей неуверенности. После этого он спросил Геннадия, где тот с
ним познакомился. И здесь память не подвела его относительно надлежащего
ответа: он пересказал все видение и гимны святых, которые под его
руководством ему довелось услышать, со всей готовностью, естественной
для воспоминания о каком-то совсем недавнем опыте. На это юноша
спросил, во сне или наяву он видел то, о чем только что
рассказал. Геннадий ответил: Во сне. Затем юноша сказал: Ты это хорошо
помнишь; это правда, что ты видел все это во сне, но я хотел бы, чтобы ты знал, что даже сейчас ты видишь во сне. Услышав это, Геннадий убедился в его истинности и в своем ответе заявил, что он верит в это. Затем его учитель продолжил: Где сейчас твое тело? Он ответил: В моей постели. Знаешь
ли ты спросил юноша, что глаза в этом твоем теле сейчас связаны,
закрыты и находятся в покое, и что этими глазами ты ничего не видишь? Он
ответил: Я знаю это. Что же тогда юноша спросил: это глаза, которыми ты
видишь меня? Он, не зная, что на это ответить, промолчал. Пока он
колебался, юноша раскрыл ему то, чему он пытался научить его с помощью
этих вопросов, и сразу же сказал: Как когда ты спишь и лежишь на своей
кровати, эти глаза твоего тела сейчас не работают и ничего не делают, и
все же у тебя есть глаза, которыми ты созерцаешь меня и наслаждаешься
этим видением, так и после твоей смерти, пока твои телесные глаза будут
полностью бездействовать, в тебе будет жизнь, которой ты все еще будешь
жить, и способность восприятия, с помощью которой ты все еще будешь
воспринимать. Поэтому остерегайтесь после этого питать сомнения
относительно того, продолжится ли жизнь человека после смерти. Этот
верующий говорит, что таким образом у него были устранены все сомнения
по этому поводу. Кто научил его этому, как не
милосердная, провиденциальная забота Бога?} …
Теософия не наука
Во
времена Святого Августина (IV-V век) идеи теологов, включая его
собственные работы, играли огромную роль в обществе и мышлении. Однако
сравнивать их напрямую с современными научными работами может быть
сложно из-за различий в методологии, понимании мира и доступе к
информации.
Теологи того времени стремились понять природу Бога,
сущность веры и её роль в жизни людей. Их работы были фундаментальными
для христианской доктрины и общественного мировоззрения, но подходили к
этим вопросам в основном через религиозную и философскую призму, а не
через эксперименты или эмпирические исследования, как это делается в
науке сегодня.
Современные научные работы строятся на основе
систематического наблюдения, экспериментов, проверки гипотез и
использования сложных методов анализа данных. Они также ориентированы на
создание общепризнанных знаний и теорий, которые могут быть проверены и
воспроизведены другими учеными.
Хотя работы теологов, включая
творчество Святого Августина, имели огромное значение для формирования
религиозной мысли и культуры своего времени, сравнивать их с научными
исследованиями сегодняшнего времени может быть сложно из-за разных
подходов к познанию и обоснованию знаний.
Гипотеза о мистических переживаниях и осознанных сновидениях
Михаил
Радуга, известный исследователь осознанных сновидений, и автор
множества тематических книг, в совей работе «Сверхвозможности
человеческого мозга. Путешествие в подсознание» в главе «религиозный
эксперимент» приводит свидетельства связи между религиозными и
мистическими опытами с осознанными сновидениями.
Он предполажил,
что опыты, которые люди описывают как мистические или религиозные, могут
быть тесно связаны с состоянием осознанного сновидения. В осознанном
сновидении человек осознает, что он спит, и может контролировать
содержание своих сновидений. Радуга предполагал, что в таких состояниях
люди могут переживать глубокие духовные или трансцендентные опыты,
которые для них имеют сильное значение и влияние.
Эти идеи вызвали
интерес среди специалистов в области психологии, религиозных
исследований и философии и остаются предметом обсуждения и дебатов.
Источник:
1. Аврелий Августин Иппонийский // https://www.newadvent.org/fathers/1102159.htm
2. Михаил Радуга «Сверхвозможности мозга. Путешествие в подсознание» // https://www.litres.ru/book/mihail-raduga/sverhvozmozhnosti-chelovecheskogo-mozga-puteshestvie-v-podso-11060295/
3. Чернов А. «Осознанные сновидения: от первого упоминания в научной литературе до актуальных работ» // https://psychosearch.ru/practice/lucid-dreaming/871-lucid-dreaming-in-science
Автор: Чернов А., гл. редактор портала ПсихоПоисх

Subscription levels

No subscription levels
Go up