RU
Алиса Апрелева, PhD, MT-BC, NMT
Алиса Апрелева, PhD, MT-BC, NMT
20 подписчиков

Как развить музыкальный слух? Шесть практик

В предыдущем посте я рассказывала о том, как устроен наш музыкальный слух и процесс «попадания в ноты», с точки зрения неврологии. Сегодня расскажу о простых развивающих практиках – для тех, у кого «совсем нет слуха» (но вы же помните? мы уже выяснили, что музыкальный слух есть почти у всех, просто развит он в разной степени).
Чтобы было понятнее, как эти практики "работают", давайте проведём параллель с обучением звучащей речи.
Ребёнок учится распознавать звуки родного языка уже в третьем триместре, внутриутробно. Поначалу это общие «очертания» речи – интонации, характерные звуки языка. Постепенно, в общении с близкими взрослыми и старшими сиблингами (братьями-сёстрами), младенец
начинает распознавать отдельные слова, части слов, часто встречающиеся словосочетания.
Одни сочетания звуков несут смысловую нагрузку, что-то означают. Другие – совсем не влияют на смысл. Например, слова «угоЛ» и «угоЛЬ» отличаются только твёрдостью / мягкостью согласного. Но эта твёрдость / мягкость – значимы для человека, говорящего на русском языке. Это качество звука, которое помогает правильно понимать обращённую к нам речь. А вот для англичанина твёрдость / мягкость согласного не
имеет никакого значения: в английском все согласные полумягкие.


