Нирвана НЕ является самоуничтожением
Иногда всё ещё можно столкнуться с неверным, ложным представлением, что Нирвана является самоуничтожением, космическим суицидом, аннигиляцией.
А Пробуждённые после смерти просто самоуничтожаются.
Это не так. Нет.
Важно развенчивать мифы и ложные представления о буддизме.
Будда говорил:
“Когда другие порицают меня или порицают Дхамму, или порицают Сангху, то вы должны разъяснить, как неверно то, что неверно. По такой-то причине это неверно, по такой-то причине это неправильно, и нет этого у нас, и нельзя у нас этого найти” (Дигха Никая, Брахмаджала сутта)
Если кто-то столкнётся с таким ложным воззрением, то вот небольшой сборник цитат квалифицированных буддийских учителей разных традиций и школ — от Тхеравады до Ваджраяны, от великих йогов до буддологов и самого Будды из Палийского канона.
= = = = =
Бхиккху Бодхи, монах школы Тхеравада, переводивший Палийский канон:
Состояние ниббаны — это не аннигиляция, поскольку эго, которое якобы подвергается уничтожению или аннигиляции, не существует.
Говорить о том, что лежит за пределами прекращения этого процесса, значит строить догадки за границами представлений, за пределами языка.
- - -
Таниссаро Бхиккху, монах Тайской лесной общины традиции Тхеравада:
Предвзятое представление о том, что освобождение означает конец существования, может помешать даже первому уровню пробуждения.
Существует уровень космоса, на котором существа полностью лишены восприятия и в основном бессознательны.
Человек, думающий, что освобождение — это полный конец любого и всего сознания, может легко принять этот уровень космоса за освобождение и, считая его целью, застрянет там в тупике на очень долгое время.
- - -
Палийский канон SN 22.85 Theravagga Yamakasutta:
В то время у монаха по имени Ямака было следующее пагубное заблуждение:
«Насколько я понимаю учение Будды, пробуждённый, который покончил с загрязнениями, уничтожается и разрушается, когда его тело распадается, и не существует после смерти».
Об этом услышали несколько монахов. Они сели в сторонке и сказали ему:
«Неужели это правда, что у вас такое вредное заблуждение?»
«Да, почтенные, именно так я понимаю учение Будды».
«Не говори так, Ямака! Не искажай Будду, ибо искажать Будду нехорошо. И Будда бы так не сказал».
- - -
Нагарджуна “Ратна-авали раджа-парикатха”:
Неверно, что нирвана есть небытие.
Но разве можно представить её бытие?
Прекращение раздумий о бытии и небытии
Называется нирваной.
- - -
Буддолог Торчинов Е. “Введение в буддизм”:
Само слово нирвана восходит к санскритскому корню нир со значением «угасание», «затухание».
На этом основании буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме.
Однако буддийские тексты вполне отчётливо указывают на то, что угасает, затухает вовсе не бытие.
- - -
Д.Т. Судзуки “Основные принципы буддизма Махаяны”:
Нирвана, согласно буддистам, не означает ни аннигиляции сознания, ни временного или постоянного подавления умственной деятельности, как считают некоторые;
это есть аннигиляция понятия эго-субстанции, а также страстных желаний, которые зиждутся на этой ошибочной теории.
Это, впрочем, репрезентирует негативную сторону доктрины; позитивная же её сторона состоит в универсальной любви, или сострадании (каруна), ко всем существам.
- - -
Бидия Дандарон “Общая схема совершенствования по пути мантраяны”:
Нирвана — это состояние, выходящее за рамки субъект-объект. В ней отсутствует всякий след сознания индивидуального Я.
Это состояние деятельности, не подчинённой причинно-следственному закону (крама), ибо оно есть безусловная свобода.
В одном смысле это есть самоугасание, прекращение волнения элементов бытия (дхарм), в другом — абсолютная свобода от сансарных пут и условностей,
но ни в коем случае не уничтожение;
Нирвана, шуньята и махамудра — одно и то же, они находятся вне сферы познаваемости обычным человеческим интеллектом.
- - -
Шантидева “Бодхичарья Аватара”:
Относительная и высшая,
Таковы два вида реальности.
Высшая реальность недостижима для разума,
Ибо разум называют относительным.
- - -
Шинзен Янг “Science of Enlightenment”:
Из описания Будды ясно, что нирвана — это не просто отсутствие страданий в смысле анестезии, бессознательного состояния или смерти.
Она описывается как в высшей степени позитивное состояние глубокого удовлетворения, расширения возможностей и свободы от ограничений.
Подразумевается, что устранение цепляния открывает состояние изначального благополучия, которое всегда присутствует, хотя и скрыто для большинства людей.
- - -
Махапраджняпарамиташастра, глава 2:
Если есть действие (карма), есть также плод (пхала).
Несуществование деятеля (карака), действия и плода — это абсолютный (парама) и глубинный (гамбхира) закон, который смог открыть Будда.
Существует пустота (шунья),
но не уничтожение (уччхеда),
непрерывность (прабандха),
но не вечность (шашвата),
дурное (апатти) и заслуга (пунья),
а не разрушение (випранаша).
= = = = = = = = =
И слова самого Будды:
“Если описывать Татхагату — высшего из людей, величайшего из людей, достигшего наивысших достижений — то это следует делать вне рамок этих четырёх утверждений: Татхагата:
- существует после смерти,
- не существует после смерти,
- и существует, и не существует после смерти,
- ни существует, ни не существует после смерти”.
(Анурадха сутта СН 44.2)
- - -
Если какие-либо отшельники и брахманы заявляют об освобождении от цикла существования через уничтожение существования, я говорю, что все они не освобождаются от цикла существования.
Мудро видя всё таким, каким оно является на самом деле,
Отбросив жажду существования, но и не стремясь к самоуничтожению
С полным уничтожением жажды, с рассеиванием невежества без остатка,
Наступает окончательное прекращение и освобождение.
(Кхудака Никая. Удана 3.10 Лока сутта )
- - -
Брахман Веранджи однажды сказал:
“Гаутама учит уничтожению. Мастер Гаутама — аннигиляционист”.
На что Будда ответил:
“Есть, брахман, способ, которым можно было бы справедливо сказать обо мне: Гаутама — аннигиляционист.
Ибо я утверждаю уничтожение похоти, ненависти и заблуждений; я утверждаю уничтожение многочисленных видов плохих, нездоровых качеств.
Именно поэтому обо мне можно было бы справедливо сказать: Гаутама — аннигиляционист. Но ты говорил не об этом”.
(Aṅguttara Nikāya 8.11. Verañjā)
- - -
Так провозглашая, я был безосновательно, тщетно, ложно и ошибочно представлен некоторыми отшельниками и брахманами:
«Отшельник Готама — это тот, кто сбивает с пути; он учит об уничтожении, разрушении, истреблении существующего существа».
Поскольку я не являюсь таковым, поскольку я этого не провозглашаю, то некоторые отшельники и брахманы безосновательно, тщетно, ложно и неправильно истолковывали меня следующим образом:
отшельник Готама — это тот, кто сбивает с пути; он учит уничтожению, разрушению, истреблению существующего существа
(Majjhima Nikāya 22. Opammavagga)