RU
Алиса Апрелева, PhD, MT-BC, NMT
Алиса Апрелева, PhD, MT-BC, NMT
20 подписчиков

Анатомия пения: Четыре подсистемы

«Если отрезать фонирующему человеку голову и засунуть в гортань микрофон...» - с энтузиазмом вещал любимый преподаватель фонетики на филологическом факультете МГУ в конце 1990х, как будто не замечая округлившихся глаз впечатлительных первокурсниц. Запомнилось на всю жизнь – записалось на подкорку вместе с информацией об особенностях устройства человеческого вокального аппарата. 
Нужно ли разбираться в тонкостях анатомии для того, чтобы петь? Всё индивидуально, конечно. Кому-то хватает «внешней» стороны, совместного пения с другими homo sapiens, собственных телесных ощущений от вокального звучания. А есть такие, которые любят всё разобрать, разглядеть, потрогать и, именно таким образом, понять. Для таких вот любопытных друзей Медведя Наухо - расскажу ещё немного о нашем удивительном невидимом инструменте – человеческом голосе.

Для начала про четыре подсистемы производства голоса. Вот они, на картинке: дыхательная, фонационная, артикуляционная, резонаторная.
Давайте разберёмся с ними по порядку.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ 
При вдохе воздух наполняет лёгкие, при выдохе – либо беззвучно выходит через рот или нос, либо участвует в создании звука. Без дыхания, т.е. без воздушного потока, проходящего сквозь речевой аппарат, петь не получится. Представьте себе, например, трубу: можно сколько угодно нажимать на клавиши, но пока в неё не подует опытный трубач, никакой музыки не выйдет!
Важный момент: в повседневной жизни мы дышим автоматически, «как придётся», а при обучении пению или красивой речи осваиваем контролируемое дыхание. Оно помогает поддерживать нужные интенсивность, высоту и чистоту тона – именно поэтому так важно освоить диафрагмальное и смешанное дыхание прежде, чем переходить к пению! 
ФОНАЦИОННАЯ
Это про работу голосовых связок. Любое пение, а в речи - звонкие согласные и все гласные звуки – возможно, только если работают наши связки. Связки – это две тоненькие эластичные «ниточки», длиной от 12 до 24 миллиметров, расположенные в гортани.  Связки смыкаются друг с другом – и проходящий сквозь голосовую щель воздух заставляет их колебаться и, таким образом, создаёт вокальный тон. Высота этого тона зависит от степени натяжения связок.
Связки колеблются примерно, как струна на гитаре. Но это не совсем корректное сравнение, потому что «струн» у нас в гортани две, и обе они приходят в движение. Наверное, всё-таки лучше сравнить связки с «музыкой ветра». 
АРТИКУЛЯТОРНАЯ
Многообразие звуков, которые может издавать человек, поражает воображение.  Первое, что приходит на ум, - это звуки [r] в разных языках: французском, английском, русском. Или цокающие, кликающих звуки в языке бушменов (впрочем, и в русском эти звуки себя вполне неплохо чувствуют, вот интересная статья про это).
«Отвечает» за это наш артикуляционный аппарат – язык, губы, щёки, зубы, увула («язычок» между ротовой и носовой полостями). Смыкая, приподнимая, напрягая, расслабляя, вытягивая, изгибая весь этот инстументарий в разных комбинциях и с разной скоростью, мы получаем желаемое звучание: например, пропеваем текст песни с разной выразительностью. Хороший аналог из мира музыкальных инструментов – разных штрихи при игре на виолончели или скрипке: например, отрывистое пиццикато (пальцы щипают струну) или тягучее арко (по струне неотрывно движется смычок). 
РЕЗОНАТОРНАЯ
Наконец, для того, чтобы все наши вибрации и артикуляции оказались услышаны, нужен резонатор – полость внутри организма, которая усиливает звук поющего, придаёт характерную окраску тембру. Считается, что в пении задействуются грудные резонаторы (трахея и бронхи) и головные резонаторы (носовая и ротовая полости и полость глотки). Они могут «работать» по отдельности или в разных комбинациях – от этого будет меняться качество звука. А ещё звук может резонировать в костной ткани лица и тела.
Как всё это работает в живом человеке – на самом деле, не до конца понятно. Мы все по-разному устроены и всё очень индивидуально. Некоторые преподаватели пения требуют «петь лбом» (?) или «затылком» (?), но понятно, что это просто вспомогательные образы – кому-то они помогают, кому-то нет.
На мой взгляд, лучше работает кинетическое ощущение: поэкспериментировать, «поймать» резонанс один, другой, третий раз, почувствовать его, привыкнуть. Особенно это хорошо удаётся во время совместного пения – с преподавателем, терапевтом или в группе. Так пению «обучались» издревле.
Резонаторы в мире музыкальных инструментов – полость внутри гитары (пробовали когда-нибудь играть на электрогитаре без подключки? она такая тихая именно потому, что у электрогитары нет нормального резонатора), корпус флейты или дека арфы.

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх