О трех видах знания
Первый вид знания вовсе не является знанием, разве что в переносном смысле слова.
В «Робинзоне Крузо» писатель Даниэль Дэфо называет испытательный срок, после которого европеец XVIII века мог считаться полноправным знатоком исторического мифа того времени. Для мальчика Ксури, проданного Робинзоном в рабство португальскому капитану, был установлен срок в 10 лет после принятия христианства, после которого его новый владелец давал обязательство отпустить его на волю.
Видимо, 10 лет практики в христианском мифе показались английскому писателю достаточным основанием, чтобы затем считать Ксури «таким же человеком, как мы».
И в наши дни школьному образованию отводится примерно 10 лет, по истечении которых ученик, наряду с приобретением знаний естественных наук, считается знатоком общественной мифологии.
Как утверждает автор популярной книги «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари, «любое широкомасштабное человеческое сотрудничество – от современного государства до средневековой церкви, античного города и древнего племени –
вырастает из общих мифов, из того, что существует в воображении людей».
вырастает из общих мифов, из того, что существует в воображении людей».
Миф несовместим с правдой, однако, совместная жизнь людей всегда основана на тех представлениях, что нам нечего делить, что мы друг другу не волки, и что наше общежитие всегда право, а чужие люди правы не всегда.
Представляя общественности линейку новых школьных учебников по истории, ректор МГИМО Анатолий Торкунов заявил, что эти учебники призваны воспитать патриотов. Раз поставлена такая задача, школьную историю следует отнести к первой категории знания. И по-другому быть не может!
Школьников готовят, в том числе, и к таким поворотам истории, как новые акты борьбы за раздел природы между нашим народом и другими народами.
Выше этого понимания знания как договора между людьми находится понимание знания как правды.
В поэме древнегреческого
поэта Гесиода «Труды и дни» сказано:
поэта Гесиода «Труды и дни» сказано:
«Звери, крылатые птицы и
рыбы, пощады не зная,
рыбы, пощады не зная,
Пусть поедают друг друга:
сердца их не ведают правды.
сердца их не ведают правды.
Людям же правду Кронид
даровал — высочайшее благо».
даровал — высочайшее благо».
Гесиод одним из первых обратил внимание на объективность знания. Даже если кто-то среди людей договорится о кривде, предупреждает Гесиод, богам все равно станет известной правда, существующая независимо от желания смертных.
«Есть еще дева великая Дике,
рожденная Зевсом,
рожденная Зевсом,
Славная, чтимая всеми
богами, жильцами Олимпа.
богами, жильцами Олимпа.
Если неправым деяньем ее
оскорбят и обидят,
оскорбят и обидят,
Подле родителя-Зевса немедля
садится богиня
садится богиня
И о неправде людской
сообщает ему. И страдает
сообщает ему. И страдает
Целый народ за нечестье
царей, злоумышленно правду
царей, злоумышленно правду
Неправосудьем своим от
прямого пути отклонивших.
прямого пути отклонивших.
И берегитесь, цари-дароядцы,
чтоб так не случилось!
чтоб так не случилось!
Правду блюдите в решеньях и
думать забудьте о кривде».
думать забудьте о кривде».
В суде одна сторона будет говорить одно, а другая – другое. Тут то и пригодится Дике – носительница объективного знания.
Но не только в этом случае.
В судебных и других общественных дискуссиях греков родилось требование «Познай самого себя».
Знание самого себя необходимо судье или политику, чтобы уметь встать над схваткой, чтобы выбрать верную точку зрения из множества конфликтующих.
Но знание как правда о самом себе предполагает психологическую зрелость её носителя. В противном случае оно было бы вовсе недостижимым.
Знание как правда о самом себе означает, что славяне, жившие в изобильном Поднепровье, не смогли защитить себя и были завоеваны народом «русь», пришедшим с бедных берегов Южной Балтики.
Русы, будучи в течение длительного времени включенными в кельтскую цивилизацию, свои административные шаблоны заимствовали из этой колыбели, а в более позднее время русские князья пользовались
её наследием в качестве, своего рода, традиции. Для управления восточными славянами, которые совсем не знали организации, выходящей за рамки кровного родства, тех примитивных принципов, которые могла им предложить русская военно-торговая корпорация, вполне хватало.
её наследием в качестве, своего рода, традиции. Для управления восточными славянами, которые совсем не знали организации, выходящей за рамки кровного родства, тех примитивных принципов, которые могла им предложить русская военно-торговая корпорация, вполне хватало.
Знание как правда о себе самом означает оправдание гипертрофированного коллективного начала русской истории, черпавшей энергию из эксплуатации волжского и, в начале, днепровского торгового путей.
Знание как правда о себе самом объясняет недоверие русской истории к индивидуальному опыту, мастерству, или знанию перед лицом тех колоссальных энергий, которые вторгались на Русь с запада или востока, перед долгими зимами и коротким дождливым летом, перед непродуктивностью земледелия. Объясняет глупость начальников неглупого народа.
Знание как правда о себе самом позволяет понять трагедию высшего класса, который из века в век весь жил в одном крупном городе, и в катаклизмах сгорал либо в храмах, либо в эмиграции, но также ведет к пониманию безысходности замкадья периодически остающегося без
царя в голове.
царя в голове.
И о том, почему князья русские все больше немцы, и о том, почему «Газпром» наше все, и об исчезновении самого народа в борьбе за народное счастье, мы узнаем из этой правды о нас самих.
Знание о себе самом выглядит как устрашающая своим весом штанга. Такое знание противоречит нашей обычной практике.
Как правило, облачаясь в тогу историков, люди говорят о своей социальной значимости: о том, какие они уважаемые, умные, влиятельные и симпатичные люди. Мы становимся историками, когда хотим произвести впечатление, но саморазвитие нарратива — это другое.
Вам каждый день придется вспоминать то, что вспоминать не хочется, и оправдывать то, что оправдать нельзя.
Вы должны держать вес перед лицом нападок окружающих. Почему?
Третий вид знания – сила, а представления о силе знания вышли из мира магии. Однажды вы видите группу людей вдалеке, и вы знаете, о чем они говорят.
Или, устав от бесконечных оправданий и самооправданий, вы произносите откуда-то взявшиеся слова, и завтра именно это и происходит.
Умозрительные «силы истории» в реальном мире проявляют себя как гигантские суммы мыслей, движущихся по разным, но связанным между собой траекториям. Многие ученые пытались объяснить, что такое мысль, – но еще никому это не удалось.
В любом случае, если есть в физике хоть капля правды, тогда мысль должна иметь связь с энергией.
В 2014 году возможности мышления были исследованы с помощью суперкомпьютера компании Fujitsu (“K Computer”). “K” – один из самых мощных суперкомпьютеров в мире. Его производительность составляет 10, 5 петафлопс. Это означает, что “K” работает в 440 000 раз быстрее, чем iPhone 5. Чтобы симулировать 1 секунду работы 1 (одного) мыслящего сознания японская супермашина потратила 40 минут, в течение которых она потребляла мощность небольшой электростанции (12,6 МВт).
Соответственно, чтобы оценить энергетическую мощность 1 секунды работы аттрактора российской истории (или, что то же самое, общества), потребуется умножить 12, 6 МВт на 146 804 372 (численность населения России). И этого хватит лишь для симуляции потока истории с машинной скоростью в 2400 раз меньшей реальной скорости мыслящей среды.
В качестве самого нового предположения была высказана идея, что мышление осуществляется в протонном облаке.
Эта новая теория помещает правду истории вне сознания человека. И, как мы помним, то же самое сделал и Гесиод в поэме «Труды и дни» уже 2000 лет назад.
В протонном облаке, утверждает группа ирландских исследователей, все мысли квантово-запутаны. Облако знает вас и ваши мысли, а вы…
Вот такое знание, согласно представлениям самой современной физики, и является силой.
С днем знаний!