Почему от музыки по телу бегут мурашки?
Если по-научному, «мурашки» возникают благодаря пиломоторному рефлексу, а это - непроизвольное сокращение гладкомышечных структур основания волосяного фолликула, в результате которого поднимаются волоски на поверхности кожи.
Этот рефлекс передался нам от предков: во время холодов волоски на теле поднимались вверх, чтобы удерживать тепло. Так птицы нахохливаются в мороз и становятся похожи на пушистый шар. Но у животных шерсть (или колючки) встаёт дыбом не только «для сугреву», а ещё и чтобы казаться больше и тем самым отпугнуть возможных врагов.
Сейчас есть одежда, но рефлекс сохранился и срабатывает не только от холода, но и в результате эмоционального воздействия.
Когда мы слушаем хорошую музыку, в мозге активируется система вознаграждения и вырабатывается дофамин, он же «гормон счастья». Когда его концентрация достигает пика, к волосяным фолликулам идёт сигнал, который и приводит к возникновению «мурашек».
А система вознаграждения активируется потому, что мы подсознательно предугадываем развитие музыкальной композиции, ждём разрешения гармонии и радуемся, когда звучит ожидаемая нота. Если у вас бегут мурашки от музыки, можете гордиться – по мнению учёных, они появляются у интеллектуально развитых людей.
Когда разрешения гармонии нет, возникает фрустрация, неудовлетворённость, ощущение недосказанности.
По этому поводу рассказывают, что однажды Иоганн Себастьян Бах слушал перед сном, как играет его сын, а тот не доиграл музыку до конца и убежал, Бах ждал-ждал, вскочил, добежал до инструмента и сыграл заключительный аккорд, разрешив гармонию. Без этого заснуть он бы не смог.
Из более современного - эпизод "Теории большого взрыва", когда Эми тренировала Шелдона прерывать процессы, чтобы преодолеть синдром незавершённого действия - но он, дождавшись её ухода, тут же с неизбывным наслаждением доделал всё прерванное, в том числе - допел песню и нажал на клавиатуре финальную ноту:)
Но музыка, которая всё время оправдывает наши ожидания, не интересна! Нас задевает неожиданность, нам нравится, когда вознаграждение как бы откладывается во времени, но в итоге приходит. Внезапная смена гармонии, драматичное соло, изменения в темпе и ритме, динамические нюансы - именно эти приёмы и пробирают до мурашек.
Но тут есть свои крайности. Если музыка слишком далеко уходит от ожидаемой гармонии, это выдерживают не все. Джаз и прогрессивный рок имеют гораздо меньше поклонников, чем эстрадная и даже рок-музыка. С другой стороны, чем легче музыка для восприятия - тем быстрее от неё устаёшь. И чем больше слушаешь такой «лёгкой» музыки - тем больше мозг ленится. И вскоре человек уже не в состоянии воспринимать что-то более заковыристое, чем "три аккорда". Что уж говорить про рэп.
У музыки есть и ещё один эффект: поскольку она сопровождает нас с рождения, у каждого из нас формируется своеобразный личный саундтрек: музыка прочно ассоциируется с какими-то моментами в нашей жизни. Несколько тактов знакомой мелодии - и нахлынут воспоминания. Похожим образом действуют запахи, но музыка - мощнее.
Есть мнение, что классическая музыка повышает мозговую активность и делает слушателей «умнее». Это называют «эффект Моцарта». Но последние исследования показывают, что на очень пожилых людей ещё лучше действует музыка, которую они слушали в детстве. Это эмоциональные воспоминания, которые никогда не исчезают. Музыка, связанная для человека с особыми событиями, стимулирует нейронные связи таким образом, что поддерживает более высокий уровень функционирования мозга.
В общем, с точки зрения физиологии музыка воздействует на мозг так же как, секс, наркотики или шоколад. Не зря же говорят - секс, наркотики, рок-н-ролл!