Отчёт за месяц (октябрь)
(решил чутка переименовать рубрику - так как-то правильнее)
В этом выпуске:
- немного разбора "Эйлы и Далёкий Свет";
- пересказ кампании "Пожиратели Снов" для карточного "Аркхэма";
- анализ ситуации с "Героям Здесь не Место";
- поверхностный обзор "Чёрной Книги" по имеющейся информации
________________________
---НОВЫЕ ИГРЫ---
Эйла и Далёкий Свет
Детское приключение, разочаровавшее не одного гениального пользователя "Тесеры", купившегося на маркетинговое высказывание, что игра будет интересна и взрослым. Как будто это гарантирует, что она понравится прям всем взрослым (не говоря уже о том, что подобные обвинения взрослыми назвать довольно сложно). На мой же взгляд игра вполне себе выглядит любопытно: я, в отличие от "обманутых", смотрел геймплей до покупки и купил её именно из-за него. Коробка удивила: она оказалась значительно больше, чем ожидалось - органайзер и карты довольно большого формата тому виной. Органайзер оказался весьма приятный - в него влезают и карты в протекторах, и есть отдельный слот для сборной картонной подставки для карт, одно "но: решение для ресурсов неудобное - мало того, что они там толком не сортируются, так их потом и доставать оттуда каждый раз не слишком удобно. Про уникальные компоненты и особые механики в каждой главе я толком не знал - на видео видел только первые главы. Также под органайзером ещё и обнаружился сюрприз... но его я трогать не буду - подожду прямых указаний на это или если их не будет, посмотрю после успешного прохождения.
________________________
---СЫГРАННЫЕ ПАРТИИ---
Эйла и Далёкий Свет - 16 партий
Фоток не было, приходите на стримы (ладно, вот вам одна карта, которую ещё надо умудриться выполнить).
Прошел игру на стриме, и лично мне очень понравилось: каждая глава использует новые механики, сюжет буквально проживается в процессе игры, а не просто служит текстовой подводкой - а чего ещё желать от сюжетной игры. Так же и слишком детской назвать её не могу. Во-первых, в первой главе меня познакомили со смертью (а потом ещё раз в четвертой, причем достаточно жестоким образом), а во второй главе я устроился на завод, где вместо работы мечом и фаерболом отпинал банду псов, а потом и приспешников кота. Ну а что началось под конец - это и вовсе лютая жесть с кровищей, монстрами и безысходностью. Во-вторых я дважды заваливал главы, а также встречал довольно непростые задачки. Так что единственное, о чем я жалею в процессе прохождения, так это о том, что игра не такая масштабная и комплексная, какая могла бы быть, не будь она ориентирована на детскую аудиторию (хотя 12+ это уже не такие уж и дети, но всё же): конкретно сторителлинг на картах сделан просто и гениально, а привязка боёвки на кубиках и путешествий по модульному полю отлично разнообразит игру. Заряжен перепройти в усложненном режиме на хорошую концовку (возможно даже попробую и "третий путь" абсолютного зла).
... и я попробовал. Усложненный режим конкретно так надавал мне по щщам, превратив не самое сложное сюжетное приключение в лютый кризисный сбор ресурсов, причем выход карт порой абсолютно беспощадно сводил на нет все попытки. Билд мага, который я попытался построить, совершенно не работал: возможностей проще добывать волшебные камни так и не появилось, из-за кризисности производить их некогда, а значит и ни одно умение на магию не работало - тупо не выходило применить. Также немного огорчила реиграбельность по части компонентов: несмотря на выборы других путей и использование других предметов и умений, различий на самом деле было не так уж и много. Не говоря уже о том, что в той же третьей главе, где случайно выбирается один из трех разных центральных тайлов, отличия оказались лишь в расположении на них одних и тех же локаций. Ну и главный прикол: не получилось - перепроходи главу заново. По итогу пришлось местами немного себе подыграть, чтобы хотя бы просто не задушиться перепрохождениями. Остановился на 4-й главе - дважды слил и решил отложить это дело пока - особенно, учитывая, что появился желающий опробовать игру вместе, так что лучше как-нибудь потом отойду, подзабуду чутка сюжет, соберусь с силами и сыграю в полноценном хардкоре, не пытаясь осилить игру за один вечер.
________________________
Ужас Аркхэма Карточная игра - 9 партий
Для путешествия по Миру Грёз этот коврик подходит ещё лучше
Продолжили кампанию - по концепции мы вынуждены чередовать две группы сыщиков: и пока первая группа решала проблемы в реальном мире, вторая отправилась в мир снов. И если первый сценарий отдавал хоррор-стилистикой, то второй встретил нас почти сказочной атмосферой: сначала лестница, стражи, испытания, а затем зачарованный лес, в котором нам вроде бы и сказали не ступать с тропы... но возможностей для этого практически не дали. Впрочем, сценарий всё равно оказался нами легко пройден, что очень не понравилось нашему боевику из второй команды - охотнику на чудовищ (ему не понравилось, что в сценарии одна карта замыслов, которая просто служит таймером). Остальным было не так скучно, но и сам геймплей сценария какого-то вау-эффекта не произвел - в отличие от сюжета и количества опыта (нам опять вывалили столько опыта, сколько и за два сценария редко собрать выходит, так что колоды прокачали неплохо). Общий сюжет лично мне пока очень нравится: если группа из реальности решает проблемы в мрачном Аркхэме, где начали происходить мистические вещи (вот это да, ни в одной кампании такого не было, единственное, что немного выбилось из обычной канвы - это непосредственное участие сноходца Рэндольфа Картера - персонажа нескольких книг Лавкрафта), то "спящая" группа внедрилась в сюжет "Сомнабулического Поиска Неведомого Кадата" (а это лично у меня любимая книга Лавкрафта), пройдя практически по стопам книжного Рэндольфа. Единственное - геймплейно пока управление двумя группами больше вызывает огорчение, что мы не можем играть кампанию в реальные две группы - было бы очень атмосферно, если бы мы узнавали информацию от другой группы через сюжетные повороты.
Кстати, о группе: в мир снов я отправил полицейского и собрал его колоду в четырех направлениях: животные-союзники (изначально набрал кучу собак, а с прокачкой добавил к ним генерала кошек и посох зверопоклонника, чтобы держать их в большем количестве); усиление особого оружия (у полицейского неплохое ружьё и возможности для пополнения патронов на нем, так что я взял пару карт для его поиска и улучшаемый обвес, в который в последствии и вложил больше всего опыта), "танковых" карт (чтобы эффективнее принимать на себя урон товарищей и отыгрывать роль) и несколько универсальных карт выжившего (чтобы справляться с существованием в мире снов поэффективнее - успешнее проходить проверки и иногда находить улики).
Продолжение же ветки "в реальности" повело нас через Неименуемый (старый-недобрый заброшенный дом со странностями) по лестнице в Подземный мир. Геймплейно особо ничего такого: пропустили пару комнат - потенциально могли бы взять чуть больше опыта, а так совсем чутка вышло. Сюжетно - по-прежнему отличная кампания, во многом приятнее большинства других.
А вот второй сценарий в Мире Грёз нанес удар под дых. Суть сценария - плавать по разным частям мира Грёз и получать информацию про Внешних Богов и Неведомый Кадат. Но нам тупо не хватало на это времени: на нас сыпались враги в немереном количестве, и по итогу мой полицейский сбежал (мы решили для подстраховки не оставлять хотя бы одного персонажа дожидаться конца замыслов, и это даже оказалось не напрасно), остальных схватили чёрные корсары (сомалийские, походу). Схватили так, что охотника убило на месте (цена за взятую со старта карту для ускоренной прокачки), и на его место придет скрипачка, так что теперь полицейский из танка на подхвате стал основным бойцом.
А вот у группы неспящих и третий сценарий снова пошел доовольно легок... пока мы не решили набрать немножко дополнительного опыта. Игра наказала за это крайне жестко: пара максимально неудачных проверок - и вот мой искатель с большинством необходимых для прохождения сценария улик свалился далеко от всех, а последний шанс собрать улики остальными обернулся автопровалом. Но благо игра за поражение хоть не так жестоко наказала - сюжетно, конечно, там прям апокалипсис начался, но геймплейно мы почти ничего не потеряли.
А вот драматичность третьего сценария Мира Грёз прям поразила: приключения на Луне были настолько напряженными, что мы буквально полегли всей командой... но наша искательница последним действием всё же выиграла нам сценарий. Впервые за все кампании такое произошло - до сих пор не уверен, что мы правила этим не нарушили, но там было пара моментов, которые спокойно могли сыграться гораздо лучше, не косякни мы сами, так что можно считать, что это была победа по балансу.
Далее мы пошли на дополнительные миссии обеими группами - смотреть сценарии, которые я ещё не видел, немножко продлить кампанию, да и прокачать колоды чутка (спойлер: ни одна из новообретенных карт в финале использована не была).
Первое доп.приключение рассказывало про путешествия во времени: нужно было восстановить цепочку событий, которые привели бы к изобретению этой самой возможности путешествовать во времени. Сценарий прошел приятно и без больших трудностей, но времени оставалось уже в обрез. Сюжетно интересно, поднапрячься пришлось, играли 4 часа. Получили в награду немного опыта, двух союзников и орудие для телепортации врагов.
Второй же сценарий про всепоглощающую каплю оказался более неоднозначным: с одной стороны в нем были забавные социальные моменты: помимо наших карт, ранений или ресурсов капля сожрала мой телефон, а также голос и памятку товарища. С другой, баланс дико перекошен: из-за такого рандома я лишился своих ключевых карт, без которых стал совсем бесполезным в бою. А это было крайне критично: бить врагов надо было постоянно, и целью миссии было именно нанесение урона "боссу". Но кое-как мы всё же смогли навалять капле, и награду получили довольно слабенькую. По итогу могу сказать, что хоть для меня игра была конкретно подпорчена, сценарий можно всё же назвать забавным.
Окончание же путешествия в Подземный Мир оказалось менее радужным. Сама концепция сценария была наполовину интересная, наполовину ужасная: босс-баттл с гигантской паучихой выглядел любопытно, но его серьезно омрачило абсолютно рандомное неуправляемое набрасывание безысходности, лишавшее нас времени и завалившее по итогу нам всю команду.
Второй финальный сценарий тоже оказался неоднозначный: идея с кучей тайных карт на руках и победой над Ньярлатотепом именно при помощи поиска особых тайных карт в нужных локациях была любопытная, но времени на это было очень мало - разумеется, не успели и также слили всю пати тупо по времени.
Лично мне это впечатление от всей кампании не слишком испортило: да, финалы слитые; да, тяжко в них победить, но общий сюжет и механики мне настолько зашли, что во многом кампания на данный момент стала чуть ли не любимой из всех, единственное - "Алые ключи" из-за свободы выбора могут потягаться.
________________________
Остров Духов - 8 партий
Новые духи, новые компоненты, местами новые механики, но по сути игра всё та же
Все соло-партии первой половины месяца я занимал "Островом" - хотелось опробовать всех новых духов (и некоторые обновления для старых, но до них всё же не добрался). Сначала играл без особых усложнений: чисто отыгрывал в стандартном режиме, потом уже начал подкидывать противников, постепенно увеличивая уровень, чтобы ощутить хоть какой-то челлендж. Инкарна не перегружает игровой процесс, но добавляет духам индивидуальности: её перемещение и применение эффектов даёт больше отыгрыша, не сводя всю силу героя к покупаемым великим способностям (хотя необходимым последним гвоздем для захватчиков они всё равно остаются). Собственные жетоны духа лиан же пока раскрылись слабо: впрочем, вполне вероятно, они раскроются лучше на более хардкорной партии (хоть способов их выкладывать всё равно маловато, зато ради они имеют свой мощный эффект и без привязки к способностям). Жетоны землетрясения же почти не влияли на партию... пока я не ультанул в конце, разнеся ими всех и вся одним разом. Духи без новых механик всё равно неплохо раскрылись благодаря качественно прописанным особенностям. В общем, по-прежнему одна из моих любимых игр с великолепной реиграбельностью, отличной комплексностью и весьма неплохой тематичностью.
________________________
Оскверненный Грааль - 3 партии
В нашем полку прибыло животных
Очередная сессия - на сей раз весь день потратили на прохождение нескольких связанных миссий и даже не допрошли главу - настолько она долгая. Впрочем, мы не дошли до сдачи задания буквально пару шагов, а это дело и заканчивало главу. А так - лично мне пока нравится, хоть и не хватает немного прокачки: враги потихоньку становятся круче, а мы - как-то не особо.
За следующую же сессию сдали миссию Артуру, после чего он отправил нас искать Бледную Владычицу (персонажа всех предыдущих кампаний), что мы выполнили, но опять-таки не закончили главу: мы обнаружили её в плену, но спасение отложили на следующую сессию.
________________________
Воздушные Змеи - 3 партии
Змеи и часики
Забавный кооператив в реальном времени: всё, что нужно делать, это разыгрывая карты из руки, переворачивать песочные часы разных цветов, не давая песку ни в одних часах протечь до конца. Правила простейшие, кризисность присутствует, выглядит симпатично. Быстрый филлер, в который можно играть с игроками любого уровня.
________________________
Ханаби - 2 партии
Во время партии забыл сфоткать, поэтому вот вам мой набор, чутка прокачанный прищепками как напоминалками
После "Змеев" попробовали другую кооперативную игру с картами про цвета, на сей раз из моей коллекции. По сложности правил примерно на том же уровне, но здесь уклон сделан в дедукцию и умение "договариваться, не договариваясь". Вышло относительно неплохо - во всяком случае в обеих партиях не проиграли досрочно.
________________________
Ольтре - 2 партии
Наш небольшой средневековый квадрат и близлежащие вечно страдающие деревни
Ещё одна игра, которую я почему-то считал детской из-за отзывов, но по факту она таковой не ощущается совсем. В отличие от "Эйлы", здесь куда больше упора на механики - сценарность присутствует, но как по мне, переигрывать без проблем вполне можно даже одной компанией. Герои по очереди выполняют по два действия (перемещение, решение местных проблем, посещение окрестных зданий, строительство, отдых), сюжет потихоньку двигается сам вместе с местным таймером, привязанному к кастомному кубу d6, который продвигает счетчик раундов на 1, 2 или 0 шагов. Проверки различных навыков проходят при помощи уже других кастомных d6, а иногда в дело включается и некастомный d8 - по большей части для определения деревни, которой прилетит очередная оплеуха. Помимо того, к игре уже существует дополнение, и, похоже, готовится к локализации второе, что определенно добавляет игре реиграбельности. Один сценарий выиграли, один проиграли, и различий между ними, в целом, было порядочно при общей основе. Оформление большинства компонентов приятное, но на мой вкус простоватое. Отмечу лишь пару решений: ящички в коробке для сценарных компонентов сделаны как шкатулки, чего я нигде до этого не встречал, а колоды карт сюжета оформлены, как перелистывающаяся книга. В общем, вполне приятный кооператив околосемейного уровня, где есть, над чем задуматься и более опытным игрокам.
________________________
Петля - 1 партия
"Петля" настолько абстрактна, что хоть выглядит и достаточно ярко, но каждый кадр с игрой выглядит практически так же, как и любой другой
Сыграли быструю партию - познакомил с игрой товарища до того, как её кто-нибудь купит. Выигрыш получился даже какой-то слишком легкий - да, прилетела одна воронка, пару раз была вероятность проиграть, но не проиграли же. С игрой познакомились, и ладно - дополнения могли бы оживить эту игру, но пока о них не идёт и речи.
________________________
Герои - 1 партия
Результаты путешествия моего эльфийского отряда: сосредоточился на сборе артефактов и взял 4/6; периодически бил монстров - небитыми осталось двое самых сильных; пытался в застройку - не построил только жилище энтов; ближе к концу начал брать крепости - из-за собственной ошибки не взял нижнюю, впрочем, вышло всё равно неплохо - отыгрыш шустрого эльфа, носящегося по всей карте и избегающего сражений с противником (которого в начале я ещё пару-тройку раз мог сцапать энтами, которых мне закинуло с артефакта, а ближе к концу выиграть столкновение у меня шансов уже не было вовсе) вполне себе удался.
Опробовал, наконец, минималистичную настольную версию "Героев Меча и Магии". Иронично, что в игре с названием "Герои", герои присутствуют чисто формально - название скорее отсылает к источнику вдохновения. Игра минималистична до ужаса и восхищения одновременно: игроки имеют лист ламинированного картона и маркер, все армии и экономика пишутся циферками; все захваченные артефакты, крепости и ресурсы отмечены на карте, потенциальные нейтральные противники также представлены кратким списком, из которого их при победе предлагается вычеркивать. При этом у разных фракций заметная асимметрия, в игре достаточно высокая свобода действий и несмотря на достаточно тесную карту "мира", при игре вдвоем можно спокойно отыграть партию, ни разу не сразившись с соперником. Безусловно, одно это должно сделать игру совершенно непохожей на оригинал, но на удивление, несмотря на невозможность захватывать города (которые вроде как и есть, вроде как и захватываются, но отстройка происходит отдельно и доступ к закупке войск в армию есть отовсюду), ощущение "героев" я вполне себе словил. А всё благодаря тому, что есть основные составляющие: строительство города, скупка армии, приключения на глобальной карте, сражения, сбор артефактов - и, вуаля: несмотря на минималистичную реализацию, атмосфера удивительным образом всё равно создается. И это главное: несмотря на соревновательность, отсутствие каких-то игровых целей помимо чертова сбора победных очков и минимализм, я всё равно бы сыграл в эту игру ещё, попробовав другие фракции. Впрочем, себе в коллекцию всё же скорее не захотел: хочется большей масштабности приключений, соло-режим и меньшую завязку на соревновании с другими игроками ради победных очков. Помимо того, несмотря на довольно высокий уровень свободы, подозреваю, что простота игрового процесса вполне способна приесться мне спустя 5-10 партий.
________________________
01: Большой пожар - 1 партия
Почти полдома в огне - а ведь это только начало...
Довольно древний америтреш о работе пожарных-спасателей. Про эту игру я слышал ещё во времена, когда только начинал погружаться в хобби, но в магазинах я её никогда не видел, так что толком о ней ничего не знал. На практике оказалась довольно кризисным и весьма рандомным симулятором командной работы, где, впрочем, для небольшой игры наделали уж очень много разнообразных дополнений, в которых добавились новые места для пожаров, причем как очевидные вроде офисных центров или многоквартирных домов, так и неординарные, вроде самолета или корабля. Очень годный америтреш в оригинальном понимании жанра.
________________________
Чудеса Света - 1 партия
А вместе вполне неплохой такой древний мегаполис вырисовывается - только речка не стыкуется
Первая партия не в соло. Проиграл, потому что сделал ставку на том, чтобы всегда строить чудеса света, подзабив на ресурсы, природные богатства и дополнительные цели. Ожидаемо отхватил за это. Впрочем, одну цель я всё же выполнил, визуально результат мне +- понравился, так что в очередной раз убедился, что несмотря на то, что играть мне особо не с кем, игру я взял не зря.
________________________
Horrified - 1 партия
Маленький городок, на который по всем канонам Лавкрафта с какого-то перепуга решили обратить внимание сразу несколько злодейских злодеев
Любопытный америтреш, явно механически вдохновленный "Ужасом Аркхема", но со своими уникальными идеями. Игрокам предстоит защищать город от монстров из первых фильмов ужасов, таких как Дракула, чудовище Франкенштейна или человек-волк. У каждого свои механики и способы их победить, по большей части сводящиеся к сбору и трате предметов различного цвета и номинала, По сути простенькая игра, но весьма приятная и подходящая для игры с новичками: правила несложные, игра достаточно кризисная, чтобы выигрывать на последних ходах - в общем весьма любопытный представитель жанра.
________________________
Партизаны! - 1 партия
Получилась довольно неплохая колода с постоянным добором дополнительных карт - работало весьма эффективно.
Познакомил с игрой, и она была жестока как и всегда, но вышло даже чуть лучше, чем обычно выходило у меня: получилось заработать "частичную победу" (правда, по описанию назвать её победой довольно сложно. Как всегда кризисно, безнадёжно и заставляет пораскинуть мозгами.
________________________
Рюрик - 1 партия
Здесь уже убрал свои компоненты с поля, так что просто поверьте: ничего сильно не изменилось: я и в партии практически самоуничтожился под конец
Небольшая военная стратегия с преобладанием ареаконтроля, в которой настолько тесно, что отсиживаться в углу невозможно физически. Любителям повоевать может приглянуться благодаря своей быстроте (в сравнении с другими представителями близких жанров вроде "Старкрафта" или "Серпа"), относительной механической простоте в сочетании с довольно неплохими стратегическими возможностями. За 4 игровых хода, которые идет игра, вполне можно успеть развиться в определенном направлении (во всех не выйдет, и это дает игре дополнительного простора и реиграбельности): я сделал акцент на строительстве и войне, и ставка скорее не сыграла - я проиграл, причем, по факту довольно разгромно - да, поражение произошло по "тайбрейкеру" (разрешению ничьи по очкам), но по факту у соперника было несколько опций, как вырваться ещё сильнее. Игра скорее понравилась, чем нет, но опять-таки: жанр и формат игры в 4 хода слегка расходятся с тем, что я предпочитаю в настольных играх.
________________________
Ведьмы! - 1 партия
Гляжу на это дело и прям хочется вернуться к прохождению сценариев, но всё время какая-нибудь новинка да не пускает
После "Партизан!" грех было не показать и "Ведьм!". Однако партия умудрилась пойти удивительным образом, и там, где мне играть было гораздо проще, всё сложилось куда худшим образом - настолько, что вышло местами будто бы даже безнадежнее первой игры, а это надо умудриться. Поневоле задумался даже, правильно ли я вообще играл. Скорее всего, да, просто где-то решала удача, а где-то - комбинируемость ведьм в колоде.
________________________
---НОВЫЕ ПРЕДЗАКАЗЫ---
Dead Cells - лето 2025
Сначала не хотел брать, но потом победило три фактора: отсутствие других rogue-lite на рынке, шикарные компоненты и достаточно интригующий соло-режим. На этом пока закончу - уже не раз про неё рассказывал, так что просто буду ждать.
________________________
Героям здесь не место -
Наверное, самый успешная локализация Board Game Zeppelin. Первый предзаказ вызывал у меня массу вопросов, из-за которых и был пропущен: неизвестный издатель, заявленный семейный уровень, деревяшки эти... но по итогу оказалось, что и издатель со своей задачей справился, и сложность вполне себе регулируемая, и асимметричные кланы добавляют разнообразия игре, а деревяшки оказались весьма симпатично оформлены. Новый же предзаказ включал в себя и все дополнения, включая эксклюзивы, что весьма приятно.
И всё в этом предзаказе было неплохо, кроме одного: он отменился. Виновата то ли жадность автора, то ли ушлость издателя, то ли какая-то гнида, которая автору на мозги накапала - по сути, всё равно, в итоге локализации мы лишились. Создатель игры расторг контракт на локализацию (как он написал, из-за несоблюдения его правил, что слишком дешевые цены выставили, из-за чего создают конкуренцию кикстартеру, и это при том, что польская и украинская версии также стоят дешевле) и предложил продать тираж по ценам общемирового сбора (21к+), не взирая ни на какие аргументы. Издатель же данное предложение проигнорировал, написав, что автор на нормальный диалог идти не хочет, и решил отказаться от сотрудничества. С одной стороны, мне эта игра за такие деньги не нужна - за околосемейную игру, состоящую из кучки карт, тайлов и деревяшек я платить столько не готов, с другой - если издатель реально попытался обмануть автора и в соглашении было что-то нарушено, то тоже такое себе. Да и в целом сомнительное поведение издателя в данной ситуации: приостановка предзаказа с удалением страницы и закрытием комментариев с недельным молчанием, потом утверждение, что это "так, техническая проблемка, игру все получат, просто предзаказ придется продолжить позже", ну и следующая за этим через пару дней полная отмена. Другое дело, что требования поднять цены автор сам признает, так что это можно считать фактом (ну и что-то мне подсказывает, что возвращать предоплату со всеми этими западными банковскими приколдесами он почему-то не планирует), а вот обвинения в нарушениях договора в сторону локализатора по сути голословны - договор в общий доступ пока вроде никто не выкладывал, так что люди, всерьёз встающие целиком на сторону автора на "Тесере" то ли просто выступают против локализаторов, потому что "нитакусики" и "против всего отечественного", то ли настолько впечатлились "пожалейками" автора. Но один факт уже неопровержим: игру по адекватной цене мы теперь вряд ли увидим, в ближайшее время уж точно. К издателю Board Zeppelin вопросиков тоже стало больше - впрочем, всё остальное, что было мне у них интересно, по различным причинам отменялось ещё до кампаний по предзаказу, так что я от них пока жду только люто опаздывающий Jagged Alliance, а дальше кто знает, что будет. Что же касается "ГЗНМ", перекупов я кормить по-прежнему не собираюсь, так что игра в мою коллекцию теперь едва ли попадет.