Для говорящего на китайском языке такой смыслоразличительной характеристикой будет высота гласного звука (вот здесь - хорошее объяснение того, как это устроено, с примерами). Похоже, что именно
поэтому, у китайцев, как правило, лучше развит музыкальный слух. Но вот что интересно: у музыкантов-некитайцев слух развит лучше, чем у
китайцев-немузыкантов
. Это ещё одно доказательство тому, что тренировка музыкального слуха – это большая, но вполне выполнимая работа. Никакой магии, только регулярные занятия!
Я пишу здесь о речи, но примерно так же происходит процесс
обучения языку жестов в семьях глухонемых людей. Постепенно из потока движений ребёнок начинает выхватывать те, что имеют значение. В результате опыта, внимание «затачивается» под задачи общения.
Похожий процесс – у обучающихся мастерству рисунка. Для того, чтобы что-то нарисовать, нужно сначала увидеть не просто «зелёную ёлку» или «синее озеро», а заметить все цвета и оттенки, все линии, из которых складывается визуальный образ. Нужно "натренировать глаз", научиться различать элементы в потоке однородных стимулов.
Развитие музыкального слуха происходит примерно так же, как обучение речи, живописи, языку жестов. Чтобы "прокачать" зоны мозга, отвечающие за музыкальный слух и научиться отличать один музыкальный звук от другого, нужно
1) проанализировать большое количество разнообразной звуковой информации (как это делает ребёнок, который внимательно слушает всё, что ему говорят, ещё не понимая значения слов),
2) научиться отличать одни звуковые сигналы от других - и делать это всё с большей степенью точности, пока каждый из звуков не приобретёт своё "значение" - и тогда мы начнём слышать, где заканчивается одна нота (например, "ми") и начинается другая нота (например, "фа").
"А если мне медведь на ухо наступил?" 
Медведь здесь совершенно ни при чём. Если вы хотите развить слух и научиться петь - вы сможете это сделать.
Да, это правда, что при обучении речи эти процесс анализа звуковой информации происходит как быть "сам собой". Ребёнок должен научиться понимать значимых взрослых для того, чтобы иметь возможность общаться с ними, заявлять о своих потребностях, выстраивать отношения надёжной привязанности. Иными словами, освоение речи (или другой системы общения) напрямую связано с выживанием. Мозг приоритизирует эту задачу.
Обучение пению с выживанием не связано, поэтому ваш конечный реультат напрямую зависит от объёма проанализированной звуковой информации (нужно много, много слушать) и от степени вашей мотивации (нужно слушать вовлечённо, активно). И нет, после 12 лет - не поздно. Новые нейронные связи формируются в течение всей жизни, было бы желание (мотивация). 
Что делать? Как развить слух "с нуля"? На самом деле, всё очень просто. Я рекомендую для этого шесть регулярных практик.
Практика 1. Научитесь фокусироваться на звуковых ощущениях
Около 90% процентов информации поступает в мозг человека через визуальный канал восприятия. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей - но, как правило, люди полагаются на зрение больше, чем на слух. Попробуйте изменить это. 
Закройте глаза. Услышьте мир вокруг. Тиканье часов. Щебет птиц. Скрип качелей во дворе. Шорох ветра в листве. Тихое пение водопроводных труб. Каким получается звуковой образ вашего мира? Чем он отличается от визуального?
Практика 2. Научитесь различать отдельные звуки в общем потоке
Возвращайтесь к практике слушанья мира вокруг как можно чаще. Лучше всего - несколько раз в день, в разных ситуациях (только не за рулём!). Со временем вы научитесь различать все больше звуков и их оттенков. У вас появятся привычные звуки-"знакомые" и неожиданные звуки-"гости". Вы научитесь определять направление звука, расстояния до источника звука, свойства звука в меняющейся окружающей среде. Голоса звучат по-разному в снежный январский день, в летний вечер, в метро и в лесу. Слушайте, слушайте.
Практика 3. Слушайте как можно больше разнообразной музыки
Что такое музыка? Это последовательность звука и тишины, развивающаяся во времени. Вы уже научились вслушиваться в мир вокруг. Теперь нужно научиться слушать музыку. Не фоном - целенаправленно, внимательно. Как аудиокнигу. Чтобы понять. Не только ту, что звучит по радио или уже собрана в любимый плейлист, - разную. Странную, непривычную, сложную, слишком простую. Со словами, без слов. Народную, симфоническую, вокальную. Джаз. Мотеты. Баха. Оперу. Шансон. Французский шансон. Индийские раги. Тяжёлый рок. Колыбельные. Лаундж. Кантри. Танго. Рахманинова. Пярта. Билли Айлиш. Слушайте, слушайте. Пробуйте незнакомое на вкус. Дарите ощущения ушам. Водите мозг на аудиоэкскурсии. 
Практика 4. Научитесь различать отдельные элементы музыкальной ткани
А теперь слушайте глубже, чутче. Сколько инструментов звучит сейчас? Куда идёт мелодия - вверх или вниз? Что это за новый звук вплетается в музыку? Какой звук - самый последний в композиции, тот, после которого начинается тишина? Чей голос Мадонны отличается от голоса Аллы Пугачёвой? Какие звуки приятны и успокаивают, а какие - вызывают едва заметное беспокойство? Слушайте.
Практика 5. Соедините звук с движением
Двигайтесь под музыку. Танцуйте под музыку, которую слушаете. Не важно, красиво это или нет, оригинально или "как все", изысканно или просто. Важно соединить движение звука с внешним, телесным движением. Почувствовать энергию, направление звука, воплотить их.
Не дружите с телом? Пробуйте то, что проще. Отбивайте ритм ногой. Позвольте рукам двигаться сквозь воздух. Рисуйте разноцветные линии на бумаге. Танцуйте взглядом: вверх за высокими нотами мелодии, вниз - за низкими. 
Экспериментируйте. Сделайте музыку своей стихией.
Практика 6. Чаще пойте в душе
Не страшно, если вы не попадаете в ноты. Если вы слышите, что не попадаете, - хорошо! Это обратная связь. Это процесс обучения. Если не слышите - не думайте сейчас об этом. Это не важно. Главное сейчас - всё тот же мостик между образом звука в вашем сознании и внешним, проявлением этого звука. 
Подпевайте знакомым песням. Пойте детям, котам, растениям. Соединяйте внутреннее и внешнее.
Все эти упражнения, действительно, очень просты.
Дадут ли они результат? Обязательно. Нужны лишь время и внутренняя решимость. Всё получится. Если вам говорят, что вы не способны петь, не верьте!
-------
Слышите, что поёте мимо нот, но пока не знаете, что с этим делать? В следующем посте - несколько видео с вокальными упражнениями, которые помогут вам соединить внутреннее ощущение музыкального тона со звучанием вашего голоса в реальном времени. 
Дорогие гости блога, не забывайте, пожалуйста, об авторских правах :)
avatar
Это прекрасно, очень пончтно и просто) и воодушевляющеHeart
avatar
Darya Aljene, спасибо 🎈 🧸

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх