Александр Гречанинов - гений простоты
Поскольку я в музыкальной школе не училась, многие предметы под страшными названиями типа "сольфеджио" и "музыкальная литература" прошли мимо меня. Скорее всего, к счастью. Но, возможно, поэтому некоторые вещи я с интересом узнаю только теперь. Недавно открыла для себя Александра Гречанинова. Все нотные сборники, особенно для музыкальных школ, пестрят его пьесами. По этой причине или какой-то другой - я относилась к нему с предубеждением. А обнаружила прелестную Мазурку, поиграла что-то ещё и открыла для себя дивного композитора.
Гречанинов - редкий случай: он начал заниматься музыкой очень поздно и писал в автобиографии, что впервые увидел настоящее фортепиано в 14 лет. Но поступил в консерваторию и закончил её! В нашей нынешней традиции представить такое невозможно. Есть, правда, француз Люка Дебарг, который по официальной версии начал заниматься лишь в 11 лет, а в итоге стал лауреатом конкурса Чайковского в 2015 году.
Но я всегда подозреваю в этих историях некоторое лукавство - мне кажется, классические фортепианные педагоги никаких самоучек и переростков и близко к своему бизнесу не подпустят. Поэтому, скорее всего, и Дебарг играл всё же не с нуля. Вот и у Гречанинова семья сама по себе была музыкальная.
Но, возможно, сам факт, что он поздно начал, сделал его музыку такой особой. Гречанинов хотел писать музыку понятную всем. Не три аккорда, а чтобы обычные образованные люди, которые немного учились музыке, потому что так было принято, дома могли сесть и сыграть. И у него это прекрасно получилось. Как писал Леонид Сабанеев, Гречанинов писал не только красиво, но удобно, и для пианистов, и для вокалистов, и при этом сочинял музыку приятную, но не пошлую. Поэтому среди любителей музицировать он стал очень популярен:
"Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и "удобнее Чайковского", в чём была безусловно доля истины".
Кстати, насчёт Чайковского - одна из моих преподавателей говорила, что Чайковский композитор в первую очередь симфонический, и на фортепиано его играть не очень удобно. В отличие от Рахманинова, которого пианисты обожают именно за то, что при всей сложности его играть очень удобно!
Так вот и у Гречанинова есть пьесы, которые звучат красиво, выглядят сложно, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что играть их легко, удобно и приятно. Это настоящий талант и находка, особенно для любителей! Может быть, Гречанинов - это такой Рахманинов на минималках:)
Но талантливые люди сложные и своеобразные, и позабавила меня такая история от Леонида Сабанеева:
«…В эпоху „юности советской власти“ ему было тяжело. Политически он был наивен как ребёнок. Так же, как он радовался, что его романсы распевает императрица, так же при первых „громах революции“ он немедленно сочинил гимн свободной России и так же радовался, что его с успехом исполняют. Успех его музыки — вот что его интересовало. В то время, когда началось просачивание русских музыкантов за границу — а это началось почти одновременно с водворением советской власти, — он на некоторое время как-то застрял: Рахманинов, Метнер, Черепнин и Прокофьев успели смыться ранее. Раз, помню, я его встретил на улице и спросил, почему он не попытается, как многие другие, получить командировку или просто выезд за границу. Он на меня посмотрел недовольно и сказал — я хорошо помню эти слова:
— Россия — моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот
момент свою мать! Я никогда не оставлю её.
Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад».
Вот тебе и "наивный":) Но музыку Гречанинов писал красивую и очень русскую.
Вот одна из пьес Александра Гречанинова - Мазурка". Но она очень мало похожа на мазурку как национальный польский танец, задорный и гордый.
Это скорее мечтательное воспоминание о танцевальных вечерах и их романтике. Пьеса очень лёгкая, её играют даже самые юные пианисты, но настроение и эмоции в ней очень взрослые.
А вот Прелюдия - тоже совсем небольшая пьеса, но какая драматичная и очень русская по характеру музыка!