________________________
Чёрная Книга - конец ноября-начало декабря
В расстройствах из-за отмены локи "ГЗНМ" случайно увидел новость, что сборы на настольную "Чёрную Книгу" идут довольно успешно - сверхцель на 3 млн. сборов, которая казалась недостижимой, почти была взята за 8 дней до конца кампании (спойлер: на следующий день её уже взяли), а значит, предзаказные копии будут больше розничных на 20 промокарт (что довольно немало, скажу я вам) и на колоду оформленных в духе "Чёрной Книги" карт для игры в "Дурака" из 96 (!) карт - как и в оригинальной игре, накидали туда "колдунства", но так, чтобы и "маглы" играть могли. Правила уже есть, обзоры описывают игру вполне подробно и без спойлеров, цена на тысячу дешевле, чем будет в рознице при том, что релиз назначен уже на конец ноября-начало декабря. Вот я и вписался - между покупкой на предзаказе и в рознице выбор в данном случае как по мне довольно очевиден.
Но стоит ли покупать игру вообще? Ведь изначально я собирался её пропустить. Настрочил вам небольшое эссе по предварительным материалам на эту тему
Первое, за что цеплялся мой критический взор, это количество и разнообразие контента: цельное поле, всего 4 персонажа, 6 сценариев, не слишком большое количество карт... Ну, по поводу последнего, думаю, вы уже поняли: 20 промокарт - не хухры-мухры, а плюсом к этому ещё и конверт кампании, в котором лежат карты, открываемые постепенно - и их там ещё 31 штука разных видов - так что изначально указанное число карт по факту от реальности неслабо отличается. По части поля претензия была к статичности, но даже среди этих несчастных 6 сценариев нашлись накладки на поле, заменяющие локации, а значит, не так уж оно и статично. Персонажей действительно маловато, зато они, как я понял, вписаны в сюжет (что подкидывает дополнительной реиграбельности), различаются между собой не только уникальной способностью, но и стартовыми картами, набором кубиков и личными бесами. Сценарии же достаточно большие и состоящие из нескольких глав каждый. Ну и бонусом всё это только база, а в комментариях автор уже намекнул, что о том, планируются ли дополнения, мы узнаем на новогоднем стриме, но это зависит от продаж (которые, как по мне, идут вполне неплохо для отечественной игры).
Второе же - это насыщенность геймплея, глубина прокачки и сходство с "Древним Ужасом". По насыщенности всё выглядит неплохо: нам нужно будет постоянно разрываться между основной сюжетной целью, помощью местным (чтобы их недовольство не росло), прокачкой и параллельно со всем этим нужно балансировать между дебафами от бесов и повышением количества грехов за их "хулиганство". Прокачивать можно как свой ассортимент боевых карт и инвентарь, так и карты работы для бесов. Ну а сходство с ДУ заканчивается на оформлении игрового поля и общем концепте - и то, игр с подобной основой пруд пруди, и чот их клонами никто не называет..
Третий пункт, это различие с оригинальной игрой. Встречал мнение фанатов оригинала, что там первостепенна боевка на картах, а остальное постольку-поскольку (один тип вообще заявил, что сюжет посредственный, лучше бы чисто колодострой на уровне "Звездных Империй" забабахали), и поэтому движок боёвки надо было переносить точь-в-точь. Поиграл пару вечерков в оригинал, и категорически не согласен: 1) лично мне куда больше заходит сюжетная часть, но не столь важно что кому заходит, сколько то, что для полноценной "настолизации" недостаточно взять какой-то компонент, важен комплекс основных составляющих; 2) конкурент ЗИ по сути мало кому вообще нужен - мало того, что "Звездные Империи" - это и так игра того же издателя, нахрена "Хоббикам" с самими собой конкурировать (впрочем, у них и так есть аналогичные продукты), так чистых колодостроев и без них на рынке полно; 3) боевка в оригинале на самом деле довольно душная - безусловно, есть свои фишки, но на столе в комбинации с действиями на поле они либо будут занимать слишком много времени, либо толкового билда не соберешь. Лично мне после того, как я посмотрел обзор, полистал правила и сыграл в оригинал, очень даже приглянулось, как бережно на стол перенесли по сути все компоненты игры, где-то чутка переработав, где-то дополнив, а где-то чуть урезав из-за настольных особенностей - даже игру в "Дурака" без внимания не оставили (пусть и отдельным набором, но иначе нормально никак не вписать).
Ну и последнее, оформление - тут всё на вкус и цвет. Стендики, конечно, всегда такое себе, но все арты, в принципе, смотрятся вполне в духе игры. Особенно, понравились кастомные кубики и счётчики (само их наличие радует).
Ну и ввиду того, что я, кажется, остался в минусе - за игру я заплатил 3990 рублей, а за рекламу мне заплатили 0 рублей, так что и минусы обозначу. Во-первых, реиграбельность вопросительная: у нас по-прежнему игра с сюжетом, в которой всего 6 сценариев и 4 персонажа. Да, если механики зайдут, переигрывать в них можно будет и не взирая на то, что сюжет уже знаешь, но тем не менее. Во-вторых, понравится ли мне сочетание механик - увидим только по приходу, многое может оказаться куда менее глубоким, чем хотелось бы. В-третьих, картооон - помимо кубиков в игре всё картонное, а душа эстета (или зажратыша, тут как посмотреть) требует тактильности. Ну и напоследок: в соло играть предлагается двумя персонажами, а это всегда ощущается костыльно.
Закончу сей опус тем, что перед нами отечественная достаточно крупная приключенческая настолка (не одноразовый детектив, "Лавка игр"!), и именно таких игр у наших разработчиков мне особенно не хватает. Очень надеюсь, что она мне зайдет, её будут развивать дальше (на нашем рынке, Crowd Games!), а другие игроделы посмотрят на это дело и возьмутся, наконец, за нормальную работу, а не штамповку еврачей, абстрактов и семеек.
____________________________________
Такой вот месяц. Начался тихо, к середине оброс интересными анонсами, а под конец ударил под дых (я ещё не написал про то, что отменили анонс дополнения к "Земле сказаний" на русском, оправдывая это тем, что база плохо продалась, с текущим курсом доп будет дороже базы и минимальный тираж не продастся, а сами при этом вышли с ним на кикстартер - охеренно, в следующий раз ещё 100 раз подумаю, стоит ли поддерживать собственные проекты этого издателя, если они так приоритеты расставляют), хоть я и смягчил немного удар, открыв для себя "Черную Книгу". Поглядим, как пойдет ноябрь: ожидаю пару-тройку интересных кампаний по предзаказу, кой-чего у "Гаги" может внезапно и сразу в розницу пойти. Ну и конечно, жду новиночки: "Наследие Юя" приехало 1 ноября (если вы подписаны на телеграмм, то наверняка уже в курсе), ещё пара предзаказов технически имеют шансы приехать в течение месяца, но в это уже верится с трудом, так что в этом плане больше жду декабрь - вот там уже прям раздолье должно быть.
На этом всё, спасибо всем, кто читал. Как обычно буду рад комментариям, особенно содержательным.